Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Любченко И.С., Подвального И.О., при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Кольцовой Е.А. (доверенность от 13.09.2013), рассмотрев 02.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2013 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 (судьи Борисова Г.В., Есипова О.И., Лопато И.Б.) по делу N А56-11953/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка", место нахождения: Москва, Суворовская площадь, дом 2, строение 3; основной государственный регистрационный номер 1097746264219 (далее - Общество, ОАО "Славянка"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 88-90, литера А; основной государственный регистрационный номер 1037867000115 (далее - ГЖИ, Инспекция), от 06.02.2013 N 299/13 о привлечении Общества к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 273-70) в виде взыскания 250 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 08.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.07.2013, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления Инспекции. По мнению подателя жалобы, нарушения, зафиксированные в акте проверки, не соответствуют тем нарушениям, которые установлены в оспариваемом постановлении. Кроме того, Общество считает, что представленные в материалы дела фотоматериалы ненадлежащими доказательствами по делу.
В судебном заседании представитель ГЖИ просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 15.12.2012 Инспекция провела проверку соблюдения Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила N 1334), в домах, находящихся в управлении ОАО "Славянка", по следующим адресам: город Ломоносов: улица Михайловская, дома 22 и 47; улица Новгородская, дом 9; улица Лесная, дом 38; улица Александровская, дом 24а; Жилой городок 15, дома 37, 44, 46, 47 и 37; улица Центральная, дом 12; улица Госпитальная, дома 1а, 2, 5, 8, 10 и 11; город Петергоф: улица Аврова, дом 3, литера Л.
Проверка проводилась в присутствии начальника РЭУ N 03 филиала "Ленинский" ОАО "Славянка".
По результатам проверки ГЖИ составила акт от 14.12.2012 N 01/480 с приложением фотоматериалов, в котором зафиксировано, что:
- - не произведена очистка кровли зданий от снега и наледи по адресам: город Ломоносов, улица Михайловская, дома 22 и 47; улица Новгородская, дом 9; улица Лесная, дом 38; улица Александровская, дом 24а; Жилой городок 15, дома 37, 44, 46 и 47; улица Центральная, дом 12; улица Госпитальная, дома 2, 5, 8 и 11; город Петергоф, улица Аврова, дом 3, литера Л (нарушение пункта 5.13 Правил N 1334);
- - не произведена уборка снега от стен здания по адресам: город Ломоносов, улица Михайловская, дома 22 и 47; улица Лесная, дом 38, улица Александровская, дом 24а; Жилой городок 15, дома 37, 44, 46 и 47; улица Центральная, дом 12; улица Госпитальная, дома 1а, 5, 8, 10 и 11 (нарушение пункта 5.15.2 Правил N 1334);
- - не произведены работы по очистке дворовых территорий от снега по адресам: город Ломоносов, улица Михайловская, дома 22 и 47; улица Новгородская, дом 9; улица Лесная, дом 38; Жилой городок 15, дома 37, 44 и 47; улица Центральная, дом 12; улица Госпитальная, дома 8 и 11 (нарушение пункта 5.7 Правил N 1334).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ОАО "Славянка" в присутствии его представителя протокола об административном правонарушении от 28.01.2013 N 01/480, действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 23 Закона СПб N 273-70.
На основании материалов административного дела заместитель начальника Инспекции вынес постановление от 14.02.2013 по делу об административном правонарушении N 404/13 о привлечении ОАО "Славянка" к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона СПб N 273-70 в виде штрафа в размере 250 000 руб. за нарушение пунктов 5.7, 5.13 и 5.15.2 Правил N 1334.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования, признав доказанным состав вмененного Обществу правонарушения. При этом суды не установил совершения Инспекцией процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70 нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом в силу пункта 2.1. Правил N 1334 объектами благоустройства являются, в том числе фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные антенные устройства и радиоэлектронные средства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток.
В разделе 1 Правил N 1334 определено, что данные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.
Пунктом 5.1 Правил N 1334 предусмотрено, что с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
В силу пункта 5.2 Правил N 1334 зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований. Зимняя уборка предусматривает дополнительные требования по уборке в установленный период времени и не снимает с хозяйствующих субъектов обязанности производить уборку территорий объектов от мусора, иных загрязнений.
Удаление гололеда и скользкости производится путем обработки покрытий тротуаров и проезжей части автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий противогололедными материалами (пункт 5.2.1 Правил N 1334).
Удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения в специально оборудованных местах (пункт 5.2.2 Правил N 1334).
В соответствии с пунктом 5.3 Правил N 1334 сгребание и подметание снега с тротуаров и проезжей части улиц и автомобильных дорог начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м.
Согласно пункту 5.7 Правил N 1334 снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз.
В силу пункта 5.13 Правил N 1334 для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.
Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 названных Правил. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов владельцами этих объектов или иными автотранспортными организациями на основе заключенных договоров. Владельцы объектов, производящие сброс снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на очищенные объекты улично-дорожной сети (тротуары и проезжую часть), должны обеспечивать зачистку до асфальта территорий, на которые сбрасывается снег, в течение трех часов после сброса снега.
Согласно пункту 5.15.2 Правил N 1334 при производстве зимней уборки запрещается сдвигание снега к стенам зданий и сооружений.
Управление многоквартирными домами, в которых зафиксированы нарушения вышеназванных Правил, осуществляет ОАО "Славянка".
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Таким образом, именно на Общество возложена обязанность по очистке кровли здания от снега, наледи и сосулек, очистке дворовых территорий от снега, а также недопущению сдвигания снега к стенам зданий и сооружений в соответствии с пунктами 5.7, 5.13 и 5.15.2 Правил N 1334.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт нарушения Обществом правил уборки, обеспечения чистоты и порядка в зимний период на находящейся в его управлении территории.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом достаточных мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "Славянка" состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Довод подателя жалобы о том, что количество пунктов выявленных нарушений по акту проверки от 15.12.2012 не соответствует количеству нарушений, отраженных в оспариваемом постановлении, является несостоятельным. В данном случае суть выявленных нарушений в акте проверки и в постановлении о привлечении к административной ответственности не изменилась; при этом в оспариваемом постановлении лишь уточнены пункты Правил, которые были нарушены заявителем.
Кассационная инстанция отклоняет довод Общества о том, что имеющиеся в деле фотоматериалы являются ненадлежащими доказательствами. Данный вид доказательств исследован и оценен судами двух инстанций, которые в совокупности с другими материалами признали доказанным состав правонарушения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу N А56-11953/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ
Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2013 ПО ДЕЛУ N А56-11953/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. по делу N А56-11953/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Любченко И.С., Подвального И.О., при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Кольцовой Е.А. (доверенность от 13.09.2013), рассмотрев 02.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2013 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 (судьи Борисова Г.В., Есипова О.И., Лопато И.Б.) по делу N А56-11953/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка", место нахождения: Москва, Суворовская площадь, дом 2, строение 3; основной государственный регистрационный номер 1097746264219 (далее - Общество, ОАО "Славянка"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 88-90, литера А; основной государственный регистрационный номер 1037867000115 (далее - ГЖИ, Инспекция), от 06.02.2013 N 299/13 о привлечении Общества к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 273-70) в виде взыскания 250 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 08.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.07.2013, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления Инспекции. По мнению подателя жалобы, нарушения, зафиксированные в акте проверки, не соответствуют тем нарушениям, которые установлены в оспариваемом постановлении. Кроме того, Общество считает, что представленные в материалы дела фотоматериалы ненадлежащими доказательствами по делу.
В судебном заседании представитель ГЖИ просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 15.12.2012 Инспекция провела проверку соблюдения Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила N 1334), в домах, находящихся в управлении ОАО "Славянка", по следующим адресам: город Ломоносов: улица Михайловская, дома 22 и 47; улица Новгородская, дом 9; улица Лесная, дом 38; улица Александровская, дом 24а; Жилой городок 15, дома 37, 44, 46, 47 и 37; улица Центральная, дом 12; улица Госпитальная, дома 1а, 2, 5, 8, 10 и 11; город Петергоф: улица Аврова, дом 3, литера Л.
Проверка проводилась в присутствии начальника РЭУ N 03 филиала "Ленинский" ОАО "Славянка".
По результатам проверки ГЖИ составила акт от 14.12.2012 N 01/480 с приложением фотоматериалов, в котором зафиксировано, что:
- - не произведена очистка кровли зданий от снега и наледи по адресам: город Ломоносов, улица Михайловская, дома 22 и 47; улица Новгородская, дом 9; улица Лесная, дом 38; улица Александровская, дом 24а; Жилой городок 15, дома 37, 44, 46 и 47; улица Центральная, дом 12; улица Госпитальная, дома 2, 5, 8 и 11; город Петергоф, улица Аврова, дом 3, литера Л (нарушение пункта 5.13 Правил N 1334);
- - не произведена уборка снега от стен здания по адресам: город Ломоносов, улица Михайловская, дома 22 и 47; улица Лесная, дом 38, улица Александровская, дом 24а; Жилой городок 15, дома 37, 44, 46 и 47; улица Центральная, дом 12; улица Госпитальная, дома 1а, 5, 8, 10 и 11 (нарушение пункта 5.15.2 Правил N 1334);
- - не произведены работы по очистке дворовых территорий от снега по адресам: город Ломоносов, улица Михайловская, дома 22 и 47; улица Новгородская, дом 9; улица Лесная, дом 38; Жилой городок 15, дома 37, 44 и 47; улица Центральная, дом 12; улица Госпитальная, дома 8 и 11 (нарушение пункта 5.7 Правил N 1334).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ОАО "Славянка" в присутствии его представителя протокола об административном правонарушении от 28.01.2013 N 01/480, действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 23 Закона СПб N 273-70.
На основании материалов административного дела заместитель начальника Инспекции вынес постановление от 14.02.2013 по делу об административном правонарушении N 404/13 о привлечении ОАО "Славянка" к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона СПб N 273-70 в виде штрафа в размере 250 000 руб. за нарушение пунктов 5.7, 5.13 и 5.15.2 Правил N 1334.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования, признав доказанным состав вмененного Обществу правонарушения. При этом суды не установил совершения Инспекцией процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70 нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом в силу пункта 2.1. Правил N 1334 объектами благоустройства являются, в том числе фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные антенные устройства и радиоэлектронные средства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток.
В разделе 1 Правил N 1334 определено, что данные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.
Пунктом 5.1 Правил N 1334 предусмотрено, что с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
В силу пункта 5.2 Правил N 1334 зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований. Зимняя уборка предусматривает дополнительные требования по уборке в установленный период времени и не снимает с хозяйствующих субъектов обязанности производить уборку территорий объектов от мусора, иных загрязнений.
Удаление гололеда и скользкости производится путем обработки покрытий тротуаров и проезжей части автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий противогололедными материалами (пункт 5.2.1 Правил N 1334).
Удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения в специально оборудованных местах (пункт 5.2.2 Правил N 1334).
В соответствии с пунктом 5.3 Правил N 1334 сгребание и подметание снега с тротуаров и проезжей части улиц и автомобильных дорог начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м.
Согласно пункту 5.7 Правил N 1334 снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз.
В силу пункта 5.13 Правил N 1334 для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.
Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 названных Правил. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов владельцами этих объектов или иными автотранспортными организациями на основе заключенных договоров. Владельцы объектов, производящие сброс снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на очищенные объекты улично-дорожной сети (тротуары и проезжую часть), должны обеспечивать зачистку до асфальта территорий, на которые сбрасывается снег, в течение трех часов после сброса снега.
Согласно пункту 5.15.2 Правил N 1334 при производстве зимней уборки запрещается сдвигание снега к стенам зданий и сооружений.
Управление многоквартирными домами, в которых зафиксированы нарушения вышеназванных Правил, осуществляет ОАО "Славянка".
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Таким образом, именно на Общество возложена обязанность по очистке кровли здания от снега, наледи и сосулек, очистке дворовых территорий от снега, а также недопущению сдвигания снега к стенам зданий и сооружений в соответствии с пунктами 5.7, 5.13 и 5.15.2 Правил N 1334.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт нарушения Обществом правил уборки, обеспечения чистоты и порядка в зимний период на находящейся в его управлении территории.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом достаточных мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "Славянка" состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Довод подателя жалобы о том, что количество пунктов выявленных нарушений по акту проверки от 15.12.2012 не соответствует количеству нарушений, отраженных в оспариваемом постановлении, является несостоятельным. В данном случае суть выявленных нарушений в акте проверки и в постановлении о привлечении к административной ответственности не изменилась; при этом в оспариваемом постановлении лишь уточнены пункты Правил, которые были нарушены заявителем.
Кассационная инстанция отклоняет довод Общества о том, что имеющиеся в деле фотоматериалы являются ненадлежащими доказательствами. Данный вид доказательств исследован и оценен судами двух инстанций, которые в совокупности с другими материалами признали доказанным состав правонарушения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу N А56-11953/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ
Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)