Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 июня 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - извещен, не явился,
от прокурора - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2013 г. по делу N А72-12693/2012 (судья Ипполитова И.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главная управляющая компания" (ИНН 7321316312, ОГРН 1107321001083), г. Новоульяновск,
к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, г. Ульяновск,
с участием прокурора Ульяновского района Ульяновской области, и.п. Ишеевка, Ульяновская обл.,
об отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Главная управляющая компания" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее административный орган с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Ульяновской области N 842/12 от 24.10.2012 г.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2013 г. по делу N А72-12693/2012 постановление Государственной жилищной инспекции Ульяновской области N 842/12 от 24.10.2012 г. о привлечении Общество с ограниченной ответственностью "Главная управляющая компания" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ признано незаконным и отменено в полном объеме.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает, что выводы суда в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам и просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ООО "Главная управляющая компания" и собственниками жилых помещений, расположенных по адресу МО "Город Новоульяновск" оформлен договор поручения на управление жилищным фондом.
Постановлением главы администрации МО "Город Новоульяновск" N 1144-П утверждена муниципальная адресная программа "Проведение капитального ремонта крыш многоквартирных домов в МО "Город Новоульяновск" на 2012 - 2013", согласно которой дом N 4 и N 10 по ул. Комсомольская, г. Новоульяновск также включен в перечень многоквартирных домов согласно таблицы 1 вышеуказанного Постановления.
К отопительному сезону 2012 - 2013 годов директором ООО "Главная управляющая компания" утвержден и согласован с Главой администрации МО "Город Новоульяновск" план мероприятии без даты по подготовке жилищного фонда МО "Город Новоульяновск" и его инженерного оборудования к отопительному сезону 2012 - 2013 годов, предусматривающий ремонт кровли в полном объеме зданий, в том числе по адресам: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 4, д. 10, д. 20/13 силами ООО "Главная управляющая компания" за счет бюджетных средств.
10.01.2012 г. между ООО "Главная управляющая компания" (Заказчик) и ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом" (Исполнитель), заключен договор N 1 о содержании и ремонте жилого фонда, в соответствии с которым, Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика работу - содержание и ремонт конструкций и элементов жилых домов, включая инженерное оборудование, в соответствии с адресным списком (Приложение 1 к Договору).
19.05.2012 г. между ООО "Главная управляющая компания" и ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом" оформлен акт о приемке выполненных работ в доме N 4 ул. Комсомольская г. Новоульяновск.
20.05.2012 г. между ООО "Главная управляющая компания" и ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом" оформлен акт о приемке выполненных работ в доме N 10 ул. Комсомольская г. Новоульяновск.
10.08.2012 г. между Администрацией МО "Город Новоульяновск" и ООО "Ремонтно- строительная компания "Уютный дом" оформлен муниципальный контракт N 216 на ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 20/13.
В период с 21.09.2012 г. по 28.09.2012 г. прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области совместно с Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области проведена проверка деятельности ООО "Главная управляющая компания", в ходе которой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок подготовки жилищного фонда к предстоящему отопительному сезону.
21.09.2012 г. по результатам обследования кровельного покрытия жилого дома по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 10, Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области установлено, что текущие ремонтные работы по восстановлению герметичности кровельного покрытия не проводились, что на кровельном покрытии имеется строительный мусор, о чем составлен акт обследования.
21.09.2012 г. Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области оформлен акт обследования жилого дома по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 4, в котором указано, что проведено обследование кровельного покрытия, установлено, что на крыше дома проведен локальный текущий ремонт кровельного покрытия, (приблизительно 180 м кв.); на кровельном покрытии имеется строительный мусор; при обследовании фасада здания установлено, что часть здания которая состоит из трех этажей имеет разрушение кирпичной кладки и выпадение кирпичей в районе карнизной части по всему периметру. Данные нарушения не внесены в план график ремонтных работ.
28.09.2012 г. прокурором Ульяновского района Ульяновской области в отношении ООО "Главная управляющая компания" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.
18.10.2012 г. между Администрацией МО "Город Новоульяновск" и ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом" оформлено соглашение о расторжении муниципального контракта N 216 от 10.08.2012 г.
24.10.2012 г. постановлением Государственной жилищной инспекции Ульяновской области N 842/12 ООО "Главная управляющая компания" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
В силу п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. С доводами, содержащимися в заявлении, арбитражный суд не связан и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.
Статья 1.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения по ст. 7.22 КоАП РФ являются предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими Жилищному кодексу Российской Федерации правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективная сторона описываемых административных правонарушений заключается как в действии, так и в бездействии виновных должностных и юридических лиц.
Субъектами ответственности по данной статье являются должностные и юридические лица.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, событие административного правонарушения.
В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.09.2012 г. событие правонарушения состоит в том, что в ООО "Главная управляющая компания" имеется План мероприятий по подготовке жилищного фонда и его инженерного оборудования по МО "Город Новоульяновск" к отопительному сезону 20122013 годов (далее План), утвержденный руководителем и согласованный с главой администрации МО "Город Новоульяновск", но не все запланированные работы по многоквартирным домам выполнены в полном объеме. Так, согласно пункту 1 Плана ремонт кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 20/13, должен быть начат 10.07.2012 г., а завершен 16.08.2012 г., однако к проведению указанных ремонтных работ управляющая компания даже не приступала. Проверка состояния кровли по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 4, показала, что в мае 2012 года был проведен локальный текущий ремонт кровельного покрытия (250 кв. м), в то время как согласно пункту 2 Плана по результатам весеннего осмотра следовало отремонтировать 619 кв. м. На момент проверки на крыше имелся строительный мусор. Кроме того, при проведении обследования фасада данного дома установлено, что часть здания, состоящая из трех этажей, имеет разрушение кирпичной кладки и выпадение кирпичей в районе карнизной части по всему периметру. Однако, данные нарушения не были внесены в план ремонтных работ. Тем самым, в актах весеннего осмотра МКД по указанному адресу не были отражены в полном объеме виды работ, необходимые к производству при подготовке к отопительному сезону 2012 - 2013 гг., чем нарушены п. п. 2.6.3, 2.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. В многоквартирном доме по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 10, вместо запланированных 1 032 кв. м отремонтировано всего 220 кв. м кровельного покрытия. При этом, на момент проверки строительный мусор также находился на крыше дома.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
В соответствии с п. 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с разделом II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Правилами предусмотрена система технического осмотра жилых зданий.
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.
Один раз в год в ходе весеннего осмотра следует проинструктировать нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности.
Согласно пункту 2.1.1 Правил плановые осмотры жилых зданий следует проводить: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.
Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок: а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период; б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта.
Согласно пункту 2.1.3 Правил обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
При этом в силу пункта 4.6 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Уплотнение неисправных лежачих и стоячих фальцев кровель из листовой стали следует производить с промазкой суриком или герметиком, заделку мелких отверстий и свищей (до 5 мм) - суриковой замазкой или герметиком с армированием стеклосеткой, стеклотканью или мешковиной, а также постановкой заплат из листовой стали.
Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в течение 1 суток.
Пунктом 2.6.3 Правил N 170 предусмотрено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
По мнению Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области управляющей компанией нарушено данное требование. В оспариваемом постановлении указано, что событие административного правонарушения отражены в актах обследования от 21.09.2012 г. и других материалах административного дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, полученных (созданных) с нарушением установленного порядка.
В материалах дела представлен акт о приемке выполненных работ от 20.05.2012 г., составленный с участием старшего по дому Рябуховой (кв. 26) и жителями этого дома, в котором зафиксирован факт выполнения точечного ремонта крыши в один слой - 220 м 2.
Также представлен акт от 19.05.2012 г. о точечном ремонте кровли в здании N 4 по ул. Комсомольская г. Новоульяновск. Акт от 19.05.2012 г. оформлен с участием: старшего по дому, жителей квартир N N 17, 40, 39, представителей исполнителя.
Надлежащие доказательства необходимости выполнения работ на кровле здания N 4 и N 10 по ул. Комсомольская г. Новоульяновск на уровне текущего ремонта после мая 2012 года в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела видно, что в отношении дома N 20/13 по ул. Комсомольская был оформлен муниципальный контракт N 216 от 10.08.2012 г., заказчик - Администрация МО "Город Новоульяновск", подрядчик - ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом", в соответствии с которым должны быть выполнены работы по ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 20/13.
18.10.2012 г. контракт расторгнут по соглашению Администрацией МО "Город Новоульяновск" и ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом".
Таким образом вина управляющей компании в неисполнении работ по контракту не доказана.
Из представленных документов невозможно установить какие дефекты кровли дома N 20/13 по ул. Комсомольская фактическим имелись по состоянию на осень 2012 года. В акте от 21.09.2012 г. лишь указано, что текущие ремонтные работы по восстановлению герметичности кровельного покрытия не проводились.
Административный орган не представил доказательств того, что управляющая компания должна была проводить работы по текущему ремонту параллельно с ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом" работы в период действия контракта N 216 от 10.08.2012 г., исполнение которого должно было контролироваться Администрацией МО "Город Новоульяновск".
Также отсутствуют доказательства необходимости проведения текущего ремонта кровли этого здания.
Законом не предусмотрена обязанность управляющей компании проводить капитальный ремонт зданий (в том числе и кровли) без соответствующего волеизъявления собственников.
В соответствии с пунктом 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: - паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9); - актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Указанные выше документы ни прокурором, ни административным органом не запрашивались и не исследовались.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, выразившееся в нарушении п. 2.6.3 Правил N 170 не доказано, как не доказана и вина управляющей компании в нарушении п. 2.6.4 Правил N 170.
Согласно п. 2.6.1 Правил N 170 целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
В соответствии с п. 2.6.4 Правил N 170 план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и государственные жилищные инспекции.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее ВАС РФ) от 29.09.2010 г. N 6464/10, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В данном случае, план-график составлен и утвержден, но в него не включены работы по ремонту карниза дома N 4 по ул. Комсомольская.
В силу ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении в совершении административного правонарушения в обязательном порядке выяснению подлежит виновность лица.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В тексте оспариваемого постановления отсутствуют достаточные сведения о наличии вины Общества в совершенном правонарушении. Из представленных в деле доказательств не представляется возможным установить наличие (или отсутствие) вины в совершении административного правонарушения.
Без установления вины правонарушителя нельзя считать доказанным наличие состава административного правонарушения.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с п. 4 ст. 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении. Все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении наказания.
В нарушении установленных требований, административным органом не представлены доказательства вины управляющей компании в не включении работ по ремонту карниза дома N 4 по ул. Комсомольская.
Отсутствие в план графике подготовки жилищного фонда мероприятий по ремонту карниза дома N 4 по ул. Комсомольская формально свидетельствует о несоответствии п. 2.6.4. ПиН. Вместе с тем, поскольку проведение капитального ремонта цоколя требует больших финансовых вложений и определенной процедуры принятия решения, в том числе собственниками, о проведении капитального ремонта, сам факт не включения данного мероприятия в план-график подготовки жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях нельзя признать существенным нарушением.
Акты весеннего осмотра по дому N 4 по ул. Комсомольская в административном деле отсутствуют. Доказательства истребования актов весеннего осмотра, а также паспортов готовности зданий в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, суд считает, что обстоятельства, связанные с необходимостью (и возможностью) включения в план-график подготовки здания к зимнему отопительному сезону жилищной инспекцией не исследовался вообще.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно учел, что управляющая компания привлечена к ответственности не за неисполнение раздела 4.2 Правил N 170 (в связи с неустранением разрушения кирпичной кладки и выпадения кирпичей в районе карнизной части по всему периметру), а за неисполнение п. 2.6.4 Правил N 170 - составление графика без включения в план работ по ремонту карниза.
Но в этом случае, необходимо представить бесспорные доказательства того, что кирпичная кладка карниза не соответствовала установленным нормам по состоянию на дату составления плана-графика и указанные нарушения можно устранить путем текущего ремонта (но не капитального).
В соответствии с Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" заделка трещин в кирпичных или каменных стенах с расчисткой борозд, с перевязкой швов со старой кладкой, устройство и ремонт конструкций, укрепляющих каменные стены, перекладка ветхих кирпичных карнизов, перемычек парапетов приямков и выступающих частей стен, перекладка и ремонт отдельных ветхих участков каменных стен до 20% общего объема кладки, не связанные с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования относится к капитальному ремонту (приложение 8 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений), который планируется и выполняется с согласия собственников и за их средства.
Смена отдельных кирпичей в ограждении наружных приямков около подвальных помещений, постановка на раствор отдельных ослабевших кирпичей в фундаментных стенах с внутренней стороны подвальных помещений, расчистка и заделка неплотностей в сборных и монолитных бетонных фундаментных стенах, ремонт облицовки фундаментных стен со стороны подвальных помещений, перекладка не более 2% кирпичной кладки облицованной поверхности, ремонт штукатурки фундаментных стен со стороны подвальных помещений в объеме не более 5% общей площади оштукатуренных фундаментных стен, постановка на растворе отдельных ослабевших или выпавших кирпичей, расшивка раствором мелких трещин в кирпичных стенах, ремонт каменной облицовки цоколя в объеме до 10% общей площади облицовки являются текущим ремонтом (приложение 3).
Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений), который обязаны выполнять управляющие компании за счет ежемесячных платежей собственников жилья.
Согласно оспариваемому постановлению на момент проверки на крыше по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 10 и д. 4 имелся строительный мусор.
В силу п. 4.6.1.18 Правил N 170 после окончания работ по ремонту кровли, дымовых труб, парапетов и др. все остатки строительных материалов и мусора необходимо удалить и очистить кровлю.
Событие данного правонарушения подтверждено материалами дела, зафиксировано в постановлении о возбуждении административного дела, в актах обследования от 21.09.2012 года и не оспаривается заявителем.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что событие правонарушения по п. 4.6.1.18 Правил N 170 является доказанным.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно освободил заявителя, по этому эпизоду правонарушения, от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, сформулирована правовая позиция, согласно которой, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно учел, что из материалов административного дела невозможно установить, какой строительный мусор и в каком количестве находился на кровельном покрытии во время обследования, оценив конкретные обстоятельства совершения обществом административного правонарушения, характер и степень общественной опасности правонарушения, учитывая, что правонарушение не повлекло за собой иных нарушений законодательства, негативных последствий, не причинило вреда охраняемым отношениям, не создало угрозы для общества и граждан, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что совершенное заявителем административное правонарушение не привело к существенным нарушениям охраняемых общественных правоотношений, не причинило интересам государства экономического или иного ущерба.
В данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. При таких обстоятельствах наложение административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб., с учетом полного осознания ответчиком правонарушения, имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины нарушителя.
Как указано в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2013 г. по делу N А72-12693/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N А72-12693/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N А72-12693/2012
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 июня 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - извещен, не явился,
от прокурора - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2013 г. по делу N А72-12693/2012 (судья Ипполитова И.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главная управляющая компания" (ИНН 7321316312, ОГРН 1107321001083), г. Новоульяновск,
к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, г. Ульяновск,
с участием прокурора Ульяновского района Ульяновской области, и.п. Ишеевка, Ульяновская обл.,
об отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Главная управляющая компания" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее административный орган с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Ульяновской области N 842/12 от 24.10.2012 г.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2013 г. по делу N А72-12693/2012 постановление Государственной жилищной инспекции Ульяновской области N 842/12 от 24.10.2012 г. о привлечении Общество с ограниченной ответственностью "Главная управляющая компания" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ признано незаконным и отменено в полном объеме.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает, что выводы суда в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам и просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ООО "Главная управляющая компания" и собственниками жилых помещений, расположенных по адресу МО "Город Новоульяновск" оформлен договор поручения на управление жилищным фондом.
Постановлением главы администрации МО "Город Новоульяновск" N 1144-П утверждена муниципальная адресная программа "Проведение капитального ремонта крыш многоквартирных домов в МО "Город Новоульяновск" на 2012 - 2013", согласно которой дом N 4 и N 10 по ул. Комсомольская, г. Новоульяновск также включен в перечень многоквартирных домов согласно таблицы 1 вышеуказанного Постановления.
К отопительному сезону 2012 - 2013 годов директором ООО "Главная управляющая компания" утвержден и согласован с Главой администрации МО "Город Новоульяновск" план мероприятии без даты по подготовке жилищного фонда МО "Город Новоульяновск" и его инженерного оборудования к отопительному сезону 2012 - 2013 годов, предусматривающий ремонт кровли в полном объеме зданий, в том числе по адресам: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 4, д. 10, д. 20/13 силами ООО "Главная управляющая компания" за счет бюджетных средств.
10.01.2012 г. между ООО "Главная управляющая компания" (Заказчик) и ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом" (Исполнитель), заключен договор N 1 о содержании и ремонте жилого фонда, в соответствии с которым, Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика работу - содержание и ремонт конструкций и элементов жилых домов, включая инженерное оборудование, в соответствии с адресным списком (Приложение 1 к Договору).
19.05.2012 г. между ООО "Главная управляющая компания" и ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом" оформлен акт о приемке выполненных работ в доме N 4 ул. Комсомольская г. Новоульяновск.
20.05.2012 г. между ООО "Главная управляющая компания" и ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом" оформлен акт о приемке выполненных работ в доме N 10 ул. Комсомольская г. Новоульяновск.
10.08.2012 г. между Администрацией МО "Город Новоульяновск" и ООО "Ремонтно- строительная компания "Уютный дом" оформлен муниципальный контракт N 216 на ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 20/13.
В период с 21.09.2012 г. по 28.09.2012 г. прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области совместно с Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области проведена проверка деятельности ООО "Главная управляющая компания", в ходе которой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок подготовки жилищного фонда к предстоящему отопительному сезону.
21.09.2012 г. по результатам обследования кровельного покрытия жилого дома по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 10, Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области установлено, что текущие ремонтные работы по восстановлению герметичности кровельного покрытия не проводились, что на кровельном покрытии имеется строительный мусор, о чем составлен акт обследования.
21.09.2012 г. Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области оформлен акт обследования жилого дома по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 4, в котором указано, что проведено обследование кровельного покрытия, установлено, что на крыше дома проведен локальный текущий ремонт кровельного покрытия, (приблизительно 180 м кв.); на кровельном покрытии имеется строительный мусор; при обследовании фасада здания установлено, что часть здания которая состоит из трех этажей имеет разрушение кирпичной кладки и выпадение кирпичей в районе карнизной части по всему периметру. Данные нарушения не внесены в план график ремонтных работ.
28.09.2012 г. прокурором Ульяновского района Ульяновской области в отношении ООО "Главная управляющая компания" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.
18.10.2012 г. между Администрацией МО "Город Новоульяновск" и ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом" оформлено соглашение о расторжении муниципального контракта N 216 от 10.08.2012 г.
24.10.2012 г. постановлением Государственной жилищной инспекции Ульяновской области N 842/12 ООО "Главная управляющая компания" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
В силу п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. С доводами, содержащимися в заявлении, арбитражный суд не связан и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.
Статья 1.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения по ст. 7.22 КоАП РФ являются предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими Жилищному кодексу Российской Федерации правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективная сторона описываемых административных правонарушений заключается как в действии, так и в бездействии виновных должностных и юридических лиц.
Субъектами ответственности по данной статье являются должностные и юридические лица.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, событие административного правонарушения.
В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.09.2012 г. событие правонарушения состоит в том, что в ООО "Главная управляющая компания" имеется План мероприятий по подготовке жилищного фонда и его инженерного оборудования по МО "Город Новоульяновск" к отопительному сезону 20122013 годов (далее План), утвержденный руководителем и согласованный с главой администрации МО "Город Новоульяновск", но не все запланированные работы по многоквартирным домам выполнены в полном объеме. Так, согласно пункту 1 Плана ремонт кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 20/13, должен быть начат 10.07.2012 г., а завершен 16.08.2012 г., однако к проведению указанных ремонтных работ управляющая компания даже не приступала. Проверка состояния кровли по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 4, показала, что в мае 2012 года был проведен локальный текущий ремонт кровельного покрытия (250 кв. м), в то время как согласно пункту 2 Плана по результатам весеннего осмотра следовало отремонтировать 619 кв. м. На момент проверки на крыше имелся строительный мусор. Кроме того, при проведении обследования фасада данного дома установлено, что часть здания, состоящая из трех этажей, имеет разрушение кирпичной кладки и выпадение кирпичей в районе карнизной части по всему периметру. Однако, данные нарушения не были внесены в план ремонтных работ. Тем самым, в актах весеннего осмотра МКД по указанному адресу не были отражены в полном объеме виды работ, необходимые к производству при подготовке к отопительному сезону 2012 - 2013 гг., чем нарушены п. п. 2.6.3, 2.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. В многоквартирном доме по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 10, вместо запланированных 1 032 кв. м отремонтировано всего 220 кв. м кровельного покрытия. При этом, на момент проверки строительный мусор также находился на крыше дома.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
В соответствии с п. 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с разделом II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Правилами предусмотрена система технического осмотра жилых зданий.
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.
Один раз в год в ходе весеннего осмотра следует проинструктировать нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности.
Согласно пункту 2.1.1 Правил плановые осмотры жилых зданий следует проводить: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.
Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок: а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период; б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта.
Согласно пункту 2.1.3 Правил обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
При этом в силу пункта 4.6 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Уплотнение неисправных лежачих и стоячих фальцев кровель из листовой стали следует производить с промазкой суриком или герметиком, заделку мелких отверстий и свищей (до 5 мм) - суриковой замазкой или герметиком с армированием стеклосеткой, стеклотканью или мешковиной, а также постановкой заплат из листовой стали.
Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в течение 1 суток.
Пунктом 2.6.3 Правил N 170 предусмотрено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
По мнению Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области управляющей компанией нарушено данное требование. В оспариваемом постановлении указано, что событие административного правонарушения отражены в актах обследования от 21.09.2012 г. и других материалах административного дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, полученных (созданных) с нарушением установленного порядка.
В материалах дела представлен акт о приемке выполненных работ от 20.05.2012 г., составленный с участием старшего по дому Рябуховой (кв. 26) и жителями этого дома, в котором зафиксирован факт выполнения точечного ремонта крыши в один слой - 220 м 2.
Также представлен акт от 19.05.2012 г. о точечном ремонте кровли в здании N 4 по ул. Комсомольская г. Новоульяновск. Акт от 19.05.2012 г. оформлен с участием: старшего по дому, жителей квартир N N 17, 40, 39, представителей исполнителя.
Надлежащие доказательства необходимости выполнения работ на кровле здания N 4 и N 10 по ул. Комсомольская г. Новоульяновск на уровне текущего ремонта после мая 2012 года в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела видно, что в отношении дома N 20/13 по ул. Комсомольская был оформлен муниципальный контракт N 216 от 10.08.2012 г., заказчик - Администрация МО "Город Новоульяновск", подрядчик - ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом", в соответствии с которым должны быть выполнены работы по ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 20/13.
18.10.2012 г. контракт расторгнут по соглашению Администрацией МО "Город Новоульяновск" и ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом".
Таким образом вина управляющей компании в неисполнении работ по контракту не доказана.
Из представленных документов невозможно установить какие дефекты кровли дома N 20/13 по ул. Комсомольская фактическим имелись по состоянию на осень 2012 года. В акте от 21.09.2012 г. лишь указано, что текущие ремонтные работы по восстановлению герметичности кровельного покрытия не проводились.
Административный орган не представил доказательств того, что управляющая компания должна была проводить работы по текущему ремонту параллельно с ООО "Ремонтно-строительная компания "Уютный дом" работы в период действия контракта N 216 от 10.08.2012 г., исполнение которого должно было контролироваться Администрацией МО "Город Новоульяновск".
Также отсутствуют доказательства необходимости проведения текущего ремонта кровли этого здания.
Законом не предусмотрена обязанность управляющей компании проводить капитальный ремонт зданий (в том числе и кровли) без соответствующего волеизъявления собственников.
В соответствии с пунктом 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: - паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9); - актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Указанные выше документы ни прокурором, ни административным органом не запрашивались и не исследовались.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, выразившееся в нарушении п. 2.6.3 Правил N 170 не доказано, как не доказана и вина управляющей компании в нарушении п. 2.6.4 Правил N 170.
Согласно п. 2.6.1 Правил N 170 целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
В соответствии с п. 2.6.4 Правил N 170 план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и государственные жилищные инспекции.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее ВАС РФ) от 29.09.2010 г. N 6464/10, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В данном случае, план-график составлен и утвержден, но в него не включены работы по ремонту карниза дома N 4 по ул. Комсомольская.
В силу ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении в совершении административного правонарушения в обязательном порядке выяснению подлежит виновность лица.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В тексте оспариваемого постановления отсутствуют достаточные сведения о наличии вины Общества в совершенном правонарушении. Из представленных в деле доказательств не представляется возможным установить наличие (или отсутствие) вины в совершении административного правонарушения.
Без установления вины правонарушителя нельзя считать доказанным наличие состава административного правонарушения.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с п. 4 ст. 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении. Все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении наказания.
В нарушении установленных требований, административным органом не представлены доказательства вины управляющей компании в не включении работ по ремонту карниза дома N 4 по ул. Комсомольская.
Отсутствие в план графике подготовки жилищного фонда мероприятий по ремонту карниза дома N 4 по ул. Комсомольская формально свидетельствует о несоответствии п. 2.6.4. ПиН. Вместе с тем, поскольку проведение капитального ремонта цоколя требует больших финансовых вложений и определенной процедуры принятия решения, в том числе собственниками, о проведении капитального ремонта, сам факт не включения данного мероприятия в план-график подготовки жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях нельзя признать существенным нарушением.
Акты весеннего осмотра по дому N 4 по ул. Комсомольская в административном деле отсутствуют. Доказательства истребования актов весеннего осмотра, а также паспортов готовности зданий в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, суд считает, что обстоятельства, связанные с необходимостью (и возможностью) включения в план-график подготовки здания к зимнему отопительному сезону жилищной инспекцией не исследовался вообще.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно учел, что управляющая компания привлечена к ответственности не за неисполнение раздела 4.2 Правил N 170 (в связи с неустранением разрушения кирпичной кладки и выпадения кирпичей в районе карнизной части по всему периметру), а за неисполнение п. 2.6.4 Правил N 170 - составление графика без включения в план работ по ремонту карниза.
Но в этом случае, необходимо представить бесспорные доказательства того, что кирпичная кладка карниза не соответствовала установленным нормам по состоянию на дату составления плана-графика и указанные нарушения можно устранить путем текущего ремонта (но не капитального).
В соответствии с Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" заделка трещин в кирпичных или каменных стенах с расчисткой борозд, с перевязкой швов со старой кладкой, устройство и ремонт конструкций, укрепляющих каменные стены, перекладка ветхих кирпичных карнизов, перемычек парапетов приямков и выступающих частей стен, перекладка и ремонт отдельных ветхих участков каменных стен до 20% общего объема кладки, не связанные с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования относится к капитальному ремонту (приложение 8 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений), который планируется и выполняется с согласия собственников и за их средства.
Смена отдельных кирпичей в ограждении наружных приямков около подвальных помещений, постановка на раствор отдельных ослабевших кирпичей в фундаментных стенах с внутренней стороны подвальных помещений, расчистка и заделка неплотностей в сборных и монолитных бетонных фундаментных стенах, ремонт облицовки фундаментных стен со стороны подвальных помещений, перекладка не более 2% кирпичной кладки облицованной поверхности, ремонт штукатурки фундаментных стен со стороны подвальных помещений в объеме не более 5% общей площади оштукатуренных фундаментных стен, постановка на растворе отдельных ослабевших или выпавших кирпичей, расшивка раствором мелких трещин в кирпичных стенах, ремонт каменной облицовки цоколя в объеме до 10% общей площади облицовки являются текущим ремонтом (приложение 3).
Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений), который обязаны выполнять управляющие компании за счет ежемесячных платежей собственников жилья.
Согласно оспариваемому постановлению на момент проверки на крыше по адресу: г. Новоульяновск, ул. Комсомольская, д. 10 и д. 4 имелся строительный мусор.
В силу п. 4.6.1.18 Правил N 170 после окончания работ по ремонту кровли, дымовых труб, парапетов и др. все остатки строительных материалов и мусора необходимо удалить и очистить кровлю.
Событие данного правонарушения подтверждено материалами дела, зафиксировано в постановлении о возбуждении административного дела, в актах обследования от 21.09.2012 года и не оспаривается заявителем.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что событие правонарушения по п. 4.6.1.18 Правил N 170 является доказанным.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно освободил заявителя, по этому эпизоду правонарушения, от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, сформулирована правовая позиция, согласно которой, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно учел, что из материалов административного дела невозможно установить, какой строительный мусор и в каком количестве находился на кровельном покрытии во время обследования, оценив конкретные обстоятельства совершения обществом административного правонарушения, характер и степень общественной опасности правонарушения, учитывая, что правонарушение не повлекло за собой иных нарушений законодательства, негативных последствий, не причинило вреда охраняемым отношениям, не создало угрозы для общества и граждан, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что совершенное заявителем административное правонарушение не привело к существенным нарушениям охраняемых общественных правоотношений, не причинило интересам государства экономического или иного ущерба.
В данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. При таких обстоятельствах наложение административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб., с учетом полного осознания ответчиком правонарушения, имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины нарушителя.
Как указано в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2013 г. по делу N А72-12693/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)