Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2012 ПО ДЕЛУ N А72-6370/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. по делу N А72-6370/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 12 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 августа 2012 г. по делу N А72-6370/2012 (судья Рогожин С.П.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекламно-Справочная Компания "МегаИнформ" (ИНН 7325086934, ОГРН 1097325000960), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
третье лицо - Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Рекламно-Справочная Компания "МегаИнформ" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска (далее ответчик) и просит признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в не проведении действий по выбору земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта социального и коммунального - бытового назначения (физкультурно-оздоровительного комплекса) на земельном участке, расположенном севернее многоквартирного жилого дома N 30 по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 3 000 кв. м (предполагаемая площадь застройки - 450 кв. м, предполагаемая этажность - 2 этажа); обязать ответчика в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Ульяновск выполнить действия по выбору земельного участка для строительства объекта социального и коммунально-бытового назначения (физкультурно-оздоровительного комплекса) а именно: осуществить публикацию информационного сообщения о предстоящем (возможном) представлении испрашиваемого земельного участка; подготовить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте); принять решение о представлении испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 августа 2012 г. по делу N А72-6370/2012 признано незаконным бездействие Администрации города Ульяновска, выраженное в непроведении действий по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекламно-Справочная Компания "МегаИнформ", г. Ульяновск от 30.03.2012 по выбору земельного участка и предварительном согласовании места размещения земельного участка, расположенного севернее многоквартирного жилого дома N 30 по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г. Ульяновска ориентировочной площадью 3 000 кв. м под размещение объекта физкультурно-оздоровительного комплекса, как не соответствующее Земельному кодексу РФ. На ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Рекламно-Справочная Компания "МегаИнформ", г. Ульяновск от 30.03.2012 г. по выбору земельного участка и предварительном согласовании места размещения земельного участка, расположенного севернее многоквартирного жилого дома N 30 по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г. Ульяновска ориентировочной площадью 3 000 кв. м под размещение объекта физкультурно-оздоровительного комплекса в полном соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства дела.
Заявитель в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.03.2012 года общество с ограниченной ответственностью РСК "МегаИнформ" в соответствии со ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ обратилось к ответчику с заявлением (вх. N 7948-01 от 02.04.2012 г.) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта социального и коммунально-бытового назначения (Физкультурно-оздоровительного комплекса) на земельном участке, расположенном севернее многоквартирного жилого дома N 30 по ул. Пушкарева в Засвияжском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 3 000 кв. м. Предполагаемая площадь застройки - 450 кв. м, предполагаемая этажность - 2 этажа.
Письмом от 02.05.2012 г. N 01-13/2277 Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска сообщил, что учитывая размещение предполагаемого объекта строительства в непосредственной близости к жилым домам (внутриквартальной территории), необходимо провести опрос мнения жителей близлежащих домов. Ответчик не провел процедуру выбора и предварительного согласования, и не отказал в проведении процедур выбора и предварительного согласования заявителю.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий, и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Статьей 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 (далее - Правила N 90), установлен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска. Заявление должно отвечать требованиям п. 1 ст. 31 ЗК РФ (п. п. 1, 2 ст. 12 Правил N 90).
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в части 1 статьи 12 Правил N 90, Администрация г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения (п. п. 3 - 5 ст. 12 Правил N 90).
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления Администрации города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления Администрации города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (п. 6 ст. 12 Правил N 90).
Доводы ответчика не соответствуют ст. 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Правил N 90, а бездействие Администрации города Ульяновска не соответствует вышеприведенным нормам и нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании ч. 6 ст. 12 Правил N 90 Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 п. 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
При таких обстоятельствах является неправомерным возложение на ответчика обязанности обеспечить заявителю выбор испрашиваемого земельного участка без проверки возражений о невозможности строительства предлагаемого им объекта и без соблюдения установленных Кодексом публичных процедур, поскольку устранение нарушения его интересов не должно приводить к предоставлению заявителю не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц.
Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 августа 2012 г. по делу N А72-6370/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)