Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-6047/2011Г.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2011 г. по делу N 33-6047/2011г.


Судья Никулина О.В.
Докладчик Савельева М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.,
судей Савельевой М.А., Петруниной И.Н.,
с участием помощника прокурора Еськовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 16 августа 2011 г. дело по кассационной жалобе Отдела пособий и социальных выплат Колыванского района Новосибирской области на решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 14 июня 2011 г., которым признано незаконным решение Отдела пособий и социальных выплат Колыванского района Новосибирской области об отказе в предоставлении П.В. мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и Законом Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности на территории Новосибирской области".
Признать за П.В. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и Законом Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности на территории Новосибирской области" по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Савельевой М.А, судебная коллегия
установила:

Прокурор Колыванского района Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах П.В. к Отделу пособий и социальных выплат о признании права на получение мер социальной поддержки.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Колыванского района при рассмотрении обращения П.В. выявлен факт нарушения ее прав Отделом пособий и социальных выплат Колыванского района Новосибирской области.
Проверкой установлено, что П.В. является вдовой П.А., являвшегося педагогическим работником сельской местности, работавшим и проживавшим на территории Новосибирской области, и имевшим в соответствии с Законом Новосибирской области от 13 апреля 2009 г. N 285-03 право на получение меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и пользовалась указанной льготой как член семьи до смерти П.А. до 02 сентября 2007 г.
16 декабря 2009 г. Отделом пособий и социальных выплат Колыванского района П.В. отказано в постановке на учет и предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, что подтверждается информацией и.о. начальника отдела Ч.
Согласно указанной информации, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг квалифицированным работникам сельской местности - педагогам предоставляются в соответствии с Законом Новосибирской области от 13 апреля 2009 г. N 285-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области" и Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в которых не определена категория - вдова умершего педагогического работника.
До настоящего времени указанная мера государственной поддержки П.В. не предоставляется.
В результате указанного решения Отдела пособий и социальных выплат Колыванского района Новосибирской области, выражающегося в непредставлении П.В. мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и Законом Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области", П.В. вынуждена самостоятельно оплачивать предоставляемые ей коммунальные услуги.
Решение Отдела пособий и социальных выплат Колыванского района Новосибирской области об отказе в предоставлении П.В. мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и Законом Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" подлежит признанию незаконным, право на получение указанной меры социальной поддержки подлежит признанию за П.В.
На основании изложенного прокурор просил признать незаконным решение Отдела пособий и социальных выплат Колыванского района Новосибирской области от 16 декабря 2009 г., признать за П.В. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и Законом НСО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности на территории Новосибирской области" по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 44 - 46), с которым не согласен Отдел пособий и социальных выплат Колыванского района Новосибирской области. В кассационной жалобе кассатор просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 50 - 53).
В обоснование требований жалобы кассатор указывает, что трехмесячный срок обжалования решения Отдела пособий, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, истек. Так, оспариваемое решение Отдела пособий было направлено П.В. Отделом пособий 19 октября 2007 г., которое она могла получить 25 октября 2007 г., а исковое заявление поступило в суд 22 апреля 2011 г.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за членами семьи умершего педагога - пенсионера, при наличии двух условий: 1) на момент смерти пенсионера они пользовались этими льготами и 2) после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств к существованию. Однако П.В. кроме пенсии имеет иной доход - ежемесячная денежная выплата и денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные ветеранам труда, наличие которых судом не было установлено. Данный вид выплат в соответствии с Законом НСО от 29 декабря 2004 г. N 253-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в НСО" и Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда медицинского страхования" является источником ее дополнительного дохода, в том числе позволяющим частично оплачивать предоставленные жилищно-коммунальные услуги, а также учитывается при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одинокого проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одинокого проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", что в совокупном толковании приводит к выводу о том, что П.В. кроме пенсии имеет иные источники дохода.
Доводы истца о том, что пенсия является единственным источником существования, не подтвержден документально.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы на основании части 1 статьи 347 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что обжалуемое решение отмене не подлежит, исходя из следующего:
Предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
В соответствии с п. 3 Разъяснений "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22) право на бесплатные квартиры (независимо от размера площади) с отоплением и освещением сохраняется за членами семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими льготами и после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств существования.
Право издавать разъяснения о применении действующего законодательства о труде и социальном обеспечении, обязательные для исполнения министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, было предоставлено Госкомтруду СССР пунктом 11 Положения о Государственном комитете Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 3 октября 1977 года N 890), и осуществленное им истолкование порядка сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию педагогическими работниками в сельской местности, а также за членами семьи умершего пенсионера, основывалось не только на предписании подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255, но и на иных нормах действовавшего в тот период законодательства.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, а также членам семьи умершего педагогического работника, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации "Об образовании". Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений, равно как и нетрудоспособных членов их семей. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постанавливая обжалуемое решение и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что П.В. является вдовой П.А., являвшегося педагогическим работником сельской местности на территории Новосибирской области, который пользовался льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, такой же льготой, как член семьи педагогического работника, пользовалась и сама П.В., но с сентября 2007 года ей отказано в предоставлении данной льготы, что суд считает незаконным, а право П.В. - подлежащим восстановлению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как соответствующими обстоятельствам дела и закону, которым руководствовался суд.
Поскольку правовые акты бывшего СССР, в силу которых П.В. вправе пользоваться льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, сохраняют свою силу, она, являясь членом семьи умершего педагогического работника, имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и Законом Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" - право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением.
Ссылка кассатора на то, что пенсия П.В. не является для нее единственным источником существования, поскольку она получает выплаты как ветеран труда, не основана на законе. П.В. после смерти супруга с заявлением о переводе ее на иную, менее полную льготу по оплате жилья, в отдел пособий и социальных выплат не обращалась, указанный перевод произведен по инициативе самого ответчика.
Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что в соответствии со ст. 5 ФЗ от 05.04.2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", для признания гражданина малоимущим и оказания им в связи с этим государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, в том числе и денежные эквиваленты полученных льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления. Кроме пенсии, П.В. получает ежемесячную денежную выплату ветерана труда с 01.01.2005 г. и ежемесячную денежную выплату на оплату жилья и коммунальных услуг после смерти супруга с 01.07.2010 г. В связи с этим ответчик считает, что она не является малоимущей, поэтому исковые требования прокурора не основаны на законе.
Суд кассационной инстанции считает, что с данными доводами жалобы нельзя согласиться, поскольку в соответствии с положениями Закона Новосибирской области N 285-ОЗ от 13.04.2005 г. "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, педагогическими работниками областных государственных и муниципальных учреждений, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними нетрудоспособными и несовершеннолетними членами их семей.
Из материалов дела следует, что П.В. является нетрудоспособной пенсионеркой. То, что она получает ежемесячную денежную выплату ветерана труда к пенсии, не является основанием для лишения ее льгот, предоставленных законом.
Не являются основанием к отмене решения и доводы жалобы о том, что Истцом пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ст. ст. 254, 256 ГПК РФ, с указанными требованиями, поскольку такие доводы ответчиком в суде первой инстанции не заявлялись, кроме того, последний ответ об отказе в предоставлении мер социальной поддержки дан П.В. руководителем Отдела пособий и социальных выплат Колыванского района 5 марта 2011 года (л.д. 24 - 25), а обращение в суд последовало 22 апреля 2011 года (л.д. 5 - 10), то есть в предусмотренный законом срок.
Иные доводы жалобы не являются основанием к отмене решения суда, постановленного в соответствии с положениями закона.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 14 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела пособий и социальных выплат Колыванского района Новосибирской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)