Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 13.09.2010 N 33-12820/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2010 г. N 33-12820/2012


Судья: Найденова Н.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вологдиной Т.И.
судей Мирошниковой Е.Н., Нюхтилиной А.В.
при секретаре С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 сентября 2012 года гражданское дело N 2-2082/12 по апелляционной жалобе С.Т. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2012 года по иску С.Т. к Г., Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N <...> по Санкт-Петербургу о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о регистрации Г. в качестве председателя товарищества собственников жилья "Юр. лицо",
заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И.,
выслушав объяснения лиц, участвующих в деле,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

С.Т. является собственником жилого помещения - квартиры <адрес> и членом ТСЖ "Юр. лицо", которое осуществляет функции по управлению и обеспечению эксплуатации данного многоквартирного дома. Кроме того, С.Т. в период с 15 июня 2010 года до 16 декабря 2010 года являлась председателем указанного товарищества собственников жилья.
С.Т. обратилась в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Г., Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N <...> по Санкт-Петербургу, в котором после уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просила признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о регистрации Г. в качестве председателя товарищества собственников жилья "Юр. лицо".
Истица полагала, что протокол общего собрания членов ТСЖ "Юр. лицо" от 29 января 2011 года и иные документы, положенные в основу такой регистрации, не могут подтверждать полномочий Г., поскольку указанное собрание было проведено с нарушением требований закона и являлось неправомочным.
Ответчики против иска возражали, полагая оспариваемую истцом регистрацию соответствующей действующему законодательству.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2012 года в удовлетворении иска С.Т. отказано.
В апелляционной жалобе С.Т. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы материального права, что повлекло неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены решения суда отвечающего требованиям закона и представленным в материалы дела доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 февраля 2011 года представителем ТСЖ "Юр. лицо" С.В., действующим на основании доверенности от 17 февраля 2011 года, в МИФНС N <...> был представлен пакет документов для регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно для регистрации записи о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица.
На основании представленных документов регистрирующим органом по результатам рассмотрения указанных документов 01 марта 2011 года было принято решение о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером N <...>
Разрешая спор, суд исходил из предмета и основания заявленного иска, фактически направленного на оспаривание полномочий Г., как председателя правления ТСЖ, и пришел к обоснованному выводу, что соответствующие полномочия, не могут быть оспорены истицей без оспаривания решений высших органов ТСЖ, которые послужили основанием произведенной регистрации.
Указанный вывод суда является правильным, отвечает требованиям закона и представленным в материалы дела доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ. В силу положений ст. 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Председателя товарищества избирает правление товарищества собственников жилья из своего состава.
Согласно п. 2 ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации председатель правления ТСЖ, действуя без доверенности от имени товарищества, вправе совершать сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества.
Согласно пп. "л" п. 1 ст. 5 Закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В соответствии с п. п. 3, 4 статьи 5 указанного Закона в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
При этом в силу положений пункта 5 статьи 5 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" если иное не установлено указанным Законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 статьи 5 сведений, за исключением сведений, указанных в пп. "м", "о", "р" обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В силу требований, установленных ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанных положений закона, следует, что действующее законодательство предполагает обязанность юридического лица сообщить в регистрирующий орган в срок установленный законом об изменении сведений, подлежащих внесению в государственный реестр, включая анкетные сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, путем подачи заявления по установленной форме.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (п. 1 ст. 23) и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации (п. 4.1 ст. 9).
За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 24 указанного Закона).
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители и юридические лица.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации рассчитано на добросовестность субъектов предпринимательской деятельности и иных юридических лиц и не обеспечивает возможность проверки достоверности сведений, указанных в документах, представленных в регистрирующий орган и тем более проверки на предмет соответствия их действительности.
При таком положении, принимая во внимание, что в регистрирующий орган был представлен протокол N <...> заседания правления ТСЖ "Юр. лицо" от 29 января 2011 года, на котором было принято решение об избрании председателем правления ТСЖ "Юр. лицо" Г., которое до настоящего времени не признано недействительным и не отменено, а также иные документы, необходимые для изменения сведений, подлежащих внесению в государственный реестр, у суда первой инстанции не имелось оснований полагать неправомерными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N <...> по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о Г., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ТСЖ "Юр. лицо".
Кроме того, сама по себе государственная регистрация каких-либо изменений сведений о ТСЖ "Юр. лицо", как о юридическом лице права истицы не затрагивает. Защита ее прав, как члена ТСЖ, нарушенных принятием неправомочных или незаконных решений общего собрания или правления ТСЖ может быть произведена путем обжалования указанных решений в порядке, установленном жилищным законодательством.
Права истицы, нарушенные в случае непредоставления ей необходимой информации о деятельности ТСЖ, могут быть защищены только в рамках соответствующих требований, заявленных к ТСЖ.
Между тем, поскольку требования истца не были направлены на обжалование решения общего собрания ТСЖ от 29.01.2011 года об избрании членов правления ТСЖ или решения правления ТСЖ от 29.01.2011 года об избрании председателя правления, у суда первой инстанции отсутствовали основания для проверки легитимности указанных решений и действительности протоколов собраний, на которых были приняты решения, поскольку в силу части 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Довод истицы об отсутствии у С.В. полномочий представлять интересы ТСЖ в регистрирующем органе, основан на неправильном толковании норм материального права и опровергается представленными по делу доказательствами.
Кроме того, право оспаривать соответствующие полномочия С.В. истице не принадлежит.
Ссылка в апелляционной жалобе на невозможность обжалования протокола N <...> заседания правления ТСЖ "Юр. лицо" от 29 января 2011 года, ввиду его отсутствия у истицы, не может быть принята во внимание, как не имеющая правового значения для рассмотренного судом спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Т. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)