Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
21 июля 2011 года Управлением по регулированию тарифов (УРТ) Воронежской области издан приказ N 49/8 "Об установлении тарифов на 2012 год на тепловую энергию, поставляемую ООО "Эверест", город Воронеж потребителям Воронежской области" (далее - приказ N 49/8), который был опубликован в газете "Воронежский курьер" N 132 за 26.11.2011 г. (л.д. 17 - 18).
30 ноября 2011 года Управлением по регулированию тарифов Воронежской области издан приказ N 52/131 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО "Эверест", город Воронеж, потребителям Воронежской области" (далее - приказ N 52/131), который тоже был опубликован в газете "Воронежский курьер" N 143 за 22.12.2011 г. (л.д. 19 - 20).
24.02.2012 г. П.П.В. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с заявлением о признании приказов N 49/8 и N 52/131 незаконными, возложении обязанностей на УРТ Воронежской области об их отмене ввиду несоответствия федеральному законодательству.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры <...> по проспекту Патриотов города Воронежа. Управление домом осуществляется Управляющей компанией ООО "Эверест".
Отопление и приготовление горячей воды для потребителей многоквартирного дома производится котельной, расположенной на крыше названного выше дома и являющейся общим имуществом в доме.
Полагал, что при таких обстоятельствах расчет оплаты на отопление и горячее водоснабжение должен производиться в соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", и не подлежал установлению Управлением по регулированию тарифов Воронежской области.
Ссылался на то, что права заявителя и права других собственников многоквартирного дома оспариваемыми приказами нарушены тем, что в 2012 году им придется платить за эти коммунальные услуги больше, чем в случае расчета по условиям, указанным в пункте 18 названного Постановления Правительства РФ (л.д. 5 - 6, 10).
Определением Центрального районного суда от 02.04.2012 г. дело передано на рассмотрение по существу в Воронежский областной суд по подсудности, установленной статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 42).
В судебном заседании П.П.В. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель УРТ Воронежской области О.Я.В. и представитель заинтересованного лица - ООО "Эверест" П.Ю.П. заявление не признали, полагая, что оспариваемые заявителем приказы приняты в пределах предоставленных полномочий компетентным органом в соответствии с требованиями федерального законодательства и прав заявителя не нарушают (л.д. 46, 99, 100, 122, 164).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора С.О.А., полагавшей заявленные требования обоснованными, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При обращении в суд П.П.В. указал, что считает нарушенными свои права, гарантированные федеральным законодательством в сфере оплаты коммунальных услуг.
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг, а также внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством (пункты 8, 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статья 5 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с частью 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение) включается в структуру платы за коммунальные услуги.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель УРТ ссылалась на наличие у Управления по регулированию тарифов Воронежской области полномочий на установление тарифа на тепловую энергию и горячую воду на территории Воронежской области согласно пунктам 3.1.6, 3.1.10 Положения об УРТ, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 397 в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (л.д. 21 - 23).
Вместе с тем, как следует из пункта 1.1 Положения об Управлении по государственному регулированию тарифов, осуществление этим исполнительным органом государственной власти Воронежской области государственного регулирования цен (тарифов) ограничено пределами соответствующих полномочий (л.д. 21).
Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, при издании оспариваемых приказов Управление по регулированию тарифов установило тарифы на тепловую энергию и на горячую воду, поставляемую Обществом с ограниченной ответственностью "Эверест" собственникам помещений многоквартирных жилых домов <...> по проспекту Патриотов г. Воронежа, соответственно оборудованных автономными крышными котельными, и не имеющими присоединенных сетей (л.д. 73).
Право собственности на помещение N 7 (котельную) литер А в доме <...> по пр. Патриотов г. Воронежа ни за кем не зарегистрировано (л.д. 9) и в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации она (котельная) признается принадлежащей всем собственникам помещений в данном многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, в том числе и П.П.В.
Правоотношения по установлению размера платы за тепло и горячую воду собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, согласно прямому указанию второго предложения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежат регулированию Правительством Российской Федерации.
На момент издания оспариваемых приказов они были урегулированы пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., в соответствии с которым при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. Размер платы за горячее водоснабжение в данном случае должен рассчитываться исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Таким образом, установление размера платы (тарифа) за тепло и горячую воду в доме <...> по пр. Патриотов г. Воронежа не подлежало государственному регулированию исполнительным органом субъекта Российской Федерации и оспариваемые заявителем приказы следует признать вынесенными за пределами полномочий Управления по регулированию тарифов Воронежской области.
Ссылка представителя УРТ на Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не подтверждает наличие таких полномочий.
Так, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, а также определяет полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1).
В силу пункта 11 статьи 2 названного закона, под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Как установлено судом, в данном случае котельная в многоквартирном жилом доме <...> по проспекту Патриотов в г. Воронеже принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений, и на каком-либо законном основании во владение управляющей компании ООО "Эверест" не передавалась. Указание в пункте 2.1 договора управления многоквартирным жилым домом на наличие у управляющей компании права осуществлять... деятельность по... эксплуатации многоквартирного дома в интересах его собственников, вопреки утверждению представителя ООО "Эверест" (л.д. 79 - 82), не свидетельствует о передаче котельной во владение управляющей компании.
Таким образом, в силу отсутствия законного права на владение котельной управляющая компания ООО "Эверест" относительно жилого дома <...> по проспекту Патриотов г. Воронежа не может признаваться теплоснабжающей организацией в смысле Федерального закона "О теплоснабжении". Следовательно, нельзя считать, что правоотношения по поставке тепла управляющей компанией ООО "Эверест" собственникам помещений названного дома регулируются данным законом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", он устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих (в том числе) водоснабжение.
Однако, согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 2 названного закона, в жилищном секторе в многоквартирных домах потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения являются: товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Из изложенного следует вывод, что названный закон не регулирует правоотношения с участием граждан - собственников помещений в многоквартирном жилом доме, переданном в управление управляющей организации.
Данный вывод суда согласуется с пунктом 7 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в соответствии с которым если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Доводы представителя ООО "Эверест" о невозможности применить пункт 18 Правил при расчетах за тепло и горячую воду (в связи с отсутствием в некоторых из обслуживаемых помещений приборов учета) относятся к области правоприменения и не могут повлиять на вывод суда о превышении Управлением по регулированию тарифов предоставленных им законом полномочий.
Не могут быть приняты судом во внимание и доводы представителя УРТ о том, что в п. 4.7 договора управления многоквартирным домом <...> по проспекту Патриотов в г. Воронеже от 24.10.2007 г. стороны договорились о начислении платы собственнику за предоставленные коммунальные услуги по тарифам и нормативам, установленным для определенной категории потребителей в соответствии с действующим законодательством РФ и Воронежской области, поскольку приведенное содержание договора не учитывает положения пункта 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., и не свидетельствует о соблюдении Управлением по регулированию тарифом при издании оспариваемых приказов требований указанного федерального законодательства.
То обстоятельство, что в числе собственников некоторых помещений в названном многоквартирном жилом доме значатся юридические лица, прошедшие государственную регистрацию по иным адресам, само по себе также не свидетельствует о невозможности применения к возникшим правоотношениям по предоставлению коммунальных услуг пункта 18 вышеназванных Правил.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что применение оспариваемых приказов повлекло для заявителя необоснованное начисление платы за тепло и горячую воду со дня их издания (л.д. 111 - 115, 116 - 121), суд полагает необходимым признать приказы недействующими полностью со дня их принятия.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать приказы Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 21.11.2011 г. N 49/8 "Об установлении тарифов на 2012 год на тепловую энергию, поставляемую ООО "Эверест", город Воронеж потребителям Воронежской области" и от 31.11.2011 г. N 52/131 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО "Эверест", город Воронеж, потребителям Воронежской области" незаконными со дня их принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 04 июня 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.05.2012 ПО ДЕЛУ N 3-21/12
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2012 г. по делу N 3-21/12
(извлечение)
21 июля 2011 года Управлением по регулированию тарифов (УРТ) Воронежской области издан приказ N 49/8 "Об установлении тарифов на 2012 год на тепловую энергию, поставляемую ООО "Эверест", город Воронеж потребителям Воронежской области" (далее - приказ N 49/8), который был опубликован в газете "Воронежский курьер" N 132 за 26.11.2011 г. (л.д. 17 - 18).
30 ноября 2011 года Управлением по регулированию тарифов Воронежской области издан приказ N 52/131 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО "Эверест", город Воронеж, потребителям Воронежской области" (далее - приказ N 52/131), который тоже был опубликован в газете "Воронежский курьер" N 143 за 22.12.2011 г. (л.д. 19 - 20).
24.02.2012 г. П.П.В. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с заявлением о признании приказов N 49/8 и N 52/131 незаконными, возложении обязанностей на УРТ Воронежской области об их отмене ввиду несоответствия федеральному законодательству.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры <...> по проспекту Патриотов города Воронежа. Управление домом осуществляется Управляющей компанией ООО "Эверест".
Отопление и приготовление горячей воды для потребителей многоквартирного дома производится котельной, расположенной на крыше названного выше дома и являющейся общим имуществом в доме.
Полагал, что при таких обстоятельствах расчет оплаты на отопление и горячее водоснабжение должен производиться в соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", и не подлежал установлению Управлением по регулированию тарифов Воронежской области.
Ссылался на то, что права заявителя и права других собственников многоквартирного дома оспариваемыми приказами нарушены тем, что в 2012 году им придется платить за эти коммунальные услуги больше, чем в случае расчета по условиям, указанным в пункте 18 названного Постановления Правительства РФ (л.д. 5 - 6, 10).
Определением Центрального районного суда от 02.04.2012 г. дело передано на рассмотрение по существу в Воронежский областной суд по подсудности, установленной статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 42).
В судебном заседании П.П.В. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель УРТ Воронежской области О.Я.В. и представитель заинтересованного лица - ООО "Эверест" П.Ю.П. заявление не признали, полагая, что оспариваемые заявителем приказы приняты в пределах предоставленных полномочий компетентным органом в соответствии с требованиями федерального законодательства и прав заявителя не нарушают (л.д. 46, 99, 100, 122, 164).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора С.О.А., полагавшей заявленные требования обоснованными, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При обращении в суд П.П.В. указал, что считает нарушенными свои права, гарантированные федеральным законодательством в сфере оплаты коммунальных услуг.
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг, а также внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством (пункты 8, 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статья 5 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с частью 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение) включается в структуру платы за коммунальные услуги.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель УРТ ссылалась на наличие у Управления по регулированию тарифов Воронежской области полномочий на установление тарифа на тепловую энергию и горячую воду на территории Воронежской области согласно пунктам 3.1.6, 3.1.10 Положения об УРТ, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 397 в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (л.д. 21 - 23).
Вместе с тем, как следует из пункта 1.1 Положения об Управлении по государственному регулированию тарифов, осуществление этим исполнительным органом государственной власти Воронежской области государственного регулирования цен (тарифов) ограничено пределами соответствующих полномочий (л.д. 21).
Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, при издании оспариваемых приказов Управление по регулированию тарифов установило тарифы на тепловую энергию и на горячую воду, поставляемую Обществом с ограниченной ответственностью "Эверест" собственникам помещений многоквартирных жилых домов <...> по проспекту Патриотов г. Воронежа, соответственно оборудованных автономными крышными котельными, и не имеющими присоединенных сетей (л.д. 73).
Право собственности на помещение N 7 (котельную) литер А в доме <...> по пр. Патриотов г. Воронежа ни за кем не зарегистрировано (л.д. 9) и в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации она (котельная) признается принадлежащей всем собственникам помещений в данном многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, в том числе и П.П.В.
Правоотношения по установлению размера платы за тепло и горячую воду собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, согласно прямому указанию второго предложения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежат регулированию Правительством Российской Федерации.
На момент издания оспариваемых приказов они были урегулированы пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., в соответствии с которым при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. Размер платы за горячее водоснабжение в данном случае должен рассчитываться исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Таким образом, установление размера платы (тарифа) за тепло и горячую воду в доме <...> по пр. Патриотов г. Воронежа не подлежало государственному регулированию исполнительным органом субъекта Российской Федерации и оспариваемые заявителем приказы следует признать вынесенными за пределами полномочий Управления по регулированию тарифов Воронежской области.
Ссылка представителя УРТ на Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не подтверждает наличие таких полномочий.
Так, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, а также определяет полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1).
В силу пункта 11 статьи 2 названного закона, под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Как установлено судом, в данном случае котельная в многоквартирном жилом доме <...> по проспекту Патриотов в г. Воронеже принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений, и на каком-либо законном основании во владение управляющей компании ООО "Эверест" не передавалась. Указание в пункте 2.1 договора управления многоквартирным жилым домом на наличие у управляющей компании права осуществлять... деятельность по... эксплуатации многоквартирного дома в интересах его собственников, вопреки утверждению представителя ООО "Эверест" (л.д. 79 - 82), не свидетельствует о передаче котельной во владение управляющей компании.
Таким образом, в силу отсутствия законного права на владение котельной управляющая компания ООО "Эверест" относительно жилого дома <...> по проспекту Патриотов г. Воронежа не может признаваться теплоснабжающей организацией в смысле Федерального закона "О теплоснабжении". Следовательно, нельзя считать, что правоотношения по поставке тепла управляющей компанией ООО "Эверест" собственникам помещений названного дома регулируются данным законом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", он устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих (в том числе) водоснабжение.
Однако, согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 2 названного закона, в жилищном секторе в многоквартирных домах потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения являются: товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Из изложенного следует вывод, что названный закон не регулирует правоотношения с участием граждан - собственников помещений в многоквартирном жилом доме, переданном в управление управляющей организации.
Данный вывод суда согласуется с пунктом 7 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в соответствии с которым если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Доводы представителя ООО "Эверест" о невозможности применить пункт 18 Правил при расчетах за тепло и горячую воду (в связи с отсутствием в некоторых из обслуживаемых помещений приборов учета) относятся к области правоприменения и не могут повлиять на вывод суда о превышении Управлением по регулированию тарифов предоставленных им законом полномочий.
Не могут быть приняты судом во внимание и доводы представителя УРТ о том, что в п. 4.7 договора управления многоквартирным домом <...> по проспекту Патриотов в г. Воронеже от 24.10.2007 г. стороны договорились о начислении платы собственнику за предоставленные коммунальные услуги по тарифам и нормативам, установленным для определенной категории потребителей в соответствии с действующим законодательством РФ и Воронежской области, поскольку приведенное содержание договора не учитывает положения пункта 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., и не свидетельствует о соблюдении Управлением по регулированию тарифом при издании оспариваемых приказов требований указанного федерального законодательства.
То обстоятельство, что в числе собственников некоторых помещений в названном многоквартирном жилом доме значатся юридические лица, прошедшие государственную регистрацию по иным адресам, само по себе также не свидетельствует о невозможности применения к возникшим правоотношениям по предоставлению коммунальных услуг пункта 18 вышеназванных Правил.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что применение оспариваемых приказов повлекло для заявителя необоснованное начисление платы за тепло и горячую воду со дня их издания (л.д. 111 - 115, 116 - 121), суд полагает необходимым признать приказы недействующими полностью со дня их принятия.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать приказы Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 21.11.2011 г. N 49/8 "Об установлении тарифов на 2012 год на тепловую энергию, поставляемую ООО "Эверест", город Воронеж потребителям Воронежской области" и от 31.11.2011 г. N 52/131 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО "Эверест", город Воронеж, потребителям Воронежской области" незаконными со дня их принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 04 июня 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)