Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Мухина И.Г.
Докладчик: Першина И.В.
"18" октября 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Молчановой Л.А., Казачкова В.В.,
при секретаре: Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Новокузнецк на решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 14 мая 2012 года по иску К.Е., К.А., действующего за себя и в интересах К.Т., Ш.К. к Администрации <...> о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
установила:
К.Е., К.А., действующий за себя и в интересах несовершеннолетней К.Т., Ш.К. обратились в суд с иском к Администрации <...> и с учетом уточнений исковых требований просили признать бездействие, выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда - жилого дома, расположенного по адресу: <...> непринятии мер по предоставлению истцам жилого помещения взамен непригодного для проживания незаконным, обязать предоставить изолированное благоустроенное жилое помещение в <...>, состоящее не менее, чем из двух комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 52 кв. м в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 21).
Иск обоснован тем, что К.Е. является нанимателем жилого помещения по <...> в <...> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ Истцы в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают по настоящее время.
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <...> по ул. 375 км признан аварийным и подлежащим сносу.
До настоящего времени снос указанного дома не произведен, другие благоустроенные жилые помещения жильцам не предоставлены, вследствие чего они продолжают проживать в аварийном доме, что создает угрозу для их жизни и здоровья.
На неоднократные обращения в Администрацию <...> о предоставлении иного благоустроенного жилого помещения им отвечали отказом в связи с отсутствием финансирования, отсутствием <...> перечне жилых домов, подлежащих сносу, признания непригодным для проживания только ДД.ММ.ГГГГ
К.Е. в судебное заседание не явилась, ее представитель Н.Е.С. исковые требования поддержала.
К.А., Ш.К. в судебное заседание не явились.
Представитель Администрации <...> К.М. исковые требования не признали.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Удовлетворить исковые требования К.Е., К.А., Ш.К. частично
Признать незаконным бездействие Администрации <...>, выразившееся в непринятии мер по предоставлению гражданам К.Е., К.А., Ш.К. жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Обязать Администрацию <...> предоставить К.Е., К.А., Ш.К. благоустроенное жилое помещение в границах <...> общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 13 кв. м.
Дополнительным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Удовлетворить исковые требования К.Т. в лице законного представителя К.А. частично.
Признать незаконным бездействие Администрации <...>, выразившееся в непринятии мер по предоставлению гражданам К.Т. в лице законного представителя К.А. жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Обязать Администрацию <...> предоставить К.Т. в лице законного представителя К.А. благоустроенное жилое помещение в границах <...> общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 13 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации <...> К.М. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - на л.д. 24) просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае подлежат применению положения ст. 57 ЖК РФ, поскольку данная статья применяется только в случае предоставления жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий. Суд необоснованно не применил ст. 87, 89 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Администрация <...> обязана в первую очередь организовать снос и расселение многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ, а затем может использовать поступающие финансовые средства на снос и расселение домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ Жилой дом по ул. 375 км, 11 признан заключением Межведомственной комиссии аварийным, подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ
У Администрации <...> в настоящее время нет финансовой возможности и законных оснований расселить жильцов дома по ул. 375 км, 11 в <...> и предоставить им жилые помещения согласно действующему законодательству.
Также суд не учел, что расселение жильцов дома по <...> в <...> во внеочередном порядке в настоящее время, повлечет нарушение прав других граждан, проживающих в подобных жилищных условиях и ожидающих переселения из аварийного жилья с 2006 г.
На апелляционную жалобу представителем К.Е. Н.Е.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - на л.д. 47) поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав представителя К.Е. О. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), возражавшего против жалобы, просившего решение и дополнительное решение суда оставить без изменения, судебная коллегия считает, что дополнительное решение суда подлежит отмене, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению.
Согласно ст. 40 ч. 1 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 п. 1).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5).
В соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Как установил су<...> инстанции и следует из материалов дела, Ш.Е. является нанимателем жилого помещения в <...> на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ В указанном жилом помещении проживает и зарегистрирована совместно с мужем К.А., дочерьми К.Т., Ш.К. (л.д. 10, 12).
На основании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ N, многоквартирный жилой <...>, расположенный по <...> в <...>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7-9).
Распоряжением <...> N от ДД.ММ.ГГГГ К.Е. (Ш.Е.) с семьей из 4 человек была включена в список граждан, принятых на учет для улучшения жилищных условий (л.д. 22-23).
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Постановлением Совета народных депутатов N/"57" от ДД.ММ.ГГГГ "О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м общей площади.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения, которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86-88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как следует из положений ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации она подлежат применению при обращении с иском о выселении граждан органа государственной власти или органа местного самоуправления. По данному делу с иском обратились граждане о предоставлении жилого помещения ввиду непригодности жилого помещения для проживания. Непригодность подтверждена соответствующим заключением компетентного органа.
Предоставление жилья в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, таким образом, право истцов на предоставление им жилого помещения в силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. вне очереди, является обоснованным.
Доводы в апелляционной жалобе о недостаточности финансирования из федерального бюджета для переселения граждан из ветхих домов, являются несостоятельными, поскольку в силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, жилые помещения гражданам по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, ставшими непригодными для проживания, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Принятие Государственной программы по переселению граждан из ветхого жилья направлено на оказание дополнительной помощи в решении указанных социальных задач, но не является единственным способом выполнения своих обязанностей органом местного самоуправления.
Поскольку дополнительное решение является частью основного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, на которое подана апелляционная жалоба, судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность и дополнительного решения суда.
В соответствии со ст. 201 ч. 1 п. 1 ГПК РФ суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.
В дополнительном решении суда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ не разрешен вопрос о праве К.Т., <...> на предоставление другого жилого помещения.
При этом в резолютивной части дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ указано "обязать Администрацию <...> предоставить К.Т. в лице законного представителя К.А. благоустроенное жилое помещение в границах <...> общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 13 кв. м" (л.д. 46-50).
В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Истцы предъявили требование, разрешенное судом по существу ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении их семье из 4 человек, в том числе и К.Т., <...> другого жилого помещения взамен занимаемого, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В резолютивной части дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что К.Т., <...> в лице законного представителя К.А. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в границах <...> общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 13 кв. м.
Из чего следует, что суд решил предоставить К.Т., <...> отдельное от других истцов жилое помещение. О праве К.Т. на обеспечение жильем отдельно от других жильцов истцы не заявляли, таких требований не предъявляли. Принимая дополнительное решение, суд фактически изменил решение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что жилое помещение подлежит предоставлению истцам на семью из 4 человек, включая и К.Т., <...> таких данных дополнительное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене. Основное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению и в состав лиц, которым Администрация <...> обязана предоставить жилое помещение, должна быть включена К.Т., <...>
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 14 мая 2012 года изменить в части и в резолютивной части решения указать, что в состав лиц, которым Администрация г. Новокузнецк обязана предоставить жилое помещение, должна быть включена и К.Т., <...>. В остальной обжалованной части решение суда оставить без изменении, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дополнительное решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 10 августа 2012 года отменить.
Председательствующий
И.В.ПЕРШИНА
Судьи
Л.А.МОЛЧАНОВА
В.В.КАЗАЧКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.10.2012 N 33-10405
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2012 г. N 33-10405
Судья: Мухина И.Г.
Докладчик: Першина И.В.
"18" октября 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Молчановой Л.А., Казачкова В.В.,
при секретаре: Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Новокузнецк на решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 14 мая 2012 года по иску К.Е., К.А., действующего за себя и в интересах К.Т., Ш.К. к Администрации <...> о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
установила:
К.Е., К.А., действующий за себя и в интересах несовершеннолетней К.Т., Ш.К. обратились в суд с иском к Администрации <...> и с учетом уточнений исковых требований просили признать бездействие, выразившееся в отсутствии контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда - жилого дома, расположенного по адресу: <...> непринятии мер по предоставлению истцам жилого помещения взамен непригодного для проживания незаконным, обязать предоставить изолированное благоустроенное жилое помещение в <...>, состоящее не менее, чем из двух комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 52 кв. м в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 21).
Иск обоснован тем, что К.Е. является нанимателем жилого помещения по <...> в <...> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ Истцы в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают по настоящее время.
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <...> по ул. 375 км признан аварийным и подлежащим сносу.
До настоящего времени снос указанного дома не произведен, другие благоустроенные жилые помещения жильцам не предоставлены, вследствие чего они продолжают проживать в аварийном доме, что создает угрозу для их жизни и здоровья.
На неоднократные обращения в Администрацию <...> о предоставлении иного благоустроенного жилого помещения им отвечали отказом в связи с отсутствием финансирования, отсутствием <...> перечне жилых домов, подлежащих сносу, признания непригодным для проживания только ДД.ММ.ГГГГ
К.Е. в судебное заседание не явилась, ее представитель Н.Е.С. исковые требования поддержала.
К.А., Ш.К. в судебное заседание не явились.
Представитель Администрации <...> К.М. исковые требования не признали.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Удовлетворить исковые требования К.Е., К.А., Ш.К. частично
Признать незаконным бездействие Администрации <...>, выразившееся в непринятии мер по предоставлению гражданам К.Е., К.А., Ш.К. жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Обязать Администрацию <...> предоставить К.Е., К.А., Ш.К. благоустроенное жилое помещение в границах <...> общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 13 кв. м.
Дополнительным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Удовлетворить исковые требования К.Т. в лице законного представителя К.А. частично.
Признать незаконным бездействие Администрации <...>, выразившееся в непринятии мер по предоставлению гражданам К.Т. в лице законного представителя К.А. жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Обязать Администрацию <...> предоставить К.Т. в лице законного представителя К.А. благоустроенное жилое помещение в границах <...> общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 13 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации <...> К.М. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - на л.д. 24) просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае подлежат применению положения ст. 57 ЖК РФ, поскольку данная статья применяется только в случае предоставления жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий. Суд необоснованно не применил ст. 87, 89 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Администрация <...> обязана в первую очередь организовать снос и расселение многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ, а затем может использовать поступающие финансовые средства на снос и расселение домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ Жилой дом по ул. 375 км, 11 признан заключением Межведомственной комиссии аварийным, подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ
У Администрации <...> в настоящее время нет финансовой возможности и законных оснований расселить жильцов дома по ул. 375 км, 11 в <...> и предоставить им жилые помещения согласно действующему законодательству.
Также суд не учел, что расселение жильцов дома по <...> в <...> во внеочередном порядке в настоящее время, повлечет нарушение прав других граждан, проживающих в подобных жилищных условиях и ожидающих переселения из аварийного жилья с 2006 г.
На апелляционную жалобу представителем К.Е. Н.Е.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - на л.д. 47) поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав представителя К.Е. О. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), возражавшего против жалобы, просившего решение и дополнительное решение суда оставить без изменения, судебная коллегия считает, что дополнительное решение суда подлежит отмене, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению.
Согласно ст. 40 ч. 1 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 п. 1).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5).
В соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Как установил су<...> инстанции и следует из материалов дела, Ш.Е. является нанимателем жилого помещения в <...> на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ В указанном жилом помещении проживает и зарегистрирована совместно с мужем К.А., дочерьми К.Т., Ш.К. (л.д. 10, 12).
На основании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ N, многоквартирный жилой <...>, расположенный по <...> в <...>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7-9).
Распоряжением <...> N от ДД.ММ.ГГГГ К.Е. (Ш.Е.) с семьей из 4 человек была включена в список граждан, принятых на учет для улучшения жилищных условий (л.д. 22-23).
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Постановлением Совета народных депутатов N/"57" от ДД.ММ.ГГГГ "О размере нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 13 кв. м общей площади.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения, которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86-88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как следует из положений ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации она подлежат применению при обращении с иском о выселении граждан органа государственной власти или органа местного самоуправления. По данному делу с иском обратились граждане о предоставлении жилого помещения ввиду непригодности жилого помещения для проживания. Непригодность подтверждена соответствующим заключением компетентного органа.
Предоставление жилья в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, таким образом, право истцов на предоставление им жилого помещения в силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. вне очереди, является обоснованным.
Доводы в апелляционной жалобе о недостаточности финансирования из федерального бюджета для переселения граждан из ветхих домов, являются несостоятельными, поскольку в силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, жилые помещения гражданам по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Обязанность органа местного самоуправления по предоставлению гражданам жилых помещений взамен занимаемых ими по договорам социального найма, ставшими непригодными для проживания, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Принятие Государственной программы по переселению граждан из ветхого жилья направлено на оказание дополнительной помощи в решении указанных социальных задач, но не является единственным способом выполнения своих обязанностей органом местного самоуправления.
Поскольку дополнительное решение является частью основного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, на которое подана апелляционная жалоба, судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность и дополнительного решения суда.
В соответствии со ст. 201 ч. 1 п. 1 ГПК РФ суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.
В дополнительном решении суда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ не разрешен вопрос о праве К.Т., <...> на предоставление другого жилого помещения.
При этом в резолютивной части дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ указано "обязать Администрацию <...> предоставить К.Т. в лице законного представителя К.А. благоустроенное жилое помещение в границах <...> общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 13 кв. м" (л.д. 46-50).
В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Истцы предъявили требование, разрешенное судом по существу ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении их семье из 4 человек, в том числе и К.Т., <...> другого жилого помещения взамен занимаемого, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В резолютивной части дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что К.Т., <...> в лице законного представителя К.А. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в границах <...> общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления 13 кв. м.
Из чего следует, что суд решил предоставить К.Т., <...> отдельное от других истцов жилое помещение. О праве К.Т. на обеспечение жильем отдельно от других жильцов истцы не заявляли, таких требований не предъявляли. Принимая дополнительное решение, суд фактически изменил решение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что жилое помещение подлежит предоставлению истцам на семью из 4 человек, включая и К.Т., <...> таких данных дополнительное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене. Основное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению и в состав лиц, которым Администрация <...> обязана предоставить жилое помещение, должна быть включена К.Т., <...>
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 14 мая 2012 года изменить в части и в резолютивной части решения указать, что в состав лиц, которым Администрация г. Новокузнецк обязана предоставить жилое помещение, должна быть включена и К.Т., <...>. В остальной обжалованной части решение суда оставить без изменении, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дополнительное решение Центрального районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 10 августа 2012 года отменить.
Председательствующий
И.В.ПЕРШИНА
Судьи
Л.А.МОЛЧАНОВА
В.В.КАЗАЧКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)