Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4764

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 ноября 2011 г. по делу N 33-4764


Судья: Румянцева Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.Н.
судей Буйнова Ю.К. и Кубаревой Т.В.
с участием помощника прокурора Центрального района города Твери Жарлицына Н.В.
при секретаре судебного заседания Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Буйнова Ю.К.
дело по кассационному представлению прокурора Центрального района города Твери на решение Заволжского районного суда города Твери от 05 сентября 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Центрального района города Твери удовлетворить частично.
Признать действия ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" по не предоставлению в полном объеме И.Т.К. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными и обязать их произвести перерасчет потребленной и оплаченной И.Т.К. электрической энергии в местах общего пользования многоквартирным жилым домом по адресу: за период с марта 2008 года по август 2011 года в сумме 215 рублей 98 копеек с учетом утвержденных тарифов на каждый год.
Взыскать с ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального района города Твери обратился в суд в защиту интересов И.Т.К. с иском к ОАО "Тверьэнергосбыт" и ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" о защите жилищных и социальных прав, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В обоснование требований указал, что И.Т.К. является участником Великой Отечественной войны, имеет 2 группу инвалидности, в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных ст. 14 ФЗ "О ветеранах". И.Т.К. зарегистрирована и постоянно проживает совместно с сыном И.Д. в двухкомнатной квартире . В выставляемых квитанциях на оплату потребленной электрической энергии ей должна быть предоставлена льгота на оплату электрической энергии в размере 81 квт/ч. При проведении проверки было установлено, что в период с июля 2007 года И.Т.К. не предоставляется льгота на оплату электрической энергии, что нарушает закрепленные законом права и интересы И.Т.К.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные требования и просил суд признать действия ОАО "Тверьэнергосбыт" по не предоставлению в полном объеме льготы, а также по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с И.Т.К. незаконными и не соответствующими приказу РЭК Тверской области от 29.11.2006 N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии", приказу РЭК Тверской области от 26.02.2010 N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии", признать действия ООО "Управляющая компания Центрального района города Твери" по не предоставлению в полном объеме И.Т.К. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными, обязать ОАО "Тверская энергосбытовая компания" произвести перерасчет потребленной и оплаченной И.Т.К. электроэнергии за период с марта 2008 года по август 2011 года в размере 4 666 руб. 62 коп., обязать ООО "Управляющая компания Центрального района города Твери" произвести перерасчет потребленной и оплаченной А. электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома за период с марта 2008 года по август 2011 года в размере 281 руб. 71 коп.
Истец И.Т.К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще.
Представители ответчика ОАО "Тверская энергосбытовая компания" Р.О., И.Е. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" Н. в судебное заседание исковые требования признала.
Представитель третьего лица ТОСЗН города Твери К.А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично.
Представитель третьего лица - РЭК Тверской области В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по не предоставлению в полном объеме льготы, а также по использованию заниженных нормативов потребления электроэнергии для предоставления льготы при взимании платы с И.Т.К. незаконными и не соответствующими приказам РЭК Тверской области от 29.11.2006 N 315-нп, от 26.02.2010 N 81-нп, а также о возложении на ОАО "Тверьэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной И.Т.К. электроэнергии за период с марта 2008 года по август 2011 года в размере 4 666 руб. 62 коп. В обоснование доводов указывается, что отказ суда в удовлетворении данных требований основан на неправильном толковании норм материального права. По мнению кассатора, вывод суда о правомерности действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию нормативов потребления электроэнергии, утвержденных решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 N 78 "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг в городе Твери", является ошибочным, поскольку в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" льгота на оплату в размере 50% коммунальной услуги электроснабжение предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальной услуги, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и именно нормативы потребления электроэнергии, установленные приказом РЭК Тверской области от 29.11.2006 N 315-нп, в период с 01.01.2007 по 26.02.2010 являлись единственными нормативами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. В решении суд ссылается на отсутствие в данном приказе прямого указания на необходимость применения нормативов потребления электроэнергии. Однако, приказ не содержит каких-либо ограничений по использованию нормативов потребления электроэнергии для предоставления льгот отдельным категориям граждан. Также в представлении прокурор выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электроэнергии для предоставления льготы незаконными, поскольку, по мнению прокурора, произведенный ОАО "Тверьэнергосбыт" перерасчет потребленной И.Т.К. электроэнергии не может рассматриваться как факт, отменяющий противоправные действия по использованию нормативов потребления электроэнергии, установленных решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 N 78. Кроме того, считает, что произведенный ответчиком перерасчет является неверным и противоречащим действующему законодательству, так как произведен в размере 50% от фактического потребления электроэнергии. Также не согласен с выводами суда о том, что ответчиком ОАО "Тверьэнергосбыт" не проявлено бездействие, поскольку ответчиком направлялся запрос о количестве комнат и количестве проживающих граждан в жилом помещении в администрацию Центрального района г. Твери, на что был получен отказ в предоставлении данных сведений. Также не согласен с выводом суда на указание о необходимости повторного и неоднократного обращения льготника для предоставлении ему льготы, поскольку факт обращения И.Т.К. к ответчику ОАО "Тверьэнергосбыт" подтвержден материалами дела, а законодатель не предусматривает обязанность повторного обращения льготника для предоставлении ему льготы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав пояснения помощника прокурора Центрального района г. Твери Жарлицына Н.В., представителя РЭК Тверской области В., поддержавших доводы представления, а также возражения представителя ОАО "Тверьэнергосбыт" К.А.А., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что И.Т.К. является участником Великой Отечественной войны, а также инвалидом 2 группы и в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на предоставление меры социальной поддержки предоставляемые инвалидам войны в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, включая электрическую энергию, в том числе членами инвалидов войны, совместно сними проживающих.
И.Т.К. зарегистрирована и проживает совместно с сыном И.Д. в квартире .
Частично отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ОАО "Тверьэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной И.Т.К. электроэнергии, поскольку прокурор просил произвести перерасчет с марта 2008 года по нормативам РЭК Тверской области, которые в части применения их для предоставления льгот вступили в законную силу лишь со 2 марта 2010 года, а кроме того в связи с тем, что И.Т.К. с момента предоставления ей права на льготу по закону "О ветеранах" с соответствующим заявлением в ОАО "Тверьэнергосбыт" не обращалась.
Однако с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться исходя из следующего.
В силу положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 8 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а также в соответствии с принятым в целях реализации указанных норм Постановлением Администрации Тверской области от 14 сентября 2006 г. N 233-па "Об определении уполномоченного органа по установлению нормативов потребления коммунальных услуг" единственным уполномоченным органом по установлению нормативов потребления электроэнергии в Тверской области является Региональная энергетическая комиссия Тверской области - РЭК Тверской области.
В рамках осуществления своих полномочий РЭК Тверской области были приняты Приказы от 29 ноября 2006 года N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии" и от 26 февраля 2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии", которыми установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Тверской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил, в том числе, из того, что в Приказе от 29 ноября 2006 года N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии" не определен норматив потребления коммунальных услуг для применения отдельным категориям граждан при предоставлении им льготы за коммунальные услуги, в связи с чем ОАО "Тверьэнергосбыт" правомерно применяло нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 г. N 78. Данный вывод суда нельзя признать правильным, поскольку отсутствие в Приказе РЭК Тверской области прямого указания на то, что установленные нормативы потребления распространяются и на лиц, которым предоставлена льгота по оплате коммунальной услуги, не освобождает ОАО "Тверьэнергосбыт" от обязанности производить расчет льготы в соответствии с данным приказом.
Судебная коллегия полагает необоснованным указание суда на отсутствие у ответчика сведений о количестве комнат и количестве проживающих в жилом помещении человек, что не позволило применить установленные РЭК Тверской области нормативы. Данная информация могла быть получена путем обращения к потребителям услуг, к управляющей компании либо иным образом.
Таким образом, льгота по оплате за электроэнергию должна была предоставляться И.Т.К. в соответствии с нормативами потребления, установленными Приказами РЭК Тверской области.
Выводы суда первой инстанции на отсутствие в ОАО "Тверьэнергосбыт" данных о праве И.Т.К. на получение льгот по оплате электроэнергии в период с марта 2008 года в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" со ссылкой на п. 3.1.9 Стандарта государственной услуги "Предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", обязывающего заявителя обращаться к исполнителю коммунальной услуги с документами, подтверждающими право на получение мер социальной поддержки, также не могут быть признаны состоятельными, поскольку названный стандарт был утвержден Постановлением администрации Тверской области от 24.03.2009 г., а других нормативных актов в обоснование таких выводов в решении суда не приведено.
С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электроэнергии для предоставления льготы при взимании платы с И.Т.К. незаконными и о возложении на ОАО "Тверьэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной И.Т.К. электроэнергии за период с марта 2008 года по август 2011 года, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем в указанной части решение суда подлежит отмене.
Решение суда в части удовлетворения требований прокурора к ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" сторонами не обжалуется.
Учитывая, что нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, в силу требований ст. 361 ГПК РФ, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, и постановить решение в полном соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Заволжского районного суда города Твери от 05 сентября 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Твери к ОАО "Тверьэнергосбыт" в защиту интересов И.Т.К. по не предоставлению в полном объеме льгот - отменить. В указанной части направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение суда в части признания действия ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" по не предоставлению в полном объеме И.Т.К. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными и обязании произвести перерасчет потребленной и оплаченной И.Т.К. электроэнергии в местах общего пользования многоквартирным жилым домом по адресу: за период с марта 2008 года по август 2011 года в сумме 215 рублей 98 копеек с учетом утвержденных тарифов на каждый год, взыскании с ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 400 рублей - оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)