Судебные решения, арбитраж
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска: Денисюк А.А., представитель по доверенности от 24.06.2013 N 1.1.27-113;
- от товарищества собственников жилья "Тихий дом": Рязанцева Ю.С., представитель по доверенности от 04.04.2013, Попадьин Е.Н., представитель по доверенности от 18.12.2013;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска
на решение от 30.07.2013
по делу N А73-4898/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска
к товариществу собственников жилья "Тихий дом"
о возложении обязанности по исполнению предписания
установил:
управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска (далее - уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к товариществу собственников жилья "Тихий дом" (ОГРН 1122722004272, далее - ТСЖ) о возложении обязанности по исполнению предписания от 01.03.2013 N 9.1-18/638.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2013 по делу N А73-4898/2013 в удовлетворении заявленных уполномоченным органом требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, уполномоченный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.07.2013 по делу N А73-4898/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы уполномоченный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ТСЖ против доводов апелляционной жалобы уполномоченного органа возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2013 по делу N А73-4898/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу уполномоченного органа - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом на основании приказа от 04.02.2013 N 10 проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ, по результатам проведения которой установлены нарушения, отраженные в акте проверки от 01.03.2013 N 2.
ТСЖ выдано предписание от 01.03.2013 N 9.1-18/638, в соответствии с которым оно обязано в срок до 01.04.2013: отозвать доверенность, выданную в соответствии с протоколом заседания правления ТСЖ от 24.10.2012 N 8 на имя Попадьина Е.Н. в связи с ее несоответствием пункту 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), обратиться с заявлением об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о том, что Попадьин Е.Н. имеет право действовать от имени ТСЖ "Тихий дом" без доверенности, реестр членов ТСЖ привести в соответствии с положениями статьи 143 ЖК РФ, размесить информацию о деятельности ТСЖ на официальном сайте в сети Интернет в объеме и порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", предоставить общему собранию членов ТСЖ для рассмотрения правила внутреннего распорядка в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, предоставить на рассмотрение общему собранию членов ТСЖ порядок образования резервного фонда, его использования, предоставить на рассмотрение и утверждение общего собрания членов ТСЖ годовой план содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома на 2013 год, организовать проведение общего собрания собственников помещений, вынести на рассмотрение общего собрания членов ТСЖ вопрос о внесении изменений в устав ТСЖ с целью приведения пункта 10.5 Устава ТСЖ в соответствие с пунктом 5 статьи 146 ЖК РФ.
Предписание в установленный срок ТСЖ частично не исполнено, в связи с чем, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд. Согласно доводам, изложенным в заявлении, избранный им способ защиты и восстановления нарушенного права является надлежащим, поскольку заявлен в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с заявленными требованиями уполномоченный орган просит суд отозвать доверенность, выданную в соответствии с протоколом заседания правления ТСЖ от 24.10.2012 N 8, на имя Попадьина Е.Н. в связи с ее несоответствием пункту 3.1 статьи 147 ЖК РФ, обратиться с заявлением об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о том, что Попадьин Е.Н. имеет право действовать от имени ТСЖ без доверенности, реестр членов ТСЖ привести в соответствие положениям пункта 4 статьи 143 ЖК РФ, вынести на рассмотрение общего собрания членов ТСЖ вопрос о внесении изменений в устав ТСЖ с целью приведения пункта 10.5 устава ТСЖ в соответствие с пунктом 5 статьи 146 ЖК РФ.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных уполномоченным органом требований. Суд апелляционной инстанции признает вывод обоснованным исходя из следующего.
В силу положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.
Статьей 20 ЖК РФ установлено, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления администрации города Хабаровска от 11.01.2013 N 61 "Об утверждении положения о порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа "Город Хабаровск", муниципальный жилищный контроль на территории городского округа "Город Хабаровск" осуществляется уполномоченным органом администрации города Хабаровска - управлением жилищно-коммунального хозяйства.
Частью 6 статьи 20 ЖК РФ установлено, что органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения. На основании изложенного, суд второй инстанции считает, что в случае установления факта неисполнения законных предписаний органы муниципального жилищного контроля уполномочены на совершение определенного перечня действий публично-правового характера.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о том, что уполномоченный орган выбрал ненадлежащий способ защиты и восстановления нарушенного права, на том основании, что обязание ТСЖ в судебном порядке исполнить являющееся в силу закона обязательным к исполнению предписание уполномоченного органа, действующим законодательством не предусмотрено.
Судом второй инстанции установлено, что действий по принудительному исполнению предписания от 01.03.2013 N 9.1-18/638 к ТСЖ уполномоченный орган не предпринимал, доказательств невозможности принятия мер публично-правового характера в части побуждения ответчика к исполнению предписания, носящего обязательный характер, в материалы дела не представлено.
Довод жалобы уполномоченного органа о неприменении судом положений об аналогии закона и права, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный. В апелляционной жалобе, в судебном заседании представитель администрации не сослался на конкретную норму права, которую должен был применить, но не применил суд.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2013 по делу N А73-4898/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2013 N 06АП-5014/2013 ПО ДЕЛУ N А73-4898/2013
Разделы:Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2013 г. N 06АП-5014/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска: Денисюк А.А., представитель по доверенности от 24.06.2013 N 1.1.27-113;
- от товарищества собственников жилья "Тихий дом": Рязанцева Ю.С., представитель по доверенности от 04.04.2013, Попадьин Е.Н., представитель по доверенности от 18.12.2013;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска
на решение от 30.07.2013
по делу N А73-4898/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска
к товариществу собственников жилья "Тихий дом"
о возложении обязанности по исполнению предписания
установил:
управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска (далее - уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к товариществу собственников жилья "Тихий дом" (ОГРН 1122722004272, далее - ТСЖ) о возложении обязанности по исполнению предписания от 01.03.2013 N 9.1-18/638.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2013 по делу N А73-4898/2013 в удовлетворении заявленных уполномоченным органом требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, уполномоченный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.07.2013 по делу N А73-4898/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы уполномоченный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ТСЖ против доводов апелляционной жалобы уполномоченного органа возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2013 по делу N А73-4898/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу уполномоченного органа - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом на основании приказа от 04.02.2013 N 10 проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ, по результатам проведения которой установлены нарушения, отраженные в акте проверки от 01.03.2013 N 2.
ТСЖ выдано предписание от 01.03.2013 N 9.1-18/638, в соответствии с которым оно обязано в срок до 01.04.2013: отозвать доверенность, выданную в соответствии с протоколом заседания правления ТСЖ от 24.10.2012 N 8 на имя Попадьина Е.Н. в связи с ее несоответствием пункту 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), обратиться с заявлением об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о том, что Попадьин Е.Н. имеет право действовать от имени ТСЖ "Тихий дом" без доверенности, реестр членов ТСЖ привести в соответствии с положениями статьи 143 ЖК РФ, размесить информацию о деятельности ТСЖ на официальном сайте в сети Интернет в объеме и порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", предоставить общему собранию членов ТСЖ для рассмотрения правила внутреннего распорядка в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, предоставить на рассмотрение общему собранию членов ТСЖ порядок образования резервного фонда, его использования, предоставить на рассмотрение и утверждение общего собрания членов ТСЖ годовой план содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома на 2013 год, организовать проведение общего собрания собственников помещений, вынести на рассмотрение общего собрания членов ТСЖ вопрос о внесении изменений в устав ТСЖ с целью приведения пункта 10.5 Устава ТСЖ в соответствие с пунктом 5 статьи 146 ЖК РФ.
Предписание в установленный срок ТСЖ частично не исполнено, в связи с чем, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд. Согласно доводам, изложенным в заявлении, избранный им способ защиты и восстановления нарушенного права является надлежащим, поскольку заявлен в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с заявленными требованиями уполномоченный орган просит суд отозвать доверенность, выданную в соответствии с протоколом заседания правления ТСЖ от 24.10.2012 N 8, на имя Попадьина Е.Н. в связи с ее несоответствием пункту 3.1 статьи 147 ЖК РФ, обратиться с заявлением об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о том, что Попадьин Е.Н. имеет право действовать от имени ТСЖ без доверенности, реестр членов ТСЖ привести в соответствие положениям пункта 4 статьи 143 ЖК РФ, вынести на рассмотрение общего собрания членов ТСЖ вопрос о внесении изменений в устав ТСЖ с целью приведения пункта 10.5 устава ТСЖ в соответствие с пунктом 5 статьи 146 ЖК РФ.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных уполномоченным органом требований. Суд апелляционной инстанции признает вывод обоснованным исходя из следующего.
В силу положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.
Статьей 20 ЖК РФ установлено, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления администрации города Хабаровска от 11.01.2013 N 61 "Об утверждении положения о порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа "Город Хабаровск", муниципальный жилищный контроль на территории городского округа "Город Хабаровск" осуществляется уполномоченным органом администрации города Хабаровска - управлением жилищно-коммунального хозяйства.
Частью 6 статьи 20 ЖК РФ установлено, что органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения. На основании изложенного, суд второй инстанции считает, что в случае установления факта неисполнения законных предписаний органы муниципального жилищного контроля уполномочены на совершение определенного перечня действий публично-правового характера.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о том, что уполномоченный орган выбрал ненадлежащий способ защиты и восстановления нарушенного права, на том основании, что обязание ТСЖ в судебном порядке исполнить являющееся в силу закона обязательным к исполнению предписание уполномоченного органа, действующим законодательством не предусмотрено.
Судом второй инстанции установлено, что действий по принудительному исполнению предписания от 01.03.2013 N 9.1-18/638 к ТСЖ уполномоченный орган не предпринимал, доказательств невозможности принятия мер публично-правового характера в части побуждения ответчика к исполнению предписания, носящего обязательный характер, в материалы дела не представлено.
Довод жалобы уполномоченного органа о неприменении судом положений об аналогии закона и права, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный. В апелляционной жалобе, в судебном заседании представитель администрации не сослался на конкретную норму права, которую должен был применить, но не применил суд.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2013 по делу N А73-4898/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)