Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2010 N 17АП-12423/2010-ГК ПО ДЕЛУ N А71-7206/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2010 г. N 17АП-12423/2010-ГК

Дело N А71-7206/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.
судей Лихачевой А.Н., Рубцовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой О.В.
при участии:
- от истца, ООО "УК Доверие" - не явились;
- от ответчика, МУП "Ижводоканал" - не явились;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 октября 2010 года
по делу N А71-7206/2010,
принятое судьей Н.Н.Погадаевым
по иску общества с ограниченной ответственностью "УК Доверие"
к муниципальному унитарному предприятию города Ижевска "Ижводоканал"
о разрешении разногласий, возникших при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК Доверие" (далее - ООО "УК Доверие", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному унитарному предприятию города Ижевска "Ижводоканал" (далее - МУП "Ижводоканал", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 634 от 17.03.2010 г. в части изложения пунктов 2.1, 2.5, 2.8, 3.3.1, 3.4, 3.5, 4.2, 4.3, 4.5.1, 4.5.2, 4.7, 4.9, 4.10, 4.15, 4.17, 4.18, 4.20, 5.2, 6.1, 6.2, 6.7, 6.8, 7.4, 8.1, 8.2, 8.10 на основании статей 421, 422, 426, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (л.д. 4-16).
В связи с заключением сторонами 13.09.2010 г. соглашения об урегулировании разногласий по пунктам 2.1, 2.8, 4.1, 4.3, 4.7, 4.15, 4.17, 5.2, 6.1, 6.2, 6.7, 7.4, 8.10 на рассмотрение суда переданы разногласия по пунктам 2.5, 3.3.1, 3.4, 3.5, 4.2, 4.5.1, 4.5.2, 4.9, 4.10, 4.18, 4.20, 6.8, 8.1, 8.2, 8.4 договора N 634 от 17.03.2010 г.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.10.2010 г. (резолютивная часть от 06.10.2010 г., судья Н.Н.Погадаев) приняты пункты 2.5, 3.4, 3.5, 4.2, 4.20, 6.8, 8.2 договора N 634 от 17.03.2010 г. в редакции, предложенной истцом; пункты 3.3.1, 4.5.1, 4.5.2 исключены из текста договора N 634 от 17.03.2010 г.; пункты 4.9, 8.4 договора N 634 от 17.03.2010 г. приняты в редакции, предложенной ответчиком; также судом изложена редакция пункта 4.10 договора N 634 от 17.03.2010 г. (л.д. 102-114).
Истец, ООО "УК Доверие", с решением суда в части изложения редакции пункта 4.10 договора N 634 от 17.03.2010 г. не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение в данной части отменить, принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Считает, что принятая судом редакция третьего абзаца п. 4.10 противоречит ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307). Вывод суда о том, что при отсутствии общедомовых приборов учета объем отпущенной питьевой воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета противоречит п. 16 Правил N 307. Управляющая организация обязана производить расчет за потребляемый населением объем холодной воды при отсутствии в многоквартирном жилом доме коллективных (общедомовых) приборов учета водоснабжения в соответствии с Правилами N 307 и при наличии в квартирах индивидуальных приборов учета в соответствии с п. 16 Правил N 307 - по показаниям индивидуальных приборов учета. Поскольку управляющая компания не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников и пользователей помещений, расчет за полученный объем холодной воды с ресурсоснабжающей организацией ответчик должен производиться с учетом п. 16 Правил N 307.
В судебное заседание истец явку представителя не обеспечил.
Ответчик, МУП "Ижводоканал", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что принятая судом первой инстанции редакция пункта 4.10 договора N 634 от 17.03.2010 г. соответствует требованиям действующего законодательства. Предложенная истцом редакция п. 4.10 договора противоречит п. 8 Правил общего содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, пунктам 32, 33, 34 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации от 12.02.1999 г. N 167, пп. "а" п. 5, 10 пп. "в" п. 39 Правил N 306. При отсутствии приборов учета энергоресурса объем воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией по нормативам потребления коммунального ресурса, а не на основании индивидуальных приборов учета.
В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Поскольку от сторон возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ не поступило, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 634 от 17.03.2010 г. между МУП "Ижводоканал" и ООО "УК Доверие" (Абонент) возникли разногласия в части изложения условий пункта 4.10 договора.
ООО "УК Доверие" настаивает на принятии п. 4.10 договора в следующей редакции: "Предоставлять в Водоканал нарочным в письменной форме за подписью уполномоченного должностного лица, заверенной надлежащим образом, без факсимильного воспроизведения достоверные сведения об объемах потребленной воды и отведенных сточных вод, включая стоки от горячего водоснабжения, согласно показаниям средств измерений (по форме, образцу Приложения N 4 к договору).
В случае необеспечения Абонентом учета объемов холодного и горячего водоснабжения общедомовыми средствами измерений объем водоснабжения и водоотведения абонента учитывается по показаниям поквартирных приборов учета при их наличии и по нормативам при отсутствии поквартирных приборов учета.
Сведения об объемах потребления водоотведения в этом случае подаются абонентом одновременно с показаниями общедомовых средств измерений.
Срок предоставления письменных сведений по приборам учета в установленном выше порядке до 16-20 час. в следующие числа каждого отчетного месяца: 28.
Если день предоставления сведений приходится на нерабочий день, то днем предоставления письменных сведений считается ближайший за ним рабочий день".
МУП "Ижводоканал" предлагает пункт 4.10 договора N 634 от 17.03.2010 г. изложить в следующей редакции: "Предоставлять в Водоканал по адресу ул. М. Горького, 51 нарочным в письменной форме за подписью уполномоченного должностного лица, заверенной надлежащим образом, достоверные сведения об объемах полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод, в соответствии с показаниями средств измерений на объектах абонента и субабонентов за расчетный период (по форме Приложения N 4 к договору).
Срок предоставления письменных сведений об объемах водопотребления и водоотведения по приборам учета, а также сточных водах от ГВС в установленном выше порядке до 16-00 час. в следующие числа каждого отчетного месяца: 28.
Если день предоставления сведений приходится на нерабочий день, то днем предоставления письменных сведений считается ближайший за ним рабочий день.
За каждый случай не предоставления в установленный договором срок письменных сведений об объемах полученной воды и сброшенных сточных вод, в т.ч. по объектам субабонентов абонент уплачивает Водоканалу штраф в размере 100 мрот.
В случае не представления данных об объемах потребленной воды и принятых сточных вод в установленные выше сроки, количество отпущенной воды принятых сточных вод определяется по среднемесячному показателю потребления за последние шесть месяцев, предшествующих расчетному периоду, с проведением в следующем перерасчета на основании представленных данных (документальных подтверждений)".
В целях урегулирования возникших разногласий по условиям спорных пунктов договора ООО "УК Доверие" обратилось в арбитражный суд в порядке ст. 445 ГК РФ.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Решением суда первой инстанции пункт 4.10 договора N 634 от 17.03.2010 г. изложен в редакции: "Предоставлять в Водоканал нарочным в письменной форме за подписью уполномоченного должностного лица, заверенной надлежащим образом, без факсимильного воспроизведения достоверные сведения об объемах потребленной воды и отведенных сточных вод, включая стоки от горячего водоснабжения, согласно показаниям средств измерений (по форме, образцу Приложения N 4 к договору).
В случае не обеспечения Абонентом учета объемов холодного и горячего водоснабжения, учитываемого в общем объеме стоков, общедомовыми средствами измерений объем водоснабжения и водоотведения абонента определяется Водоканалом в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, исходя из нормативов потребления этих коммунальных услуг, установленных для населения.
Срок предоставления письменных сведений по приборам учета в установленном выше порядке до 16-20 час. в следующие числа каждого отчетного месяца: 28.
Если день предоставления сведений приходится на нерабочий день, то днем предоставления письменных сведений считается ближайший за ним рабочий день".
Принимая указанную редакцию, суд первой инстанции исходил из того, что действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Указанные выводы суда являются правильными, основанными на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, водой, применяются правила, предусмотренные ст. 539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 426 ГК РФ договоры энергоснабжения являются публичными договорами, по которым цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В случаях предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
Из текста договора от 17.03.2010 г. N 634 следует, что он заключается сторонами с целью поставки питьевой воды и приема сточных вод для оказания коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца.
Следовательно, к отношениям сторон в силу п. 4 ст. 426 ГК РФ должны применяться утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
В соответствии с п. 3 указанных Правил к коммунальным ресурсам отнесены холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу подп. "б" п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, определение количества тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Правилами N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, вправе давать Министерство регионального развития Российской Федерации, в связи с чем письма данного Министерства могут применяться при разрешении спорных вопросов по применению Правил, как данные в пределах установленной Постановлением Правительства Российской Федерации компетенции Министерства.
В частности разъяснения по определению объема отпущенного коммунального ресурса содержатся в письме от 02.04.2007 г. N 5709-РМ/07, от 08.08.2008 N 19624-СК/14.
Письмом Министерства регионального развития РФ от 08.08.2008 N 19624-СК/14 "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги" разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, пункту 32 Правил N 167, абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод в соответствии с пунктом 1, 34 Правил N 167.
При отсутствии указанного учета объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами (статья 544 ГК РФ), которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета воды (пункт 10, подпункт "а" пункта 5, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306). При установлении нормативов, показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются.
Довод жалобы истца о необходимости применения к отношениям сторон п. 16 Правил N 307, согласно которому при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, основан на неверном толковании норм материального права.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно п. 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В силу п. 25 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей (п. 26 Правил N 306).
В случае, когда общедомовые приборы учета на домах не установлены, отсутствует возможность определения потерь энергоресурсов в общедомовых сетях при учете показаний индивидуальных приборов учета.
Применение к отношениям между сторонами пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности, и, следовательно, возложение на ответчика ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении истца. Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между сторонами.
Таким образом, предложенная истцом редакция п. 4.10 договора не соответствует положениям Правил N 306, Правил N 307, применение которых является обязательным во взаимоотношениях сторон по снабжению питьевой водой граждан, проживающих в домах, находящихся в управлении истца.
Изложенный судом в пункте 4.10 договора от 17.03.2010 г. N 634 способ определения объема водопотребления и водоотведения соответствует положениям Правил N 306, Правил N 307.
С учетом изложенного, решение суда от 13.10.2010 г. является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит. Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.10.2010 г. по делу N А71-7206/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Л.В.ДРУЖИНИНА

Судьи
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Л.В.РУБЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)