Судебные решения, арбитраж
Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лемякина В.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Кравцовой Е.В., Василенко С.К.
при секретаре М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.А. к Администрации , Администрации о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о понуждении в постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе П.А.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 мая 2011 года, которым постановлено: "В удовлетворении исковых требований П.А. к Администрации , Администрации о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о понуждении в постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, компенсации морального вреда - отказать.".
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав возражения по кассационной жалобе представителя Комитета по строительству Администрации А.А., действующего на основании доверенности, Судебная коллегия
установила:
П.А. обратилась в суд с иском к Администрации , Администрации о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении в постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в обоснование своих требований указав, что проживает в квартире по адресу: .
13/18 долей указанной квартиры принадлежит ее дочери - А. 5/18 долей квартиры принадлежит ее внучке - П. В квартире постоянно зарегистрированы и проживают: истец, А. и ее муж М. Они занимают две комнаты 19,5 кв. м и 9.,9 к. м. Истец постоянно находится в комнате 9,9 кв. м. Комнату 11,7 кв. м занимает П. Указанный порядок пользования квартирой определен кассационным определением Волгоградского областного суда от 25.08.2010 года. Согласно расчету проведенному истцом на нее в указанной квартире приходится 9,9 кв. м, что меньше жилой нормы установленной в Волгограде. Полагает, что она является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий и будучи вдовой участника Великой отечественной войны, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714. В связи с этим настаивает на признании ее лицом нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении субсидии в размере стоимости жилого помещения. Поскольку в результате неоднократных обращений к ответчикам в досудебном порядке ее требования об обеспечении жильем не выполнены, настаивает на компенсации морального вреда в размере рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе П.А. оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить.
П.А. в заседание судебной коллегии не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщила, доказательств уважительности причин неявки не представила и об отложении разбирательства по делу не просила.
Таким образом, учитывая, что неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в силу ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие П.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, закреплено, что каждый гражданин имеет право на жилище.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; - иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; - иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Ветеранах" N 79-ФЗ от 06 мая 2010 года, действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Признание нуждающимся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 51 ЖК РФ, с учетом уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения на одного человека (учетной нормы).
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 года N 19/342 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Волгограде", установлена учетная норма для постановки на учет нуждающихся, в размере не более 11 кв. м метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
Учитывая, что федеральным и региональным законодательством не установлена специальная учетная норма для ветеранов ВОВ, при постановке их на учет нуждающихся применяется учетная норма, установленная указанным постановлением.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам Великой Отечественной войны и иным, установленным законом, категориям граждан, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, однократно предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в форме социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
В пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются участникам Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П.А. являясь ветераном Великой отечественной войны, проживает и зарегистрирована по месту жительства в качестве члена семьи собственника в жилом помещении (квартире) , общей площадью 54,7 кв. м, жилой площадь 41,1 кв. м, принадлежащем на праве общей долевой собственности А. (дочери истца) и П. (внучки истца).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25.08.2010 определен порядок пользования указанным жилым помещением между А. и П.
В пользование П. передана комната площадью 11,7 кв. м, А. переданы комнаты 19,5 кв. м и 9,9 кв. м.
А. является собственником 13/18 долей в праве общей долевой собственности в трехкомнатной квартире , что соответствует 39,5 кв. м общей площади, включающей в себя площадь занимаемых комнат 19,5 кв. м и 9,9 и мест общего пользования жилым помещением.
Признание нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 51 Жилищного кодекса РФ, с учетом уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения на одного человека (учетная норма).
Общая площадь жилого помещения, согласно п. 5 ст. 15 ЖК РФ, включает не только так называемую жилую площадь, т.е. площадь всех жилых помещений, но и площадь подсобных помещений и мест общего пользования - коридоров, прихожих, передних, кухни, санитарно-гигиенических помещений и т.д.
Таким образом, как правильно указал в мотивировочной части решения суд, определение обеспеченности общей площадью жилого помещения граждан проживающих в коммунальных квартирах, осуществляется исходя из общей площади всей коммунальной квартиры.
Разрешая заявленные исковые требования и установив, что обеспеченность П.А. общей жилой площадью превышает установленную законом норму, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признании ее нуждающейся в улучшен и жилищных условий.
Также верно судом разрешены требования П.А. о понуждении администрации предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Так, в силу пункта 5 части 1 статьи 14, частей 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда только малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан (к которым и относится П.А.), признанным по установленным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Из содержания указанных норм следует, что положения Жилищного кодекса РФ применяются только тогда, когда отсутствует специальная норма - федеральный закон, устанавливающий иной порядок предоставления жилья.
Предоставление жилья участникам ВОВ регулируется Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 23.2 которого установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2 и ст. 28.2).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" принято Постановление Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 N 301-п "О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета".
В п. 3 Постановления определено, что уполномоченным органом, по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений, предоставлению жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета является Комитет по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.
Указанным постановлением утвержден: Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета; Порядок предоставления жилых помещений на праве собственности ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета; Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета.
Таким образом, реализация мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области.
Учитывая, что истец не признана лицом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, суд пришел к правильному выводу том, что основания для выплаты ей субсидии в размере стоимости жилого помещения отсутствуют.
Кроме того, учитывая, что при разрешении спора каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчиков судом установлено не было, отказ истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда также является верным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку изложенные в ней сведения не были и не могли быть известны суду, так как возникли уже после вынесения решения суда по существу.
Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что П.А., при выявлении новых обстоятельств, подтверждающих ее нуждаемость в улучшении жилищных условий не лишена права вновь обратиться в Администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В силу вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для отмены его по доводам, изложенным в кассационной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридические значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 мая 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу П.А.- без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-12884/11
Разделы:Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2011 г. по делу N 33-12884/11
Судья: Лемякина В.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей Кравцовой Е.В., Василенко С.К.
при секретаре М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.А. к Администрации , Администрации о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о понуждении в постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе П.А.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 мая 2011 года, которым постановлено: "В удовлетворении исковых требований П.А. к Администрации , Администрации о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о понуждении в постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, компенсации морального вреда - отказать.".
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав возражения по кассационной жалобе представителя Комитета по строительству Администрации А.А., действующего на основании доверенности, Судебная коллегия
установила:
П.А. обратилась в суд с иском к Администрации , Администрации о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении в постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в обоснование своих требований указав, что проживает в квартире по адресу: .
13/18 долей указанной квартиры принадлежит ее дочери - А. 5/18 долей квартиры принадлежит ее внучке - П. В квартире постоянно зарегистрированы и проживают: истец, А. и ее муж М. Они занимают две комнаты 19,5 кв. м и 9.,9 к. м. Истец постоянно находится в комнате 9,9 кв. м. Комнату 11,7 кв. м занимает П. Указанный порядок пользования квартирой определен кассационным определением Волгоградского областного суда от 25.08.2010 года. Согласно расчету проведенному истцом на нее в указанной квартире приходится 9,9 кв. м, что меньше жилой нормы установленной в Волгограде. Полагает, что она является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий и будучи вдовой участника Великой отечественной войны, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714. В связи с этим настаивает на признании ее лицом нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении субсидии в размере стоимости жилого помещения. Поскольку в результате неоднократных обращений к ответчикам в досудебном порядке ее требования об обеспечении жильем не выполнены, настаивает на компенсации морального вреда в размере рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе П.А. оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить.
П.А. в заседание судебной коллегии не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщила, доказательств уважительности причин неявки не представила и об отложении разбирательства по делу не просила.
Таким образом, учитывая, что неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в силу ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие П.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, закреплено, что каждый гражданин имеет право на жилище.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; - иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; - иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Ветеранах" N 79-ФЗ от 06 мая 2010 года, действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Признание нуждающимся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 51 ЖК РФ, с учетом уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения на одного человека (учетной нормы).
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 года N 19/342 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Волгограде", установлена учетная норма для постановки на учет нуждающихся, в размере не более 11 кв. м метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
Учитывая, что федеральным и региональным законодательством не установлена специальная учетная норма для ветеранов ВОВ, при постановке их на учет нуждающихся применяется учетная норма, установленная указанным постановлением.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам Великой Отечественной войны и иным, установленным законом, категориям граждан, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, однократно предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в форме социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
В пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются участникам Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П.А. являясь ветераном Великой отечественной войны, проживает и зарегистрирована по месту жительства в качестве члена семьи собственника в жилом помещении (квартире) , общей площадью 54,7 кв. м, жилой площадь 41,1 кв. м, принадлежащем на праве общей долевой собственности А. (дочери истца) и П. (внучки истца).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25.08.2010 определен порядок пользования указанным жилым помещением между А. и П.
В пользование П. передана комната площадью 11,7 кв. м, А. переданы комнаты 19,5 кв. м и 9,9 кв. м.
А. является собственником 13/18 долей в праве общей долевой собственности в трехкомнатной квартире , что соответствует 39,5 кв. м общей площади, включающей в себя площадь занимаемых комнат 19,5 кв. м и 9,9 и мест общего пользования жилым помещением.
Признание нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 51 Жилищного кодекса РФ, с учетом уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения на одного человека (учетная норма).
Общая площадь жилого помещения, согласно п. 5 ст. 15 ЖК РФ, включает не только так называемую жилую площадь, т.е. площадь всех жилых помещений, но и площадь подсобных помещений и мест общего пользования - коридоров, прихожих, передних, кухни, санитарно-гигиенических помещений и т.д.
Таким образом, как правильно указал в мотивировочной части решения суд, определение обеспеченности общей площадью жилого помещения граждан проживающих в коммунальных квартирах, осуществляется исходя из общей площади всей коммунальной квартиры.
Разрешая заявленные исковые требования и установив, что обеспеченность П.А. общей жилой площадью превышает установленную законом норму, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признании ее нуждающейся в улучшен и жилищных условий.
Также верно судом разрешены требования П.А. о понуждении администрации предоставить ей социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Так, в силу пункта 5 части 1 статьи 14, частей 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда только малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Иным, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан (к которым и относится П.А.), признанным по установленным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Из содержания указанных норм следует, что положения Жилищного кодекса РФ применяются только тогда, когда отсутствует специальная норма - федеральный закон, устанавливающий иной порядок предоставления жилья.
Предоставление жилья участникам ВОВ регулируется Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 23.2 которого установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2 и ст. 28.2).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" принято Постановление Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 N 301-п "О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета".
В п. 3 Постановления определено, что уполномоченным органом, по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений, предоставлению жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета является Комитет по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.
Указанным постановлением утвержден: Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета; Порядок предоставления жилых помещений на праве собственности ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета; Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, приобретенных за счет субвенций федерального бюджета.
Таким образом, реализация мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области.
Учитывая, что истец не признана лицом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, суд пришел к правильному выводу том, что основания для выплаты ей субсидии в размере стоимости жилого помещения отсутствуют.
Кроме того, учитывая, что при разрешении спора каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчиков судом установлено не было, отказ истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда также является верным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку изложенные в ней сведения не были и не могли быть известны суду, так как возникли уже после вынесения решения суда по существу.
Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что П.А., при выявлении новых обстоятельств, подтверждающих ее нуждаемость в улучшении жилищных условий не лишена права вновь обратиться в Администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В силу вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для отмены его по доводам, изложенным в кассационной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридические значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 мая 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу П.А.- без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)