Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N А57-16659/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N А57-16659/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
ответчика - Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Кулаковой Е.А. (доверенность от 25.12.2012 N 02-02/1872),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, и Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2013 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-16659/2012
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Батавинский-1", г. Саратов (ИНН 6453063144, ОГРН 1036405302394) к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246), администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280) о взыскании задолженности, с участием третьих лиц: администрации Ленинского района г. Саратова, г. Саратов, Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511),

установил:

товарищество собственников жилья "Батавинский-1" (далее - ТСЖ "Батавинский-1", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" 496 200 руб. 23 коп. взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества, за период с 01.02.2011 по 01.08.2012, а также 40 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013, заявленные требования удовлетворены. С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Батавинский-1" взыскано 496 200 руб. 23 коп. задолженности, 40 000 руб. расходов на оплату услуг представителя. В отношении администрации в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация и Комитет по финансам обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителя Комитета по финансам в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ТСЖ "Батавинский-1" является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
На общем собрании членов товарищества 13.01.2006 утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава товарищества (протокол заседания общего собрания членов товарищества от 13.01.2006).
В соответствии с разделом 13 Устава товарищества, статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в период с 24.04.2006 по 28.04.2006 проведено очередное общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов. Решения общего собрания оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании принял участие и поддержал установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03.04.2006.
Общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг": на 2010 год в размере 5 руб. кв. м согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960, на 2011 год - 5 руб. 40 коп. за кв. м согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 768, на 2012 год - 5 руб. 80 коп. за кв. м согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1077.
Ненадлежащее исполнение муниципальным образованием как собственником муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в товарищество, обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными общим собранием членов товарищества, послужило основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на эти помещения.
Пунктом 8 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов ТСЖ "Батавинский-1" по вопросу установления платы за жилые помещения в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства. Принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Судами установлено, что суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорном периоде, подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом города Саратова от 23.10.2012 N 07-04/12641 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирном жилом доме, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1", и не оспаривается ответчиком.
При расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" истцом применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы" и от 28.09.2010 N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011 - 2013 годы", что признано судами правильным.
Стоимость капитального ремонта жилищного фонда Саратовской области на 2010 год установлена в размере 5 руб. за 1 кв. м, на 2011 год - 5 руб. 40 коп. за 1 кв. м.
Доказательств того, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном размере вносились, в суд не представлено.
Доводы Комитета по финансам о возможности перечисления денежных средств на капитальный ремонт лишь в порядке, предусмотренном статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку возможность выделения бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов установлена статьей 165 ЖК РФ, обоснованно отклонены судами.
В рассматриваемом случае истцом заявлены требования, основанные на статьях 39, 154, 155, 156, 158 ЖК РФ, статьях 210, 249, 309 ГК РФ.
Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В данном случае речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Батавинский-1".
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 ЖК РФ Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Правомерность установления размера взносов в зависимости от пересмотра размера платы в будущем без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации, данным в письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
Таким образом, выводы судов о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Батавинский-1", является правомерным.
Доводы администрации о том, что муниципальное образование "Город Саратов" не является членом товарищества собственников жилья и договор на обслуживание и ремонт общего имущества с ним не заключался, правомерно отклонен судами.
Отсутствие между сторонами договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственника от установленной законом обязанности нести расходы на содержание общего имущества и не должно служить препятствием для реализации права истца на получение соответствующих платежей.
Судами также правомерно не приняты доводы ответчиков о том, что ТСЖ "Батавинский-1" является ненадлежащим истцом.
Дополнительным соглашением от 14.01.2008 внесены изменения в пункт 2.13 договора от 13.01.2006, в соответствии с которым ассоциация не имеет права подачи исковых заявлений о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" (как собственника исключительно жилых помещений муниципального жилого фонда) взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав товарищества.
Доводы жалобы администрации о том, что у муниципального образования "Город Саратов" обязанности по выплате взносов на капитальный ремонт не возникло, поскольку отсутствует публикация региональной программы капитального ремонта, в которую включены спорные многоквартирные дома, а также, что истцом не доказан выбор способа формирования фонда капитального ремонта, также обоснованно отклонены судами.
Администрация указанные доводы обосновывает положениями Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Однако указанный Закон вступил в силу с 26.12.2012. Следовательно, он не применим к спорным отношениям, возникшим до его вступления в силу.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
Расходы на оплату услуг представителя судом признаны соответствующими критерию разумных пределов и обоснованно взысканы с ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 по делу N А57-16659/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
С.А.ФИЛИМОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)