Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N А60-29910/2012

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N А60-29910/2012


Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 24 июля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола помощником судьи Ю.А. Антоновой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-29910/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" (ИНН 6673135980, ОГРН 1056604948685, далее - общество "УК "РЭМП-Эльмаш", налогоплательщик)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (ИНН 6686000010, далее - инспекция, налоговый орган)
о признании недействительными решения инспекции от 11.04.2012 N 144 (далее - решение инспекции N 144) об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, N 19794 (далее - решение инспекции N 19794) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- заявителя - Кошкин А.А. (доверенность от 24.12.2012 N 129);
- заинтересованного лица - Мельникова М.М. (доверенность от 09.01.2013 N 8-14/0001), Самарина Е.Н. (доверенность от 23.01.2013 N 08-14/00794).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Общество "УК "РЭМП-Эльмаш" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений инспекции N 19794, N 144.
Решением суда от 02.11.2012 заявленные требования удовлетворены, решение инспекции N 144 признано недействительным, решение инспекции N 19794 признано недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 1 661 113 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.04.2013 решение суда от 02.11.2012 и постановлением суда апелляционной инстанции от 09.01.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2013 заявление вновь принято к производству суда, предварительное судебное заседание назначено на 04.06.2013.
Определением суда от 04.06.2013 назначено судебное разбирательство по делу на 20.06.2013.
Определениями суда от 20.06.2013, 04.07.2013 судебное разбирательство откладывалось с целью представления сторонами документов и пояснений относительно сумм НДС, подлежащих уплате и возмещению.
При новом рассмотрении налогоплательщик заявленные требования поддерживает в полном объеме. Кроме того, общество "УК "РЭМП-Эльмаш" указывает, что правовая позиция, изложенная в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.04.2013 в отношении субсидий, полученных из федерального бюджета, не может быть применена в отношении финансирования из средств муниципального бюджета. Так помимо средств, выделенных на проведение капитального ремонта на основании положений Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), общество "УК "РЭМП-Эльмаш" являлось получателем субсидий местного бюджета на основании утвержденного плана капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Данные субсидии предоставлялись налогоплательщику на основании Положения о порядке предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами города Екатеринбурга, на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в которых размещаются муниципальные жилые помещения, утвержденного постановлением Главы города Екатеринбурга от 27.03.2008 N 1110.
В судебном заседании 10.07.2013 на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12.07.2013.
После перерыва судебное заседание продолжено 12.07.2013 в том же составе суда с ведением протокола помощником судьи Н.М. Показаньевой, с участием тех же представителей. Отводов составу суда не заявлено.
В судебном заседании 12.07.2013 на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 17.07.2013.
После перерыва судебное заседание продолжено 17.07.2013 в том же составе суда с ведением протокола помощником судьи Ю.А. Антоновой, с участием тех же представителей. Отводов составу суда не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по НДС за IV квартал 2008 года составлен акт от 29.02.2012 N 36915 и вынесены решения инспекции N 19794, 144, в соответствии с которыми обществу "УК "РЭМП-Эльмаш" отказано в возмещении НДС в сумме 1 661 113 руб.
Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по данному налогу на 9 228 406 руб., что привело к занижению НДС, подлежащего уплате, на сумму 1 661 113 руб.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что налогоплательщик, как управляющая организация, исходя из договора управления предоставляет населению услуги по капитальному ремонту.
В 2008 году общество "УК "РЭМП-Эльмаш" проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении организации. В IV квартале 2008 года общество выполнило работы по капитальному ремонту на сумму 9 639 348 руб.
Выполнение работ для населения подтверждено актами выполненных работ, подписанными представителями жильцов. Согласно указанным актам работы выполнены в полном объеме и в полной стоимости переданы населению.
Подрядчиками в адрес налогоплательщика выставлялись счета-фактуры за ремонт с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту осуществлялась счет средств населения и бюджетных средств, выделенных на проведение капитального ремонта.
По выполненным работам налогоплательщиком включено в налоговую базу только 5% от общей суммы, полученных от собственников помещений. В налоговую базу по реализации не включены суммы субсидий, полученных как в рамках выполнения Федерального закона N 185-ФЗ, так и в рамках субсидий, выделяемых муниципальным образованием "город Екатеринбург". Вместе с тем обществом "УК "РЭМП-Эльмаш" заявлен вычет с сумм "входного" НДС, предъявленного подрядными организациями, в полном объеме.
Налоговым органом сделан вывод о том, что денежные средства, полученные обществом в качестве бюджетного финансирования, предоставлялись не в качестве субсидий (субвенций), предоставляемых бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с предоставлением отдельным потребителям льгот в силу законодательства. По мнению налогового органа, разделение объема налоговой базы по объемам работ и источникам оплаты является неправомерным. Стоимость выполненных работ подлежит включению в налоговую базу по НДС на основании актов о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом объекта.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 01.06.2012 N 493/12, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции N 144 оставлено без изменений.
Полагая, что решения инспекции N 19794, N 144 не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заявленные налогоплательщиком требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством управляющая компания (в данном случае - общество "УК "РЭМП-Эльмаш") является исполнителем работ (услуг) по капитальному ремонту в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст. 153 - 162 Кодекса.
В силу п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
По смыслу указанной нормы в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляется налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Согласно представленным налогоплательщиком сведениям, которые налоговым органом не оспорены, в IV квартале 2008 года выполнены работы на сумму 11 374 430 руб., в том числе сумма НДС, предъявленная поставщиками по счетам-фактурам, составила 1 735 082 руб. 60 коп.
Из общей суммы расходов населением оплачено 446 058 руб. 55 коп. При определении налоговой базы по НДС учтены только средства, полученные от населения. Оплачено за счет субсидий 10 928 371 руб. 95 коп. При этом сумма 5 003 685 руб. 24 коп. оплачена за счет средств, полученных в порядке реализации Федерального закона N 185-ФЗ, за счет средств, полученных в качестве субсидий муниципального образования "город Екатеринбург" оплачено 5 924 686 руб. 71 коп. Общество "УК "РЭМП-Эльмаш" не включало в налогооблагаемую базу суммы субсидий, полученных как в рамках выполнения Федерального закона N 185-ФЗ, так и в рамках субсидий, выделяемых муниципальным образованием "город Екатеринбург".
Между тем рассматриваемая финансовая поддержка как в порядке реализации Федерального закона N 185-ФЗ, так и в порядке получения финансирования от муниципального образования не может быть квалифицирована как выделяемая в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен и как предоставление льгот отдельным потребителям, а следовательно не может быть исключена из налоговой базы по НДС на основании п. 2 ст. 154 Кодекса.
Цена капитального ремонта домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств муниципального бюджета не относится к регулируемой государством; стоимость ремонта и выделение на него денежных средств определяется на основании сметы, утвержденной собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, то есть в каждом случае индивидуально.
Нельзя признать финансовую поддержку и как выделяемую в связи с предоставлением льготы. Льготой являются преимущества, предоставляемые отдельным потребителям по сравнению с другими; в данном случае никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим) не предоставляется. Все дома, включенные в Перечень в соответствии с региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ. Стоимость ремонта в домах различна, но она зависит не от преференций для отдельных потребителей, а от конкретных смет на ремонт.
Более того, правом на преференцию, установленную п. 2 ст. 154 Кодекса, обладают именно те хозяйствующие субъекты, которые непосредственно реализуют товары (работы, услуги) по регулируемым или льготным ценам.
Управляющая компания таковым субъектом не является.
В силу положений Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ финансовая поддержка на проведение капитального ремонта многоквартирных домов устанавливается в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и направлена на помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, а не управляющим компаниям.
Так, изначально получателями средств соответствующего фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (указанные средства поступают в соответствующие бюджеты) и лишь впоследствии данные средства распределяются между муниципальными образованиями и далее - между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Фактически дальнейшее перечисление денежных средств управляющим компаниям производится для целей расчетов ими с подрядными организациями (ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ), а не в связи с несением ими тех или иных убытков.
Таким образом, рассматриваемая финансовая помощь, выделяемая в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ и муниципальным образованием "город Екатеринбург" в порядке субсидирования, носит адресный характер и не имеет целью финансовой поддержки непосредственно управляющих компаний. Последние принимают на свои счета соответствующие денежные средства не в свою собственность, а исключительно для целей расчетов с подрядными организациями при осуществлении деятельности управления многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах у управляющей организации не имеется оснований для применения п. 2 ст. 154 Кодекса и, соответственно, исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования.
В силу ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Следовательно, налогоплательщик должен учитывать в налоговой базе по НДС в качестве платы за ремонт жилого дома как средства, полученные от собственников, так и средства бюджетного финансирования, полученные на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ и от муниципального образования "город Екатеринбург", с соответствующим применением налоговых вычетов по расходам, связанным с таким ремонтом, в полной сумме.
При включении исключенных сумм в налоговую базу сумма НДС составит дополнительно 1 667 039 руб. 79 коп.
При таких обстоятельствах вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС на сумму 9 228 406 руб. является правомерным, в связи с чем не имеется оснований для признания незаконным отказа инспекции в возмещении НДС в сумме 1 661 113 руб. Ссылка налогоплательщика на то, что полученные от муниципального образования субсидии не подлежат включению в налоговую базу, не может быть принята, поскольку, как и в отношении финансовой поддержки по Федеральному закону N 185-ФЗ, отсутствуют условия их исключения из налоговой базы, предусмотренные п. 2 ст. 154 Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 32 по Свердловской области от 11.04.2012 N 144 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от 11.04.2012 N 19794 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
С.Е.КАЛАШНИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)