Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1830

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2012 г. по делу N 33-1830


Судья Шушпанова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.,
судей Садовой И.М., Литвиновой М.В.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Садовой И.М. гражданское дело по иску Б.Ю.А. к Государственному казенному учреждению Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения города Саратова" (далее по тексту ГКУ СО КСПН города Саратова) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% от соответствующего стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, возложении обязанности по производству перерасчета выплат, зачету ранее выплаченных сумм по апелляционной жалобе Б.Ю.А. на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 24.01.2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи, объяснения Б.Ю.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ГКУ СО КСПН города Саратова Д., действующей по доверенности от 10.01.2012 года, полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Б.Ю.А. обратился в суд иском к ГКУ СО КСПН города Саратова с требованиями (с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% от соответствующего стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, возложении обязанности по производству перерасчета выплат с 01.01.2010 года.
Свои требования мотивирует тем, что он является <...> и <...>. Как имеет право на льготу по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей, совместно с ним проживающими. В январе 2010 года ему было отказано в предоставлении льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На его обращение Комитетом социальной поддержки населения города Саратова был дан ответ, согласно которого при наличии права у ветерана на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана. Как ветеран боевых действий он является получателем ежемесячной денежной выплаты через ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Заводскому району города Саратова, в связи, с чем произвести ему назначение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляется возможным. Кроме того, ему как ветерану боевых действий назначена ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Б.Ю.А. считает, что как ветеран труда он имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года N 372-ЗСО, при этом получение им ежемесячно денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах", а также Закона Саратовской области N 372, не является препятствием для получения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку это разные формы социальной поддержки.
Рассмотрев спор, Октябрьский районный суд города Саратова постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
Б.Ю.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения. Указывает, что судом нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылаясь при этом, что он является участником боевых действий, ветераном труда и имеет право на оплату в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ним проживающих. Комитетом социальной поддержки населения ему было отказано в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку он как участник боевых действий получает ежемесячную денежную выплату в размере 1999 рублей и начислять льготы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, как ветерану труда ему не предоставляется возможным.
До 2010 года он как участник боевых действий получал определенную денежную сумму и 50% льготы как ветеран военной службы за жилое помещение. Впоследствии льгота стала составлять 10%. Считает, что ему было незаконно отказано в выплате льгот, поскольку изменения в законодательстве не должны уменьшать и отменять уже существующие льготы и права.
В ходе судебного заседания Б.Ю.А. поддержал доводы жалобы, просил отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ГУ КСПН города Саратова Д. в судебном заседании просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения
Представитель третьего лица Министерства социального развития Саратовской области, третье лицо Б.И. в судебное заседание не явились, извещены, причина неявки не известна.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены в статье 16 вышеуказанного Закона, которой предусмотрено, что данной категории ветеранов предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
При этом, каких-либо льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам боевых действий данная норма Закона не предусматривает.
В пункте 3 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" закреплено право ветерана, выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он, как ветеран, имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям. Указанная норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан (в данном случае как ветерану боевых действий и как ветерану военной службы).
Статья 23 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" - "Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы", утратила силу с введением в действие Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" Федеральный закон "О ветеранах" дополнен статьями:
- 23.1, в которую ветераны труда и ветераны военной службы не включены, и
- 23.2, согласно которой меры социальной поддержки этих категорий граждан с 01.01.2005 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных, в том числе статьи 16 настоящего Федерального закона для ветеранов боевых действий, а также ветеранов труда, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, был принят Закон Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области".
В соответствии с пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
В соответствии с часть 1 статьи 2 Закона Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области", ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается в процентном соотношении от стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, установленных органом исполнительной власти области в сфере государственного регулирования тарифов, в частности:
- для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Б.Ю.А. является, что подтверждается копий удостоверения от <...> года и, что подтверждается копией удостоверения от <...>, с 28.02.2009 года получает пенсию по возрасту, что подтверждается копией пенсионного удостоверения (л.д. 8-10).
Согласно справке от 08.12.2011 года, по адресу: <...>, зарегистрирована супруга истца - ФИО1., которая как усматривается из протокола судебного заседания суда первой инстанции является и получает соответствующие льготы.
Б.Ю.А. не оспаривает тот факт, что являлся получателем льгот по статусу.
Б.Ю.А. решением ГУ КСПН города Саратова от 11.01.2010 года была назначена мера социальной поддержки "Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (федеральный бюджет) как в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2009 года N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" по 30.06.2010 года, что соответствовало требованиям пункта 17 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категория граждан, утвержденному Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 года N 676-П.
12.02.2010 года Б.Ю.А. обратился в ГУ КСПН города Саратова с заявлением-обязательством о назначении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Саратовской области от 26.12.2008 года N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" по статусу, и одновременно - заявлением от 12.02.2010 года просил назначить ему ЕДВ ЖКУ по статусу, которую он получал на момент обращения.
Поскольку истец не отказался от получения мер социальной поддержки по статусу, ему распоряжением ГК КСПН города Саратова с 01.03.2010 года и пожизненно были назначены меры социальной поддержки как.
С 01.01.2010 года и по настоящее время Б.Ю.А. получает ежемесячную денежную выплату в размере 10% от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на семью их 2-х человек, т.к. супруга является и пользуется льготами по данному статусу.
Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ и Закон Саратовской области N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области" не предоставляют гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников.
Размер начисляемых ветерану боевых действий и ветерану труда льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в силу Федерального закона "О ветеранах", не может быть равным, так как ветеранам труда в силу закона Саратовской области предоставляется мера социальной поддержки в виде 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а ветеранам боевых действий - в размере 50% только по оплате жилого помещения.
С 01.01.2010 года все меры социальной поддержки как федеральным льготополучателям (в данном случае имеется в виду ветеран боевых действий), так и льготополучателям субъекта Федерации Саратовской области (ветераны труда) заменены с натуральных льгот (50% оплата) на денежные выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается в процентном соотношении от стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Б.Ю.А. не вправе одновременно получать ЕДВ как, а ЕДВ на ЖКУ как и оснований для получения ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг как с 01.10.2010 года не имеется, поскольку федеральным и региональным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой по видам и объему услуг не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки, данная позиция была отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.01.2009 года N 44-Г09-5. Предоставление же социальной поддержки лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года N 1019-О-О).
Судебная коллегия не усматривает оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств, а приведенные в апелляционной жалобе мотивы о несогласии с выводами суда направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, что не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Иных обстоятельств, которые указывали бы на наличие, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Саратова от 24.01.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Б.Ю.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)