Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик Косарев Е.Н.
Судья Ворсина О.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего: Загоруйко Л.В.,
судей коллегии: Косарева Е.Н., Шандаринской Т.А.,
секретаря судебного заседания П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Благовещенске дело по кассационному представлению помощника прокурора Зейского района Олиферова М.В. на решение Зейского районного суда 06 октября 2011 года, которым
прокурору Зейского района отказано в удовлетворении исковых требований в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ООО "Энергия-3" в предоставлении потребителям платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета воды.
Заслушав дело по докладу судьи Косарева Е.Н., пояснения прокурора Дегтяренко А.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Зейского района обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий ООО "Энергия-3".
В обоснование своих требований он указал, что ООО "Энергия 3" взимает с граждан плату за услуги по опломбированию приборов учета воды, мотивируя тем, что обязанность оплаты услуг за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов и их опломбирование возлагается на абонента в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167. Между тем, в соответствии с требованиями ЖК РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ, ЖСК и ЖК, управляющей организацией или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности. Действующим федеральным законодательством Российской Федерации, а именно: ЖК РФ, ГК РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" оказание возмездной услуги населению по регистрации и опломбированию индивидуальных приборов учета холодной воды не предусмотрено.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1999 года N 167 не распространяются на отношения между управляющими компаниями и гражданами. Требуя оплату работ за опломбирование приборов учета ООО "Энергия 3" навязывает дополнительные платные услуги, обуславливая регистрацию приборов учета потребителей платной услугой, что противоречит п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.
Прокурор просил признать незаконными действия ООО "Энергия 3" в предоставлении платной услуги по опломбированию приборов учета воды.
Представитель ООО "Энергия 3" исковые требования прокурора не признал, пояснив, что потребители являются собственниками внутриквартирных инженерных сетей, в том числе приборов учета воды, поэтому должны нести бремя содержания своего имущества. Обязанность оплаты услуг за выдачу технических условий на установку водосчетчиков и их опломбирование Правилами предоставления коммунальных услуг возлагается на потребителя. ООО "Энергия-3" не навязывает потребителям указанную платную услугу, поскольку опломбирование счетчиков производится также иными организациями города.
Суд принял указанное решение.
В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить, указав, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; в п. п. 52 и 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 года N 307 не содержится указания на то, что установка пломб на водосчетчиках осуществляется за счет граждан. Расходы управляющей организации по опломбированию и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета должны быть компенсированы из статьи управление жилым домом, плата за которое взимается с потребителей.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
В суде кассационной инстанции прокурор доводы, приведенные в кассационном представлении, поддержала в полном объеме, решение суда просила отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО "Энергия-3" является коммерческой организаций, осуществляющая деятельность по управлению недвижимым имуществом и оказание платных услуг населению.
28 января 2011 года ООО "Энергия 3" утверждена калькуляция стоимости ввода в эксплуатацию прибора учета водоснабжения на 2011 год, согласно которой стоимость ввода в эксплуатацию приборов учета водоснабжения установлена в размере 955 рублей, стоимость повторного опломбирования водосчетчиков установлена в размере 500 рублей.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы, приведенные в кассационном представлении о том, расходы управляющей организации по опломбированию и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета в квартирах граждан должны быть компенсированы из статьи управление жилым домом, плата за которое взимается с потребителей, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В силу ст. 210 ГК РФ, потребитель (собственник) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
Жилищный кодекс Российской Федерации в ч. 3 ст. 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Договоры холодного и горячего водоснабжения, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются ст. 53 - 548 ГК РФ.
В соответствии со статьей 544 Жилищного кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23 мая 2066 года N 307.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно абз. 2 п. 7 Правил от 23 мая 2006 года N 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Положения пункта 13 Правил не предполагают, чтобы потребитель обладал специальными познаниями о свойствах и характеристиках работ по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности внутриквартирных электрических сетей
Пункт 13 Правил возлагает на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме, и не противоречит требованиям части 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", устанавливающей право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуги) были безопасны для жизни, здоровья гражданина (Решение ВС РФ от 08.11.2006 N ГКПИ06-928).
Пунктами 52 и 53 Правил на потребителя возложена обязанность по обеспечению сохранности пломб на приборах учета в жилом помещении. В соответствии с пп. д) п. 53 Правил потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение. Исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб (пп. г) п. 50 Правил).
Положения разделов 4 и 5 Правил от 23 мая 2006 года N 307, применительно к эксплуатации приборов учета в жилом помещении потребителя, согласуются с частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ, согласно которой средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Поскольку из части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ следует, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, которые выполняются в том числе при осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров.
Из анализа названных правовых норм следует, что бремя содержания приборов учета водопотребления, а также обеспечение сохранности установленных на них пломб действующим законодательством возложено на потребителя коммунальной услуги. При этом, потребителю запрещено самовольно осуществлять действия направленные на повреждение приборов учета или искажение их показаний, нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать их.
На исполнителя коммунальной услуги возложена обязанность осуществления проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Поскольку из Правил от 23 мая 2006 года N 307 не вытекает иного, опломбирование приборов учета водопотребления осуществляется исполнителем коммунальных услуг после проведения первичной или периодической их проверок в целях защиты средств измерения от несанкционированного вмешательства в их работу потребителем коммунальной услуги.
При этом, в силу ст. 210 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, в стоимость работ при проведении первичной или периодической проверок приборов учета водоотведения могут включаться и затраты исполнителя на опломбирование приборов учета принадлежащих потребителю, которые не отнесены в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 и части 1 статьи 36 ЖК РФ.
Кроме этого, не могут быть приняты во внимание доводы прокурора, приведенные в кассационном представлении о неприменении судом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06 мая 2011 года N 354, на, которые на момент рассмотрения настоящего дела не вступили в законную силу и не могут быть применимы к рассматриваемым правоотношениям.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и действующему законодательству.
В кассационной жалобе не содержится доводов о нарушении норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований к переоценке выводов суда первой инстанции и его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зейского районного суда от 06 октября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление помощника прокурора Зейского района Олиферова М.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.11.2011 ПО ДЕЛУ N 5281\11
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2011 г. по делу N 5281\\11
Докладчик Косарев Е.Н.
Судья Ворсина О.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего: Загоруйко Л.В.,
судей коллегии: Косарева Е.Н., Шандаринской Т.А.,
секретаря судебного заседания П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Благовещенске дело по кассационному представлению помощника прокурора Зейского района Олиферова М.В. на решение Зейского районного суда 06 октября 2011 года, которым
прокурору Зейского района отказано в удовлетворении исковых требований в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ООО "Энергия-3" в предоставлении потребителям платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета воды.
Заслушав дело по докладу судьи Косарева Е.Н., пояснения прокурора Дегтяренко А.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Зейского района обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий ООО "Энергия-3".
В обоснование своих требований он указал, что ООО "Энергия 3" взимает с граждан плату за услуги по опломбированию приборов учета воды, мотивируя тем, что обязанность оплаты услуг за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов и их опломбирование возлагается на абонента в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167. Между тем, в соответствии с требованиями ЖК РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ, ЖСК и ЖК, управляющей организацией или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности. Действующим федеральным законодательством Российской Федерации, а именно: ЖК РФ, ГК РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" оказание возмездной услуги населению по регистрации и опломбированию индивидуальных приборов учета холодной воды не предусмотрено.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1999 года N 167 не распространяются на отношения между управляющими компаниями и гражданами. Требуя оплату работ за опломбирование приборов учета ООО "Энергия 3" навязывает дополнительные платные услуги, обуславливая регистрацию приборов учета потребителей платной услугой, что противоречит п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.
Прокурор просил признать незаконными действия ООО "Энергия 3" в предоставлении платной услуги по опломбированию приборов учета воды.
Представитель ООО "Энергия 3" исковые требования прокурора не признал, пояснив, что потребители являются собственниками внутриквартирных инженерных сетей, в том числе приборов учета воды, поэтому должны нести бремя содержания своего имущества. Обязанность оплаты услуг за выдачу технических условий на установку водосчетчиков и их опломбирование Правилами предоставления коммунальных услуг возлагается на потребителя. ООО "Энергия-3" не навязывает потребителям указанную платную услугу, поскольку опломбирование счетчиков производится также иными организациями города.
Суд принял указанное решение.
В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить, указав, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; в п. п. 52 и 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 года N 307 не содержится указания на то, что установка пломб на водосчетчиках осуществляется за счет граждан. Расходы управляющей организации по опломбированию и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета должны быть компенсированы из статьи управление жилым домом, плата за которое взимается с потребителей.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
В суде кассационной инстанции прокурор доводы, приведенные в кассационном представлении, поддержала в полном объеме, решение суда просила отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО "Энергия-3" является коммерческой организаций, осуществляющая деятельность по управлению недвижимым имуществом и оказание платных услуг населению.
28 января 2011 года ООО "Энергия 3" утверждена калькуляция стоимости ввода в эксплуатацию прибора учета водоснабжения на 2011 год, согласно которой стоимость ввода в эксплуатацию приборов учета водоснабжения установлена в размере 955 рублей, стоимость повторного опломбирования водосчетчиков установлена в размере 500 рублей.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы, приведенные в кассационном представлении о том, расходы управляющей организации по опломбированию и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета в квартирах граждан должны быть компенсированы из статьи управление жилым домом, плата за которое взимается с потребителей, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В силу ст. 210 ГК РФ, потребитель (собственник) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
Жилищный кодекс Российской Федерации в ч. 3 ст. 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Договоры холодного и горячего водоснабжения, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются ст. 53 - 548 ГК РФ.
В соответствии со статьей 544 Жилищного кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23 мая 2066 года N 307.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно абз. 2 п. 7 Правил от 23 мая 2006 года N 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Положения пункта 13 Правил не предполагают, чтобы потребитель обладал специальными познаниями о свойствах и характеристиках работ по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности внутриквартирных электрических сетей
Пункт 13 Правил возлагает на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме, и не противоречит требованиям части 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", устанавливающей право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуги) были безопасны для жизни, здоровья гражданина (Решение ВС РФ от 08.11.2006 N ГКПИ06-928).
Пунктами 52 и 53 Правил на потребителя возложена обязанность по обеспечению сохранности пломб на приборах учета в жилом помещении. В соответствии с пп. д) п. 53 Правил потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение. Исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб (пп. г) п. 50 Правил).
Положения разделов 4 и 5 Правил от 23 мая 2006 года N 307, применительно к эксплуатации приборов учета в жилом помещении потребителя, согласуются с частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ, согласно которой средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Поскольку из части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ следует, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, которые выполняются в том числе при осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров.
Из анализа названных правовых норм следует, что бремя содержания приборов учета водопотребления, а также обеспечение сохранности установленных на них пломб действующим законодательством возложено на потребителя коммунальной услуги. При этом, потребителю запрещено самовольно осуществлять действия направленные на повреждение приборов учета или искажение их показаний, нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать их.
На исполнителя коммунальной услуги возложена обязанность осуществления проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Поскольку из Правил от 23 мая 2006 года N 307 не вытекает иного, опломбирование приборов учета водопотребления осуществляется исполнителем коммунальных услуг после проведения первичной или периодической их проверок в целях защиты средств измерения от несанкционированного вмешательства в их работу потребителем коммунальной услуги.
При этом, в силу ст. 210 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, в стоимость работ при проведении первичной или периодической проверок приборов учета водоотведения могут включаться и затраты исполнителя на опломбирование приборов учета принадлежащих потребителю, которые не отнесены в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 и части 1 статьи 36 ЖК РФ.
Кроме этого, не могут быть приняты во внимание доводы прокурора, приведенные в кассационном представлении о неприменении судом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06 мая 2011 года N 354, на, которые на момент рассмотрения настоящего дела не вступили в законную силу и не могут быть применимы к рассматриваемым правоотношениям.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и действующему законодательству.
В кассационной жалобе не содержится доводов о нарушении норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований к переоценке выводов суда первой инстанции и его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зейского районного суда от 06 октября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление помощника прокурора Зейского района Олиферова М.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)