Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Шимпф Е.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю на решение от 27.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 18.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Жданова Л.И.) по делу N А03-5010/2012 по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный участок N 30 г. Барнаула" (ОГРН 1022201142974, ИНН 2223011514; 656065, г. Барнаул, ул. Попова, 104) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (ОГРН 1092225000010, ИНН 2225099994; 656068, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 47) о признании недействительными решений.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Губарь И.А.) в заседании участвовали представители:
- в помещении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю - Рогов А.А. по доверенности от 31.01.2013;
- в помещении Арбитражного суда Алтайского края от Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный участок N 30 г. Барнаула" - Красилова О.А. по доверенности от 27.03.2012.
С у д
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный участок N 30 г. Барнаула" (далее - Предприятие, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признания недействительными решений от 30.01.2012 N N 19, 20, 59, 60.
В порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением арбитражного суда от 04.05.2012 дела N А03-5009/2012 и N А03-5010/2012 объединены в одно производство, делу присвоен номер N А03-5010/2012.
Решением от 27.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 18.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Предприятие просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральных налоговых проверок представленных Предприятием налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1, 2 кварталы 2011 года налоговым органом составлены акты от 21.12.2011 N 24796, 24688 и 30.01.2012 приняты решения: N N 19, 20 об отказе в возмещении сумм НДС, заявленных к возмещению, и N N 59, 60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов в сумме 187 609,8 руб., начислены пени в сумме 53 873,82 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 938 049 руб., а также отказано в возмещении НДС в сумме 2 346 150 руб.
Основанием для вынесения решений послужил вывод налогового органа об отсутствии у Предприятия права на предъявление к вычету НДС по счетам - фактурам ОАО "Кузбассэнерго" за поставку тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение), использованную для оказания услуг населению.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю апелляционные жалобы налогоплательщика оставлены без удовлетворения, оспариваемые решения налогового органа - без изменения.
Предприятие, считая принятые Инспекцией решения незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается следующее.
Между ОАО "Кузбассэнерго" (ЭСО) и МУП "ЖЭУ N 30 г. Барнаула" (абонентом) заключен договор теплоснабжения от 01.01.2011 N 9703-т, согласно которому теплоснабжающая организация (ОАО "Кузбассэнерго") обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию (для нужд отопления и горячего водоснабжения) до точки поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети абонента и тепловой сети ЭСО или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию (для нужд отопления и горячего водоснабжения), а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его владении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 143, 146, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", исходя из условий договора на техническое обслуживание и управление многоквартирным домом от 01.09.2009, пришли к правильным выводам о том, что Предприятие в данном случае выступает исполнителем коммунальных услуг (субъектом их реализации) в отношении граждан и несет ответственность за конечный результат (получение надлежащего уровня обслуживания, комфорта гражданами), а не ограничивается ответственностью за выполнение лишь отдельных элементов производственно-технологического процесса оказания данных услуг. При этом судами установлено, что Предприятие выступает в качестве жилищно-эксплуатационной (управляющей) организации, приобретающей энергоресурсы и осуществляющей реализацию коммунальных услуг населению на возмездной основе; названные услуги являются объектом обложения НДС, а, следовательно, у Предприятия имелись все основания для включения в состав налоговых вычетов и отражения в налоговой декларации сумм НДС, уплаченных им поставщикам товаров (работ, услуг).
В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства в их совокупности и взаимосвязи, осуществляя проверку каждого доказательства, в том числе с позиции его достоверности и соответствия содержащихся в нем сведений действительности. При этом в судебном акте указываются не только результаты оценки принятых судом доказательств, но и мотивы, по которым было отказано в принятии иных доказательств.
Между тем, суды обеих инстанций, сделав вывод о том, что согласно материалам дела налогоплательщик в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах представил налоговому органу и в суд все документы, подтверждающие законность применения им налоговых вычетов, и факт уплаты НДС, перечисленный Предприятием своему контрагенту по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг), Инспекция под сомнение не ставит и расчет налогоплательщика НДС не оспаривает, не учли конкретные условия сделок, заключенных между потребителями услуг и лицами, аккумулирующими оплату за произведенные услуги, факт уплаты сумм налога в стоимости услуг населением минуя расчетный счет Предприятия.
Как следует из оспариваемых решений налогового органа, а также доводов Инспекции, изложенных в апелляционной и кассационной жалобах, в данном случае выставленные ОАО "Кузбассэнерго" счета-фактуры за оказанные услуги по теплоснабжению Предприятие передает в вычислительный центр (далее - ООО "ВЦ ЖКХ") (в соответствии с заключенным договором), согласно которому ООО "ВЦ ЖКХ" производит расчет и начисление платы за коммунальные услуги гражданам, обработку информации о поступивших платежах; в конце месяца предъявляет собственнику помещений счет-квитанцию на оплату предоставленных коммунальных услуг (включая суммы по отоплению и горячему водоснабжению с НДС, предъявляемые ОАО "Кузбассэнерго"), которые оплачиваются населением через банки или почтовые отделения связи и зачисляется на расчетный счет ОАО "Кузбассэнерго" минуя счет Предприятия; согласно ответу ООО "ВЦ ЖКХ от 24.11.2011 N 11/309 на запрос налогового органа - Предприятие является получателем денежных средств по следующим услугам: содержание и текущий ремонт жилья, содержание лифта, вывоз и утилизация ТБО, капитальный ремонт (по некоторым домам), прочие расходы и уборка подъездов.
При этом, как установлено Инспекцией в ходе налоговой проверки, а также в ходе судебных разбирательств и не оспорено налогоплательщиком, в приказе МУП "ЖЭУ-30" от 31.12.2010 N 54-п "Учетная политика" отсутствует порядок учета и формирования НДС; Предприятие не отражало на счетах реализацию услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам (населению) жилья, соответственно, не формировало по данным операциям налоговую базу по НДС.
Между тем, оплата сумм налога поставщику за оказанные услуги, учет оказанных услуг могут повлиять на решение вопроса о наличии права на применение налогового вычета у лица, уплатившего НДС в их цене.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных товаров (работ, услуг); счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, основными условиями для принятия НДС к вычету являются приобретение и принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие оформленных в установленном порядке счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую передачу товаров (работ, услуг).
С учетом изложенного кассационная инстанция считает выводы судов о соблюдении Предприятием всех условий для применения налоговых вычетов по НДС в рассматриваемые периоды основанными на неполно исследованных и противоречивых доказательствах, без учета условий договора с третьим лицом, участвовавшего в хозяйственных операциях, и их фактического характера. Судами не исследовался порядок формирования налогооблагаемой базы по НДС в целях исчисления налога, порядок учета "входного" НДС в целях заявленных вычетов, то есть, каким образом Предприятие отражало их у себя в учете, учитывало в составе доходов, как оформлялось принятие оказанных поставщиком услуг в учете Предприятия, какие доказательства были исследованы при этом, не указали.
Суды в нарушение требований статей 71, 170 АПК РФ сделали вывод о наличии в данном случае у налогоплательщика права на предъявление налоговых вычетов по НДС без учета всех обстоятельств, установленных налоговым органом в ходе налоговой проверки и отраженных в оспариваемых решениях, неполно исследовали фактические обстоятельства по делу, не указали конкретные доказательства, имеющиеся в материалах дела, на которых основаны выводы судов о соблюдении заявителем требований статей 171 - 172 НК РФ для применения налоговых вычетов по НДС по спорным операциям.
В связи с тем, что судебные инстанции неправильно применили нормы материального права, их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, что могло привести к принятию неправильного решения, судебные акты подлежат отмене на основании части 3 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать все доказательства в их совокупности с целью проверки соблюдения Предприятием всех условий применения налоговых вычетов по НДС в спорные налоговые периоды с учетом фактических взаимоотношений между участниками договоров поставки коммунальных услуг, отражения ими хозяйственных операций в учете, их оплаты поставщику ОАО "Кузбассэнерго" третьими лицами. Кроме того, суду следует предложить сторонам представить в материалы дела соответствующие доказательства, на которые они ссылаются в подтверждение своих доводов, (в том числе договор между Предприятием и ООО "ВЦ ЖКХ", ответы вычислительного центра на запросы налогового органа о порядке расчетов за по счетам-фактурам ОАО "Кузбассэнерго", доказательства поступления в адрес Предприятия оплаты потребителями спорных услуг, а также порядка формирования Предприятием базы по НДС с реализации услуг по поставке теплоэнергии населению), дать оценку всем доводам сторон.
Учитывая изложенное руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение от 27.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5010/2012 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий
С.А.МАРТЫНОВА
Судьи
А.А.КОКШАРОВ
Г.В.ЧАПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.02.2013 ПО ДЕЛУ N А03-5010/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2013 г. по делу N А03-5010/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Шимпф Е.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю на решение от 27.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление от 18.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Жданова Л.И.) по делу N А03-5010/2012 по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный участок N 30 г. Барнаула" (ОГРН 1022201142974, ИНН 2223011514; 656065, г. Барнаул, ул. Попова, 104) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (ОГРН 1092225000010, ИНН 2225099994; 656068, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 47) о признании недействительными решений.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Губарь И.А.) в заседании участвовали представители:
- в помещении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю - Рогов А.А. по доверенности от 31.01.2013;
- в помещении Арбитражного суда Алтайского края от Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный участок N 30 г. Барнаула" - Красилова О.А. по доверенности от 27.03.2012.
С у д
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный участок N 30 г. Барнаула" (далее - Предприятие, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признания недействительными решений от 30.01.2012 N N 19, 20, 59, 60.
В порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением арбитражного суда от 04.05.2012 дела N А03-5009/2012 и N А03-5010/2012 объединены в одно производство, делу присвоен номер N А03-5010/2012.
Решением от 27.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 18.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Предприятие просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральных налоговых проверок представленных Предприятием налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1, 2 кварталы 2011 года налоговым органом составлены акты от 21.12.2011 N 24796, 24688 и 30.01.2012 приняты решения: N N 19, 20 об отказе в возмещении сумм НДС, заявленных к возмещению, и N N 59, 60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов в сумме 187 609,8 руб., начислены пени в сумме 53 873,82 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 938 049 руб., а также отказано в возмещении НДС в сумме 2 346 150 руб.
Основанием для вынесения решений послужил вывод налогового органа об отсутствии у Предприятия права на предъявление к вычету НДС по счетам - фактурам ОАО "Кузбассэнерго" за поставку тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение), использованную для оказания услуг населению.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю апелляционные жалобы налогоплательщика оставлены без удовлетворения, оспариваемые решения налогового органа - без изменения.
Предприятие, считая принятые Инспекцией решения незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается следующее.
Между ОАО "Кузбассэнерго" (ЭСО) и МУП "ЖЭУ N 30 г. Барнаула" (абонентом) заключен договор теплоснабжения от 01.01.2011 N 9703-т, согласно которому теплоснабжающая организация (ОАО "Кузбассэнерго") обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию (для нужд отопления и горячего водоснабжения) до точки поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети абонента и тепловой сети ЭСО или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию (для нужд отопления и горячего водоснабжения), а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его владении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 143, 146, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", исходя из условий договора на техническое обслуживание и управление многоквартирным домом от 01.09.2009, пришли к правильным выводам о том, что Предприятие в данном случае выступает исполнителем коммунальных услуг (субъектом их реализации) в отношении граждан и несет ответственность за конечный результат (получение надлежащего уровня обслуживания, комфорта гражданами), а не ограничивается ответственностью за выполнение лишь отдельных элементов производственно-технологического процесса оказания данных услуг. При этом судами установлено, что Предприятие выступает в качестве жилищно-эксплуатационной (управляющей) организации, приобретающей энергоресурсы и осуществляющей реализацию коммунальных услуг населению на возмездной основе; названные услуги являются объектом обложения НДС, а, следовательно, у Предприятия имелись все основания для включения в состав налоговых вычетов и отражения в налоговой декларации сумм НДС, уплаченных им поставщикам товаров (работ, услуг).
В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства в их совокупности и взаимосвязи, осуществляя проверку каждого доказательства, в том числе с позиции его достоверности и соответствия содержащихся в нем сведений действительности. При этом в судебном акте указываются не только результаты оценки принятых судом доказательств, но и мотивы, по которым было отказано в принятии иных доказательств.
Между тем, суды обеих инстанций, сделав вывод о том, что согласно материалам дела налогоплательщик в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах представил налоговому органу и в суд все документы, подтверждающие законность применения им налоговых вычетов, и факт уплаты НДС, перечисленный Предприятием своему контрагенту по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг), Инспекция под сомнение не ставит и расчет налогоплательщика НДС не оспаривает, не учли конкретные условия сделок, заключенных между потребителями услуг и лицами, аккумулирующими оплату за произведенные услуги, факт уплаты сумм налога в стоимости услуг населением минуя расчетный счет Предприятия.
Как следует из оспариваемых решений налогового органа, а также доводов Инспекции, изложенных в апелляционной и кассационной жалобах, в данном случае выставленные ОАО "Кузбассэнерго" счета-фактуры за оказанные услуги по теплоснабжению Предприятие передает в вычислительный центр (далее - ООО "ВЦ ЖКХ") (в соответствии с заключенным договором), согласно которому ООО "ВЦ ЖКХ" производит расчет и начисление платы за коммунальные услуги гражданам, обработку информации о поступивших платежах; в конце месяца предъявляет собственнику помещений счет-квитанцию на оплату предоставленных коммунальных услуг (включая суммы по отоплению и горячему водоснабжению с НДС, предъявляемые ОАО "Кузбассэнерго"), которые оплачиваются населением через банки или почтовые отделения связи и зачисляется на расчетный счет ОАО "Кузбассэнерго" минуя счет Предприятия; согласно ответу ООО "ВЦ ЖКХ от 24.11.2011 N 11/309 на запрос налогового органа - Предприятие является получателем денежных средств по следующим услугам: содержание и текущий ремонт жилья, содержание лифта, вывоз и утилизация ТБО, капитальный ремонт (по некоторым домам), прочие расходы и уборка подъездов.
При этом, как установлено Инспекцией в ходе налоговой проверки, а также в ходе судебных разбирательств и не оспорено налогоплательщиком, в приказе МУП "ЖЭУ-30" от 31.12.2010 N 54-п "Учетная политика" отсутствует порядок учета и формирования НДС; Предприятие не отражало на счетах реализацию услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам (населению) жилья, соответственно, не формировало по данным операциям налоговую базу по НДС.
Между тем, оплата сумм налога поставщику за оказанные услуги, учет оказанных услуг могут повлиять на решение вопроса о наличии права на применение налогового вычета у лица, уплатившего НДС в их цене.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных товаров (работ, услуг); счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, основными условиями для принятия НДС к вычету являются приобретение и принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие оформленных в установленном порядке счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую передачу товаров (работ, услуг).
С учетом изложенного кассационная инстанция считает выводы судов о соблюдении Предприятием всех условий для применения налоговых вычетов по НДС в рассматриваемые периоды основанными на неполно исследованных и противоречивых доказательствах, без учета условий договора с третьим лицом, участвовавшего в хозяйственных операциях, и их фактического характера. Судами не исследовался порядок формирования налогооблагаемой базы по НДС в целях исчисления налога, порядок учета "входного" НДС в целях заявленных вычетов, то есть, каким образом Предприятие отражало их у себя в учете, учитывало в составе доходов, как оформлялось принятие оказанных поставщиком услуг в учете Предприятия, какие доказательства были исследованы при этом, не указали.
Суды в нарушение требований статей 71, 170 АПК РФ сделали вывод о наличии в данном случае у налогоплательщика права на предъявление налоговых вычетов по НДС без учета всех обстоятельств, установленных налоговым органом в ходе налоговой проверки и отраженных в оспариваемых решениях, неполно исследовали фактические обстоятельства по делу, не указали конкретные доказательства, имеющиеся в материалах дела, на которых основаны выводы судов о соблюдении заявителем требований статей 171 - 172 НК РФ для применения налоговых вычетов по НДС по спорным операциям.
В связи с тем, что судебные инстанции неправильно применили нормы материального права, их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, что могло привести к принятию неправильного решения, судебные акты подлежат отмене на основании части 3 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать все доказательства в их совокупности с целью проверки соблюдения Предприятием всех условий применения налоговых вычетов по НДС в спорные налоговые периоды с учетом фактических взаимоотношений между участниками договоров поставки коммунальных услуг, отражения ими хозяйственных операций в учете, их оплаты поставщику ОАО "Кузбассэнерго" третьими лицами. Кроме того, суду следует предложить сторонам представить в материалы дела соответствующие доказательства, на которые они ссылаются в подтверждение своих доводов, (в том числе договор между Предприятием и ООО "ВЦ ЖКХ", ответы вычислительного центра на запросы налогового органа о порядке расчетов за по счетам-фактурам ОАО "Кузбассэнерго", доказательства поступления в адрес Предприятия оплаты потребителями спорных услуг, а также порядка формирования Предприятием базы по НДС с реализации услуг по поставке теплоэнергии населению), дать оценку всем доводам сторон.
Учитывая изложенное руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение от 27.06.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5010/2012 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий
С.А.МАРТЫНОВА
Судьи
А.А.КОКШАРОВ
Г.В.ЧАПАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)