Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Владимирская областная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.09.2012,
принятое судьей Андриановой Н.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012,
принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н.,
по делу N А11-4457/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Владимирская областная теплоэнергетическая компания"
(ИНН: 3328453864, ОГРН: 1073328007015)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
(ИНН: 3328101887, ОГРН: 1033302007914)
о признании незаконным решения
и
открытое акционерное общество "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" (далее - ОАО "Владимирская областная теплоэнергетическая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 06.04.2012 по делу N К-657-03/2011.
Решением суда от 18.09.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 решение оставлено без изменения.
ОАО "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства дела, неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению Общества, его действия не могут рассматриваться в качестве злоупотребления доминирующим положением, так как были вызваны объективными обстоятельствами, не имели направленности на ущемление интересов других лиц и являются допустимыми с точки зрения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), к рассматриваемым правоотношениям не применимы, поскольку данные правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подробно позиция ОАО "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Суд кассационной инстанции отклонил ходатайство об отложении рассмотрения жалобы, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, своевременно извещенных о дате и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании материалов проверки Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры на неправомерные действия Общества по проведению корректировки размера платы за услугу горячего водоснабжения жителям города Гусь-Хрустального во 2-м квартале 2011 года Управление возбудило в отношении Общества дело N К-657-03/2011 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела N К-657-03/2011 Управление приняло решение от 06.04.2012, в соответствии с которым признало действия Общества по проведению корректировки размера платы за услугу горячего водоснабжения во втором квартале 2011 года для домов, оборудованных общедомовыми приборами учета и частично или полностью индивидуальными (квартирными) приборами учета, что привело к ущемлению интересов жителей города Гусь-Хрустальный, нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Общество не согласилось с решением Управления и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 3 статьи 69, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 157, частью 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 10 Закона о защите конкуренции, статьями 426, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Правилами N 307, пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом исходил из правомерности принятого антимонопольным органом решения.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Как установили суды, приказом Управления от 12.05.2009 N 56 Общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции "производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)" с долей более 50 процентов в географических границах - границы балансовой принадлежности тепловых сетей Общества в административных границах г. Киржач, сельские поселения: Филипповское, Кипревское Киржачского района, г. Гусь-Хрустальный.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения в указанных географических границах. Данный факт Общество не оспаривает.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами N 307.
К коммунальным ресурсам относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг (пункт 3 Правил N 307).
Согласно указанной норме под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу пункта 7 Правил N 307 в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, она несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом пунктом 7 Правил N 307 определено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил N 307, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил N 307.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество осуществляет производство, транспортировку и сбыт тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения на территории города Гусь-Хрустальный, то есть является энергоснабжающей организацией по отношению к жителям города Гусь-Хрустальный - потребителям услуг горячего водоснабжения, поскольку подает абонентам через присоединенную сеть энергию, а абоненты ее принимают и оплачивают.
Общество (принципал) и открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (агент) заключили агентский договор от 01.09.2010 N 305/17, в соответствии с которым принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет принципала работы по начислению и сбору платежей за тепловую энергию - отопление и горячее водоснабжение с населения, проживающего в жилом фонде принципала.
Согласно части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления.
К данным отношениям применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно подпункту "а" пункта 23 Правил N 307 и подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 к указанным правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для горячего водоснабжения, исходя из объема (количества) коммунального ресурса (горячей воды), выраженного в куб. м воды и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс (выраженный для горячего водоснабжения в руб. за куб. м воды).
Таким образом, размер платы должен рассчитываться исходя из объема потребления горячей воды и тарифа на горячее водоснабжение, который устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации - органом местного самоуправления для ресурсоснабжающей организации в рублях за один кубический метр воды.
На основании Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду подлежат государственному регулированию.
Суды установили, что постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30.11.2010 N 42/5 "Об установлении тарифа на горячую воду" с 01.01.2011 по 31.12.2011 установлен тариф на горячую воду для ОП Общества "Теплоэнерго" в размере 132 рублей 21 копейки за один кубический метр (с учетом НДС).
Постановлением главы города Гусь-Хрустальный от 21.12.2009 N 1070 утверждены нормативы потребления услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения для населения муниципального образования город Гусь-Хрустальный.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие обязательным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил N 307 является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и влечет последствия, предусмотренные статьями 166 - 168 и 180 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу публичности договора энергоснабжения на него распространяются нормы пунктов 4 и 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что проведение ежеквартальной корректировки количества тепловой энергии, заложенной в тарифе на горячую воду на подогрев, исходя из фактических показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307, ущемляет потребителей, в связи с чем правильно квалифицировано антимонопольным органом как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды оценили довод Общества о допустимости его действий и обоснованно отклонили. Лицу, занимающему доминирующее положение на определенном рынке, запрещается ущемлять интересы потребителей.
Судами двух инстанций спор рассмотрен по существу, поэтому ссылка судов на определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда по делу N 33-4293/2011 от 22.12.2011, согласно которому действия Общества по корректировке платы за горячее водоснабжение за второй квартал 2011 года населению, проживающему в жилых города Гусь-Хрустальный, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии, признаны незаконными, не повлияла на правильность принятых судебных актов.
Довод кассационной жалобы о том, что не все обстоятельства дела учтены судами при принятии судебных актов, является неверным, поскольку, исходя из предмета и оснований заявленного требования, все существенные для дела обстоятельства получили надлежащую правовую оценку судов.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.09.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А11-4457/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Владимирская областная теплоэнергетическая компания".
Возвратить открытому акционерному обществу "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.02.2013 N 210.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2013 ПО ДЕЛУ N А11-4457/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. по делу N А11-4457/2012
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Владимирская областная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.09.2012,
принятое судьей Андриановой Н.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012,
принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н.,
по делу N А11-4457/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Владимирская областная теплоэнергетическая компания"
(ИНН: 3328453864, ОГРН: 1073328007015)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
(ИНН: 3328101887, ОГРН: 1033302007914)
о признании незаконным решения
и
установил:
открытое акционерное общество "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" (далее - ОАО "Владимирская областная теплоэнергетическая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 06.04.2012 по делу N К-657-03/2011.
Решением суда от 18.09.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 решение оставлено без изменения.
ОАО "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства дела, неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению Общества, его действия не могут рассматриваться в качестве злоупотребления доминирующим положением, так как были вызваны объективными обстоятельствами, не имели направленности на ущемление интересов других лиц и являются допустимыми с точки зрения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), к рассматриваемым правоотношениям не применимы, поскольку данные правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подробно позиция ОАО "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Суд кассационной инстанции отклонил ходатайство об отложении рассмотрения жалобы, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, своевременно извещенных о дате и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании материалов проверки Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры на неправомерные действия Общества по проведению корректировки размера платы за услугу горячего водоснабжения жителям города Гусь-Хрустального во 2-м квартале 2011 года Управление возбудило в отношении Общества дело N К-657-03/2011 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела N К-657-03/2011 Управление приняло решение от 06.04.2012, в соответствии с которым признало действия Общества по проведению корректировки размера платы за услугу горячего водоснабжения во втором квартале 2011 года для домов, оборудованных общедомовыми приборами учета и частично или полностью индивидуальными (квартирными) приборами учета, что привело к ущемлению интересов жителей города Гусь-Хрустальный, нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Общество не согласилось с решением Управления и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 3 статьи 69, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 157, частью 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 10 Закона о защите конкуренции, статьями 426, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Правилами N 307, пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом исходил из правомерности принятого антимонопольным органом решения.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Как установили суды, приказом Управления от 12.05.2009 N 56 Общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции "производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)" с долей более 50 процентов в географических границах - границы балансовой принадлежности тепловых сетей Общества в административных границах г. Киржач, сельские поселения: Филипповское, Кипревское Киржачского района, г. Гусь-Хрустальный.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения в указанных географических границах. Данный факт Общество не оспаривает.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами N 307.
К коммунальным ресурсам относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг (пункт 3 Правил N 307).
Согласно указанной норме под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу пункта 7 Правил N 307 в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, она несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом пунктом 7 Правил N 307 определено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил N 307, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил N 307.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество осуществляет производство, транспортировку и сбыт тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения на территории города Гусь-Хрустальный, то есть является энергоснабжающей организацией по отношению к жителям города Гусь-Хрустальный - потребителям услуг горячего водоснабжения, поскольку подает абонентам через присоединенную сеть энергию, а абоненты ее принимают и оплачивают.
Общество (принципал) и открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (агент) заключили агентский договор от 01.09.2010 N 305/17, в соответствии с которым принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет принципала работы по начислению и сбору платежей за тепловую энергию - отопление и горячее водоснабжение с населения, проживающего в жилом фонде принципала.
Согласно части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления.
К данным отношениям применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно подпункту "а" пункта 23 Правил N 307 и подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 к указанным правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для горячего водоснабжения, исходя из объема (количества) коммунального ресурса (горячей воды), выраженного в куб. м воды и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс (выраженный для горячего водоснабжения в руб. за куб. м воды).
Таким образом, размер платы должен рассчитываться исходя из объема потребления горячей воды и тарифа на горячее водоснабжение, который устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации - органом местного самоуправления для ресурсоснабжающей организации в рублях за один кубический метр воды.
На основании Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду подлежат государственному регулированию.
Суды установили, что постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30.11.2010 N 42/5 "Об установлении тарифа на горячую воду" с 01.01.2011 по 31.12.2011 установлен тариф на горячую воду для ОП Общества "Теплоэнерго" в размере 132 рублей 21 копейки за один кубический метр (с учетом НДС).
Постановлением главы города Гусь-Хрустальный от 21.12.2009 N 1070 утверждены нормативы потребления услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения для населения муниципального образования город Гусь-Хрустальный.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие обязательным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил N 307 является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и влечет последствия, предусмотренные статьями 166 - 168 и 180 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу публичности договора энергоснабжения на него распространяются нормы пунктов 4 и 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что проведение ежеквартальной корректировки количества тепловой энергии, заложенной в тарифе на горячую воду на подогрев, исходя из фактических показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 307, ущемляет потребителей, в связи с чем правильно квалифицировано антимонопольным органом как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды оценили довод Общества о допустимости его действий и обоснованно отклонили. Лицу, занимающему доминирующее положение на определенном рынке, запрещается ущемлять интересы потребителей.
Судами двух инстанций спор рассмотрен по существу, поэтому ссылка судов на определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда по делу N 33-4293/2011 от 22.12.2011, согласно которому действия Общества по корректировке платы за горячее водоснабжение за второй квартал 2011 года населению, проживающему в жилых города Гусь-Хрустальный, оборудованных общедомовыми приборами учета теплоэнергии, признаны незаконными, не повлияла на правильность принятых судебных актов.
Довод кассационной жалобы о том, что не все обстоятельства дела учтены судами при принятии судебных актов, является неверным, поскольку, исходя из предмета и оснований заявленного требования, все существенные для дела обстоятельства получили надлежащую правовую оценку судов.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.09.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А11-4457/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Владимирская областная теплоэнергетическая компания".
Возвратить открытому акционерному обществу "Владимирская областная теплоэнергетическая компания" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.02.2013 N 210.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)