Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Кириченко А.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Салащенко О.В.,
судей Кисловой Е.А., Никитиной А.И.,
при секретаре М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга в интересах М.Е., М.А., М.В. к администрации города Оренбурга о признании бездействия незаконным, признании права на предоставление жилого помещения вне очереди, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма
по апелляционной жалобе администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 июня 2012 года.
заслушав доклад судьи Салащенко О.В., объяснения представителя администрации г. Оренбурга К., поддержавшей апелляционную жалобу; объяснения М.А., М.Е., возражавших против ее удовлетворения, прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Христич И.В., полагавшей решение суда оставлению без изменения,
судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
установила:
Прокурор г. Оренбурга в интересах М.Е., М.А., М.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что согласно акту обследования многоквартирного дома <адрес> и заключению межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда города Оренбурга непригодными для проживания, жилой дом <адрес> признан непригодным для проживания.
Кроме того, факт несоответствия жилого дома <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, подтверждается результатами его обследования, проведенного 19 августа 2011 года сотрудниками ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области".
Постановлением Главы г. Оренбурга N 2506-п от 16 мая 2008 года указанный дом признан подлежащим сносу, а проживающие в нем граждане - переселению в 2011 году.
Однако, переселение жителей в 2011 году произведено не было и, согласно информации управления жилищной политики администрации города, не запланировано.
Поскольку дом <адрес> полностью находится в муниципальной собственности, проживающие в нем граждане, согласно постановлению администрации города Оренбурга от 8 февраля 2011 года N 619-п "Об утверждении Положения "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования город Оренбург", имеют первоочередное право на переселение из него.
В муниципальной квартире <номер> общей площадью *** кв. м жилого дома <адрес> проживают на основании договора социального найма и зарегистрированы по месту жительства М.Е. и члены ее семьи М.А. и М.В.
М.Е. и М.А. состоят в льготном списке на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку данный жилой дом смешанной конструкции, до 1905 года постройки, расположен в непосредственной близости от железнодорожных путей, лишен всех видов благоустройства за исключением центрального электроснабжения, заключением межведомственной комиссии признан непригодным для проживания, приведение его в состояние, пригодное для проживание путем ремонта или реконструкции невозможно, на администрации города Оренбурга, как на наймодателе, лежит обязанность по предоставлению нанимателю М.Е. и членам ее семьи жилого помещения, пригодного для проживания.
Прокурор просил возложить на администрацию города Оренбурга обязанность предоставить М.Е., М.А., М.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Оренбург по нормам предоставления взамен аварийного жилья по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела прокурор г. Оренбурга представил суду уточненное исковое заявление, в котором указал, что 13 апреля 2012 года администрацией города издано постановление N 715-п "О признании утратившими силу постановлений Главы города Оренбурга от 21 января 2008 года N 221, от 16 мая 2008 года N 2506-п".
В результате издания постановления N 715-п обязанность органа местного самоуправления по принятию решения и изданию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, установленная Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, в настоящее время не исполнена, поскольку взамен отмененного постановления N 2506-п от 16 мая 2008 года "Об утверждении городской целевой программы "Переселение граждан из жилых помещений муниципального образования город Оренбург, признанных непригодными для проживания с последующих их сносом в 2008 - 2011 годах", иное решение о порядке использования жилых помещений муниципального образования город Оренбург, признанных непригодными для проживания граждан с последующим их переселением, включенных в утвержденный список, в том числе дома <адрес>, до настоящего времени не принято.
В связи с чем просил суд признать незаконным бездействие администрации города по принятию решения и изданию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 (ред. от 2 августа 2007 года); признать право М.Е., М.А., М.В. на предоставление вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования город Оренбург взамен аварийного жилья по адресу: <адрес>; возложить на администрацию города Оренбурга обязанность предоставить М.Е., М.А., М.В. по договору социального найма взамен аварийного жилья по адресу: <адрес> благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Оренбург по нормам предоставления.
В судебном заседании помощник прокурора г. Оренбурга Горькова Н.Г. заявленные требования поддержала.
М.Е. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика - администрации г. Оренбурга - К. просила в иске отказать, ссылаясь на то, что дом, в котором расположена квартира М-вых, в целом аварийным или подлежащим сносу не признан. В настоящее время на территории МО г. Оренбург действует Положение "О порядке предоставления жилых помещений и многоквартирных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования г. Оренбург". Дом <номер> по <адрес> включен в указанный список, однако без указания сроков отселения.
Истцы М.А., М.В., извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились.
Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 июня 2012 года исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах М.Е., М.А., М.В. к администрации г. Оренбурга удовлетворены частично. Признано право М.Е., М.А., М.В. на предоставление вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования город Оренбург взамен аварийного жилья по адресу: <адрес> На администрацию города Оренбурга возложена обязанность предоставить М.Е., М.А., М.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Оренбург по нормам предоставления взамен аварийного жилья по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальных исковых требований прокурору города Оренбурга отказано.
В апелляционной жалобе администрация г. Оренбурга просит указанное решение отменить, ссылаясь на нарушение им прав граждан, имеющих право на переселение в связи с крайней ветхостью их жилых помещений, тогда как дом <номер> по <адрес> в целом аварийным не признан.
Исследовав материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах изложенных в ней доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма регламентирован главой 7 Жилищного кодекса РФ.
В силу положений ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, среди прочего, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57), при этом в соответствии с положениями ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Кроме того ст. 86 Жилищного кодекса РФ установлено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, нанимателем квартиры <номер> дома <адрес> по договору социального найма от <дата> <номер> является М.Е., совместно с ней в квартире зарегистрированы и проживают ее дети: М.В. и М.А. (л.д. 25-26, 12, 141).
М.Е. как многодетная мать состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях администрации г. Оренбурга с 15 мая 1997 года. Ее сын М.А. также состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях администрации г. Оренбурга с 23 ноября 2003 года по льготному списку *** (л.д. 13).
Согласно акту обследования многоквартирного дома <номер> по <адрес> от 18 декабря 2007 года и заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы г. Оренбурга от 19 января 2007 года N 228-п, многоквартирный жилой дом N 10 по ул. Ижевской г. Оренбурга, год ввода в эксплуатацию - 1905 г., признан непригодным для проживания (л.д. 22-24, 82-83).
Постановлением Главы г. Оренбурга N 2506-п от 16 мая 2008 года "Об утверждении городской целевой программы "Переселение граждан из жилых помещений муниципального образования город Оренбург, признанных непригодными для проживания с последующим их сносом в 2008 - 2011 годах" многоквартирный дом <номер> по <адрес> включен в списки жилых помещений муниципального образования город Оренбург, признанных непригодными для проживания граждан с последующим их переселением в другие жилые помещения на 2011 год под номером 65 (л.д. 47).
Переселение жителей дома <номер> по <адрес> в 2011 году произведено не было.
Постановлением администрации города Оренбурга от 13 апреля 2012 года N 715-п постановление Главы города Оренбурга от 16 мая 2008 года N 2506-п признано утратившим силу.
В настоящее время на территории муниципального образования город Оренбург действует Положение "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования город Оренбург", утвержденное постановлением администрации города Оренбурга от 8 февраля 2011 года N 619-п (в редакции от 13 февраля 2012 года N 193-п). Приложением N 2 к указанному постановлению является список непригодных для проживания граждан жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования город Оренбург. Дом <номер> по <адрес> включен в указанный список без указания сроков отселения.
Пунктом 1.1. вышеназванного Положения определен порядок предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений жилищного фонда и многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенных на территории муниципального образования город Оренбург и включенных в список домов непригодных для проживания граждан согласно приложению N 2. (Решение межведомственной комиссии в отношении дома <номер> по <адрес> принято после 1 января 2007 года: 18 декабря 2007 года.)
Согласно п. 2.2 Положения постановлением Главы администрации города ежегодно утверждается список домов, из которых граждане подлежат выселению
Очередность выселения граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда определяется исходя из степени непригодности таких помещений для проживания граждан.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о праве истца и членов его семьи на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилых помещений в городе Оренбурге на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ. При этом суд исходил из того, что занимаемое истцом жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, семья истца состоит на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и иных помещений в собственности или в пользовании не имеет.
Этот вывод суда соответствует материалам дела и требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Несмотря на доводы администрации г. Оренбурга о том, что заключением межведомственной комиссии от 18 декабря 2007 года были признаны непригодными для проживания жилые помещения в доме, однако в установленном порядке в целом указанный дом аварийным не признавался, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что дом <номер> по <адрес> является аварийным, жилые помещения в нем непригодны для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, следовательно, граждане, проживающие в таких жилых помещениях, имеют право на внеочередное предоставление благоустроенных жилых помещений взамен аварийного жилья.
Вывод суда подробно мотивирован, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе документами, подготовленными по результатами обследования жилого дома сотрудниками ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области", проведенного 19 августа 2011 и 29 февраля 2012, которыми подтверждено, что жилой дом <номер> по <адрес> находится в 9 метрах от полотна железной дороги, уровень шума и вибрации существенно превышает допустимый уровень, квартиры не подключены к центральным сетям водоснабжения, отопления, канализации (во дворе, на расстоянии более 8 метров расположена выгребная яма). Квартира, которую занимает семья М-вых, не подключена к центральным сетям газоснабжения. По результатам обследования сделаны выводы о несоответствии жилого дома требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Неоднократно включая дом <номер> по <адрес> в программы переселения из аварийного жилья, ответчик тем самым признавал установленный судом факт, при этом представленный суду отчет ООО "___" выводов суда не опровергает, поскольку выполнение рекомендуемых мероприятий по капитальному ремонту здания не позволяет привести жилые помещения в соответствие с нормативными требованиями в силу местоположения жилого дома в непосредственной близости от железнодорожного полотна.
Не является основанием для отмены или изменения решения суда ссылка в жалобе и на то, что суд превысил полномочия, приняв решение о переселении в отсутствие решения уполномоченного органа - межведомственной комиссии, которой Положением, утвержденным Правительством от 28 января 2006 года N 47 предоставлено признать жилое помещение непригодным для проживания или признать жилой дом аварийным.
Такое заключение межведомственной комиссии было принято 18 декабря 2007 года, однако из материалов дела следует, что никакое другое жилое помещение семье истца для переселения до настоящего времени не предлагалось.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Оренбург - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5780-2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2012 г. по делу N 33-5780-2012
судья Кириченко А.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Салащенко О.В.,
судей Кисловой Е.А., Никитиной А.И.,
при секретаре М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга в интересах М.Е., М.А., М.В. к администрации города Оренбурга о признании бездействия незаконным, признании права на предоставление жилого помещения вне очереди, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма
по апелляционной жалобе администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 июня 2012 года.
заслушав доклад судьи Салащенко О.В., объяснения представителя администрации г. Оренбурга К., поддержавшей апелляционную жалобу; объяснения М.А., М.Е., возражавших против ее удовлетворения, прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Христич И.В., полагавшей решение суда оставлению без изменения,
судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
установила:
Прокурор г. Оренбурга в интересах М.Е., М.А., М.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что согласно акту обследования многоквартирного дома <адрес> и заключению межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда города Оренбурга непригодными для проживания, жилой дом <адрес> признан непригодным для проживания.
Кроме того, факт несоответствия жилого дома <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, подтверждается результатами его обследования, проведенного 19 августа 2011 года сотрудниками ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области".
Постановлением Главы г. Оренбурга N 2506-п от 16 мая 2008 года указанный дом признан подлежащим сносу, а проживающие в нем граждане - переселению в 2011 году.
Однако, переселение жителей в 2011 году произведено не было и, согласно информации управления жилищной политики администрации города, не запланировано.
Поскольку дом <адрес> полностью находится в муниципальной собственности, проживающие в нем граждане, согласно постановлению администрации города Оренбурга от 8 февраля 2011 года N 619-п "Об утверждении Положения "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования город Оренбург", имеют первоочередное право на переселение из него.
В муниципальной квартире <номер> общей площадью *** кв. м жилого дома <адрес> проживают на основании договора социального найма и зарегистрированы по месту жительства М.Е. и члены ее семьи М.А. и М.В.
М.Е. и М.А. состоят в льготном списке на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку данный жилой дом смешанной конструкции, до 1905 года постройки, расположен в непосредственной близости от железнодорожных путей, лишен всех видов благоустройства за исключением центрального электроснабжения, заключением межведомственной комиссии признан непригодным для проживания, приведение его в состояние, пригодное для проживание путем ремонта или реконструкции невозможно, на администрации города Оренбурга, как на наймодателе, лежит обязанность по предоставлению нанимателю М.Е. и членам ее семьи жилого помещения, пригодного для проживания.
Прокурор просил возложить на администрацию города Оренбурга обязанность предоставить М.Е., М.А., М.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Оренбург по нормам предоставления взамен аварийного жилья по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела прокурор г. Оренбурга представил суду уточненное исковое заявление, в котором указал, что 13 апреля 2012 года администрацией города издано постановление N 715-п "О признании утратившими силу постановлений Главы города Оренбурга от 21 января 2008 года N 221, от 16 мая 2008 года N 2506-п".
В результате издания постановления N 715-п обязанность органа местного самоуправления по принятию решения и изданию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, установленная Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, в настоящее время не исполнена, поскольку взамен отмененного постановления N 2506-п от 16 мая 2008 года "Об утверждении городской целевой программы "Переселение граждан из жилых помещений муниципального образования город Оренбург, признанных непригодными для проживания с последующих их сносом в 2008 - 2011 годах", иное решение о порядке использования жилых помещений муниципального образования город Оренбург, признанных непригодными для проживания граждан с последующим их переселением, включенных в утвержденный список, в том числе дома <адрес>, до настоящего времени не принято.
В связи с чем просил суд признать незаконным бездействие администрации города по принятию решения и изданию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 (ред. от 2 августа 2007 года); признать право М.Е., М.А., М.В. на предоставление вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования город Оренбург взамен аварийного жилья по адресу: <адрес>; возложить на администрацию города Оренбурга обязанность предоставить М.Е., М.А., М.В. по договору социального найма взамен аварийного жилья по адресу: <адрес> благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Оренбург по нормам предоставления.
В судебном заседании помощник прокурора г. Оренбурга Горькова Н.Г. заявленные требования поддержала.
М.Е. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика - администрации г. Оренбурга - К. просила в иске отказать, ссылаясь на то, что дом, в котором расположена квартира М-вых, в целом аварийным или подлежащим сносу не признан. В настоящее время на территории МО г. Оренбург действует Положение "О порядке предоставления жилых помещений и многоквартирных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования г. Оренбург". Дом <номер> по <адрес> включен в указанный список, однако без указания сроков отселения.
Истцы М.А., М.В., извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились.
Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 июня 2012 года исковые требования прокурора города Оренбурга в интересах М.Е., М.А., М.В. к администрации г. Оренбурга удовлетворены частично. Признано право М.Е., М.А., М.В. на предоставление вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования город Оренбург взамен аварийного жилья по адресу: <адрес> На администрацию города Оренбурга возложена обязанность предоставить М.Е., М.А., М.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Оренбург по нормам предоставления взамен аварийного жилья по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальных исковых требований прокурору города Оренбурга отказано.
В апелляционной жалобе администрация г. Оренбурга просит указанное решение отменить, ссылаясь на нарушение им прав граждан, имеющих право на переселение в связи с крайней ветхостью их жилых помещений, тогда как дом <номер> по <адрес> в целом аварийным не признан.
Исследовав материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах изложенных в ней доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма регламентирован главой 7 Жилищного кодекса РФ.
В силу положений ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, среди прочего, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57), при этом в соответствии с положениями ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Кроме того ст. 86 Жилищного кодекса РФ установлено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, нанимателем квартиры <номер> дома <адрес> по договору социального найма от <дата> <номер> является М.Е., совместно с ней в квартире зарегистрированы и проживают ее дети: М.В. и М.А. (л.д. 25-26, 12, 141).
М.Е. как многодетная мать состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях администрации г. Оренбурга с 15 мая 1997 года. Ее сын М.А. также состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях администрации г. Оренбурга с 23 ноября 2003 года по льготному списку *** (л.д. 13).
Согласно акту обследования многоквартирного дома <номер> по <адрес> от 18 декабря 2007 года и заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы г. Оренбурга от 19 января 2007 года N 228-п, многоквартирный жилой дом N 10 по ул. Ижевской г. Оренбурга, год ввода в эксплуатацию - 1905 г., признан непригодным для проживания (л.д. 22-24, 82-83).
Постановлением Главы г. Оренбурга N 2506-п от 16 мая 2008 года "Об утверждении городской целевой программы "Переселение граждан из жилых помещений муниципального образования город Оренбург, признанных непригодными для проживания с последующим их сносом в 2008 - 2011 годах" многоквартирный дом <номер> по <адрес> включен в списки жилых помещений муниципального образования город Оренбург, признанных непригодными для проживания граждан с последующим их переселением в другие жилые помещения на 2011 год под номером 65 (л.д. 47).
Переселение жителей дома <номер> по <адрес> в 2011 году произведено не было.
Постановлением администрации города Оренбурга от 13 апреля 2012 года N 715-п постановление Главы города Оренбурга от 16 мая 2008 года N 2506-п признано утратившим силу.
В настоящее время на территории муниципального образования город Оренбург действует Положение "О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования город Оренбург", утвержденное постановлением администрации города Оренбурга от 8 февраля 2011 года N 619-п (в редакции от 13 февраля 2012 года N 193-п). Приложением N 2 к указанному постановлению является список непригодных для проживания граждан жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования город Оренбург. Дом <номер> по <адрес> включен в указанный список без указания сроков отселения.
Пунктом 1.1. вышеназванного Положения определен порядок предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений жилищного фонда и многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенных на территории муниципального образования город Оренбург и включенных в список домов непригодных для проживания граждан согласно приложению N 2. (Решение межведомственной комиссии в отношении дома <номер> по <адрес> принято после 1 января 2007 года: 18 декабря 2007 года.)
Согласно п. 2.2 Положения постановлением Главы администрации города ежегодно утверждается список домов, из которых граждане подлежат выселению
Очередность выселения граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда определяется исходя из степени непригодности таких помещений для проживания граждан.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о праве истца и членов его семьи на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилых помещений в городе Оренбурге на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ. При этом суд исходил из того, что занимаемое истцом жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, семья истца состоит на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и иных помещений в собственности или в пользовании не имеет.
Этот вывод суда соответствует материалам дела и требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Несмотря на доводы администрации г. Оренбурга о том, что заключением межведомственной комиссии от 18 декабря 2007 года были признаны непригодными для проживания жилые помещения в доме, однако в установленном порядке в целом указанный дом аварийным не признавался, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что дом <номер> по <адрес> является аварийным, жилые помещения в нем непригодны для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, следовательно, граждане, проживающие в таких жилых помещениях, имеют право на внеочередное предоставление благоустроенных жилых помещений взамен аварийного жилья.
Вывод суда подробно мотивирован, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе документами, подготовленными по результатами обследования жилого дома сотрудниками ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области", проведенного 19 августа 2011 и 29 февраля 2012, которыми подтверждено, что жилой дом <номер> по <адрес> находится в 9 метрах от полотна железной дороги, уровень шума и вибрации существенно превышает допустимый уровень, квартиры не подключены к центральным сетям водоснабжения, отопления, канализации (во дворе, на расстоянии более 8 метров расположена выгребная яма). Квартира, которую занимает семья М-вых, не подключена к центральным сетям газоснабжения. По результатам обследования сделаны выводы о несоответствии жилого дома требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Неоднократно включая дом <номер> по <адрес> в программы переселения из аварийного жилья, ответчик тем самым признавал установленный судом факт, при этом представленный суду отчет ООО "___" выводов суда не опровергает, поскольку выполнение рекомендуемых мероприятий по капитальному ремонту здания не позволяет привести жилые помещения в соответствие с нормативными требованиями в силу местоположения жилого дома в непосредственной близости от железнодорожного полотна.
Не является основанием для отмены или изменения решения суда ссылка в жалобе и на то, что суд превысил полномочия, приняв решение о переселении в отсутствие решения уполномоченного органа - межведомственной комиссии, которой Положением, утвержденным Правительством от 28 января 2006 года N 47 предоставлено признать жилое помещение непригодным для проживания или признать жилой дом аварийным.
Такое заключение межведомственной комиссии было принято 18 декабря 2007 года, однако из материалов дела следует, что никакое другое жилое помещение семье истца для переселения до настоящего времени не предлагалось.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Оренбург - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)