Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.07.2013 ПО ДЕЛУ N А27-19319/2012

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу N А27-19319/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение от 16.01.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 28.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А27-19319/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (652632, Кемеровская область, город Белово, 3-й микрорайон, 26, ИНН 4202030750, ОГРН 1074202001059) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, офис 312, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) об оспаривании ненормативного правового акта антимонопольного органа.
Другое лицо, участвующее в деле: глава Беловского городского округа Гусаров И.А.
Суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - ООО "Вектор", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Управление ФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 07.09.2012 по делу N 33/А-15-2012.
Решением от 16.01.2013 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных ООО "Вектор" требований отказано.
Постановлением от 28.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Вектор", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым признать незаконным и отменить решение антимонопольного органа от 07.09.2012 по делу N 33/А-15-2012.
В отзывах на кассационную жалобу Управление ФАС и глава Беловского городского округа Гусаров И.А., соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу ООО "Вектор" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Вектор" обратилось в Управление ФАС с заявлением о нарушении главой Беловского городского округа Гусаровым И.А. статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заявление мотивировано тем, что главой Беловского городского округа Гусаровым И.А. с марта 2011 года предпринимаются действия по переводу всего жилого фонда г. Белово, в том числе обслуживаемого ООО "Вектор", под управление ООО "Беловское Центральное Управляющее предприятие" (далее - ООО "БЦУП"). С этой целью по каналу местного телевидения прошла трансляция репортажа совещания, на котором глава Беловского городского округа Гусаров И.А. обвинил ООО "Вектор" в несуществующих нарушениях и распределил обязанности по тотальной проверке результатов деятельности данного общества. По указанию главы и при содействии сотрудников администрации проводилась работа с собственниками жилых помещений по смене управления многоквартирными домами, а также давалось указание ООО "БЦУП" о приостановлении платежей в ООО "Вектор", собранных с населения.
По мнению ООО "Вектор", сведения, опубликованные в газете "Беловский Вестник" и вышедшие в эфир на телеканале "ТВ Мария", бюджетное послание и интервью главы Беловского городского округа Гусарова И.А. свидетельствуют о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Управлением ФАС 28.03.2012 в отношении главы Беловского городского округа Гусарова И.А. было возбуждено дело N 33/А-15-2012 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ограничении права собственников помещений в многоквартирных домах в самостоятельном выборе хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на рынке управления многоквартирными домами.
В последующем Управлением ФАС принято решение от 07.09.2012 о прекращении производства по делу N 33/А-15-2012 в связи с отсутствием в действиях главы Беловского городского округа Гусарова И.А. нарушений антимонопольного законодательства.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, ООО "Вектор", обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 07.09.2012 по делу N 33/А-15-2012.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между выступлениями главы Беловского городского округа Гусарова И.А. в средствах массовой информации и сменой собственниками жилых помещений способа управления многоквартирными домами, расположенными на территории г. Белово.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Следовательно, для квалификации действий по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить совершение органами или организациями, обладающими властно-распорядительными полномочиями, запрещенных законом действий, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При установлении нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного названной статьей, обязательно выявление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий.
Вместе с тем, констатация тех или иных действий органов или организаций, обладающих властно-распорядительными полномочиями, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания этих органов или организаций нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что опубликованный в городской газете текст пресс-конференции не относится к правовым актам органов местного самоуправления, не содержит нормативных и обязательных предписаний для хозяйствующих субъектов, следовательно, не может каким-либо образом вводить ограничения, препятствовать осуществлению деятельности, ограничивать выбор исполнителей услуг, предоставлять преференции хозяйствующим субъектам.
Выступление главы Беловского городского округа Гусарова И.А. на пресс-конференции и на сессии городского Совета народных депутатов в рамках бюджетного послания также не содержат какой-либо информации, препятствующей осуществлению деятельности управляющих компаний, в том числе ООО "Вектор", и устанавливающей для собственников помещений в многоквартирных домах ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
После указанных выступлений главы Беловского городского округа ООО "Вектор" не перестало осуществлять деятельность по обслуживанию жилых домов.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены решения Управления ФАС от 07.09.2012 о прекращении производства по делу N 33/А-15-2012.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.01.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-19319/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
В.П.МАНЯШИНА
В.И.НОВОСЕЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)