Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Баталов Р.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Архаровой Л.В., Жуковской С.В.,
при секретаре Г.С.,
- рассмотрела в судебном заседании 23 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе ЭМУП "Жилкомхоз" на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 04 марта 2013 года, по которому исковые требования К. удовлетворены частично;
- обязано ЭМУП "Жилкомхоз" оборудовать вход в подъезд <Адрес обезличен>, а также лестничный марш первого этажа пандусом в соответствии с требованиями СНиП 3501-2001 "Доступность зданий и сооружений мобильных групп населения";
- отказано в исковых требованиях К. к ЭМУП "Жилкомхоз" об обязании произвести перерасчет платы за лифт за период с <Дата обезличена> в сумме ... рублей ... копейку.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения представителя ответчика Г.Т., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к ЭМУП "Жилкомхоз" о возложении обязанности произвести перерасчет платы за лифт и привести пандус, установленный в подъезде <Адрес обезличен>, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является ...), проживает на первом этаже жилого дома и лифтом не пользуется. В нарушение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вход в подъезд его дома не оборудован пандусом и поручнями, соответствующими требованиям СНиП.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, представитель ответчика с иском не согласилась.
В порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя третьего лица администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" и постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ЭМУП "Жилкомхоз" просит об отмене решения суда в части возложения на него обязанности по оборудованию жилого дома пандусом, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу и указывая на отсутствие технической возможности для установки пандуса.
Проверив законность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец К. является ..., использующим ..., проживает <Адрес обезличен>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ЭМУП "Жилкомхоз".
Судом также установлено, что вход в подъезд <Адрес обезличен>, а также лестничный марш первого этажа до квартиры, в которой проживает истец, оборудованы пандусами, которые не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001, что нарушает конституционные права и свободы инвалида, лишая его равных возможностей с другими гражданами на беспрепятственный доступ в жилое помещение.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность оборудовать пандусы в соответствии с требованиями СНиП должна быть возложена на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом - ЭМУП "Жилкомхоз".
Судебная коллегия находит указанный вывод суда основанным на неправильном применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает конкретный порядок доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В свою очередь, "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. 4.1.14 указанного свода правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Из материалов дела усматривается, что истцом заявлено требование о возложении на управляющую организацию обязанности обеспечить ему, как ..., использующему ..., беспрепятственный доступ до квартиры в многоквартирном доме, где он проживает.
Между тем, публичная обязанность по обеспечению доступности беспрепятственного пользования истцом своим жилым помещением, вытекающая из норм федерального законодательства, не может быть возложена на управляющую организацию, которая, как сторона по договору управления многоквартирным домом, по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация основных мероприятий подпрограммы "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Эти мероприятия предусматривают приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий.
При таких обстоятельствах, ЭМУП "Жилкомхоз" является ненадлежащим ответчиком по делу.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая, что требований к другим ответчикам истец не заявлял, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения исковых требований об оборудовании пандусов к ответчику ЭМУП "Жилкомхоз" подлежащим отмене с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в их удовлетворении.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловано.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 04 марта 2013 года в части удовлетворения исковых требований К. к ЭМУП "Жилкомхоз" о возложении обязанности оборудовать вход в подъезд <Адрес обезличен>, а также лестничный марш первого этажа пандусами в соответствии с требованиями СНиП 3501-2001 "Доступность зданий и сооружений мобильных групп населения" отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым К. в удовлетворении исковых требований к ЭМУП "Жилкомхоз" о возложении обязанности оборудовать вход в подъезд <Адрес обезличен>, а также лестничный марш первого этажа пандусами в соответствии с требованиями СНиП 3501-2001 "Доступность зданий и сооружений мобильных групп населения" отказать.
В остальной части решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 04 марта 2013 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 23.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2783/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу N 33-2783/2013
Судья: Баталов Р.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе:
председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Архаровой Л.В., Жуковской С.В.,
при секретаре Г.С.,
- рассмотрела в судебном заседании 23 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе ЭМУП "Жилкомхоз" на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 04 марта 2013 года, по которому исковые требования К. удовлетворены частично;
- обязано ЭМУП "Жилкомхоз" оборудовать вход в подъезд <Адрес обезличен>, а также лестничный марш первого этажа пандусом в соответствии с требованиями СНиП 3501-2001 "Доступность зданий и сооружений мобильных групп населения";
- отказано в исковых требованиях К. к ЭМУП "Жилкомхоз" об обязании произвести перерасчет платы за лифт за период с <Дата обезличена> в сумме ... рублей ... копейку.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения представителя ответчика Г.Т., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к ЭМУП "Жилкомхоз" о возложении обязанности произвести перерасчет платы за лифт и привести пандус, установленный в подъезде <Адрес обезличен>, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является ...), проживает на первом этаже жилого дома и лифтом не пользуется. В нарушение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вход в подъезд его дома не оборудован пандусом и поручнями, соответствующими требованиям СНиП.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, представитель ответчика с иском не согласилась.
В порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя третьего лица администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" и постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ЭМУП "Жилкомхоз" просит об отмене решения суда в части возложения на него обязанности по оборудованию жилого дома пандусом, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу и указывая на отсутствие технической возможности для установки пандуса.
Проверив законность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец К. является ..., использующим ..., проживает <Адрес обезличен>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ЭМУП "Жилкомхоз".
Судом также установлено, что вход в подъезд <Адрес обезличен>, а также лестничный марш первого этажа до квартиры, в которой проживает истец, оборудованы пандусами, которые не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001, что нарушает конституционные права и свободы инвалида, лишая его равных возможностей с другими гражданами на беспрепятственный доступ в жилое помещение.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность оборудовать пандусы в соответствии с требованиями СНиП должна быть возложена на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом - ЭМУП "Жилкомхоз".
Судебная коллегия находит указанный вывод суда основанным на неправильном применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает конкретный порядок доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В свою очередь, "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. 4.1.14 указанного свода правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Из материалов дела усматривается, что истцом заявлено требование о возложении на управляющую организацию обязанности обеспечить ему, как ..., использующему ..., беспрепятственный доступ до квартиры в многоквартирном доме, где он проживает.
Между тем, публичная обязанность по обеспечению доступности беспрепятственного пользования истцом своим жилым помещением, вытекающая из норм федерального законодательства, не может быть возложена на управляющую организацию, которая, как сторона по договору управления многоквартирным домом, по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация основных мероприятий подпрограммы "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Эти мероприятия предусматривают приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий.
При таких обстоятельствах, ЭМУП "Жилкомхоз" является ненадлежащим ответчиком по делу.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая, что требований к другим ответчикам истец не заявлял, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения исковых требований об оборудовании пандусов к ответчику ЭМУП "Жилкомхоз" подлежащим отмене с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в их удовлетворении.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловано.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 04 марта 2013 года в части удовлетворения исковых требований К. к ЭМУП "Жилкомхоз" о возложении обязанности оборудовать вход в подъезд <Адрес обезличен>, а также лестничный марш первого этажа пандусами в соответствии с требованиями СНиП 3501-2001 "Доступность зданий и сооружений мобильных групп населения" отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым К. в удовлетворении исковых требований к ЭМУП "Жилкомхоз" о возложении обязанности оборудовать вход в подъезд <Адрес обезличен>, а также лестничный марш первого этажа пандусами в соответствии с требованиями СНиП 3501-2001 "Доступность зданий и сооружений мобильных групп населения" отказать.
В остальной части решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 04 марта 2013 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)