Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 11.12.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 18.12.2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: О.Н. Бурковой, С.И. Юдина, при ведении протокола помощником судьи Л.В. Анчутиной, при участии представителя ТСЖ "Космос" - Бурыкиной Т.В. - по доверенности от 07.06.2007 г., рассмотрел апелляционную жалобу ТСЖ "Космос" на решение арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2007 г. по иску ТСЖ "Космос" к администрации г. Братска, ООО "ВостСибстрой" о приостановлении действия распоряжения администрации города Братска от 22.06.07 N 936, обязании ответчиков устранить нарушения прав членов ТСЖ "Космос", обязании ООО "ВостСибстрой" устранить препятствия в осуществлении прав и законных интересов членов ТСЖ "Космос" и собственников многоквартирных домов, входящих в ТСЖ (судья С.Н. Антонова).
ТСЖ "Космос" обратилось с требованием об обязании ответчиков устранить нарушения прав членов ТСЖ "Космос", обязав администрацию г. Братска выделить в общую собственность членов ТСЖ "Космос" придомовую территорию с проведением межевания и занесением в кадастр, согласно нормам земельного законодательства, обязании предприятия застройщика ООО "Востсибстрой", устранить препятствия в осуществлении прав и законных интересов членов ТСЖ путем изменения проекта застройки и приведения его в соответствие с Генеральным планом градостроительства г. Братска, либо обязать произвести застройку в соответствии с нормами земельного и жилищного законодательства на территории, не входящей в придомовую территорию ТСЖ "Космос".
Истец, уточнив заявленные требования на основании ст. 49 АПК РФ, потребовал признать незаконными распоряжения администрации г. Братска от 09.02.06 N 179 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" и от 22.06.07 N 936 "Об утверждении проекта границ земельных участков для складирования материалов на период строительства жилого дома", обязав администрацию г. Братска отменить названные распоряжения, признать строительство многоквартирного дома по ул. Советской, 15, незаконным, обязав предприятие застройщика - ООО "ВостСибСтрой", остановить строительство на нормативной придомовой территории жилых многоквартирных домов по ул. Советской, 11, 11а, 13, входящих в состав ТСЖ "Космос".
Решением арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2008 г. заявленные истцом требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на то, что на основании распоряжений администрации г. Братска от 09.02.06 N 179 и от 22.06.07 N 936 ООО "Востсибстрой" выделены земельные участки, часть которых фактически используется входящими в состав ТСЖ "Космос" домами по ул. Советской, 11, 11а, 13 как придомовая территория, что отчуждение придомовой территории лишает ТСЖ "Космос" возможности получить земельный участок в нормативных границах для указанных жилых домов, в связи с чем, нарушены п. п. 2 и 3 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ. Оспариваемые распоряжения, по мнению истца, противоречат ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части согласования со смежными землепользователями.
Из поступившего в суд апелляционной инстанции отзыва на апелляционную жалобу Администрации города Братска усматривается, что ответчик предоставление ООО "ВостСибСтрой" спорного земельного участка считает осуществленным в соответствии с действующим законодательством.
Ответчики представителей в суд не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением N 09241 и справкой о передаче факсограммы.
Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей ответчиков на основании ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Решением Братского городского суда от 06.07.07 некоммерческая организация - товарищество собственников жилья "Космос" ликвидировано.
В материалы дела не представлены доказательства внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации ТСЖ "Космос".
На основании п. п. 2 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Разработка и утверждение проекта границ земельных участков регулируется Градостроительным кодексом РФ.
Утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 2 Закона "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документами территориального планирования муниципальных образований, согласно п. 2 ст. 9 и п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
На основании п. п. 1 и 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории, который состоит из основной части, подлежащей утверждению, и материалов по ее обоснованию, осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
Основой для разработки проектов межевания территорий в соответствии с п. 9 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является проект планировки территории.
Порядок подготовки проектов межевания установлен ст. 4 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" определено, что при разработке проекта межевания территорий должно быть обеспечено соблюдение следующих требований: границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним; границы существующих землепользовании при разработке плана межевания не подлежат изменению, за исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков; межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.
Технический проект 18 микрорайона г. Братска, утвержден Распоряжением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 29.11.85 N 961-р. Он разработан институтом "Иркутскгражданпроект" и рассмотрен отделом по экспертизе проектов и смет облисполкома (заключение от 27.11.85 N 60/85), в соответствии с которым запланирован к строительству пятиэтажный многоквартирный жилой дом в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены ст. 30.1. Земельного кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 которой, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с п. 2 ст. 30.1. Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 5 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
До принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков для жилищного строительства, проводятся работы по формированию земельного участка подготовка проекта границ земельного участка, установление его границ на местности, постановка на кадастровый учет.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления отдела градостроительного кадастра г. Братска от 26.01.06, муниципальным предприятием "Геолого-геодезический центр" проведены работы по межеванию земельного участка, расположенного в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15.
Принятым, в соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжением главы администрации г. Братска от 09.02.06 N 17 9 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" утвержден проект границ земельного участка категории земель поселений площадью 0,4156 га, расположенного в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15 для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома.
Названный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
По результатам проведенных 14.04.06 комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Братска торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:014001:0115, площадью 0,4156 га, расположенного в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15, составлен, в соответствии с п. п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, протокол о результатах аукциона от 14.04.06 N 161, согласно которому комиссией по проведению торгов принято решение о заключении договора аренды названного земельного участка с ООО "ВостСибСтрой".
В соответствии с п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и на основании протокола о результатах аукциона от 14.04.06 N 161 комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Братска, действующим от имена муниципального образования г. Братска заключен с ООО "ВостСибСтрой" договор от 17.04.06 N 148-06 аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:014001:0115, площадью 0,4156 га, расположенного в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15, с разрешенным использованием - для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома.
Земельный участок передан ООО"ВостСибСтрой" в аренду по акту приема-передачи от 17.04.06.
В соответствии со ст. ст. 133, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды от 17.04.06 N 148-06 зарегистрирован УФРС по Иркутской области и УОБАО 31.05.06, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав N 38-38-03/009/2006-836.
Распоряжением администрации г. Братска от 22.06.07 N 936 "Об утверждении проекта границ земельных участков для складирования материалов на период строительства жилого дома" утвержден проект границ земельных участков категории земель населенных пунктов площадью 0,4476 га для складирования материалов на период строительства жилого дома в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании п. 2 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 3 названной статьи, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. п. 4 и 5 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно протоколу общего собрания в форме заочного голосования собственников жилья и членов ТСЖ "Космос" ул. Советская, 11, 11А, 13 от 10-20 февраля 2007 года, представителем собственников жилья "для оформления границ придомовой территории, межевания и постановки на кадастровый учет для регистрации собственности" избран Товченик Владимир Григорьевич.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Товченик В.Г., как лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в г. Братске, по ул. Советской, 11, НА и 13, вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома.
В поступившем 02.02.06 (вх. N 14 4) в комитет по архитектуре и строительству г. Братска письме от 25.10.05, подписанном Сониной И.С., которая, согласно представленному в материалы дела протоколу собрания правления ТСЖ "Космос" от 11.05.06, до указанной даты являлась председателем ТСЖ "Космос", названное товарищество собственников жилья просит "выдать границы" придомовой территории, переданной ТСЖ "Космос" по акту приема-передачи от 01.10.05 по адресу: ул. Советская, 11, 11а, 13".
Согласно п. 1 ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации, председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.
При названных обстоятельствах, учитывая, что председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, у Сониной И.С. отсутствовали предусмотренные п. 3 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" полномочия для обращения в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома.
Товченик В.Г. с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома, находящиеся в г. Братске, по ул. Советской, 11, 11А и 13, не обращался.
В силу ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных прав и законных интересов осуществляется в судебном порядке.
ТСЖ "Космос" не является собственником помещений в многоквартирных домах, расположенных в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 11, 11А и 13 и не приобрело право на обращение в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположены названные многоквартирные дома, в связи с чем, права и законные интересы ТСЖ "Космос" распоряжениями администрации г. Братска от 09.02.06 N 179 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" и от 22.06.07 N 936 "Об утверждении проекта границ земельных участков для складирования материалов на период строительства жилого дома" не нарушены.
Истец не доказал факт нарушения ответчиками его прав и законных интересов, в связи с чем, у него отсутствуют основания требовать признания незаконными распоряжений администрации г. Братска от 09.02.06 N 179 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" и от 22.06.07 N 936 "Об утверждении проекта границ земельных участков для складирования материалов на период строительства жилого дома".
При указанных обстоятельствах, не подлежат удовлетворению требования ТСЖ "Космос" о признании незаконными распоряжений администрации г. Братска от 09.02.06 N 179 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" и от 22.06.07 N 936 "Об утверждении проекта границ земельных участков для складирования материалов на период строительства жилого дома", обязав администрацию г. Братска отменить названные распоряжения, признать строительство многоквартирного дома по ул. Советской, 15, незаконным, обязав предприятие застройщика - ООО "ВостСибСтрой", остановить строительство на нормативной придомовой территории жилых многоквартирных домов по ул. Советской, 11, На, 13, входящих в состав ТСЖ "Космос".
Доводы, положенные истцом в обоснование апелляционной жалобы, подлежат отклонению, учитывая вышеизложенные выводы.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2007 г.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2007 г. по делу N А19-9956/07-55 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ТСЖ "Космос" из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.В.СТАСЮК
Судьи
О.Н.БУРКОВА
С.И.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2007 N 04АП-4826/2007 ПО ДЕЛУ N А19-9956/07-55
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2007 г. N 04АП-4826/2007
Дело N А19-9956/07-55
Резолютивная часть объявлена 11.12.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 18.12.2007 г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: О.Н. Бурковой, С.И. Юдина, при ведении протокола помощником судьи Л.В. Анчутиной, при участии представителя ТСЖ "Космос" - Бурыкиной Т.В. - по доверенности от 07.06.2007 г., рассмотрел апелляционную жалобу ТСЖ "Космос" на решение арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2007 г. по иску ТСЖ "Космос" к администрации г. Братска, ООО "ВостСибстрой" о приостановлении действия распоряжения администрации города Братска от 22.06.07 N 936, обязании ответчиков устранить нарушения прав членов ТСЖ "Космос", обязании ООО "ВостСибстрой" устранить препятствия в осуществлении прав и законных интересов членов ТСЖ "Космос" и собственников многоквартирных домов, входящих в ТСЖ (судья С.Н. Антонова).
ТСЖ "Космос" обратилось с требованием об обязании ответчиков устранить нарушения прав членов ТСЖ "Космос", обязав администрацию г. Братска выделить в общую собственность членов ТСЖ "Космос" придомовую территорию с проведением межевания и занесением в кадастр, согласно нормам земельного законодательства, обязании предприятия застройщика ООО "Востсибстрой", устранить препятствия в осуществлении прав и законных интересов членов ТСЖ путем изменения проекта застройки и приведения его в соответствие с Генеральным планом градостроительства г. Братска, либо обязать произвести застройку в соответствии с нормами земельного и жилищного законодательства на территории, не входящей в придомовую территорию ТСЖ "Космос".
Истец, уточнив заявленные требования на основании ст. 49 АПК РФ, потребовал признать незаконными распоряжения администрации г. Братска от 09.02.06 N 179 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" и от 22.06.07 N 936 "Об утверждении проекта границ земельных участков для складирования материалов на период строительства жилого дома", обязав администрацию г. Братска отменить названные распоряжения, признать строительство многоквартирного дома по ул. Советской, 15, незаконным, обязав предприятие застройщика - ООО "ВостСибСтрой", остановить строительство на нормативной придомовой территории жилых многоквартирных домов по ул. Советской, 11, 11а, 13, входящих в состав ТСЖ "Космос".
Решением арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2008 г. заявленные истцом требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на то, что на основании распоряжений администрации г. Братска от 09.02.06 N 179 и от 22.06.07 N 936 ООО "Востсибстрой" выделены земельные участки, часть которых фактически используется входящими в состав ТСЖ "Космос" домами по ул. Советской, 11, 11а, 13 как придомовая территория, что отчуждение придомовой территории лишает ТСЖ "Космос" возможности получить земельный участок в нормативных границах для указанных жилых домов, в связи с чем, нарушены п. п. 2 и 3 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ. Оспариваемые распоряжения, по мнению истца, противоречат ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части согласования со смежными землепользователями.
Из поступившего в суд апелляционной инстанции отзыва на апелляционную жалобу Администрации города Братска усматривается, что ответчик предоставление ООО "ВостСибСтрой" спорного земельного участка считает осуществленным в соответствии с действующим законодательством.
Ответчики представителей в суд не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением N 09241 и справкой о передаче факсограммы.
Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей ответчиков на основании ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Решением Братского городского суда от 06.07.07 некоммерческая организация - товарищество собственников жилья "Космос" ликвидировано.
В материалы дела не представлены доказательства внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации ТСЖ "Космос".
На основании п. п. 2 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Разработка и утверждение проекта границ земельных участков регулируется Градостроительным кодексом РФ.
Утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 2 Закона "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документами территориального планирования муниципальных образований, согласно п. 2 ст. 9 и п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
На основании п. п. 1 и 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории, который состоит из основной части, подлежащей утверждению, и материалов по ее обоснованию, осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
Основой для разработки проектов межевания территорий в соответствии с п. 9 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является проект планировки территории.
Порядок подготовки проектов межевания установлен ст. 4 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" определено, что при разработке проекта межевания территорий должно быть обеспечено соблюдение следующих требований: границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним; границы существующих землепользовании при разработке плана межевания не подлежат изменению, за исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков; межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.
Технический проект 18 микрорайона г. Братска, утвержден Распоряжением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 29.11.85 N 961-р. Он разработан институтом "Иркутскгражданпроект" и рассмотрен отделом по экспертизе проектов и смет облисполкома (заключение от 27.11.85 N 60/85), в соответствии с которым запланирован к строительству пятиэтажный многоквартирный жилой дом в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены ст. 30.1. Земельного кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 которой, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с п. 2 ст. 30.1. Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 5 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
До принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков для жилищного строительства, проводятся работы по формированию земельного участка подготовка проекта границ земельного участка, установление его границ на местности, постановка на кадастровый учет.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления отдела градостроительного кадастра г. Братска от 26.01.06, муниципальным предприятием "Геолого-геодезический центр" проведены работы по межеванию земельного участка, расположенного в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15.
Принятым, в соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжением главы администрации г. Братска от 09.02.06 N 17 9 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" утвержден проект границ земельного участка категории земель поселений площадью 0,4156 га, расположенного в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15 для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома.
Названный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
По результатам проведенных 14.04.06 комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Братска торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:014001:0115, площадью 0,4156 га, расположенного в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15, составлен, в соответствии с п. п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, протокол о результатах аукциона от 14.04.06 N 161, согласно которому комиссией по проведению торгов принято решение о заключении договора аренды названного земельного участка с ООО "ВостСибСтрой".
В соответствии с п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и на основании протокола о результатах аукциона от 14.04.06 N 161 комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Братска, действующим от имена муниципального образования г. Братска заключен с ООО "ВостСибСтрой" договор от 17.04.06 N 148-06 аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:014001:0115, площадью 0,4156 га, расположенного в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15, с разрешенным использованием - для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома.
Земельный участок передан ООО"ВостСибСтрой" в аренду по акту приема-передачи от 17.04.06.
В соответствии со ст. ст. 133, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды от 17.04.06 N 148-06 зарегистрирован УФРС по Иркутской области и УОБАО 31.05.06, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав N 38-38-03/009/2006-836.
Распоряжением администрации г. Братска от 22.06.07 N 936 "Об утверждении проекта границ земельных участков для складирования материалов на период строительства жилого дома" утвержден проект границ земельных участков категории земель населенных пунктов площадью 0,4476 га для складирования материалов на период строительства жилого дома в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 15.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании п. 2 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 3 названной статьи, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. п. 4 и 5 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно протоколу общего собрания в форме заочного голосования собственников жилья и членов ТСЖ "Космос" ул. Советская, 11, 11А, 13 от 10-20 февраля 2007 года, представителем собственников жилья "для оформления границ придомовой территории, межевания и постановки на кадастровый учет для регистрации собственности" избран Товченик Владимир Григорьевич.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Товченик В.Г., как лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в г. Братске, по ул. Советской, 11, НА и 13, вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома.
В поступившем 02.02.06 (вх. N 14 4) в комитет по архитектуре и строительству г. Братска письме от 25.10.05, подписанном Сониной И.С., которая, согласно представленному в материалы дела протоколу собрания правления ТСЖ "Космос" от 11.05.06, до указанной даты являлась председателем ТСЖ "Космос", названное товарищество собственников жилья просит "выдать границы" придомовой территории, переданной ТСЖ "Космос" по акту приема-передачи от 01.10.05 по адресу: ул. Советская, 11, 11а, 13".
Согласно п. 1 ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации, председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.
При названных обстоятельствах, учитывая, что председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, у Сониной И.С. отсутствовали предусмотренные п. 3 ст. 16 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" полномочия для обращения в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома.
Товченик В.Г. с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома, находящиеся в г. Братске, по ул. Советской, 11, 11А и 13, не обращался.
В силу ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных прав и законных интересов осуществляется в судебном порядке.
ТСЖ "Космос" не является собственником помещений в многоквартирных домах, расположенных в жилом районе "Центральный" г. Братска, по ул. Советской, 11, 11А и 13 и не приобрело право на обращение в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположены названные многоквартирные дома, в связи с чем, права и законные интересы ТСЖ "Космос" распоряжениями администрации г. Братска от 09.02.06 N 179 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" и от 22.06.07 N 936 "Об утверждении проекта границ земельных участков для складирования материалов на период строительства жилого дома" не нарушены.
Истец не доказал факт нарушения ответчиками его прав и законных интересов, в связи с чем, у него отсутствуют основания требовать признания незаконными распоряжений администрации г. Братска от 09.02.06 N 179 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" и от 22.06.07 N 936 "Об утверждении проекта границ земельных участков для складирования материалов на период строительства жилого дома".
При указанных обстоятельствах, не подлежат удовлетворению требования ТСЖ "Космос" о признании незаконными распоряжений администрации г. Братска от 09.02.06 N 179 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома" и от 22.06.07 N 936 "Об утверждении проекта границ земельных участков для складирования материалов на период строительства жилого дома", обязав администрацию г. Братска отменить названные распоряжения, признать строительство многоквартирного дома по ул. Советской, 15, незаконным, обязав предприятие застройщика - ООО "ВостСибСтрой", остановить строительство на нормативной придомовой территории жилых многоквартирных домов по ул. Советской, 11, На, 13, входящих в состав ТСЖ "Космос".
Доводы, положенные истцом в обоснование апелляционной жалобы, подлежат отклонению, учитывая вышеизложенные выводы.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2007 г.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, Арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2007 г. по делу N А19-9956/07-55 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ТСЖ "Космос" из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.В.СТАСЮК
Судьи
О.Н.БУРКОВА
С.И.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)