Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Пиотровская Ю.Е.
Докладчик Быкова В.Б.
Суд кассационной инстанции по гражданским делам
Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Дроня Ю.И.
Судей Быковой В.Б., Петруниной И.Н.
При секретаре В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 29 марта 2011 дело по кассационной жалобе Отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области Министерства социального развития Новосибирской области на заочное решение Центрального районного суда города Новосибирска от 03 декабря 2010 года, которым восстановлены С. право на социальные льготы и признано за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде освобождения от платы за жилое помещение и коммунальные услуги по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению.
В части требований о взыскании с Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области компенсации морального вреда *** руб. отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Быковой В.Б., объяснения представителя Отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области Министерства социального развития Новосибирской области С., поддержавшей доводы жалобы, суд кассационной инстанции
С. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области, в котором просила восстановить в полном объеме ее права на социальные льготы пенсионеров, проработавших в сельских образовательных учреждениях более 10 лет и проживающих в сельской местности и взыскать с ответчика компенсацию морального вред в сумме *** руб.
В обоснование исковых требования истица указала, что истец - пенсионер, инвалид второй группы, труженик тыла, вдова инвалида первой группы Великой Отечественной войны, практически всю свою жизнь проработала учителем в сельских школах, имеет три правительственных награды, в том числе знак Отличника народного просвещения и медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.". В феврале 2010 года со стороны Горгаза по телефону ей было предъявлено требование оплаты за потребление газа, начиная с 2009 г. по настоящее время. Обоснованием такого требования послужило исключение ее из списка льготников, заслуживших это право за работу в сельской местности учителем более 10 лет, на основании закона субъекта Российской Федерации - Новосибирской области.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен Отдел пособий и социальных выплаты Новосибирского района Новосибирской области Министерства социального развития Новосибирской области и было подано заявление об отмене данного заочного решения (л.д. 49), которое определением Центрального районного суда города Новосибирска от 18.02.2011 оставлено без удовлетворения. При этом указанным определением была произведена замена ответчика Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области на Министерство социального развития Новосибирской области (л.д. 73 - 74).
В поданной кассационной жалобе Министерство социального развития Новосибирской области просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указано, что судом неверно применен Закон Новосибирской области от 13.04.2005 N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского тира на территории Новосибирской области". С. проработала в сельской местности на территории Новосибирской области менее 10 лет, поэтому меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом на нее как педагогического работника, ушедшего на пенсию, не распространяются. Кроме того, в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" С. в 2009 году предоставлялась скидка 50% на оплату коммунальных услуг. На основании Закона Новосибирской области от 13.04.2005 N 285-ОЗ с 01.01.2010 была произведена монетизация льгот. Если размер мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг превышает размер денежной выплаты, то в соответствии с Порядком назначения и организации денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Администрации Новосибирской области от 26.11.2009 N 431-па, истица имеет право на компенсационную доплату, о чем С. была уведомлена.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены исходя из доводов жалобы и суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Восстанавливая С. право на социальные льготы и признавая за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде освобождение от платы за жилое помещение и коммунальные услуги по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, суд первой инстанции исходил из того, что С. является вышедшим на пенсию педагогическим работником, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет и проживает там.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для иной оценки представленных доказательств суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей на момент вынесения решения суда, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал Закон Новосибирской области от 13.04.2005 N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", который устанавливал меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 указанного Закона Новосибирской области право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категории, указанной в пункте 4 части 1 настоящей статьи (педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений), которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Вместе с тем, Законом Новосибирской области от 27.04.2010 N 494-ОЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законов Новосибирской области, регулирующих вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" указанные положения пункта 4 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13.04.2005 N 285-ОЗ были признаны утратившими силу с 10.05.2010.
В настоящее время на территории Новосибирской области действует Закон Новосибирской области от 27.04.2010 N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" положения которого в статье 1 и пункте 3 аналогичны положениям пункта 4 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13.04.2005 N 285-ОЗ, но установлен иной порядок реализации данной льготы.
Как следует из материалов дела, в частности из трудовой книжки С. ее стаж педагогической деятельности в сельской местности составляет более 10 лет (л.д. 11 - 12).
То обстоятельство, что на момент выхода на пенсию С. осуществляла педагогическую деятельность непосредственно в сельской местности Новосибирской области менее 10 лет не влияет на предоставление ей мер социальной поддержки, регламентированных статьей 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ от 13.04.2005 (в настоящее время N 493-ОЗ от 27.04.2010), поскольку из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 553-О-П относительно пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в редакции ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 следует, что названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Поскольку федеральным законодательством предусмотрено предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от места нахождения сельской местности и рабочих поселков (поселков городского типа), эта обязанность возложена на субъекты Российской Федерации, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, так как недопустимо снижение мер социальной защиты названной категории граждан в виде ограничения предоставления мер социальной поддержки наличием требуемого общего стажа работы в учреждениях в сельской местности и поселках только на территории определенного субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании и применении кассатором норм материального права.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда, исходя из доводов жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
Заочное решение Центрального районного суда города Новосибирска от 03 декабря 2010 года по доводам жалобы оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области Министерства социального развития Новосибирской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.03.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2105/2011Г.
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 марта 2011 г. по делу N 33-2105/2011г.
Судья Пиотровская Ю.Е.
Докладчик Быкова В.Б.
Суд кассационной инстанции по гражданским делам
Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Дроня Ю.И.
Судей Быковой В.Б., Петруниной И.Н.
При секретаре В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 29 марта 2011 дело по кассационной жалобе Отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области Министерства социального развития Новосибирской области на заочное решение Центрального районного суда города Новосибирска от 03 декабря 2010 года, которым восстановлены С. право на социальные льготы и признано за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде освобождения от платы за жилое помещение и коммунальные услуги по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению.
В части требований о взыскании с Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области компенсации морального вреда *** руб. отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Быковой В.Б., объяснения представителя Отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области Министерства социального развития Новосибирской области С., поддержавшей доводы жалобы, суд кассационной инстанции
установил:
С. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области, в котором просила восстановить в полном объеме ее права на социальные льготы пенсионеров, проработавших в сельских образовательных учреждениях более 10 лет и проживающих в сельской местности и взыскать с ответчика компенсацию морального вред в сумме *** руб.
В обоснование исковых требования истица указала, что истец - пенсионер, инвалид второй группы, труженик тыла, вдова инвалида первой группы Великой Отечественной войны, практически всю свою жизнь проработала учителем в сельских школах, имеет три правительственных награды, в том числе знак Отличника народного просвещения и медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.". В феврале 2010 года со стороны Горгаза по телефону ей было предъявлено требование оплаты за потребление газа, начиная с 2009 г. по настоящее время. Обоснованием такого требования послужило исключение ее из списка льготников, заслуживших это право за работу в сельской местности учителем более 10 лет, на основании закона субъекта Российской Федерации - Новосибирской области.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен Отдел пособий и социальных выплаты Новосибирского района Новосибирской области Министерства социального развития Новосибирской области и было подано заявление об отмене данного заочного решения (л.д. 49), которое определением Центрального районного суда города Новосибирска от 18.02.2011 оставлено без удовлетворения. При этом указанным определением была произведена замена ответчика Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области на Министерство социального развития Новосибирской области (л.д. 73 - 74).
В поданной кассационной жалобе Министерство социального развития Новосибирской области просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указано, что судом неверно применен Закон Новосибирской области от 13.04.2005 N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского тира на территории Новосибирской области". С. проработала в сельской местности на территории Новосибирской области менее 10 лет, поэтому меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом на нее как педагогического работника, ушедшего на пенсию, не распространяются. Кроме того, в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" С. в 2009 году предоставлялась скидка 50% на оплату коммунальных услуг. На основании Закона Новосибирской области от 13.04.2005 N 285-ОЗ с 01.01.2010 была произведена монетизация льгот. Если размер мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг превышает размер денежной выплаты, то в соответствии с Порядком назначения и организации денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Администрации Новосибирской области от 26.11.2009 N 431-па, истица имеет право на компенсационную доплату, о чем С. была уведомлена.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены исходя из доводов жалобы и суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Восстанавливая С. право на социальные льготы и признавая за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде освобождение от платы за жилое помещение и коммунальные услуги по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, суд первой инстанции исходил из того, что С. является вышедшим на пенсию педагогическим работником, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет и проживает там.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для иной оценки представленных доказательств суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей на момент вынесения решения суда, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал Закон Новосибирской области от 13.04.2005 N 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", который устанавливал меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 указанного Закона Новосибирской области право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категории, указанной в пункте 4 части 1 настоящей статьи (педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений), которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Вместе с тем, Законом Новосибирской области от 27.04.2010 N 494-ОЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законов Новосибирской области, регулирующих вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" указанные положения пункта 4 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13.04.2005 N 285-ОЗ были признаны утратившими силу с 10.05.2010.
В настоящее время на территории Новосибирской области действует Закон Новосибирской области от 27.04.2010 N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" положения которого в статье 1 и пункте 3 аналогичны положениям пункта 4 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13.04.2005 N 285-ОЗ, но установлен иной порядок реализации данной льготы.
Как следует из материалов дела, в частности из трудовой книжки С. ее стаж педагогической деятельности в сельской местности составляет более 10 лет (л.д. 11 - 12).
То обстоятельство, что на момент выхода на пенсию С. осуществляла педагогическую деятельность непосредственно в сельской местности Новосибирской области менее 10 лет не влияет на предоставление ей мер социальной поддержки, регламентированных статьей 2 Закона Новосибирской области N 285-ОЗ от 13.04.2005 (в настоящее время N 493-ОЗ от 27.04.2010), поскольку из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 553-О-П относительно пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в редакции ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 следует, что названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Поскольку федеральным законодательством предусмотрено предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от места нахождения сельской местности и рабочих поселков (поселков городского типа), эта обязанность возложена на субъекты Российской Федерации, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, так как недопустимо снижение мер социальной защиты названной категории граждан в виде ограничения предоставления мер социальной поддержки наличием требуемого общего стажа работы в учреждениях в сельской местности и поселках только на территории определенного субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании и применении кассатором норм материального права.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда, исходя из доводов жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил:
Заочное решение Центрального районного суда города Новосибирска от 03 декабря 2010 года по доводам жалобы оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области Министерства социального развития Новосибирской области без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)