Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах": Новомодной Я.В., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 03;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
на решение от 10 января 2013 года
по делу N А73-13188/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (далее - МУП г. Хабаровска "УО МКД", управляющая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления N 501/12-Ю от 31.08.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Оспаривая привлечение к административной ответственности, заявитель ссылается на малозначительность выявленных нарушений. При этом не оспаривает состав административного правонарушения, установленный административным органом.
Решением арбитражного суда от 10 января 2013 года заявителю в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП г. Хабаровска "УО МКД" просило судебный акт отменить, ссылаясь на доводы, приведенные ранее в суде первой инстанции.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управляющей организации настаивал на отмене обжалуемого судебного акта и применении положения о малозначительности правонарушения.
Представитель Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края участие в рассмотрении апелляционной жалобы не принимал, письменный отзыв не представил.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 17.08.2012 по результатам проверки Прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска соблюдения прав граждан и исполнения законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, выявлены нарушения МУП г. Хабаровска "УО МКД" требований Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт, Стандарт раскрытия информации).
Так, установлено, что в сети Интернет имеется сайт МУП г. Хабаровска "УО МКД" - www.uo-mkd.gkh-khv.ru, на котором размещены сведения о деятельности МУП г. Хабаровска "УО МКД" по управлению многоквартирными домами, расположенными в Краснофлотском районе г. Хабаровска.
В отношении МУП г. Хабаровска "УО МКД" 17.08.2012 прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска Третьяк Н.Н., в присутствии представителя организации, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены для принятия решения в уполномоченный орган - Государственную жилищную инспекцию Правительства Хабаровского края, постановлением которого от 31.08.2012 N 501/12-Ю МУП г. Хабаровска "УО МКД" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Юридическое лицо, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, привлечено к административной ответственности в отсутствие законного представителя.
Оспаривая законность постановления от 31.08.2012 N 501/12-Ю, МУП г. Хабаровска "УО МКД" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, заявив о малозначительности правонарушения.
Принимая решение об отказе заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях управляющей компании установлены признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, факт административного правонарушения и вина юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. При этом суд счел, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку в результате действий (бездействий) заявителя были нарушены права и законные интересы потребителей на получение полной и достоверной информации о предоставляемом товаре, услуге, деятельности управляющей организации. Административное наказание назначено правонарушителю в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в минимальном размере.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части десятой статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно пункту 1 Стандарта раскрытия информации данный Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы (пункт 3 Стандарта раскрытия информации).
Управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (пункт 5).
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 9, пункт 9 (2)).
Сведения, указанные в подпункте "а" пункта 9 и пункте 9 (1) настоящего документа, размещаются в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, а при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих в том числе подпись указанных руководителей и печать организаций.
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом (подпункт "б" пункта 10).
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (подпункт "б" пункта 11).
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) (пункт 13).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что МУП г. Хабаровска "УО МКД" в нарушение требований Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, в полной мере не приняты меры к обеспечению раскрытия информации о своей деятельности в сфере управления многоквартирными домами, расположенными на территории Краснофлотского района г. Хабаровска.
Так, установлено, что ссылки, расположенные на сайте управляющей организации не соответствуют пунктам и подпунктам Стандарта раскрытия информации, то есть, расположены в ином порядке, количестве и последовательности, в связи с чем, заинтересованным лицам ограничен доступ к необходимой информации, предусмотренной Стандартом; в нарушение пункта 9 и пункта 9 (2) Стандарта раскрытия информации - сведения о бухгалтерском балансе не соответствуют требованиям Стандарта, поскольку отсутствуют приложения к бухгалтерскому балансу, а также сведения о бухгалтерской отчетности размещены не в виде копий бухгалтерского баланса и приложений к нему, отсутствует подпись руководителя управляющей организации и печать этой организации; услуги, предусмотренные подпунктом "б" пункта 10 Стандарта раскрытия информации на сайте МУП г. Хабаровска "УО МКД" отсутствует; в нарушение подпункта "б" пункта 11 Стандарта раскрытия информации отсутствуют сведения о плане работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ; в нарушение пункта 13 Стандарта раскрытия информации сведения о стоимости работ (услуг), предоставляемых данной управляющей организацией, отсутствуют.
Факт правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.08.2012, актом осмотра сайта сети Интернет от 17.08.2012, распечаткой с сайта, договором управления многоквартирным домом от 01.09.2011, объяснениями законного представителя организации Иванищенко Т.Д. об устранении нарушений.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанности по надлежащему выполнению требований действующего законодательства по доведению до потребителей полной и достоверной информации о деятельности управляющей организации и об оказываемых ей услугах.
Следовательно, Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края обоснованно в действиях МУП г. Хабаровска "УО МКД" установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, правомерно управляющая организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа, сумма которого в минимальном размере соответствует пределам санкции данной статьи.
Срок привлечения к административной ответственности и процедура привлечения к ответственности административным органом не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вправе был применить положения о малозначительности, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Вывод суда о невозможности квалификации совершенного организацией правонарушения как малозначительного со ссылками на положения статьи 2.9 КоАП РФ с учетом пунктов 18, 18.1, 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" мотивирован тем, что в результате действий (бездействий) МУП г. Хабаровска "УО МКД" были нарушены права и законные интересы потребителей на получение полной и достоверной информации о предоставляемом товаре, услуге, деятельности управляющей организации.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит в несвоевременном исполнении возложенной на общество публично-правовой обязанности без уважительных причин. Повышенная опасность правонарушений в этой области определена законодательно и подтверждается значительным размером санкции в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от 250 000 рублей до 300 000 рублей.
Характер и тяжесть совершенного заявителем административного правонарушения были оценены административным органом при рассмотрении дела, в результате чего организации назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ для юридических лиц.
Заявитель жалобы не приводит аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, объективно препятствующих исполнению им обязанности по раскрытию необходимой информации.
Доводы представителя управляющей организации в апелляционной инстанции о том, что в настоящее время устранены выявленные нарушения, не являются основанием для освобождения правонарушителя от ответственности. Указанное исключает наличие оснований для вывода о малозначительности совершенного им правонарушения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 января 2013 года по делу N А73-13188/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 N 06АП-570/2013 ПО ДЕЛУ N А73-13188/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. N 06АП-570/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах": Новомодной Я.В., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 03;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
на решение от 10 января 2013 года
по делу N А73-13188/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах" (далее - МУП г. Хабаровска "УО МКД", управляющая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления N 501/12-Ю от 31.08.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Оспаривая привлечение к административной ответственности, заявитель ссылается на малозначительность выявленных нарушений. При этом не оспаривает состав административного правонарушения, установленный административным органом.
Решением арбитражного суда от 10 января 2013 года заявителю в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП г. Хабаровска "УО МКД" просило судебный акт отменить, ссылаясь на доводы, приведенные ранее в суде первой инстанции.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управляющей организации настаивал на отмене обжалуемого судебного акта и применении положения о малозначительности правонарушения.
Представитель Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края участие в рассмотрении апелляционной жалобы не принимал, письменный отзыв не представил.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 17.08.2012 по результатам проверки Прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска соблюдения прав граждан и исполнения законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, выявлены нарушения МУП г. Хабаровска "УО МКД" требований Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт, Стандарт раскрытия информации).
Так, установлено, что в сети Интернет имеется сайт МУП г. Хабаровска "УО МКД" - www.uo-mkd.gkh-khv.ru, на котором размещены сведения о деятельности МУП г. Хабаровска "УО МКД" по управлению многоквартирными домами, расположенными в Краснофлотском районе г. Хабаровска.
В отношении МУП г. Хабаровска "УО МКД" 17.08.2012 прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска Третьяк Н.Н., в присутствии представителя организации, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены для принятия решения в уполномоченный орган - Государственную жилищную инспекцию Правительства Хабаровского края, постановлением которого от 31.08.2012 N 501/12-Ю МУП г. Хабаровска "УО МКД" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Юридическое лицо, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, привлечено к административной ответственности в отсутствие законного представителя.
Оспаривая законность постановления от 31.08.2012 N 501/12-Ю, МУП г. Хабаровска "УО МКД" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, заявив о малозначительности правонарушения.
Принимая решение об отказе заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях управляющей компании установлены признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, факт административного правонарушения и вина юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. При этом суд счел, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку в результате действий (бездействий) заявителя были нарушены права и законные интересы потребителей на получение полной и достоверной информации о предоставляемом товаре, услуге, деятельности управляющей организации. Административное наказание назначено правонарушителю в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в минимальном размере.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части десятой статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно пункту 1 Стандарта раскрытия информации данный Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы (пункт 3 Стандарта раскрытия информации).
Управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (пункт 5).
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 9, пункт 9 (2)).
Сведения, указанные в подпункте "а" пункта 9 и пункте 9 (1) настоящего документа, размещаются в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, а при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих в том числе подпись указанных руководителей и печать организаций.
В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения: услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом (подпункт "б" пункта 10).
В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (подпункт "б" пункта 11).
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) (пункт 13).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что МУП г. Хабаровска "УО МКД" в нарушение требований Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, в полной мере не приняты меры к обеспечению раскрытия информации о своей деятельности в сфере управления многоквартирными домами, расположенными на территории Краснофлотского района г. Хабаровска.
Так, установлено, что ссылки, расположенные на сайте управляющей организации не соответствуют пунктам и подпунктам Стандарта раскрытия информации, то есть, расположены в ином порядке, количестве и последовательности, в связи с чем, заинтересованным лицам ограничен доступ к необходимой информации, предусмотренной Стандартом; в нарушение пункта 9 и пункта 9 (2) Стандарта раскрытия информации - сведения о бухгалтерском балансе не соответствуют требованиям Стандарта, поскольку отсутствуют приложения к бухгалтерскому балансу, а также сведения о бухгалтерской отчетности размещены не в виде копий бухгалтерского баланса и приложений к нему, отсутствует подпись руководителя управляющей организации и печать этой организации; услуги, предусмотренные подпунктом "б" пункта 10 Стандарта раскрытия информации на сайте МУП г. Хабаровска "УО МКД" отсутствует; в нарушение подпункта "б" пункта 11 Стандарта раскрытия информации отсутствуют сведения о плане работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ; в нарушение пункта 13 Стандарта раскрытия информации сведения о стоимости работ (услуг), предоставляемых данной управляющей организацией, отсутствуют.
Факт правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.08.2012, актом осмотра сайта сети Интернет от 17.08.2012, распечаткой с сайта, договором управления многоквартирным домом от 01.09.2011, объяснениями законного представителя организации Иванищенко Т.Д. об устранении нарушений.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанности по надлежащему выполнению требований действующего законодательства по доведению до потребителей полной и достоверной информации о деятельности управляющей организации и об оказываемых ей услугах.
Следовательно, Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края обоснованно в действиях МУП г. Хабаровска "УО МКД" установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, правомерно управляющая организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа, сумма которого в минимальном размере соответствует пределам санкции данной статьи.
Срок привлечения к административной ответственности и процедура привлечения к ответственности административным органом не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вправе был применить положения о малозначительности, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Вывод суда о невозможности квалификации совершенного организацией правонарушения как малозначительного со ссылками на положения статьи 2.9 КоАП РФ с учетом пунктов 18, 18.1, 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" мотивирован тем, что в результате действий (бездействий) МУП г. Хабаровска "УО МКД" были нарушены права и законные интересы потребителей на получение полной и достоверной информации о предоставляемом товаре, услуге, деятельности управляющей организации.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит в несвоевременном исполнении возложенной на общество публично-правовой обязанности без уважительных причин. Повышенная опасность правонарушений в этой области определена законодательно и подтверждается значительным размером санкции в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от 250 000 рублей до 300 000 рублей.
Характер и тяжесть совершенного заявителем административного правонарушения были оценены административным органом при рассмотрении дела, в результате чего организации назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ для юридических лиц.
Заявитель жалобы не приводит аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, объективно препятствующих исполнению им обязанности по раскрытию необходимой информации.
Доводы представителя управляющей организации в апелляционной инстанции о том, что в настоящее время устранены выявленные нарушения, не являются основанием для освобождения правонарушителя от ответственности. Указанное исключает наличие оснований для вывода о малозначительности совершенного им правонарушения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 января 2013 года по делу N А73-13188/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)