Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2008 ПО ДЕЛУ N А06-4178/2008-14

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2008 г. по делу N А06-4178/2008-14


Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волоховой С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань) на решение арбитражного суда Астраханской области от 21 августа 2008 года по делу N А06-4178/2008-14, судья Каторжевский Н.К., по заявлению Открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (г. Астрахань) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области по Астраханской области от 18 июня 2008 года по делу N 14-К-03-08 и предписания N 14-К-03-08 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства,
при участии в судебном заседании:
от Открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - представитель Елемесов Р.К. по доверенности N 36 от 04 мая 2008 года,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - представитель Кузьмина Л.Ю. по доверенности N 7 от 19 февраля 2008 года,

установил:

Открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области по Астраханской области от 18 июня 2008 года по делу N 14-К-03-08 и предписания N 14-К-03-08 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 21 августа 2008 года требования Общества удовлетворены, решение антимонопольной службы признано незаконным, а предписание недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, полагая его постановленным при неправильном применении норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" полагает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства установила, что граждане, проживающие в жилых помещениях общежитий поселка Аксарайский Красноярского района Астраханской области МО "Аксарайский сельсовет" обратились к гарантирующему поставщику ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" с заявлениями на заключение договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии для бытового потребления. ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в адрес граждан направлены письма об отказе в заключении договоров энергоснабжения по основаниям отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО "Астраханьэнерго", а также в связи с тем, что гарантирующий поставщик может заключать прямые договора только с собственниками помещений в многоквартирном доме, при условии отсутствия у этих собственников договора с исполнителем услуг. В письмах гарантирующий поставщик также сослался на то, что в настоящее время в соответствии с заключенным договором энергоснабжения N 83074 от 05 февраля 2008 года исполнителем коммунальных услуг является Администрация муниципального образования "Аксарайский сельсовет" (абонент по договору) (т. 1 л.д. 39-60). Комиссия пришла к выводу о необоснованном уклонении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" от заключения договоров.
Решением антимонопольного органа от 18 июня 2008 года действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", выразившиеся в экономически и технологически необоснованном отказе от заключения договоров энергоснабжения для бытового потребления с гражданами Жарковым А.В., Хаджаевой С.И., Магомедовой М.М., Резцовой О.А., Жуковым Е.А., Любовощиным В.Е., проживающими в общежитиях п. Аксарайский Красноярского района Астраханской области МО "Аксарайский сельсовет", признаны нарушающими части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года 3 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписанием от 18 июня 2008 года N 14-К-03-08 антимонопольный орган обязал Общество в 30-дневный срок направить проекты договоров энергоснабжения гражданам для заключения договоров энергоснабжения для бытового потребления.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, сослался на ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сети энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. У нанимателей, проживающих в общежитиях п. Аксарайский Красноярского района Астраханской области МО "Аксарайский сельсовет", отсутствует энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.
Следовательно, являясь нанимателями жилого помещения в общежитии, граждане не могут выступать в качестве стороны договора энергоснабжения. Общежития п. Аксарайский являются муниципальной собственностью, и ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" правомерно заключило с МО "Аксарайский сельсовет" договор энергоснабжения, в том числе и по объектам общежития п. Аксарайский, по которому до настоящего времени ведется начисление платежей за потребленную электроэнергию гражданам, проживающим в общежитиях.
Согласно части 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Заключение договора о снабжении энергетическими ресурсами возможно при наличии определенных технических предпосылок, т.е. соответствующих технических средств: сеть проводов, присоединенных к сети снабжающей организации (электропровода), регулирующая аппаратура, приборы учета потребляемой продукции, преобразующие устройства (например, трансформаторные подстанции), потребляющие агрегаты и установки и т.п.
Порядок заключения договора энергоснабжения различается в зависимости от того, заключается договор с гражданином или с юридическим лицом. Когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Для заключения договора гражданин должен обратиться с заявлением в энергоснабжающую организацию о подключении к ее сети. Энергоснабжающая организация выдает технические условия, выполнение которых необходимо для заключения договора энергоснабжения. После выполнения технических условий энергоснабжающая организация выдает справку об их выполнении и акт допуска приборов учета к расчетам. Данную справку абонент представляет в соответствующий орган энергонадзора, который проверяет соответствие энергоустановки абонента Правилам установки энергоустановок (ПУЭ) и выдает акт допуска электроустановок в эксплуатацию. По выполнении данных условий абонент имеет право заключить договор энергоснабжения.
В соответствии со статьей 3 Закона гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно статье 25 Закона об электроэнергетике антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке осуществляется с целью предупреждения, выявления, пресечения монополистической деятельности, в том числе необоснованного отказа от заключения договора купли-продажи электрической энергии.
Статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Как следует из материалов дела, граждане, обратившиеся в ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" с заявлениями о заключении договоров энергоснабжения для бытового потребления, согласно данным похозяйственной книги зарегистрированы по месту временного проживания в жилых помещениях общежитий поселка Аксарайский Красноярского района Астраханской области МО "Аксарайский сельсовет".
Постановлением Главы МО "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области N 5 от 02 февраля 2006 года в связи с истечением срока эксплуатации временных строений, общежитий, возведенных для обеспечения временного проживания на период работы работников Астраханского газоконденсатного комплекса и членов их семей, утратой целевого назначения общежитий и выявлением фактов заселения в общежития граждан, не имеющих трудовых отношений с предприятием ООО "Астраханьгазпром", органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными организациями и в соответствии с Распоряжением Губернатора Астраханской области N 334-р от 06 мая 2005 года "О мерах по ликвидации временных поселков Молодежный и п. Вахтовый, расположенных в поселке Аксарайский Красноярского района Астраханской области" постановлено приостановить заключение договоров краткосрочного пользования жилым помещением с временно проживающими в специализированном доме (общежитии) (т. 1 л.д. 38).
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор, предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации постановлением от 31 августа 2006 года N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования рынка электроэнергии (далее - Правила N 530).
В соответствии с пунктом 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, гарантирующий поставщик обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности. Этим же пунктом определены обстоятельства, при наличии которых гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора купли-продажи электрической энергии с заявителем, - это отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям и нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Согласно положениям пунктов 62 и 63 Правил N 530, характеризующих договор купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем как публичный, лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий.
Спорный договор энергоснабжения является публичным, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" обязано заключить его в случае обращения к нему любых лиц - собственников и нанимателей жилых помещений.
Вместе с тем как усматривается из материалов дела, граждане Жарков А.В., Хаджаева С.И., Магомедов М.М., Резцова О.А., Жуков Е.А., Любовощин В.Е., проживающие в общежитиях п. Аксарайский Красноярского района Астраханской области МО "Аксарайский сельсовет" не имеют в отношении занимаемых ими жилых помещений статуса собственника или нанимателя, а потому в заключении договоров энергоснабжения для бытового потребления отказано правомерно.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 21 августа 2008 года по делу N А06-4178/2008-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань), в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)