Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2013 ПО ДЕЛУ N А55-7959/2012

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу N А55-7959/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гараевой Д.Н.,
с участием:
от истца - представитель Коннова Л.А., доверенность от 28.12.2012 N 1077, представитель Николаева Е.И., доверенность от 19.02.2013 N 169,
от ответчиков:
- Муниципальное образование городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии городского округа Тольятти Самарской области - представитель Доронина С.А., доверенность от 20.03.2013 N 2414/1,
- Самарская область в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - представитель Никитина О.В., доверенность от 24.10.2012 N 15/4685,
- Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации - представитель Миронов М.А., доверенность от 18.01.2013,
от третьих лиц:
- общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" - представитель Чарикова В.В., доверенность от 31.08.2011 N 100,
- закрытое акционерное общество "Поволжская теплоэнергетическая компания" - не явились, извещены надлежащим образом,
- Дума городского округа Тольятти - представитель Малахова О.А., доверенность от 03.06.2011 N 995,
- Правительство Самарской области - представитель Никитина О.В., доверенность от 16.01.2013 1-49/90,
- Министерство управления финансами Самарской области - представитель Медведкина М.В., доверенность от 20.12.2012 N 501,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 апреля 2013 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ", г. Тольятти, Самарская область, на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2012 года по делу N А55-7959/2012 (судья Агеенко С.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ", г. Тольятти, Самарская область, ИНН 6321215841, ОГРН 1086320019213,
к Муниципальному образованию городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии городского округа Тольятти Самарской области, ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054, - Самарской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
- Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы", г. Самара,
- закрытое акционерное общество "Поволжская теплоэнергетическая компания", с. Узюково, Ставропольский район, Самарская область,
- Дума городского округа Тольятти,
- Правительство Самарской области, г. Самара,
- Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара,
о взыскании 153 026 970 рублей,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" (далее - истец, ООО "Департамент ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии городского округа Тольятти Самарской области, к Самарской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации убытков в размере 153 026 970 руб., возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, с учетом принятого судом уточнения размера исковых требований.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд первой инстанции принял уточнение исковых требований, в соответствии с которым общество просило взыскать убытки с Муниципального образования городской округ Тольятти Самарской области в лице Мэрии городского округа Тольятти Самарской области.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2012 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В качестве оснований для отмены решения суда заявитель жалобы сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, в которой просит поручить ее производство эксперту общества с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Сканер".
В связи с обсуждением заявленного ходатайства представителями мэрии городского округа Тольятти Самарской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области возражали относительно заявленного истцом ходатайства о назначении по делу экспертизы, а, в случае удовлетворения судом данного ходатайства представили перечень вопросов, необходимых для производства экспертизы.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции суд отказал истцу в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, однако, в соответствии с частью 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанного ходатайства на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что для разрешения спорных вопросов необходимы специальные знания, в связи с чем, определением суда от 25.01.2013 назначил по делу судебную экспертизу, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Сканер" Осиповой Ларисе Леонидовне.
На основании части 2 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета спора и обстоятельств, подлежащих доказыванию, судом на разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Каков объем и стоимость тепловой энергии, отпущенной на многоквартирные дома Комсомольского района г.о. Тольятти и п. Поволжский г.о. Тольятти, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ", для нужд отопления и горячего водоснабжения без учета транспортировки тепловой энергии за 2011 г. с января по декабрь включительно, с разбивкой по месяцам?
2. Каков размер денежных средств, необходимый для оплаты объема тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение поставщикам данного ресурса, отпущенного на многоквартирные дома Комсомольского района г.о. Тольятти и п. Поволжский г.о. Тольятти, находящиеся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ", для нужд отопления и горячего водоснабжения без учета на транспортировку тепловой энергии за 2011 г. с января по декабрь включительно?
3. Производилось ли обществом с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" начисление платы за тепловую энергию на нужды отопления собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, расположенных в Комсомольском районе г.о. Тольятти, с учетом действующего в 2011 г. предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523?
4. Производилось ли обществом с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" начисление платы за тепловую энергию на нужды отопления собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов, расположенных в Комсомольском районе г.о. Тольятти, с учетом действующего в 2011 г. тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 24.01.2011 N 145-п/1?
5. Позволял ли установленный постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 24.01.2011 N 145-п/1 тариф по тепловой энергии, максимально использовать предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523?
6. Какова разница между тарифом по тепловой энергии, применяемым для расчета платы граждан за услуги по отоплению, установленным постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 24.01.2011 N 145-п/1, и тарифом, рассчитанным с максимальным использованием предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленным постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523?
7. Производилась ли обществом с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" за 2011 г. населению Комсомольского района г.о. Тольятти и п. Поволжский г.о. Тольятти корректировка платы за отопление в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307?
8. Каков размер субсидий, необходимых для возмещения недополученных доходов общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ", возникших в связи с приведением размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным в 2011 г. предельным индексом?
Производство по делу приостановлено до 01.03.2013.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 срок производства судебной экспертизы, назначенной по делу N А55-7959/2012, установлен в 25 рабочих дней с момента получения экспертом материалов гражданского дела N А55-7959/2012. Производство по делу N А55-7959/2012 приостановлено до 10.04.2013.
28.03.2013 в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд поступило экспертное заключение.
Определением суда от 29.03.2013 производство по делу N А55-7959/2012 возобновлено. Судебное заседание по делу N А55-7959/2012 назначено на 25.04.2013 на 14 час. 50 мин.
Определением председателя первого судебного состава Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 в связи с отпуском судей Морозова В.А. и Туркина К.К. в составе суда произведена их замена на судей Буртасову О.И. и Демину Е.Г.
После замены судей рассмотрение дела начато с начала.
Третье лицо - закрытое акционерное общество "Поволжская теплоэнергетическая компания", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представители истца поддержали апелляционную жалобу, по изложенным в ней доводам, просили отменить решение суда и исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" согласился с доводами апелляционной жалобы.
Ответчики и иные третьи лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, ООО "Департамент ЖКХ" является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенные в Комсомольском районе городского округа Тольятти, и оказывает проживающим в них гражданам коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и горячего водоснабжения.
Поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в течение 2011 года осуществляли ресурсоснабжающие организации - общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (далее - ООО "Волжские коммунальные системы") и закрытое акционерное общество "Поволжская теплоэнергетическая компания" (далее - ЗАО "Поволжская теплоэнергетическая компания"), на основании заключенных с истцом договоров.
Расчеты за поставленную тепловую энергию в 2011 году осуществлялись истцом по тарифам, установленным уполномоченным органом для ресурсоснабжающих организаций, в том числе: для ООО "Волжские коммунальные системы" в размере 1 224,84 руб. с НДС за 1 Гкал, для ЗАО "Поволжская теплоэнергетическая компания" - в размере 1 614,38 руб. за 1 Гкал.
Ссылаясь на то, что у ООО "Департамент ЖКХ" возникла задолженность поставщиками коммунальных ресурсов, в результате разницы в тарифах, по которым оплачивается приобретенная тепловая энергия, и тарифах, по которым, с применением предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги, определялась стоимость оплаты коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, подлежащих оплате населением, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции посчитал, что спорные правоотношения по возмещению в 2011 году недополученных доходов у управляющих организаций, возникших в связи с приведением размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги носят властно - распорядительный (административный характер) и подлежат урегулированию в порядке Главы 24 АПК РФ.
В этой связи суд пришел к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Данный вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
Убытки в виде неполученных доходов, понесенные истцом вследствие образовавшей межтарифной разницей между тарифами на поставку тепловой энергии поставщиком ресурсов и предельными индексами ценами на коммунальные услуги подлежат возмещению в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вне зависимости от оспаривания им либо не оспаривания нормативных актов, установивших тарифы для поставщиков, либо нормативных актов, установивших предельные индексы изменения цен на коммунальные услуги.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В статье 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении указанных индексов, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превысит установленные для соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Согласно пункту 6.1 статьи 6 указанного Закона при приведении размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования субъекта Российской Федерации), в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации. Предложение по установлению предельного индекса формируется органом местного самоуправления с учетом средств, необходимых для реализации.
Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608, в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523 установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год в размере 115,0%
Согласно пунктам 4.1., 4.2. постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608 формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Мэрией городского округа Тольятти принято постановление от 24.01.2011 N 145-п/1 "О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета граждан за услуги по отоплению", в соответствии с которым постановлено: управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам в 2011 году производить расчеты с населением за коммунальные услуги с соблюдением предельного индекса роста платежей граждан, установленного для городского округа Тольятти Постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 523 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Самарской области на 2011 год". В случае превышения предельного индекса роста платежей граждан за коммунальные услуги в целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами ввести ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, установив его в размере 895,5 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС).
Согласно экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Сканер", объем недополученных доходов ООО "Департамент ЖКХ" в связи с применением предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, составляет 160 211 520 руб., за исключением стоимости заниженного объема тепловой энергии в размере 1 408 142 руб. Объем субсидии, необходимой для возмещения недополученных доходов ООО "Департамент ЖКХ" определен экспертом в размере 158 803 380 руб., а с учетом перечисленных мэрией субсидий в общей сумме 34 959 313 руб., объем недополученных доходов истца составляет 123 844 070 руб. (т. 6, л.д. 20 - 58).
Судебная экспертиза проведена в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в заключении экспертов отражены все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому суд апелляционной инстанции принимает результаты судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего объем недополученных доходов ООО "Департамент ЖКХ" в связи с применением предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, изменение органом местного самоуправления размера платы на коммунальные услуги, применяемого управляющей компанией при расчетах с населением, при установлении иного тарифа на те же услуги, применяемого при расчетах управляющей организации с поставщиком услуг, влечет возникновение межтарифной разницы, и как следствие, убытки управляющей организации, которые подлежат возмещению за счет публично-правового образования, в данном случае, за счет муниципального образования городского округа Тольятти.
Принимая во внимание вышеизложенное суд апелляционной инстанции признает исковые требования подлежащими удовлетворению частично, в сумме 123 844 070 руб. В остальной части исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.
На основании пунктов 1, 3, 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда отменить и принять по делу новый акт, об удовлетворении исковых требований частично.
В соответствии со статьями 101, 106, частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины по иску, по апелляционной жалобе и по оплате производства экспертизы в сумме 112 000 руб. относятся на стороны, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Денежная сумма, причитающаяся эксперту общества с ограниченной ответственностью аудиторская фирма "Сканер" в размере 112 000 руб. подлежит выплате с депозитного счета Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда. Излишне внесенная истцом сумма в размере 320 руб. подлежит возврату истцу с депозитного счета суда.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 сентября 2012 года по делу N А55-7959/2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии городского округа Тольятти Самарской области за счет средств казны муниципального образования городской округ Тольятти Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" убытки в сумме 123 844 070 руб., а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску 161 859 руб. 15 коп. и по оплате производства экспертизы в размере 90 630 руб. 40 коп.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с муниципального образования городской округ Тольятти Самарской области в лице мэрии городского округа Тольятти Самарской области за счет средств казны муниципального образования городской округ Тольятти Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 1 618 руб. 59 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА

Судьи
О.И.БУРТАСОВА
Е.Г.ДЕМИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)