Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Расторжение трудового договора по инициативе администрации; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дробышев Ю.А.
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам
Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Клепиковой Е.А., Рожковой Т.В.,
при секретаре И.О.
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу И. на решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 18 сентября 2012 года,
по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области к И. о расторжении договора и взыскании материального ущерба причиненного государству ответчиком путем неисполнения договора,
заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия,
установила:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском к И. о расторжении трехстороннего договора N 11 от 07.04.2010 года и взыскании материального ущерба в сумме 531385 рублей.
В обоснование иска указано, что между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области, ТОЕСУСС "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" и И. 07.04.2010 заключен трехсторонний договор от N 11 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста).
Основанием для заключения договора послужило признание И., участником программы "Социальное развитие села до 2013 года" и включение ее в реестр получателей субсидии (социальной выплаты) по категории "молодая семья".
Управлением сельского хозяйства Тамбовской области на основании платежных поручений была перечислена ответчику социальная выплата в сумме 531385 рублей, из них 387152 рубля из средств федерального бюджета и 144233 рубля из средств бюджета области.
Указанные средства были использованы ответчиком на основании выданного свидетельства N 156 от 07.04.2010 года о предоставлении социальной выплаты, в котором имеется отметка банка об оплате.
Обязательным условием для участия в программе и получения мер государственной поддержки для получателя социальной выплаты является работа по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или в социальной сфере в сельской местности.
19.08.2010 года И. уволена по ст. 81 п. 2 ТК РФ по сокращению штата работников.
02.09.2010 И. назначена на должность председателя правления ТСЖ "Северное", что не является организацией АПК или социальной сферы. В связи с этим, право на социальную выплату И. утрачено.
Решением Знаменского районного суда Тамбовской области от 18 сентября 2012 года постановлено:
Расторгнуть договор N 11 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) от 07 апреля 2010 года, заключенный между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области, ТОГСУСО "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" и И.
Взыскать с И. предоставленную социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 531385 рублей, из которых в доход федерального бюджета взыскать 387152 рубля, в доход областного бюджета взыскать 144233 рубля.
Взыскать с И. в доход местного бюджета госпошлину в размере 8513 рублей 85 копеек.
В жалобе И. просит решение отменить. Указывает, что в решении суда сделан вывод о том, что полученная ответчиком социальная выплата была использована с нарушением условий ее получения, однако ни в исковом заявлении, ни в объяснениях (пояснениях) сторон в ходе судебного процесса не было заявлено, что произведенная социальная выплата использована с нарушением условий ее получения. Более того стороны не отрицали факта, что полученная выплата использована ответчиком на улучшение жилищных условий, т.е. согласно ее предназначению. В силу ч. 1 ст. 427 Гражданского кодекса РФ в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати.
Однако в договоре также не предусмотрено применение условий типового положения к заключенному договору.
Таким образом, ввиду отсутствия в договоре согласованного сторонами условия о возможности истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты на основании п. 33 типового положения, данный пункт типового положения применению не подлежал. Кроме того, муж ответчицы также работает в сельской местности. Ответчик был уволен по сокращению штата, что не является основанием для расторжения договора.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, проанализировав доводы апелляционной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
03.12.2002 года Постановлением N 858 Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" (впоследствии до 2013 года), предполагающую финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан. Проживающих сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
П. п. "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющихся приложением N 16 к указанной Программе предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложение N 1 к правилам.
Одним из обязательных условий для участия в указанной Программе является работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности (п. 26 Типового положения к Программе, п. 31 Положения).
Из п. 31 Типового положения следует, что в случае предоставления молодой семье социальной выплаты уполномоченный орган, член молодой семьи и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются: а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства; б) право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что Управление вправе истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения срока, установленного п. 3.2.4 Договора по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Согласно п. 3.2.4 Договора работник обязан работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В соответствии с пунктом 5.2, договор может быть расторгнут и предоставленные средства государственной поддержки взысканы с работника в следующих случаях, а именно:
- в случае расторжения трудового договора между работником и работодателем - сторонами настоящего договора по инициативе молодого специалиста, члена молодой семьи (если другой член молодой семьи не работает в селе) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
В силу п. 33 Типового положения к Программе право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий уполномоченный орган (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
Из материалов дела видно, что 07.04.2010 года между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области, работодателем ТОГСУСО "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" и работником И. заключен трехсторонний договор N 11 об обеспечении жильем молодой семьи.
По договору И. брала на себя обязательство отработать по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
19 августа 2010 года И. уволена с занимаемой ею должности по сокращению штата работников (ст. 81 п. 2 ТК РФ).
В установленный п. 33 Типового положения к Программе шестимесячный срок И. не заключила трудовой договор с другим работодателем в сельской местности, не обращалась в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, чем нарушила существенные условия трехстороннего договора.
При таком положении суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о расторжении договора и взыскании предоставленной социальной выплаты.
Доводы жалобы о том, что п. 33 Типового положения к программе не включен в условия трехстороннего договора, а поэтому не может послужить основанием для расторжения договора, не влияет на законность принятого судом решения.
Из трехстороннего договора (л.д. 22 - 24) видно, что он заключен в целях реализации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года N 858.
С условиями Правил и Программы И. ознакомлена, что подтвердила в суде представитель истца и не опровергала сама ответчица.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
определила:
Решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 18 сентября 2012 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3193
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Расторжение трудового договора по инициативе администрации; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. по делу N 33-3193
Судья: Дробышев Ю.А.
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам
Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Клепиковой Е.А., Рожковой Т.В.,
при секретаре И.О.
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу И. на решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 18 сентября 2012 года,
по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области к И. о расторжении договора и взыскании материального ущерба причиненного государству ответчиком путем неисполнения договора,
заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия,
установила:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском к И. о расторжении трехстороннего договора N 11 от 07.04.2010 года и взыскании материального ущерба в сумме 531385 рублей.
В обоснование иска указано, что между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области, ТОЕСУСС "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" и И. 07.04.2010 заключен трехсторонний договор от N 11 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста).
Основанием для заключения договора послужило признание И., участником программы "Социальное развитие села до 2013 года" и включение ее в реестр получателей субсидии (социальной выплаты) по категории "молодая семья".
Управлением сельского хозяйства Тамбовской области на основании платежных поручений была перечислена ответчику социальная выплата в сумме 531385 рублей, из них 387152 рубля из средств федерального бюджета и 144233 рубля из средств бюджета области.
Указанные средства были использованы ответчиком на основании выданного свидетельства N 156 от 07.04.2010 года о предоставлении социальной выплаты, в котором имеется отметка банка об оплате.
Обязательным условием для участия в программе и получения мер государственной поддержки для получателя социальной выплаты является работа по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или в социальной сфере в сельской местности.
19.08.2010 года И. уволена по ст. 81 п. 2 ТК РФ по сокращению штата работников.
02.09.2010 И. назначена на должность председателя правления ТСЖ "Северное", что не является организацией АПК или социальной сферы. В связи с этим, право на социальную выплату И. утрачено.
Решением Знаменского районного суда Тамбовской области от 18 сентября 2012 года постановлено:
Расторгнуть договор N 11 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) от 07 апреля 2010 года, заключенный между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области, ТОГСУСО "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" и И.
Взыскать с И. предоставленную социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 531385 рублей, из которых в доход федерального бюджета взыскать 387152 рубля, в доход областного бюджета взыскать 144233 рубля.
Взыскать с И. в доход местного бюджета госпошлину в размере 8513 рублей 85 копеек.
В жалобе И. просит решение отменить. Указывает, что в решении суда сделан вывод о том, что полученная ответчиком социальная выплата была использована с нарушением условий ее получения, однако ни в исковом заявлении, ни в объяснениях (пояснениях) сторон в ходе судебного процесса не было заявлено, что произведенная социальная выплата использована с нарушением условий ее получения. Более того стороны не отрицали факта, что полученная выплата использована ответчиком на улучшение жилищных условий, т.е. согласно ее предназначению. В силу ч. 1 ст. 427 Гражданского кодекса РФ в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати.
Однако в договоре также не предусмотрено применение условий типового положения к заключенному договору.
Таким образом, ввиду отсутствия в договоре согласованного сторонами условия о возможности истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты на основании п. 33 типового положения, данный пункт типового положения применению не подлежал. Кроме того, муж ответчицы также работает в сельской местности. Ответчик был уволен по сокращению штата, что не является основанием для расторжения договора.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, проанализировав доводы апелляционной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
03.12.2002 года Постановлением N 858 Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" (впоследствии до 2013 года), предполагающую финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан. Проживающих сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
П. п. "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющихся приложением N 16 к указанной Программе предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложение N 1 к правилам.
Одним из обязательных условий для участия в указанной Программе является работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности (п. 26 Типового положения к Программе, п. 31 Положения).
Из п. 31 Типового положения следует, что в случае предоставления молодой семье социальной выплаты уполномоченный орган, член молодой семьи и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются: а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства; б) право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что Управление вправе истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения срока, установленного п. 3.2.4 Договора по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Согласно п. 3.2.4 Договора работник обязан работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В соответствии с пунктом 5.2, договор может быть расторгнут и предоставленные средства государственной поддержки взысканы с работника в следующих случаях, а именно:
- в случае расторжения трудового договора между работником и работодателем - сторонами настоящего договора по инициативе молодого специалиста, члена молодой семьи (если другой член молодой семьи не работает в селе) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
В силу п. 33 Типового положения к Программе право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий уполномоченный орган (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
Из материалов дела видно, что 07.04.2010 года между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области, работодателем ТОГСУСО "Социальный приют для детей и подростков "Радуга" и работником И. заключен трехсторонний договор N 11 об обеспечении жильем молодой семьи.
По договору И. брала на себя обязательство отработать по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
19 августа 2010 года И. уволена с занимаемой ею должности по сокращению штата работников (ст. 81 п. 2 ТК РФ).
В установленный п. 33 Типового положения к Программе шестимесячный срок И. не заключила трудовой договор с другим работодателем в сельской местности, не обращалась в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, чем нарушила существенные условия трехстороннего договора.
При таком положении суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о расторжении договора и взыскании предоставленной социальной выплаты.
Доводы жалобы о том, что п. 33 Типового положения к программе не включен в условия трехстороннего договора, а поэтому не может послужить основанием для расторжения договора, не влияет на законность принятого судом решения.
Из трехстороннего договора (л.д. 22 - 24) видно, что он заключен в целях реализации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года N 858.
С условиями Правил и Программы И. ознакомлена, что подтвердила в суде представитель истца и не опровергала сама ответчица.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
определила:
Решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 18 сентября 2012 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)