Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-30619/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. по делу N А55-30619/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" г.о. Чапаевск - Цапаев А.А., по доверенности от 15.10.2012 года,
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - Псянина Г.В., по доверенности от 27.03.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 февраля 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" г.о. Чапаевск, Самарская область, г. Чапаевск,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 декабря 2012 года по делу N А55-30619/2012, судья Медведев А.А.,
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" г.о. Чапаевск, Самарская область, г. Чапаевск, (ОГРН 1086330000360),
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
об оспаривании постановления от 19.06.2012 г. N г.о.Ч.-6107,

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Чапаевск обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление N г.о.Ч.-6107 от 19 июня 2012 года.
Решением суда первой инстанции от 14 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из того, что событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ имело место, и материалами дела доказан факт его совершения МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск.
На момент принятия постановления о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении наказания выявленные нарушения заявителем не были устранены.
В апелляционной жалобе Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Чапаевск просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм права.
Считает, что МБУ "УЖКХ" незаконно и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Указывает, что субъектами выявленного административного правонарушения в данном случае являются:
1) Подрядная организация ИП Коровкин В.Ю., получающая плату с жителей МКД, но ненадлежащим образом оказывающая услуги по содержанию и текущему ремонту МКД, что привело к преждевременному износу и повреждению общего имущества МКД.
2) собственник муниципального имущества, который не выделил денежные средства на проведение работ по ремонту общего имущества МКД и выполнению предписаний ГЖИ Самарской области.
Подтверждением вины организации, оказывающей услуги по содержанию и ремонту дома N 10 по ул. Чкалова и собственника муниципального имущества является тот факт, что выявленные ГЖИ Самарской области нарушения: неисправности отмостки многоквартирного жилого дома, наличие сквозных трещин в несущих стенах под карнизным свесом окон квартир N 7, N 8 многоквартирного жилого дома, разрушение одиннадцати железобетонных плит квартир многоквартирного жилого дома были впоследствии устранены силами и за счет ИП Коровкин В.Ю. и МБУ "Управление благоустройства города и озеленение" (по указанию собственника муниципального имущества).
Считает, что МБУ "УЖКХ" является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 01.02.2013 г. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела в связи с обращением жителей дома N 10 по ул. Чкалова г. Чапаевск к Президенту РФ, направленным в Инспекцию для рассмотрения Контрольным Департаментом Губернатора Самарской области N Кол-9/3317 от 12.04.2012 г. (вх. N 3275 от 16.04.2012 г.), распоряжением административного органа от 16.04.2012 г. N г.о.Ч.-6107 была назначена внеплановая выездная проверка по контролю использования, сохранности и содержания жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Чкалова, дом 10 (том 1 л.д. 73 - 77), о проведении которой законный представитель МБУ "УЖКХ г.о. Чапаевск" извещен уведомлением-вызовом от 18.04.2012 г. (том 1 л.д. 72).
Административным органом в ходе проверки было выявлено: разрушение, провалы, неисправности отмостки по периметру здания многоквартирного дома, работы по восстановлению которой носят капитальный характер, наличие сквозных трещин в несущих стенах под карнизным свесом возле окон квартир N 7, N 8 многоквартирного дома, работы по ремонту которых носят капитальный характер, помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленных Правительством РФ (часть 1.1).
По результатам указанной проверки составлен акт от 19.04.2012 г. N г.о.Ч.-6107 (том 1 л.д. 68 - 71).
20.04.2012 года в отношении МБУ "УЖКХ г.о. Чапаевск" в присутствии законного представителя Общества составлен протокол от 20.04.2012 г. N г.о.Ч.-6107 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 66).
Административным органом по результатам рассмотрения материалов административного дела в отношении заявителя вынесено постановление от 19.06.2012 г. N г.о.Ч.-6107 о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно статье 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Заявитель, посчитав, что указанное постановление об административном правонарушении вынесено незаконно, нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
14 декабря 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.8 ПиН ТЭЖФ техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, организацию эксплуатации, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств, работы по контролю за его состоянием.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила содержания), предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (ПиН ТЭЖФ) установлено следующее:
1.1. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
1.8. Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:
Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе капитальный ремонт (д).
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.
Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров (раздел 2 ПиН ТЭЖФ).
2.1.3. Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2 к ПиН ТЭЖФ.
4.1.7. Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
4.2.1.1. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
4.2.4.3. Отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
4.3.1. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние перекрытий; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен.
4.3.2. Местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития. При появлении сверхнормативных (более 1/400 пролета) трещин в средней части поперек рабочего пролета плиты шириной более 0,3 мм, следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
4.3.3. Усиление перекрытий, устранение трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Работы по устранению выявленных неисправностей носят капитальный характер.
Согласно Приложению N 8 к ПиН ТЭЖФ (Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда), работы по устранению выявленных неисправностей относятся к работам капитального ремонта:
1. Обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ).
2. Ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий.
3. Ремонт фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
Пункт 2.4.2.: При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования.
Конкретное определение, касающееся инженерных коммуникаций, приводится в п. 3.8 Методики, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (вместе с "МДС 81-35.2004..."):
3.8. К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
В связи с тем, что выявленные нарушения относятся ко всему дому и превышают 50% соответствующего элемента дома, они имеют капитальный характер и подлежат устранению при капитальном ремонте.
Правилами установлено следующее.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом разъяснений Министерства регионального развития РФ данными в пп. а) п. 2) письма от 14.10.2008 г. N 26084-СК/14, собственник жилого помещения (наймодатель) по отношению к нанимателю наряду с управляющей организацией несет обязанности лица, ответственного за содержание жилых домов и (или) жилых помещений и является наряду со специализированной (управляющей) организацией субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации городского округа Чапаевск от 05.08.2012 г. N 873 муниципальный жилищный фонд муниципального образования, включая дом по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Чкалова, д. 10, передан заявителю в безвозмездное временное пользование.
По состоянию на 30 ноября 2012 года 10 квартир из 27 в указанном доме не были приватизированы и находились в муниципальной собственности г.о. Чапаевск.
В соответствии с Договором безвозмездного пользования от 08 августа 2011 года N 6, имеющим силу акта приема-передачи имущества, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск, действовавшего от имени муниципального образования г.о. Чапаевск, передано заявителю в безвозмездное временное пользование недвижимое имущество - муниципальный жилищный фонд муниципального образования.
Согласно Договору N 6, спорный дом предоставлен заявителю для организации эксплуатации, в соответствии с которым заявитель принял на себя следующие обязательства: не допускать нарушений правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений; нести ответственность за проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования г.о. Чапаевск, с правом изыскивать денежные средства на проведение капитального ремонта муниципального жилищного фонда, в т.ч. обращаться с необходимыми запросами в администрацию г.о. Чапаевск (пункт 2.6); обязан обеспечить бесперебойную работу по надлежащему обслуживанию многоквартирных домов с возложением обеспечения технического надзора, контроля за содержанием, текущим и капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (пункт 2.7); осуществлять контроль за деятельностью управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами на территории г.о. Чапаевск (пункт 2.8); нести ответственность (административную) при осуществлении уполномоченными государственными органами контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, за проведение капитального ремонта муниципального жилищного фонда, жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, соответствием жилищного фонда и жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с указанным Договором N 6 и Уставом заявитель обязан не допускать нарушение правил содержания и ремонта спорного дома, обеспечить бесперебойную работу по надлежащему обслуживанию многоквартирного жилого дома.
Заявителем указанные обязательства в отношении спорного дома в полном объеме исполнены не были.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживании, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно пункту 1.10 договора управления спорным домом от 01.09.2006 г., работы по капитальному ремонту дома управляющая организация проводит на основании дополнительного договора, необходимые обследования управляющая организация не проводит. То есть, проведение управляющей организацией капитального ремонта должно оплачиваться дополнительно.
Заявитель, как наймодатель жилого помещения по договору социального найма, обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма (пункты 2, 3 части 2, часть 3 статьи 65 Жилищного кодекса РФ).
Следовательно, по вопросам капитального ремонта спорного дома именно заявитель является надлежащим субъектом вмененного правонарушения. В связи с чем, довод подателя апелляционной жалобы о ненадлежащем субъекте является несостоятельным.
Вина МБУ "Управление ЖКХ" г.о. Чапаевск в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана материалами дела и состоит в том, что несмотря на наличие соответствующей возможности, организацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению установленных правил и норм по содержанию и ремонту указанного жилого дома, направленные на обеспечения комфортных и безопасных условий проживания граждан. Заявителем не представлены доказательств принятия всех зависящих и своевременных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Арбитражный суд Самарской области, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, связанного с угрозой причинения вреда жизни людей, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", характера допущенных нарушений, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, административным органом вынесено законное и обоснованное постановление по делу об административном правонарушении и оснований для признания его незаконным и отмены не имеется.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 декабря 2012 года по делу N А55-30619/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)