Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрызспецтранс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 октября 2012 года по делу N А65-21671/2012 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрызспецтранс" (ОГРН 1081674001970), Республика Татарстан, г. Агрыз,
к Муниципальному образованию "Город Агрыз", Республика Татарстан, г. Агрыз,
третье лицо:
прокуратура Агрызского района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Агрыз,
об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агрызспецтранс" (далее - заявитель, ООО "Агрызспецтранс", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Муниципальному образованию "Город Агрыз" (далее - ответчик, МО "Город Агрыз") об обязании утвердить (принять) фактическую норму накопления (образования) ТБО в городе Агрыз на одного человека в размере 2,2 куб. м в год.
Решением суда первой инстанции от 23 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Агрызспецтранс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом нории материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции неверно истолковал закон, регулирующий правоотношения в сфере твердых бытовых отходов, и надлежащим образом не исследовал вопрос наличия полномочий у органов местного самоуправления по установлению норм накопления (образования) ТБО в г. Агрыз. Считает, что установление норм накопления ТБО входит в компетенцию МО "Город Агрыз".
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "Агрызспецтранс" является удаление и обработка твердых отходов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.07.2012 г. N 3730 (л.д. 16 - 24). Общество имеет лицензию от 30.04.2010 г. N ОП-43-004110 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности (л.д. 27 - 32).
Постановлением Исполнительного комитета Агрызского муниципального района от 19.11.2009 г. N 284 "О нормативах потребления коммунальных услуг", установлены и введены в действие с 1 января 2010 года нормативы потребления коммунальных услуг, в соответствии с которыми нормативы потребления услуг по вывозу бытовых отходов для проживающих в городе составляют 1,1 куб. м на человека в год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.04.2010 г. N 250 "О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них" утверждены Рекомендуемые нормативы потребления населением жилищных и коммунальных услуг, согласно которым рекомендуемые нормативы вывоза бытовых отходов в малых городах составляют 1,1 куб. м на 1 человека в год.
Считая, что установленными нормативами нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требования.
Общество обосновывает свои требования тем, что действующие нормы накопления ТБО в объеме 1,1 куб. м на 1 человека в год при численности населения 20 000 человек не соответствуют фактическим объемам накопления и вывоза ТБО, в связи с чем заявитель вывозит 65% ТБО за счет собственных средств и, соответственно, несет убытки.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
Названный Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной, и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности на основании договора с потребителем.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) структура платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в ч. 4 указанной статьи, в которую плата за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов не включена.
На основании пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз ТБО.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу ТБО не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ, поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ.
При этом, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13, 14 ЖК РФ не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.
Ссылка заявителя жалобы на ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подлежат отклонению, поскольку согласно положениями указанных норм к вопросам местного значения городских, сельских поселений, городского округа относится исключительно организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку нормативы потребления услуг по вывозу отходов утверждены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.04.2010 г. N 250 "О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них", то они не могут быть оспорены вне рамок указанного нормативного акта.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявителем выбран неверный способ защиты.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 октября 2012 года по делу N А65-21671/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2013 ПО ДЕЛУ N А65-21671/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. по делу N А65-21671/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрызспецтранс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 октября 2012 года по делу N А65-21671/2012 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрызспецтранс" (ОГРН 1081674001970), Республика Татарстан, г. Агрыз,
к Муниципальному образованию "Город Агрыз", Республика Татарстан, г. Агрыз,
третье лицо:
прокуратура Агрызского района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Агрыз,
об обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агрызспецтранс" (далее - заявитель, ООО "Агрызспецтранс", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Муниципальному образованию "Город Агрыз" (далее - ответчик, МО "Город Агрыз") об обязании утвердить (принять) фактическую норму накопления (образования) ТБО в городе Агрыз на одного человека в размере 2,2 куб. м в год.
Решением суда первой инстанции от 23 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Агрызспецтранс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом нории материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции неверно истолковал закон, регулирующий правоотношения в сфере твердых бытовых отходов, и надлежащим образом не исследовал вопрос наличия полномочий у органов местного самоуправления по установлению норм накопления (образования) ТБО в г. Агрыз. Считает, что установление норм накопления ТБО входит в компетенцию МО "Город Агрыз".
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "Агрызспецтранс" является удаление и обработка твердых отходов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.07.2012 г. N 3730 (л.д. 16 - 24). Общество имеет лицензию от 30.04.2010 г. N ОП-43-004110 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности (л.д. 27 - 32).
Постановлением Исполнительного комитета Агрызского муниципального района от 19.11.2009 г. N 284 "О нормативах потребления коммунальных услуг", установлены и введены в действие с 1 января 2010 года нормативы потребления коммунальных услуг, в соответствии с которыми нормативы потребления услуг по вывозу бытовых отходов для проживающих в городе составляют 1,1 куб. м на человека в год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.04.2010 г. N 250 "О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них" утверждены Рекомендуемые нормативы потребления населением жилищных и коммунальных услуг, согласно которым рекомендуемые нормативы вывоза бытовых отходов в малых городах составляют 1,1 куб. м на 1 человека в год.
Считая, что установленными нормативами нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требования.
Общество обосновывает свои требования тем, что действующие нормы накопления ТБО в объеме 1,1 куб. м на 1 человека в год при численности населения 20 000 человек не соответствуют фактическим объемам накопления и вывоза ТБО, в связи с чем заявитель вывозит 65% ТБО за счет собственных средств и, соответственно, несет убытки.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
Названный Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной, и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности на основании договора с потребителем.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) структура платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в ч. 4 указанной статьи, в которую плата за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов не включена.
На основании пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз ТБО.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу ТБО не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ, поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ.
При этом, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13, 14 ЖК РФ не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов.
Ссылка заявителя жалобы на ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подлежат отклонению, поскольку согласно положениями указанных норм к вопросам местного значения городских, сельских поселений, городского округа относится исключительно организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку нормативы потребления услуг по вывозу отходов утверждены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.04.2010 г. N 250 "О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них", то они не могут быть оспорены вне рамок указанного нормативного акта.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявителем выбран неверный способ защиты.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 октября 2012 года по делу N А65-21671/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)