Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, И.Б.Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Кондратьева Т.Н. - доверенность от 04.09.2012
от заинтересованных лиц: предст. Смирнова Т.Г. - доверенность N 165-11-19 от 07.12.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8219/2013) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2012 по делу N А56-55389/2012 (судья Гранова Е.А.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района"
к 1) Отделу надзорной деятельности Московского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу,
2) Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления от 07.09.2012 N 2-18-2130
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" (ОГРН 1089847179971; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Фрунзе, д. 25, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Московского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - Отдел) от 07.09.2012 N 2-18-2130 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 19.12.2012 оспариваемое постановление изменено в части штрафа, сумма которого снижена со 151000 руб. до 150000 руб., в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.12.2012 отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Отдела доводы жалобы отклонил, просил решение суда от 19.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ОНД Московского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 30.07.2012 N 2-18-807 была проведена плановая выездная проверка объекта защиты (жилого дома со встроенными помещениями), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 184.
В ходе проверки выявлены и отражены в акте от 24.08.2012 N 2-18-819 нарушения Обществом требований пожарной безопасности:
- - в лестничных клетках N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 здания жилого дома допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен (почтовые ящики, радиаторы систем отопления) на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц, что является нарушением п. 6.32* СНиП 21-01-97* (квалифицировано по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ);
- - выходы из лестничных клеток N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 здания жилого дома на чердак не оборудованы противопожарными дверьми 2-го типа, что является нарушением п. 8.4* СНиП 21-01-97* (квалифицировано по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ);
- - несущие конструкции лестничных маршей лестничных клеток не имеют требуемого предела огнестойкости (не менее R-60), что является нарушением п. 5.14* СНиП 21-01-97*, п. 7.1.2 СНиП 32-01-2003 (часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ);
- - допущено загромождение лестничного марша эвакуационной лестничной клетки N 5 автомобильной резиной, что является нарушением п. 23, 26 Правил противопожарного режима в РФ (часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ);
- - в лестничных клетках N 5 на первом этаже допущена эксплуатация светильника без защитного колпака (рассеивателя) предусмотренного конструкцией светильника, что является нарушением п. 42 Правил противопожарного режима в РФ (часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ);
- - в лестничной клетке N 8 на лестничном марше, ведущем на площадку первого этажа, допущено устройство металлических уголков (во всю длину марша) непосредственно влияющих на ухудшение свободной (беспрепятственной) эвакуации по лестничному маршу, что является нарушением п. п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ (часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ).
По факту выявленных нарушений Отдел составил в отношении Общества протоколы об административных правонарушениях от 31.08.2012 NN 2-18-2129, 2-18-2130, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ соответственно.
Постановлением от 07.09.2012 N 2-18-2130 Общество признано виновным в совершении указанных административных правонарушений с назначением наказания в виде штрафа в размере 151000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях Общества состава вмененных ему административных правонарушений, в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав представителей сторон, полагает жалобу подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Частью 4 этой же статьи Закона N 123-ФЗ (в редакции, действующей с 12.07.2012) предусмотрено, что в отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию до вступления в силу положений настоящего Закона, устанавливающих более высокие требования пожарной безопасности (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Закона), применяются ранее действовавшие требования. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования этого Закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 80 Закона N 123-ФЗ, согласно которой при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с названным Законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
Рассматриваемая плановая проверка Общества была проведена в августе 2012 года, а следовательно, на нее распространяются положения части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в новой редакции.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 4 этой же статьи КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение пунктов 5.14, 6.32 и 8.4 Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*).
В пункте 5.14 СНиП 21-01-97* определены типы противопожарных преград в зависимости от огнестойкости их ограждающей части в соответствии с таблицами 1 2, 3. Согласно таблице 1 перекрытия 2-го типа пожарных преград должны иметь предел огнестойкости противопожарной преграды не менее REI 60.
Согласно пункту 6.32* СНиП 21-01-97* в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
В соответствии пунктом 8.4* СНиП 21-01-97* выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ СНиП 21-01-97* не может применяться в отношении объекта защиты, введенного в эксплуатацию в 1952 году (данное обстоятельство административным органом не опровергнуто), поскольку доказательств изменения функционального назначения многоквартирного дома, его капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения Отделом в материалы дела не представлено, в ходе выездной плановой проверки эти обстоятельства проверяющими не исследовались и не устанавливались.
Установив в ходе проверки, что несущие конструкции лестничных маршей лестничных клеток не имеют требуемого предела огнестойкости (не менее R-60), Отдел ссылается в постановлении не только на нарушение п. 5.14* СНиП 21-01-97*, но также и на нарушение п. 7.1.2 СНиП 32-01-2003. Вместе с тем, нарушений Обществом данного пункта СНиП 32-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" Отделом не установлено (возможно, административным органом допущена опечатка в номере СНиП - 31-01-2003?, так как именно раздел 7 СНиП 31-01-2003 устанавливает требуемый предел огнестойкости по признаку R для различных конструкций жилых домов, а именно, пункты 7.1.4 - 7.1.15).
Кроме того, СНиП 31-01-2003 "Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Здания жилые многоквартирные", а также СНиП 2.08.01.-89* (взамен которого принят СНиП 31-01-2003) также не могут быть применены в отношении спорного объекта защиты, на что прямо указано в разделе "Введение" СНиП 31-01-2003 - "Многоквартирные жилые дома, начатые строительством по проектной документации, разработанной и утвержденной до 1 января 2004 г., могут строиться и вводиться в эксплуатацию без корректировки проектной документации в соответствии с требованиями настоящих норм и правил".
Обществу также вменяется нарушение пунктов 23, 33, 36 и 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 23 Правил на объектах запрещается, в том числе, устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Согласно пункту 33 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается (пункт 36 Правил):
- устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
В соответствии с пунктом 42 Правил запрещается, в том числе, обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Наличие на лестничной клетке N 5 автомобильной резины, эксплуатация одного светильника со снятым колпаком и без рассеивателя (на первом этаже лестничной клетки N 5), а также установка на первом этаже лестничной клетки N 8 металлического пандуса (как, утверждает представитель Общества, пандус установлен жильцами кв. 100 для детских колясок и инвалидов) подтверждается материалами дела и не опровергнуто Обществом в ходе проверки. Более того, после получения предписания Общество предприняло все необходимые действия для устранения данных нарушений, что подтверждается представленными в материалы дела Актами и предписаниями, выданными жильцам дома (л.д. 45-49).
Таким образом, правонарушения, ответственность за которые установлена частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, административным органом доказаны, исключение части эпизодов, установленных в ходе проверки, на квалификацию правонарушения в целом не повлияло.
Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен с учетом пункта 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 11 и 16 Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Общество является лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, на что правомерно указал суд первой инстанции.
Неуведомление саморегулируемой организации о проведении плановой выездной проверки в силу статьи 20 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..." не является основанием для признания незаконными результатов проверки.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Суд апелляционной инстанции с учетом характера допущенных Обществом правонарушений, степени их общественной опасности, устранения нарушений сразу же в ходе проверки, а также учитывая официальное толкование по применению положений статьи 2.9 КоАП РФ, данное в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, учитывая также позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях N 349-О от 05.11.2003 и от 09.04.2003 N 116-О о соразмерности и справедливости наказания, считает возможным в рассматриваемом случае применять статью 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, что в силу положений части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявления Общества.
В силу части 5 статьи 30.2 КоАП РФ и части 4 статьи 208 АПК РФ не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа, в связи с чем на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей по платежному поручению N 203 от 22.01.2013 подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 декабря 2012 года по делу N А56-55389/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 07.09.2012 N 2-18-2130 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" к административной ответственности по части 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 2000 рублей, уплаченную платежным поручением N 203 от 22.01.2013.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.07.2013 ПО ДЕЛУ N А56-55389/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. по делу N А56-55389/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, И.Б.Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Кондратьева Т.Н. - доверенность от 04.09.2012
от заинтересованных лиц: предст. Смирнова Т.Г. - доверенность N 165-11-19 от 07.12.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8219/2013) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2012 по делу N А56-55389/2012 (судья Гранова Е.А.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района"
к 1) Отделу надзорной деятельности Московского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу,
2) Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления от 07.09.2012 N 2-18-2130
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" (ОГРН 1089847179971; место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Фрунзе, д. 25, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Московского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - Отдел) от 07.09.2012 N 2-18-2130 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 19.12.2012 оспариваемое постановление изменено в части штрафа, сумма которого снижена со 151000 руб. до 150000 руб., в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.12.2012 отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Отдела доводы жалобы отклонил, просил решение суда от 19.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ОНД Московского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 30.07.2012 N 2-18-807 была проведена плановая выездная проверка объекта защиты (жилого дома со встроенными помещениями), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 184.
В ходе проверки выявлены и отражены в акте от 24.08.2012 N 2-18-819 нарушения Обществом требований пожарной безопасности:
- - в лестничных клетках N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 здания жилого дома допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен (почтовые ящики, радиаторы систем отопления) на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц, что является нарушением п. 6.32* СНиП 21-01-97* (квалифицировано по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ);
- - выходы из лестничных клеток N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 здания жилого дома на чердак не оборудованы противопожарными дверьми 2-го типа, что является нарушением п. 8.4* СНиП 21-01-97* (квалифицировано по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ);
- - несущие конструкции лестничных маршей лестничных клеток не имеют требуемого предела огнестойкости (не менее R-60), что является нарушением п. 5.14* СНиП 21-01-97*, п. 7.1.2 СНиП 32-01-2003 (часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ);
- - допущено загромождение лестничного марша эвакуационной лестничной клетки N 5 автомобильной резиной, что является нарушением п. 23, 26 Правил противопожарного режима в РФ (часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ);
- - в лестничных клетках N 5 на первом этаже допущена эксплуатация светильника без защитного колпака (рассеивателя) предусмотренного конструкцией светильника, что является нарушением п. 42 Правил противопожарного режима в РФ (часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ);
- - в лестничной клетке N 8 на лестничном марше, ведущем на площадку первого этажа, допущено устройство металлических уголков (во всю длину марша) непосредственно влияющих на ухудшение свободной (беспрепятственной) эвакуации по лестничному маршу, что является нарушением п. п. 33, 36 Правил противопожарного режима в РФ (часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ).
По факту выявленных нарушений Отдел составил в отношении Общества протоколы об административных правонарушениях от 31.08.2012 NN 2-18-2129, 2-18-2130, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ соответственно.
Постановлением от 07.09.2012 N 2-18-2130 Общество признано виновным в совершении указанных административных правонарушений с назначением наказания в виде штрафа в размере 151000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях Общества состава вмененных ему административных правонарушений, в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав представителей сторон, полагает жалобу подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Частью 4 этой же статьи Закона N 123-ФЗ (в редакции, действующей с 12.07.2012) предусмотрено, что в отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию до вступления в силу положений настоящего Закона, устанавливающих более высокие требования пожарной безопасности (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Закона), применяются ранее действовавшие требования. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования этого Закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 80 Закона N 123-ФЗ, согласно которой при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с названным Законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
Рассматриваемая плановая проверка Общества была проведена в августе 2012 года, а следовательно, на нее распространяются положения части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в новой редакции.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 4 этой же статьи КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение пунктов 5.14, 6.32 и 8.4 Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*).
В пункте 5.14 СНиП 21-01-97* определены типы противопожарных преград в зависимости от огнестойкости их ограждающей части в соответствии с таблицами 1 2, 3. Согласно таблице 1 перекрытия 2-го типа пожарных преград должны иметь предел огнестойкости противопожарной преграды не менее REI 60.
Согласно пункту 6.32* СНиП 21-01-97* в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
В соответствии пунктом 8.4* СНиП 21-01-97* выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ СНиП 21-01-97* не может применяться в отношении объекта защиты, введенного в эксплуатацию в 1952 году (данное обстоятельство административным органом не опровергнуто), поскольку доказательств изменения функционального назначения многоквартирного дома, его капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения Отделом в материалы дела не представлено, в ходе выездной плановой проверки эти обстоятельства проверяющими не исследовались и не устанавливались.
Установив в ходе проверки, что несущие конструкции лестничных маршей лестничных клеток не имеют требуемого предела огнестойкости (не менее R-60), Отдел ссылается в постановлении не только на нарушение п. 5.14* СНиП 21-01-97*, но также и на нарушение п. 7.1.2 СНиП 32-01-2003. Вместе с тем, нарушений Обществом данного пункта СНиП 32-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" Отделом не установлено (возможно, административным органом допущена опечатка в номере СНиП - 31-01-2003?, так как именно раздел 7 СНиП 31-01-2003 устанавливает требуемый предел огнестойкости по признаку R для различных конструкций жилых домов, а именно, пункты 7.1.4 - 7.1.15).
Кроме того, СНиП 31-01-2003 "Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Здания жилые многоквартирные", а также СНиП 2.08.01.-89* (взамен которого принят СНиП 31-01-2003) также не могут быть применены в отношении спорного объекта защиты, на что прямо указано в разделе "Введение" СНиП 31-01-2003 - "Многоквартирные жилые дома, начатые строительством по проектной документации, разработанной и утвержденной до 1 января 2004 г., могут строиться и вводиться в эксплуатацию без корректировки проектной документации в соответствии с требованиями настоящих норм и правил".
Обществу также вменяется нарушение пунктов 23, 33, 36 и 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 23 Правил на объектах запрещается, в том числе, устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Согласно пункту 33 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается (пункт 36 Правил):
- устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
В соответствии с пунктом 42 Правил запрещается, в том числе, обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Наличие на лестничной клетке N 5 автомобильной резины, эксплуатация одного светильника со снятым колпаком и без рассеивателя (на первом этаже лестничной клетки N 5), а также установка на первом этаже лестничной клетки N 8 металлического пандуса (как, утверждает представитель Общества, пандус установлен жильцами кв. 100 для детских колясок и инвалидов) подтверждается материалами дела и не опровергнуто Обществом в ходе проверки. Более того, после получения предписания Общество предприняло все необходимые действия для устранения данных нарушений, что подтверждается представленными в материалы дела Актами и предписаниями, выданными жильцам дома (л.д. 45-49).
Таким образом, правонарушения, ответственность за которые установлена частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, административным органом доказаны, исключение части эпизодов, установленных в ходе проверки, на квалификацию правонарушения в целом не повлияло.
Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, штраф назначен с учетом пункта 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу положений части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 11 и 16 Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Общество является лицом, обязанным предпринимать меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, на что правомерно указал суд первой инстанции.
Неуведомление саморегулируемой организации о проведении плановой выездной проверки в силу статьи 20 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..." не является основанием для признания незаконными результатов проверки.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Суд апелляционной инстанции с учетом характера допущенных Обществом правонарушений, степени их общественной опасности, устранения нарушений сразу же в ходе проверки, а также учитывая официальное толкование по применению положений статьи 2.9 КоАП РФ, данное в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, учитывая также позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях N 349-О от 05.11.2003 и от 09.04.2003 N 116-О о соразмерности и справедливости наказания, считает возможным в рассматриваемом случае применять статью 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, что в силу положений части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявления Общества.
В силу части 5 статьи 30.2 КоАП РФ и части 4 статьи 208 АПК РФ не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа, в связи с чем на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей по платежному поручению N 203 от 22.01.2013 подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 декабря 2012 года по делу N А56-55389/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 07.09.2012 N 2-18-2130 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" к административной ответственности по части 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Московского района" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 2000 рублей, уплаченную платежным поручением N 203 от 22.01.2013.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)