Судебные решения, арбитраж
Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Дорошенко Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Зинкиной И.В.
судей Перфиловой А.В., Камышовой Т.В.
при секретаре Недоруб А.Г.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Перфиловой А.В. дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Шахты по доверенности К. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 02 мая 2012 года,
установила:
У.И.В., Р., У.Е.М., У.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней У.С.М. обратились в суд с иском к Министерству энергетики Российской Федерации, Администрации г. Шахты, в котором, с учетом уточненных и измененных требований просили:
- - установить факт постоянного проживания У.Е.М. в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 2007 года;
- - установить факт постоянного проживания в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН двух семей: семьи состоящей из двух человек: У.И.В. и Р. и семьи состоящей из трех человек У.М.А., У.Е.М. и У.С.М.;
- - обязать Администрацию г. Шахты включить У.Е.М. и ее несовершеннолетнюю дочь У.С.М. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности;
- - обязать Администрацию г. Шахты направить ходатайство в Министерство энергетики РФ о согласовании внесения уточнений в ранее составленный Список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности.
- - обязать Администрацию г. Шахты переселить из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН семью состоящую из трех человек: У.М.А., У.Е.М., У.С.М., предоставив им благоустроенное жилье;
- - обязать Администрацию г. Шахты переселить из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН семью, состоящую из двух человек: У.И.В. и Р., предоставив благоустроенное жилье.
В обоснование исковых требований указали, в 1995 г. истец - У.И.В., приобрела в собственность АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и вселилась в нее вместе со своим сыном У.М.А. В 2000 г. У.И.В. приобрела в вышеуказанном доме АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в которую вселила для постоянного проживания свою маму - Р.
В 2004 г. на основании заключения Федерального государственного унитарного предприятия Государственный научно-исследовательский институт горной механики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ (Северо-кавказское представительство) жилой АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, признан ветхим, подлежащим сносу, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности.
Поскольку мероприятия по переселению граждан из ветхого жилья выполняет Администрация г. Шахты в лице Департамента строительства и перспективного развития, то истцы в феврале 2012 г. обратились в адрес ответчика с заявлением о внесении в список на переселение У.Е.М. и ее новорожденной дочери - У.С.М., а также о внесении уточнений в сведения об истцах, ранее включенных в список.
Однако ответчик - Администрация г. Шахты направил истцам ответ от 16.03.2012 г., в котором указала, что мама новорожденного ребенка (невестка собственника) - У.Е.М. ранее по данному адресу не проживала, зарегистрирована в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН только 30.07.2010 г. При этом, ответчик сообщил, что рассмотрение вопроса переселения истцов отсрочено до момента переселения всех граждан, состоящих до 01.01.2011 г. в списке переселяемых из ветхого жилья. Кроме этого, из текста письма усматривается, что ответчик, рассматривая вопрос переселения жильцов из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принял во внимание, что жильцы данной квартиры составляют одну семью в количестве 5 человек, что не соответствует действительности.
Между тем, жилая площадь АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН фактически состоит из двух квартир, объединенных в результате произведенной реконструкции в одну квартиру на основании распоряжения Мэра г. Шахты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "Об объединении квартир N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН" и разрешения Администрации г. Шахты на ввод в эксплуатацию НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
В данной квартире зарегистрированы и постоянно проживают: собственник квартиры - У.И.В., <...> г. рождения, и ее мама - Р., <...> г. рождения, сын собственника - У.М.А., <...> г. рождения, а также члены его семьи - супруга У.Е.М., <...> г. рождения и их малолетняя дочь - У.С.М., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения.
Истцы указали, что в 2007 г. в период уточнения первоначально составленного списка граждан, подлежащих переселению из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН обращались в Администрацию г. Шахты с заявлением о включении их в список семей, переселяемых из ветхого жилья, поясняя при этом, что включению в список подлежат две семьи, так как семьи ведут раздельное хозяйство и каждая имеет свой бюджет. Однако Администрация г. Шахты, сославшись на то обстоятельство, что собственником обеих квартир является У.И.В., отказала им в их требовании и включила их список как единую семью.
Таким образом, в 2007 г. ответчиком в первоначальный список была включена одна семья, состоящая из трех человек: собственника квартиры - У.И.В., ее сына У.М.А. и ее мамы - Р. ...
В том же году У.Е.М. была вселена в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН согласия собственника, так как состояла в фактических брачных отношениях с сыном собственника - У.М.А. и, который обеспечивал молодую семью материально, так как истец еще не работала. До момента вселения в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН У.Е.М. проживала с родителями в доме своего деда - (ФИО)13 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Как на момент вселения, так и по настоящее время истец - У.Е.М. не имеет иного жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности или на условиях найма.
С марта 2008 г., после завершения реконструкции собственник АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН У.И.В. и ее мама Р. проживают в той части квартиры, которая ранее относилась к АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а в пользовании семьи сына собственника - У.М.А. и его семьи находится часть реконструированной квартиры, ранее относящаяся к АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Каждая из семей установила в принадлежащей ей части квартиры собственную, индивидуальную систему отопления. Кроме этого, семьи установили в квартире порядок пользования общими помещениями в квартире, определи размер расходов на оплату коммунальных услуг и т.д.
Как только выяснился факт беременности У.Е.М., супруги официально зарегистрировали свой брак, 03.11.2011 г. родилась дочь У.С.М. До настоящего времени обе семьи постоянно проживают в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, каждая из семей ведет свое обособленное хозяйство, имеет свой бюджет, свои предметы быта.
Истцы ссылаются на то, что сведения о гражданах постоянно проживающих в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН жилого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, подлежащих переселению и составе их семей, содержащиеся в первоначальном списке на переселение не соответствуют действительному положению и в соответствии с п. 8 Правил требует внесения соответствующих уточнений.
Истец Р. в судебное заседание не явилась, о дне и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель Р. по доверенности и истец У.И.В. в судебное заседание явилась, исковые требования, уточненные 25.04.2012 г. поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Истец У.М.А. в судебное заседание явился, уточненные исковые требования от 25.04.2012 г. поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Истец У.Е.М. в судебное заседание не явилась, о дне и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель У.Е.М. по доверенности и по ордеру адвокат Бакурова Н.А. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования от 25.04.2012 г. поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Администрации г. Шахты по доверенности К. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 02 мая 2012 года удовлетворены исковые требования У.И.В., Р., У.Е.М., У.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней У.С.М.
Суд установил факт постоянного проживания У.Е.М. в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 2007 года; факт постоянного проживания в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН двух семей: семьи состоящей из двух человек: У.И.В. и Р. и семьи состоящей из трех человек У.М.А., У.Е.М. и У.С.М.
Также суд обязал Администрацию г. Шахты включить У.Е.М. и ее несовершеннолетнюю дочь У.С.М. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности; направить ходатайство в Министерство энергетики РФ о согласовании внесения уточнений в ранее составленный список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности; переселить из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН семью состоящую из трех человек: У.М.А., У.Е.М., У.С.М., предоставив им благоустроенное жилье.
Кроме этого, суд обязал Администрацию г. Шахты переселить из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН семью, состоящую из двух человек: У.И.В. и Р., предоставив благоустроенное жилье.
Не согласившись с решением, Администрация г. Шахты в лице представителя К., подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, считая его необоснованным и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска.
Администрация г. Шахты указывает в жалобе, что в соответствии с п. 8, 11 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 года, У.Е.М. не имеет право на получение социальных выплат, поскольку указанная квартира не являлась ее постоянным местом проживания, в том числе и на момент составления списков на переселения граждан.
Кроме этого, апеллянт ссылается на то, что в связи с удовлетворением судом всех заявленных требований истцов, решение Шахтинского городского суда, будет не исполненным в части обязания переселить семьи, поскольку списки не согласованы с Министерством энергетики РФ, не рассчитан размер социальных выплат (п. 9 Правил) и не предоставлены социальные выплаты в соответствии с требованиями п.п. 11, 12 Правил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав У.М.А., представителя У.Е.М. - Бакурову Н.А. по доверенности от 15.03.2012 г., проверив законность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, учитывая требования ст. 330 ГПК РФ, находит решение суда подлежащим отмене полностью с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска, в связи с неправильным определением судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств, неправильным применением норм материального права.
При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался ст. 40 Конституции РФ, ст. 264 ГПК РФ, ст. 20 п. 2 ГК РФ, cт. 31 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" и исходил из того, что в 2004 г. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в г. Шахты признан ветхим, подлежащим сносу, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь", непригодными для проживания по критериям безопасности на основании заключения Федерального государственного унитарного предприятия Государственного научно-исследовательского институту горной механики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ.
Также судом первой инстанции установлено, что ранее семья У.И.В. составом 2 человека: У.И.В. (собственник), сын - У.М.А. проживала в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в г. Шахты, принадлежащая на праве собственности У.И.В. в силу договора купли- продажи НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.08.1995 г.
Позже, У.И.В. приобрела в собственность АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН том же доме на основании договора купли-продажи НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 26.12.2000 г. и зарегистрировала свое право собственности 22.01.2001 г. В данную квартиру истица У.И.В. как собственник вселила и зарегистрировала свою мать Р.
Распоряжением Мэра г. Шахты от 28.04.2001 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН объединены АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в одну АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Право собственности на АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН как на единый объект недвижимости зарегистрировано 02.06.2008 г. Суд исходя из технических и иных характеристик, наличие разных отопительных систем в каждой квартире пришел к выводу, что спорная квартира фактически является коммунальной квартирой, состоящей из разных отдельных жилых помещений (квартир) и мест общего пользования.
Судом первой инстанции также установлено, что в списки на переселение граждан из ветхого жилья включена семья У.И.В. составом 3 человека: У.И.В., Р., У.М.А., как проживающие в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Данные списки начали формироваться Администрацией г. Шахты в 2007 г., согласованные 19.11.2007 г. с Министерством энергетики РФ. На момент составление такого списка право собственности на две отдельные АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН 3 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в г. Шахты за У.И.В. было зарегистрировано.
Вместе с У.И.В., У.М.А. и Р. с 2007 г. проживала и была зарегистрирована в 2010 г. член семьи У.М.А. - его супруга У.Е.М., брак которых был зарегистрирован только 30.04.2011 г. От данного брака родилась дочь (ФИО)6, 03.11.2011 г., которая стала проживать по месту жительства своих родителей, т.е. по адресу спорной квартиры. Именно в связи с проживанием в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН двух семей: семьи из двух человек: У.И.В. и Р. и семьи из трех человек: У.М.А. с супругой У.Е.М. и дочерью У.С.М., их две семьи должны быть включены в список граждан, подлежащих переселению их ветхого жилья, находящегося в зоне ведения горных работ.
Судом установлено, что Администрация г. Шахты в нарушение требований Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков не вносила изменения или уточнения в списки, чем были нарушены права истцов.
Кроме этого, суд первой инстанции исходил из буквального толкования письма Администрации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 16.03.2012 г., в соответствии с которым Администрация г. Шахты не отказывает истцам в переселении, а лишь необоснованно отсрочивает его на неопределенный период, что является нарушением прав истцов на переселение, гарантированных законодательством.
Однако, данные выводы суда являются необоснованными, постановленными на неправильном толковании норм материального права.
Согласно п. 8 данного Постановления содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, указанные Правила направлены на защиту жилищных прав и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с п. 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года N 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена прежде всего для обеспечения переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при одновременном наличии следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличия у гражданина законного и бессрочного права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и включение его в специальный список, нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков.
Имеющаяся в п. 8 Правил оговорка о необходимости ежегодного уточнения списка граждан, подлежащих переселению, не влечет за собой право у истицы У.Е.М. и соответственно ее дочери (ФИО)6, на включение в такой список, поскольку изначально, законных оснований для получения социальных преференций по каким-либо причинам у последней не имелось.
Это положение может и должно трактоваться, как предоставляющее возможность дополнительного включения в указанные списки лиц, которые на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания имели предусмотренное законом право в отношении этого жилья вместе с лицами, включенными в списки, но по каким-либо причинам не были в них внесены, а также и исключения граждан из этих списков по различным основаниям.
Следовательно, истица У.Е.М. не проживала в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в г. Шахты на момент признании жилого дома N 38 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхим в 2007 г.
Тот факт, что У.М.А. и У.(Б.) находились в фактических брачных семейных отношениях и в 2007 г. истица У.Е.М. вселилась в качестве супруги, не имеет правового значения, поскольку в силу норм СК РФ не являлась членом семьи У.М.А.
Поскольку отсутствуют основания полагать, что У.Е.М. и ее дочь У.С.М. имеют право на получение социальной выплаты, как меры поддержки гражданам, переселяемым из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, то данное право не приобрели ни У.Е.М., ни У.С.М., а, следовательно, отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований об установлении факта постоянного проживания У.Е.М. с 2007 г. в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, установлении факта постоянного проживания в данной квартире двух семей, об обязании Администрацию АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН включить У.Е.М. и У.С.М. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома и направлении ходатайства в Министерство энергетики РФ о согласовании внесения уточнений в ранее составленный список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома
Относительно же требования истцов об обязании Администрации г. Шахты переселить из спорной квартиры две семьи, предоставив каждой семье благоустроенное жилье, то судебная коллегия считает подлежащим отклонению по указанным выше основаниям, а также учитывая положения п. 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из двух человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Из данной нормы и иных норм действующего законодательства следует, что жилые помещения взамен сносимых должны предоставляться с учетом количества семей, проживающих в жилом помещении, истцы неверно толкуют нормы закона, которые не ставят размер общей площади предоставляемого жилого помещения, из которой исчисляется размер социальной выплаты, в зависимость от количества семей и наличия или отсутствия факта семейных отношений между лицами, проживающими в ветхом жилом помещении. Социальная помощь государства, предоставляющего соответствующие социальные выплаты, выражается в предоставлении средств на приобретение жилого помещения взамен сносимого, непригодного для проживания в целях переселения всех проживающих в ветхом жилом помещении граждан в иное, пригодное для проживания жилое помещение.
В связи с тем, что фактические обстоятельства дела установлены, но выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормы материального и процессуального права применены судом неправильно, судебная коллегия считает возможным, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 02 мая 2012 года отменить.
Вынести новое решение, которым в иске У.И.В., Р., У.Е.М., У.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней У.С.М. к Министерству энергетики РФ, Администрации г. Шахты об установлении факта постоянного проживания, о включении граждан в список на переселение из ветхого жилищного фонда, о внесении уточнений в сведения, содержащиеся в списке и переселении отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7978/12
Разделы:Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2012 г. по делу N 33-7978/12
Судья Дорошенко Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Зинкиной И.В.
судей Перфиловой А.В., Камышовой Т.В.
при секретаре Недоруб А.Г.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Перфиловой А.В. дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Шахты по доверенности К. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 02 мая 2012 года,
установила:
У.И.В., Р., У.Е.М., У.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней У.С.М. обратились в суд с иском к Министерству энергетики Российской Федерации, Администрации г. Шахты, в котором, с учетом уточненных и измененных требований просили:
- - установить факт постоянного проживания У.Е.М. в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 2007 года;
- - установить факт постоянного проживания в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН двух семей: семьи состоящей из двух человек: У.И.В. и Р. и семьи состоящей из трех человек У.М.А., У.Е.М. и У.С.М.;
- - обязать Администрацию г. Шахты включить У.Е.М. и ее несовершеннолетнюю дочь У.С.М. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности;
- - обязать Администрацию г. Шахты направить ходатайство в Министерство энергетики РФ о согласовании внесения уточнений в ранее составленный Список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности.
- - обязать Администрацию г. Шахты переселить из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН семью состоящую из трех человек: У.М.А., У.Е.М., У.С.М., предоставив им благоустроенное жилье;
- - обязать Администрацию г. Шахты переселить из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН семью, состоящую из двух человек: У.И.В. и Р., предоставив благоустроенное жилье.
В обоснование исковых требований указали, в 1995 г. истец - У.И.В., приобрела в собственность АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и вселилась в нее вместе со своим сыном У.М.А. В 2000 г. У.И.В. приобрела в вышеуказанном доме АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в которую вселила для постоянного проживания свою маму - Р.
В 2004 г. на основании заключения Федерального государственного унитарного предприятия Государственный научно-исследовательский институт горной механики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ (Северо-кавказское представительство) жилой АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, признан ветхим, подлежащим сносу, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности.
Поскольку мероприятия по переселению граждан из ветхого жилья выполняет Администрация г. Шахты в лице Департамента строительства и перспективного развития, то истцы в феврале 2012 г. обратились в адрес ответчика с заявлением о внесении в список на переселение У.Е.М. и ее новорожденной дочери - У.С.М., а также о внесении уточнений в сведения об истцах, ранее включенных в список.
Однако ответчик - Администрация г. Шахты направил истцам ответ от 16.03.2012 г., в котором указала, что мама новорожденного ребенка (невестка собственника) - У.Е.М. ранее по данному адресу не проживала, зарегистрирована в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН только 30.07.2010 г. При этом, ответчик сообщил, что рассмотрение вопроса переселения истцов отсрочено до момента переселения всех граждан, состоящих до 01.01.2011 г. в списке переселяемых из ветхого жилья. Кроме этого, из текста письма усматривается, что ответчик, рассматривая вопрос переселения жильцов из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принял во внимание, что жильцы данной квартиры составляют одну семью в количестве 5 человек, что не соответствует действительности.
Между тем, жилая площадь АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН фактически состоит из двух квартир, объединенных в результате произведенной реконструкции в одну квартиру на основании распоряжения Мэра г. Шахты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "Об объединении квартир N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН" и разрешения Администрации г. Шахты на ввод в эксплуатацию НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
В данной квартире зарегистрированы и постоянно проживают: собственник квартиры - У.И.В., <...> г. рождения, и ее мама - Р., <...> г. рождения, сын собственника - У.М.А., <...> г. рождения, а также члены его семьи - супруга У.Е.М., <...> г. рождения и их малолетняя дочь - У.С.М., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения.
Истцы указали, что в 2007 г. в период уточнения первоначально составленного списка граждан, подлежащих переселению из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН обращались в Администрацию г. Шахты с заявлением о включении их в список семей, переселяемых из ветхого жилья, поясняя при этом, что включению в список подлежат две семьи, так как семьи ведут раздельное хозяйство и каждая имеет свой бюджет. Однако Администрация г. Шахты, сославшись на то обстоятельство, что собственником обеих квартир является У.И.В., отказала им в их требовании и включила их список как единую семью.
Таким образом, в 2007 г. ответчиком в первоначальный список была включена одна семья, состоящая из трех человек: собственника квартиры - У.И.В., ее сына У.М.А. и ее мамы - Р. ...
В том же году У.Е.М. была вселена в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН согласия собственника, так как состояла в фактических брачных отношениях с сыном собственника - У.М.А. и, который обеспечивал молодую семью материально, так как истец еще не работала. До момента вселения в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН У.Е.М. проживала с родителями в доме своего деда - (ФИО)13 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Как на момент вселения, так и по настоящее время истец - У.Е.М. не имеет иного жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности или на условиях найма.
С марта 2008 г., после завершения реконструкции собственник АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН У.И.В. и ее мама Р. проживают в той части квартиры, которая ранее относилась к АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а в пользовании семьи сына собственника - У.М.А. и его семьи находится часть реконструированной квартиры, ранее относящаяся к АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Каждая из семей установила в принадлежащей ей части квартиры собственную, индивидуальную систему отопления. Кроме этого, семьи установили в квартире порядок пользования общими помещениями в квартире, определи размер расходов на оплату коммунальных услуг и т.д.
Как только выяснился факт беременности У.Е.М., супруги официально зарегистрировали свой брак, 03.11.2011 г. родилась дочь У.С.М. До настоящего времени обе семьи постоянно проживают в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, каждая из семей ведет свое обособленное хозяйство, имеет свой бюджет, свои предметы быта.
Истцы ссылаются на то, что сведения о гражданах постоянно проживающих в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН жилого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, подлежащих переселению и составе их семей, содержащиеся в первоначальном списке на переселение не соответствуют действительному положению и в соответствии с п. 8 Правил требует внесения соответствующих уточнений.
Истец Р. в судебное заседание не явилась, о дне и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель Р. по доверенности и истец У.И.В. в судебное заседание явилась, исковые требования, уточненные 25.04.2012 г. поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Истец У.М.А. в судебное заседание явился, уточненные исковые требования от 25.04.2012 г. поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Истец У.Е.М. в судебное заседание не явилась, о дне и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель У.Е.М. по доверенности и по ордеру адвокат Бакурова Н.А. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования от 25.04.2012 г. поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Администрации г. Шахты по доверенности К. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 02 мая 2012 года удовлетворены исковые требования У.И.В., Р., У.Е.М., У.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней У.С.М.
Суд установил факт постоянного проживания У.Е.М. в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 2007 года; факт постоянного проживания в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН двух семей: семьи состоящей из двух человек: У.И.В. и Р. и семьи состоящей из трех человек У.М.А., У.Е.М. и У.С.М.
Также суд обязал Администрацию г. Шахты включить У.Е.М. и ее несовершеннолетнюю дочь У.С.М. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности; направить ходатайство в Министерство энергетики РФ о согласовании внесения уточнений в ранее составленный список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности; переселить из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН семью состоящую из трех человек: У.М.А., У.Е.М., У.С.М., предоставив им благоустроенное жилье.
Кроме этого, суд обязал Администрацию г. Шахты переселить из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН семью, состоящую из двух человек: У.И.В. и Р., предоставив благоустроенное жилье.
Не согласившись с решением, Администрация г. Шахты в лице представителя К., подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, считая его необоснованным и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска.
Администрация г. Шахты указывает в жалобе, что в соответствии с п. 8, 11 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 года, У.Е.М. не имеет право на получение социальных выплат, поскольку указанная квартира не являлась ее постоянным местом проживания, в том числе и на момент составления списков на переселения граждан.
Кроме этого, апеллянт ссылается на то, что в связи с удовлетворением судом всех заявленных требований истцов, решение Шахтинского городского суда, будет не исполненным в части обязания переселить семьи, поскольку списки не согласованы с Министерством энергетики РФ, не рассчитан размер социальных выплат (п. 9 Правил) и не предоставлены социальные выплаты в соответствии с требованиями п.п. 11, 12 Правил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав У.М.А., представителя У.Е.М. - Бакурову Н.А. по доверенности от 15.03.2012 г., проверив законность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, учитывая требования ст. 330 ГПК РФ, находит решение суда подлежащим отмене полностью с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска, в связи с неправильным определением судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств, неправильным применением норм материального права.
При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался ст. 40 Конституции РФ, ст. 264 ГПК РФ, ст. 20 п. 2 ГК РФ, cт. 31 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" и исходил из того, что в 2004 г. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в г. Шахты признан ветхим, подлежащим сносу, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "им. Красина" ОАО "Ростовуголь", непригодными для проживания по критериям безопасности на основании заключения Федерального государственного унитарного предприятия Государственного научно-исследовательского институту горной механики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ.
Также судом первой инстанции установлено, что ранее семья У.И.В. составом 2 человека: У.И.В. (собственник), сын - У.М.А. проживала в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в г. Шахты, принадлежащая на праве собственности У.И.В. в силу договора купли- продажи НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.08.1995 г.
Позже, У.И.В. приобрела в собственность АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН том же доме на основании договора купли-продажи НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 26.12.2000 г. и зарегистрировала свое право собственности 22.01.2001 г. В данную квартиру истица У.И.В. как собственник вселила и зарегистрировала свою мать Р.
Распоряжением Мэра г. Шахты от 28.04.2001 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН объединены АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в одну АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Право собственности на АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН как на единый объект недвижимости зарегистрировано 02.06.2008 г. Суд исходя из технических и иных характеристик, наличие разных отопительных систем в каждой квартире пришел к выводу, что спорная квартира фактически является коммунальной квартирой, состоящей из разных отдельных жилых помещений (квартир) и мест общего пользования.
Судом первой инстанции также установлено, что в списки на переселение граждан из ветхого жилья включена семья У.И.В. составом 3 человека: У.И.В., Р., У.М.А., как проживающие в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Данные списки начали формироваться Администрацией г. Шахты в 2007 г., согласованные 19.11.2007 г. с Министерством энергетики РФ. На момент составление такого списка право собственности на две отдельные АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН 3 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в г. Шахты за У.И.В. было зарегистрировано.
Вместе с У.И.В., У.М.А. и Р. с 2007 г. проживала и была зарегистрирована в 2010 г. член семьи У.М.А. - его супруга У.Е.М., брак которых был зарегистрирован только 30.04.2011 г. От данного брака родилась дочь (ФИО)6, 03.11.2011 г., которая стала проживать по месту жительства своих родителей, т.е. по адресу спорной квартиры. Именно в связи с проживанием в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН двух семей: семьи из двух человек: У.И.В. и Р. и семьи из трех человек: У.М.А. с супругой У.Е.М. и дочерью У.С.М., их две семьи должны быть включены в список граждан, подлежащих переселению их ветхого жилья, находящегося в зоне ведения горных работ.
Судом установлено, что Администрация г. Шахты в нарушение требований Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков не вносила изменения или уточнения в списки, чем были нарушены права истцов.
Кроме этого, суд первой инстанции исходил из буквального толкования письма Администрации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 16.03.2012 г., в соответствии с которым Администрация г. Шахты не отказывает истцам в переселении, а лишь необоснованно отсрочивает его на неопределенный период, что является нарушением прав истцов на переселение, гарантированных законодательством.
Однако, данные выводы суда являются необоснованными, постановленными на неправильном толковании норм материального права.
Согласно п. 8 данного Постановления содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, указанные Правила направлены на защиту жилищных прав и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с п. 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года N 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена прежде всего для обеспечения переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при одновременном наличии следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличия у гражданина законного и бессрочного права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и включение его в специальный список, нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков.
Имеющаяся в п. 8 Правил оговорка о необходимости ежегодного уточнения списка граждан, подлежащих переселению, не влечет за собой право у истицы У.Е.М. и соответственно ее дочери (ФИО)6, на включение в такой список, поскольку изначально, законных оснований для получения социальных преференций по каким-либо причинам у последней не имелось.
Это положение может и должно трактоваться, как предоставляющее возможность дополнительного включения в указанные списки лиц, которые на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания имели предусмотренное законом право в отношении этого жилья вместе с лицами, включенными в списки, но по каким-либо причинам не были в них внесены, а также и исключения граждан из этих списков по различным основаниям.
Следовательно, истица У.Е.М. не проживала в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в г. Шахты на момент признании жилого дома N 38 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхим в 2007 г.
Тот факт, что У.М.А. и У.(Б.) находились в фактических брачных семейных отношениях и в 2007 г. истица У.Е.М. вселилась в качестве супруги, не имеет правового значения, поскольку в силу норм СК РФ не являлась членом семьи У.М.А.
Поскольку отсутствуют основания полагать, что У.Е.М. и ее дочь У.С.М. имеют право на получение социальной выплаты, как меры поддержки гражданам, переселяемым из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, то данное право не приобрели ни У.Е.М., ни У.С.М., а, следовательно, отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований об установлении факта постоянного проживания У.Е.М. с 2007 г. в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ветхого АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, установлении факта постоянного проживания в данной квартире двух семей, об обязании Администрацию АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН включить У.Е.М. и У.С.М. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома и направлении ходатайства в Министерство энергетики РФ о согласовании внесения уточнений в ранее составленный список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома
Относительно же требования истцов об обязании Администрации г. Шахты переселить из спорной квартиры две семьи, предоставив каждой семье благоустроенное жилье, то судебная коллегия считает подлежащим отклонению по указанным выше основаниям, а также учитывая положения п. 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из двух человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Из данной нормы и иных норм действующего законодательства следует, что жилые помещения взамен сносимых должны предоставляться с учетом количества семей, проживающих в жилом помещении, истцы неверно толкуют нормы закона, которые не ставят размер общей площади предоставляемого жилого помещения, из которой исчисляется размер социальной выплаты, в зависимость от количества семей и наличия или отсутствия факта семейных отношений между лицами, проживающими в ветхом жилом помещении. Социальная помощь государства, предоставляющего соответствующие социальные выплаты, выражается в предоставлении средств на приобретение жилого помещения взамен сносимого, непригодного для проживания в целях переселения всех проживающих в ветхом жилом помещении граждан в иное, пригодное для проживания жилое помещение.
В связи с тем, что фактические обстоятельства дела установлены, но выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормы материального и процессуального права применены судом неправильно, судебная коллегия считает возможным, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 02 мая 2012 года отменить.
Вынести новое решение, которым в иске У.И.В., Р., У.Е.М., У.М.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней У.С.М. к Министерству энергетики РФ, Администрации г. Шахты об установлении факта постоянного проживания, о включении граждан в список на переселение из ветхого жилищного фонда, о внесении уточнений в сведения, содержащиеся в списке и переселении отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)