Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Нурбагандов Н.М.
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Джарулаева А.К. и Загирова Н.В.
при секретаре С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 30 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе истца А.М. на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 31 июля 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления А.М. к Администрации ГО "Город Избербаш" обязать администрацию городского округа "Город Избербаш" выделить ему и его 4 сыновьям при переселении из ветхого и аварийного многоквартирного дома квартиру по договору социального найма размером не менее 90 кв. м общей площади отказать".
Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., объяснения истца А.М. и его представителя А.Х., допущенной к участию в деле в качестве представителя истца на основании устного заявления А.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, просивших решение суда отменить, объяснения представителя администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" Х. (на основании доверенности N 101 от 13 февраля 2012 года), просившего решение суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции
установил:
А.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" о предоставлении однокомнатной квартиры по договору социального найма при переселении из ветхого и аварийного многоквартирного дома, мотивируя свои требования тем, что 3 мая 2012 года глава администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" ответил отказом на его заявление о предоставлении ему отдельного жилого помещения по договору социального найма при переселении из ветхого и аварийного многоквартирного, тогда как он вместе со своей бывшей супругой А.Р. и четырьмя детьми на протяжении многих лет проживает в однокомнатной указанного жилого дома жилой площадью 17 кв. м по договору социального найма, его семья нуждается в улучшении жилищных условий: на каждого проживающего приходится менее 3 кв. м жилой площади. Ввиду того, что их дом отнесен к ветхому жилью, по программе "Переселения граждан из ветхого и аварийного жилья" ему и его бывшей супруге А.Р., с которой он в настоящее время в разводе, с их четырьмя детьми, то есть, на две семьи, состоящие из 6 человек, администрации городского округа "Город Избербаш" выделяет однокомнатную квартиру. При обращении в администрацию города он в своем заявлении сослался на аналогичный случай, описанный в статье из "Российской газеты" - Федеральный выпуск N 5554 (178) 15.08.2011 г., что Индустриальный районный суд города Пермь вынес решение о том, что выселение К-ных из квартиры с жилой площадью 18,6 кв. м в древнем бараке по в комнату с такой же площадью в благоустроенном доме является незаконным. "Аварийные" К-ны сумели доказать, что при переселении им должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 60 кв. м - из расчета по 15 метров на каждого члена семьи. Суд при вынесении решения сослался на Федеральный закон N 328-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и обязал администрацию Перми предоставить семье К-ных жилое помещение по нормам предоставления жилья. Однако глава администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" ответил отказом на его заявление, сославшись на ст. 89 ЖК РФ, такое решение принято им без учета изменений, которые внесены в жилищное законодательство в настоящее время - в ст. 89 ЖК РФ, согласно которой предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение; в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Данные изменения в законодательстве, касаются и их случая, так как он и его бывшая супруга с их 4 сыновьями нуждаются на протяжении многих лет в предоставлении жилого помещения по установленным нормам. В Республике Дагестан нормы установлены ст. 3 Закона Республики Дагестан N 4 от 03.02.2006 г.: на семью из трех и более человек - по 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи; на семью из двух человек - 42 квадратных метра общей площади; на одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра общей площади.
В последующем истец А.М. уточнил свои исковые требования, по изложенным выше основаниям просил обязать ответчик предоставить ему и членам его семьи, жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истца А.М. содержится просьба об отмене решения суда по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права, что является основанием для отмены этого решения. Суд рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие ответчика. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
По аналогичным делам имеется судебная практика Индустриального районного суда г. Перми, решением которого, оставленным без изменения Пермским краевым судом, выселение К-ных из квартиры с жилой площадью 18,6 кв. м в древнем бараке по ул. Чайковского в комнату с такой же площадью в благоустроенном доме признано незаконным. К-ны сумели доказать, что при переселении им должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 60 кв. м - из расчета по 15 метров на каждого члена семьи. Суд при вынесении решения сослался на Федеральный закон N 328-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и обязал администрацию Перми предоставить семье К-ных жилое помещение размером не менее 60 кв. м - из расчета по 15 метров на каждого члена семьи.
Однако Избербашский городской суд в нарушение норм материального права сослался на ст. 89 ЖК РФ без учета последних изменений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований А.М. о предоставлении ему и его 4 сыновьям при переселении из ветхого и аварийного многоквартирного дома, квартиру по договору социального найма размером не менее 90 кв. м общей площади по следующим основаниям.
Как установлено судом, жилой (Свободы) в городе Избербаш, в котором проживает истец по договору социального найма, не пригоден для проживания. Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в деле постановлением главы администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" от 03.10.2006 г. "О признании непригодными для проживания жилых зданий", которым в числе других утвержден Акт межведомственной комиссии г. Избербаш о признании указанного жилого дома непригодным для проживания, что не оспаривается сторонами по делу.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Наличие у А.М. права на обеспечение жилым помещением в соответствии с приведенной выше нормой права по делу не оспаривается. Спор между сторонами возник относительно размера предоставляемого истцу жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции признал установленным, что А.М. с членами семьи (состав семьи 6 человек) проживает в (Азизова) в общей площадью 17 кв. м, которая состоит из одной комнаты. В связи с тем, что указанный дом подлежит сносу как аварийное и ветхое жилье администрацией муниципального образования городской округ "Город Избербаш" 29 марта 2012 года принято постановление за N 295-б о выделении А.М. по у. Жданова в городе Избербаш, состоящей из одной комнаты жилой площадью 20,05 кв. м, общей площадью 36,75 кв. м.
Исходя из изложенного суд первой инстанции сделал вывод, что предоставляемая истцу в связи со сносом дома квартира по, имеет большую площадь, чем занимаемое им жилое помещение, следовательно, жилищные условия А.М. при его переселении в предоставляемое жилое помещение, не будут ухудшены.
С выводами суда согласиться нельзя.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Из объяснения А.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что занимаемое им жилое помещение расположено в коммунальной квартире, в связи с чем в ордере указана лишь жилая площадь этого помещения - 17 кв. м (это обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось), тогда как согласно сведениям, указанным в лицевом счете на оплату коммунальных услуг, отапливаемая площадь занимаемого им по договору социального найма жилого помещения составляет 41,3 кв. м. В подтверждение этого обстоятельства истцом представлены квитанции по оплате им коммунальных услуг МБУ УЖКХ г. Избербаш.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что при переселении А.М. в по у. Жданова в городе Избербаш общей площадью 36,75 кв. м его жилищные условия не будут ухудшены, не может быть признан обоснованным.
Ссылка суда первой инстанции на то, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, является правильной.
Действительно, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, и исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что по смыслу приведенной выше нормы - ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации целью законодателя в данном случае является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения его безопасности.
Вместе с тем, суду при разрешении требований А.М. следовало учесть то обстоятельство, что в семье А.М. имеется два ребенка-инвалида: ФИО3 и ФИО4, что подтверждается справками МСЭ установленного образца, удостоверениями их матери А.Р. о назначении пенсии ее детям-инвалидам, выданными Управлением ОПФР по РД в городе
Из имеющегося в деле письма администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" за N 344 от 3 мая 2012 года следует, что семья А-вых состоит на учете в городской администрации для получения жилья в льготном списке под номером 18.
Указанные выше обстоятельства имели значение при разрешении требований истца о предоставлении жилого помещения по норме предоставления, как это предусмотрено частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При применении к спорным правоотношениям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не учел, что данная норма в редакции Федерального закона 30.11.2010 N 328-ФЗ устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса, предоставляются по нормам предоставления. Тем самым судом допущено неправильное применение норм материального права.
Судом оставлено без внимания то обстоятельство, что спорные правоотношения носят смешанный характер - требование А.М. о предоставлении жилого помещения по установленным нормам предоставления вытекает как из гражданско-правовых отношений, возникших вследствие признания жилого помещения, в котором проживает истец, непригодным для проживания, так и из жилищно-правовых отношений, поскольку семья А-вых, в составе которых имеется два ребенка-инвалида, состоит на учете для улучшения жилищных условий в льготном порядке.
Кроме того, из имеющегося в деле свидетельства о расторжении брака от 29 апреля 2008 года следует, что брак между А.М. и А.Р. расторгнут решением мирового судьи от 27 февраля 2008 года, что также не было принято во внимание администрацией муниципального образования городской округ "Город Избербаш" при вынесении постановления за N 295-б от 29 марта 2012 года о выделении А.М. по у. Жданова в городе Избербаш, состоящей из одной комнаты жилой площадью 20,05 кв. м, общей площадью 36,75 кв. м.
Суд первой инстанции это обстоятельство также оставил без надлежащей правовой оценки.
Между тем, согласно ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Исходя из изложенного выше, принимая во внимание то обстоятельство, что наличие у А-вых права на получение жилого помещения по договору социального найма в льготном порядке ответчиком не оспаривается (ответчик задолго до возникновения спора между сторонами включил семью А-вых в льготные списки очередности и подтвердил это обстоятельство в представленному суду первой инстанции письменном возражении на исковое заявление А.М.), суд апелляционной инстанции полагает, что при выселении А-вых из ветхого и аварийного жилья ответчик должен предоставить им жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления жилья, установленным Законом Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" Возлагая на ответчика указанную обязанность, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что постановление администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" за N 295-б от 29 марта 2012 года о предоставлении А.М. по у. Жданова в городе Избербаш, состоящей из одной комнаты жилой площадью 20,05 кв. м, общей площадью 36,75 кв. м не реализовано. В силу ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется гражданам по договору социального найма. Как следует из материалов дела, А.М. либо его члены семьи в по у. Жданова в городе Избербаш не вселились, договор социального найма этого жилого помещения с ними не заключен, субъективное право на указанную квартиру у них не возникло.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Так, Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (соответственно пункт 6 статьи 23.2 и часть 6 статьи 28.2 указанных Федеральных законов).
Согласно ст. 1 Закона республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" жилые помещения по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан в числе других указанных в данной норме категорий граждан предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях семьям, имеющим детей-инвалидов.
Согласно ст. 2.1 названного Закона по договору социального найма жилое помещение из жилищного фонда Республики Дагестан предоставляется гражданам по месту их жительства в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 3 Закона. Вне очереди жилые помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма предоставляются:
- - гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- - гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренными перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, установленным в порядке, определяемом федеральным законодательством.
Как было указано выше, в семье А-вых двое детей являются инвалидами. А-вы проживают в комнате жилой площадью 17 кв. м, на каждого члена семьи приходится менее 3 кв. м жилья, что значительно меньше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в городе Избербаш. Занимаемое ими жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.
Компетентным органом - администрацией муниципального образования городской округ "Город Избербаш" они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в установленном жилищным законодательством порядке поставлены на учет, включены в льготные списки на получение жилья.
Из изложенного следует, что истец А.М. имеет право на получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда вне очереди.
Согласно ст. 3 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" нормы предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан для категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливаются:
- - на семью из трех и более человек по - 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи;
- - на семью из двух человек - 42 квадратных метра общей площади;
- - на одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра общей площади.
Указанными нормами надлежит руководствоваться администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" при определении размера подлежащего предоставлению А.М. по договору социального найма жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
Решение Избербашского городского суда от 31 июля 2012 года отменить.
Исковые требования А.М. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городской округ "Город Избербаш" предоставить А.М. жилое помещение по договору социального найма, исходя из состава его семьи, по нормам предоставления жилья.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 30.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2786/2012Г.
Разделы:Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2012 г. по делу N 33-2786/2012г.
Судья Нурбагандов Н.М.
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Джарулаева А.К. и Загирова Н.В.
при секретаре С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 30 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе истца А.М. на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 31 июля 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления А.М. к Администрации ГО "Город Избербаш" обязать администрацию городского округа "Город Избербаш" выделить ему и его 4 сыновьям при переселении из ветхого и аварийного многоквартирного дома квартиру по договору социального найма размером не менее 90 кв. м общей площади отказать".
Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., объяснения истца А.М. и его представителя А.Х., допущенной к участию в деле в качестве представителя истца на основании устного заявления А.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, просивших решение суда отменить, объяснения представителя администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" Х. (на основании доверенности N 101 от 13 февраля 2012 года), просившего решение суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции
установил:
А.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" о предоставлении однокомнатной квартиры по договору социального найма при переселении из ветхого и аварийного многоквартирного дома, мотивируя свои требования тем, что 3 мая 2012 года глава администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" ответил отказом на его заявление о предоставлении ему отдельного жилого помещения по договору социального найма при переселении из ветхого и аварийного многоквартирного, тогда как он вместе со своей бывшей супругой А.Р. и четырьмя детьми на протяжении многих лет проживает в однокомнатной указанного жилого дома жилой площадью 17 кв. м по договору социального найма, его семья нуждается в улучшении жилищных условий: на каждого проживающего приходится менее 3 кв. м жилой площади. Ввиду того, что их дом отнесен к ветхому жилью, по программе "Переселения граждан из ветхого и аварийного жилья" ему и его бывшей супруге А.Р., с которой он в настоящее время в разводе, с их четырьмя детьми, то есть, на две семьи, состоящие из 6 человек, администрации городского округа "Город Избербаш" выделяет однокомнатную квартиру. При обращении в администрацию города он в своем заявлении сослался на аналогичный случай, описанный в статье из "Российской газеты" - Федеральный выпуск N 5554 (178) 15.08.2011 г., что Индустриальный районный суд города Пермь вынес решение о том, что выселение К-ных из квартиры с жилой площадью 18,6 кв. м в древнем бараке по в комнату с такой же площадью в благоустроенном доме является незаконным. "Аварийные" К-ны сумели доказать, что при переселении им должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 60 кв. м - из расчета по 15 метров на каждого члена семьи. Суд при вынесении решения сослался на Федеральный закон N 328-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и обязал администрацию Перми предоставить семье К-ных жилое помещение по нормам предоставления жилья. Однако глава администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" ответил отказом на его заявление, сославшись на ст. 89 ЖК РФ, такое решение принято им без учета изменений, которые внесены в жилищное законодательство в настоящее время - в ст. 89 ЖК РФ, согласно которой предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение; в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Данные изменения в законодательстве, касаются и их случая, так как он и его бывшая супруга с их 4 сыновьями нуждаются на протяжении многих лет в предоставлении жилого помещения по установленным нормам. В Республике Дагестан нормы установлены ст. 3 Закона Республики Дагестан N 4 от 03.02.2006 г.: на семью из трех и более человек - по 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи; на семью из двух человек - 42 квадратных метра общей площади; на одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра общей площади.
В последующем истец А.М. уточнил свои исковые требования, по изложенным выше основаниям просил обязать ответчик предоставить ему и членам его семьи, жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истца А.М. содержится просьба об отмене решения суда по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права, что является основанием для отмены этого решения. Суд рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие ответчика. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
По аналогичным делам имеется судебная практика Индустриального районного суда г. Перми, решением которого, оставленным без изменения Пермским краевым судом, выселение К-ных из квартиры с жилой площадью 18,6 кв. м в древнем бараке по ул. Чайковского в комнату с такой же площадью в благоустроенном доме признано незаконным. К-ны сумели доказать, что при переселении им должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 60 кв. м - из расчета по 15 метров на каждого члена семьи. Суд при вынесении решения сослался на Федеральный закон N 328-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и обязал администрацию Перми предоставить семье К-ных жилое помещение размером не менее 60 кв. м - из расчета по 15 метров на каждого члена семьи.
Однако Избербашский городской суд в нарушение норм материального права сослался на ст. 89 ЖК РФ без учета последних изменений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований А.М. о предоставлении ему и его 4 сыновьям при переселении из ветхого и аварийного многоквартирного дома, квартиру по договору социального найма размером не менее 90 кв. м общей площади по следующим основаниям.
Как установлено судом, жилой (Свободы) в городе Избербаш, в котором проживает истец по договору социального найма, не пригоден для проживания. Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в деле постановлением главы администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" от 03.10.2006 г. "О признании непригодными для проживания жилых зданий", которым в числе других утвержден Акт межведомственной комиссии г. Избербаш о признании указанного жилого дома непригодным для проживания, что не оспаривается сторонами по делу.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Наличие у А.М. права на обеспечение жилым помещением в соответствии с приведенной выше нормой права по делу не оспаривается. Спор между сторонами возник относительно размера предоставляемого истцу жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции признал установленным, что А.М. с членами семьи (состав семьи 6 человек) проживает в (Азизова) в общей площадью 17 кв. м, которая состоит из одной комнаты. В связи с тем, что указанный дом подлежит сносу как аварийное и ветхое жилье администрацией муниципального образования городской округ "Город Избербаш" 29 марта 2012 года принято постановление за N 295-б о выделении А.М. по у. Жданова в городе Избербаш, состоящей из одной комнаты жилой площадью 20,05 кв. м, общей площадью 36,75 кв. м.
Исходя из изложенного суд первой инстанции сделал вывод, что предоставляемая истцу в связи со сносом дома квартира по, имеет большую площадь, чем занимаемое им жилое помещение, следовательно, жилищные условия А.М. при его переселении в предоставляемое жилое помещение, не будут ухудшены.
С выводами суда согласиться нельзя.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Из объяснения А.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что занимаемое им жилое помещение расположено в коммунальной квартире, в связи с чем в ордере указана лишь жилая площадь этого помещения - 17 кв. м (это обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось), тогда как согласно сведениям, указанным в лицевом счете на оплату коммунальных услуг, отапливаемая площадь занимаемого им по договору социального найма жилого помещения составляет 41,3 кв. м. В подтверждение этого обстоятельства истцом представлены квитанции по оплате им коммунальных услуг МБУ УЖКХ г. Избербаш.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что при переселении А.М. в по у. Жданова в городе Избербаш общей площадью 36,75 кв. м его жилищные условия не будут ухудшены, не может быть признан обоснованным.
Ссылка суда первой инстанции на то, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, является правильной.
Действительно, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, и исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что по смыслу приведенной выше нормы - ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации целью законодателя в данном случае является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения его безопасности.
Вместе с тем, суду при разрешении требований А.М. следовало учесть то обстоятельство, что в семье А.М. имеется два ребенка-инвалида: ФИО3 и ФИО4, что подтверждается справками МСЭ установленного образца, удостоверениями их матери А.Р. о назначении пенсии ее детям-инвалидам, выданными Управлением ОПФР по РД в городе
Из имеющегося в деле письма администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" за N 344 от 3 мая 2012 года следует, что семья А-вых состоит на учете в городской администрации для получения жилья в льготном списке под номером 18.
Указанные выше обстоятельства имели значение при разрешении требований истца о предоставлении жилого помещения по норме предоставления, как это предусмотрено частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При применении к спорным правоотношениям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не учел, что данная норма в редакции Федерального закона 30.11.2010 N 328-ФЗ устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса, предоставляются по нормам предоставления. Тем самым судом допущено неправильное применение норм материального права.
Судом оставлено без внимания то обстоятельство, что спорные правоотношения носят смешанный характер - требование А.М. о предоставлении жилого помещения по установленным нормам предоставления вытекает как из гражданско-правовых отношений, возникших вследствие признания жилого помещения, в котором проживает истец, непригодным для проживания, так и из жилищно-правовых отношений, поскольку семья А-вых, в составе которых имеется два ребенка-инвалида, состоит на учете для улучшения жилищных условий в льготном порядке.
Кроме того, из имеющегося в деле свидетельства о расторжении брака от 29 апреля 2008 года следует, что брак между А.М. и А.Р. расторгнут решением мирового судьи от 27 февраля 2008 года, что также не было принято во внимание администрацией муниципального образования городской округ "Город Избербаш" при вынесении постановления за N 295-б от 29 марта 2012 года о выделении А.М. по у. Жданова в городе Избербаш, состоящей из одной комнаты жилой площадью 20,05 кв. м, общей площадью 36,75 кв. м.
Суд первой инстанции это обстоятельство также оставил без надлежащей правовой оценки.
Между тем, согласно ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Исходя из изложенного выше, принимая во внимание то обстоятельство, что наличие у А-вых права на получение жилого помещения по договору социального найма в льготном порядке ответчиком не оспаривается (ответчик задолго до возникновения спора между сторонами включил семью А-вых в льготные списки очередности и подтвердил это обстоятельство в представленному суду первой инстанции письменном возражении на исковое заявление А.М.), суд апелляционной инстанции полагает, что при выселении А-вых из ветхого и аварийного жилья ответчик должен предоставить им жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления жилья, установленным Законом Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" Возлагая на ответчика указанную обязанность, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что постановление администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" за N 295-б от 29 марта 2012 года о предоставлении А.М. по у. Жданова в городе Избербаш, состоящей из одной комнаты жилой площадью 20,05 кв. м, общей площадью 36,75 кв. м не реализовано. В силу ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется гражданам по договору социального найма. Как следует из материалов дела, А.М. либо его члены семьи в по у. Жданова в городе Избербаш не вселились, договор социального найма этого жилого помещения с ними не заключен, субъективное право на указанную квартиру у них не возникло.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Так, Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (соответственно пункт 6 статьи 23.2 и часть 6 статьи 28.2 указанных Федеральных законов).
Согласно ст. 1 Закона республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" жилые помещения по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан в числе других указанных в данной норме категорий граждан предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях семьям, имеющим детей-инвалидов.
Согласно ст. 2.1 названного Закона по договору социального найма жилое помещение из жилищного фонда Республики Дагестан предоставляется гражданам по месту их жительства в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 3 Закона. Вне очереди жилые помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма предоставляются:
- - гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- - гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренными перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, установленным в порядке, определяемом федеральным законодательством.
Как было указано выше, в семье А-вых двое детей являются инвалидами. А-вы проживают в комнате жилой площадью 17 кв. м, на каждого члена семьи приходится менее 3 кв. м жилья, что значительно меньше учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в городе Избербаш. Занимаемое ими жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.
Компетентным органом - администрацией муниципального образования городской округ "Город Избербаш" они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в установленном жилищным законодательством порядке поставлены на учет, включены в льготные списки на получение жилья.
Из изложенного следует, что истец А.М. имеет право на получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда вне очереди.
Согласно ст. 3 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" нормы предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан для категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливаются:
- - на семью из трех и более человек по - 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи;
- - на семью из двух человек - 42 квадратных метра общей площади;
- - на одиноко проживающих граждан - 33 квадратных метра общей площади.
Указанными нормами надлежит руководствоваться администрации муниципального образования городской округ "Город Избербаш" при определении размера подлежащего предоставлению А.М. по договору социального найма жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
Решение Избербашского городского суда от 31 июля 2012 года отменить.
Исковые требования А.М. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городской округ "Город Избербаш" предоставить А.М. жилое помещение по договору социального найма, исходя из состава его семьи, по нормам предоставления жилья.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)