Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 13.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1823/2012

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. по делу N 33-1823/2012


Докладчик: Димитриева Л.В.
Судья: Трихалкин С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Димитриевой Л.В., Александровой А.В.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску С. к отделу социальной защиты населения района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и возложении обязанности назначить ему и членам его семьи ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий, поступившее по апелляционной жалобе ответчика отдела социальной защиты населения района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 17 апреля 2012 года, которым постановлено:
- - исковые требования С. удовлетворить;
- - признать решение отдела социальной защиты населения района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики N 33 от 27 февраля 2012 года об отказе в назначении С., как ветерану боевых действий, ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг незаконным;
- - обязать отдел социальной защиты населения района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики назначить С., как ветерану боевых действий, и членам его семьи ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения на территории Чувашской Республики со дня его обращения за ее назначением, то есть с 27 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Димитриевой Л.В., судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее ОСЗН района ЧР) о возложении обязанности назначить ему и членам его семьи ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и признании решения об отказе ему в назначении данной выплаты незаконным.
Требования мотивированы тем, что он является ветераном боевых действий. В соответствии подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий и совместно проживающие с ними члены семьи имеют право на получение мер социальной поддержки в виде оплаты 50% занимаемой общей площади жилых помещений, которая на территории Чувашской Республики предоставляется в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения. С целью получения указанной ежемесячной денежной выплаты им в ОСЗН района ЧР было подано заявление о назначении этой ежемесячной денежной выплаты, однако решением данного органа от 27 февраля 2012 года в удовлетворении его заявления отказано по тем основаниям, что в связи с проживанием в индивидуальном жилом доме он и члены его семьи не несут расходов за содержание и ремонт жилого помещения, следовательно, не производят оплату за жилое помещение, что, по его мнению, является необоснованным.
Истец С. исковые требования поддержал по ранее изложенным им основаниям, повторно приведя их суду.
Ответчик отдел социальной защиты населения района Чувашской Республики и третье лицо Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом вынесено указанное решение, которое обжаловано ответчиком в апелляционном порядке на предмет отмены по мотиву его незаконности и необоснованности по тем основаниям, что ежемесячная денежная выплата устанавливается лишь на оплату жилого помещения, в структуру которой в силу ст. 154 Жилищного кодекса РФ входят плата за пользование жилым помещением и плата за содержание и ремонт жилого помещения, а истец и члены его семьи не вносят указанные платежи.
Изучив материалы дела, посчитав возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не усматривает.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу пункта 1 статьи 23.2 данного Федерального закона полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 19.10.2009 г. N 56 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" названные меры социальной поддержки предоставляются в форме ежемесячных денежных выплат (статья 2). Указанная выплата на день рассмотрения дела в суде составляет рублей на самого носителя льгот и на каждого члена его семьи.
Оспаривая право истца, являющегося ветераном боевых действий, и членов его семьи на получение указанной меры социальной поддержки, ответчик свои доводы обосновывает тем, что истец и члены его семьи не производят оплату за жилое помещение, которое включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы не соглашается по следующим основаниям.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 ст. 154). Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 ст. 154).
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.
Таким образом, у членов семьи собственника жилого дома также возникают обязанности по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещение, в том числе по оплате (несению) расходов, связанных с техническим обслуживанием и содержанием жилого дома.
Поскольку у собственников и членов их семьи возникают обязанности по содержанию и ремонту дома, они несут соответствующие расходы и имеют право на меры социальной поддержки.
Лишение ветеранов боевых действий, являющихся собственниками жилых домов или членами семьи собственников, прав на получение мер социальной поддержки только по тем основаниям, что они в отличие от собственников жилых помещений в многоквартирном доме сами несут расходы за содержание и ремонт жилого дома, а не вносят за это соответствующую плату обслуживающим организациям, является ограничением их прав и противоречит смыслу Федерального закона "О ветеранах", согласно подпункту 5 пункта 1 ст. 16 которой данная мера социальной поддержки предоставляется независимо от вида собственности жилого помещения, в котором проживают ветераны боевых действий.
Из утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 Порядка предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не следует, что в случае проживания в индивидуальном жилом доме ветеранам боевых действий может быть отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с пунктом 1.8 указанного Порядка для получения данной ежемесячной денежной выплаты ветерану боевых действий необходимо представить копии документов, удостоверяющих личность и место жительства (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены), и копии документа, дающего право на льготу (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а для получения ежемесячной денежной выплаты в размерах, включающих в себя размеры ежемесячной денежной выплаты членам семьи, дополнительно необходимо представить справку о составе семьи. Представление истцом указанных документов ответчиком не оспаривается. Представление документов, подтверждающих расходы на оплату жилья (содержание и ремонт жилого помещения) Порядком для ветеранов боевых действий не предусмотрено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о праве истца и совместно с ним проживающих членов его семьи на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Чувашской Республики от 19 октября 2009 г. N 56 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" и признал отказ ответчика в назначении такой выплаты незаконным.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, проверил доводы и возражения сторон, в том числе аналогичные тем, что указаны в апелляционной жалобе, и подробно изложил мотивы, по которым принял данное решение.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика отдела социальной защиты населения района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 17 апреля 2012 оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)