Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 27.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7239

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2012 г. по делу N 33-7239


Судья Курнаева Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Няшина В.А., судей Мезениной М.В., Позолотиной Н.Г., при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 27 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 мая 2012 года, которым постановлено:
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю в государственной регистрации права собственности К.А.В. на квартиру по адресу: г. Пермь, ул. <...> по основаниям, изложенным в уведомлении N <...> с 21.10.2011 г., незаконным.
Обязать Управление провести регистрацию права собственности К.А.В. на квартиру по адресу: г. Пермь, ул. <...>.
Взыскать в пользу К.А.В. с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мезениной М.В., пояснения заявителя К.А.В., представителя заявителя К1., судебная коллегия

установила:

К.А.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании отказа от 21.10.2011 г. N <...> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее по тексту Управление Росреестра по Пермскому края) в государственной регистрации права. Просил суд обязать Управление провести регистрацию права собственности на квартиру по адресу: <...> на основании представленных документов. Кроме того, просил взыскать с Управления судебные расходы по уплате взноса в Госархив в размере 411 руб., почтовые расходы в размере 39,45 руб., расходы на подготовку и направление заявления в суд в размере 2 500 руб., а также оплату государственной пошлины в сумме 200 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что проживает с членами своей семьи в квартире по ул. <...> с 1992 года по настоящее время на основании выданного Исполнительным комитетом Пермского городского Совета народных депутатов обменного ордера от 27.03.1992 г. N <...>. 27.03.1992 года с М.С. был произведен обмен квартирами по ул. <...>, на квартиру по ул. <...> г. Перми. На основании ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.06.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации прав) 26.05.2011 г. он представил пакет документов на регистрацию права собственности указанной квартиры в Управление Росреестра по Пермскому краю. Однако письмом Управления от 21.10.2011 г. N <...> ему было отказано в государственной регистрации права в связи с тем, что в ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края" на данную квартиру зарегистрировано право собственности М.С. Согласно пунктам 10, 11 Инструкции о порядке обмена помещений, утвержденной Приказом Министра коммунального хозяйства РСФСР от 09.01.1967 г. N 12 на момент получения обменивающимися сторонами обменных ордеров законом не было предусмотрено заключение каких-либо договоров и представления иных документов, поскольку обменный ордер является самостоятельным документом, который устанавливает как факт обмена, так и основания обмена жилыми помещениями. Процедура по обмену жилых помещений проведена уполномоченными органами в соответствии с действующим на 1992 г. законодательством. 22 июня 2011 г. в Управление Росреестра было представлено дополнительное заявление N 22/003/2011-435 и обменный ордер N 5391 от 27.03.1992 г., однако заинтересованное лицо посчитало, что ордер не является документом, на основании которого можно провести государственную регистрацию права на квартиру. Считает, что на него незаконно возложена обязанность по предоставлению в Управление Росреестра по Пермскому краю для государственной регистрации права собственности на квартиру по ул. <...> г. Перми дополнительных документов, следовательно, отказ в государственной регистрации противоречит п. 2 ст. 17 Закона о регистрации.
Впоследствии заявитель дополнил основания требований, указывая, что пунктом 1 ст. 17 Закона о регистрации прав установлен перечень документов, на основании которых производят государственную регистрацию наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе иные документы, которые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения. Поэтому считает, что Управление Росреестра по Пермскому краю в нарушение п. 1 ст. 17, ст. 18 Закона о регистрации неправомерно приняло решение о том, что обменный ордер не является документом, на основании которого возможно провести государственную регистрацию права.
Судом в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечена к участию в деле в качестве заинтересованно лица М.С.
В судебном заседании К.А.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Пермскому краю просит решение суда отменить, считают решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
- Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из п. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом первой инстанции установлено, что 24.12.1991 г. между М.А. и М.С. заключен договор, по условиям которого М1. дарит М.С. принадлежащую ему в жилищно-строительном кооперативе N <...> при Мотовилихинском райисполкоме г. Перми в двухкомнатной квартире N <...> в панельном доме N <...> по ул. <...> г. Перми, комнату, в том числе жилой площадью 18,8 кв. м, которая принадлежит ему на основании справки, выданной 23.12.1991 г. б/н ЖСК N <...> и оценивается в 5 120,10 руб., при этом паевой взнос им выплачен полностью.
Постановлением администрации Мотовилихинского района г. Перми от 13.02.1992 г. N 25-П утверждено решение общего собрания членов ЖСК N <...> по ул. <...> от 30.01.1992 г. об обмене 2-х комнатной кооперативной квартиры N <...>, жилой площадью 31,1 кв. м члену кооператива М.С., состав семьи 2 чел. на однокомнатную квартиру, жилой площадью 16,27 кв. м по ул. <...>, с К.А.В.
27.03.1992 г. Исполнительным Комитетом Пермского городского Совета народных депутатов выдан обменный ордер N <...> К.А.В., проживающему в г. Перми по ул. <...>, имеющему жилую площадь из одной комнаты, размером 16,27 кв. м в том, что он и проживающие с ним три человека (К.Е., К.А.А., К.Т.) имеют право вселения в порядке обмена с М.С. на жилую площадь в г. Перми по ул. <...>, состоящую из двух комнат размером 31,1 кв. м.
Согласно справке Жилищно-строительного кооператива N <...> от 01.11.2008 г. N <...> К.А.В. является членом ЖСК N <...> и паевой взнос выплачен им полностью в январе 1992 г. за двухкомнатную квартиру под N <...>, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. <...>, общая площадь квартиры составляет 53,01 кв. м.
Согласно техническому паспорту жилого помещения (квартиры) на двухкомнатную квартиру N <...> по ул. <...> г. Перми Мотовилихинского района Пермского края по состоянию на 20.11.2008 г., документом, подтверждающим право собственности, владения у пользования, является справка N <...> ЖСК N <...> от 01.11.2008 г. о выплате паевого взноса.
26.05.2011 г. К1., действующий от имени К.А.В. для регистрации права собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: <...> представил в Управление Росреестра по Пермскому краю документы: заявление, квитанцию, доверенность, кадастровый паспорт помещения, справку о выплате паевого взноса от 01.11.2008 г., справку от 06.11.2008 г.
Как следует из уведомления Управления Росреестра по Пермскому краю от 05.06.2011 г. N <...> государственная регистрация права собственности К.А.В. на вышеуказанную квартиру приостановлена.
Письмом от 21.06.2011 г. Управление Росреестра по Пермскому краю дополнительно уведомило заявителя о том, что в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что на квартиру по ул. <...> г. Перми зарегистрировано право М.С., указано на необходимость представить документы-основания возникновения прав К.А.В.
22.06.2011 г. заявитель представил в Управление заявление и обменный ордер от 27.03.1992 г.
Уведомлением от 08.07.2011 г. Управление Росреестра по Пермскому краю сообщило заявителю о том, что государственная регистрация права собственности К.А.В. на квартиру по ул. <...> г. Перми, приостановлена сроком на три месяца.
21.10.2011 г. Управление Росреестра по Пермскому краю направило в адрес К.А.В. уведомление об отказе в государственной регистрации права на квартиру по ул. <...> г. Перми, поскольку представленные им на государственную регистрацию прав документы свидетельствуют о наличии противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости.
В соответствии со статьей 133 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре.
Согласно ч. 1 ст. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из п. 1 ст. 6 Закона, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, которых установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов не момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки., иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничены (обременение) прав.
В соответствии с абз. 9, 10 ч. 1 ст. 20 Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которые необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничение (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Проанализировав установленные обстоятельства, положения вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в государственной регистрации права не основан на законе. При этом суд обоснованно исходил из того, что в качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности К.А.В. на квартиру <...> в доме <...> по ул. <...> в г. Перми заявителем представлен обменный ордер от 27.03.1992 года.
В силу ст. 67 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения спорного права, наниматель жилого помещения вправе с письменного согласия проживающих совместно с ним членов семьи, включая временно отсутствующих, произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или членом жилищно-строительного кооператива, в том числе с проживающими в другом населенном пункте. Обмен жилыми помещения производится со взаимной передачей прав и обязанностей, вытекающих из договора найма жилого помещения, а при обмене жилого помещения с членом жилищностроительного кооператива - с учетом требований, предусмотренных статьей 119 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 119 ЖК РСФСР член жилищно-строительного кооператива вправе с согласия проживающих совместно с ним членов семьи и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим членом кооператива или нанимателем жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда, в том числе с проживающими в другом населенном пункте, при условии приема в члены кооператива лица, обменивающего жилое помещение. При обмене должны быть соблюдены правила, установленные настоящим Кодексом и уставом жилищно-строительного кооператива.
В соответствии со ст. 1 Инструкции о порядке обмена жилых помещений (утвержденной Приказом Министра коммунального хозяйства РСФСР от 09.01.1967 N 12) член жилищно-строительного кооператива имеет право произвести с разрешения исполкома местного Совета депутатов трудящихся обмен занимаемого им жилого помещения на другое жилое помещение как с членом кооператива в домах жилищно-строительных кооперативов, так и с нанимателями жилых помещений.
Согласно п. 10 Инструкции обмен жилых помещены (независимо от их ведомственной принадлежности) оформляется обменным ордером исполкома местного Совета депутатов трудящихся, выдаваемым по его поручению соответственно управлением (отделом) учета и распределения жилой площади управлением жилищного хозяйства, отделом коммунального хозяйства, бюро по обмену (Приложение N 2), замена которого на другой ордер не допускается. Ордера на обмен жилыми помещениями выдаются обменивающимся сторонам жилищным, органом исполкома местного Совета, в районе которого находится одно обмениваемых помещений, по выбору нанимателей
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обменный ордер от 27.03.1992 года является документом, отвечающим требованиям ст. 17, 18 Закона о регистрации, соответственно у Управления не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права. При этом суд обоснованно отклонил доводы Управления, указав, что М.С. передала в порядке обмена К.А.В. квартиру, которая принадлежала ей на праве собственности, получив взамен иное жилое помещение, правовая экспертиза данного вопроса была проведена органами исполнительной власти, в компетенции которого находилось разрешение обменов и выдача обменных ордеров, подвергать сомнению действительность намерений сторон и самого обменного ордера у Управления не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 мая 2012 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)