Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - ООО "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536): Мальцева М.К., паспорт, доверенность от 01.06.2012,
от заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2012 года
по делу N А50-17913/2012,
принятое судьей Кетовой А.В.,
по заявлению ООО "Пермская сетевая компания"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ООО "Пермская сетевая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо) N 206 от 29.02.2012 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
В обоснование жалобы указывает на то, что применение административным органом при определении температуры воздуха в жилых помещениях положений СНиП 23-01-99 является правомерным. Акт проверки от 23.03.2011, предписание от 27.12.2011 составлены в отношении внутридомовой системы отопления, нарушения по настоящему делу зафиксированы в области ответственности ООО "ПСК" на вводе в дом. Ссылается на то, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 09.02.2012 заявитель извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
ООО "Пермская сетевая компания" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по мотивам, изложенным в отзыве, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает, ссылаясь на отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 206 от 01.02.2012 с целью рассмотрения обращения граждан административным органом проведена внеплановая проверка в отношении Товарищества собственников жилья "Наш дом", в ходе которой установлено, что в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10, допущено нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, а именно: в квартире <...> в помещении комнаты, общей площадью до 20 кв. м, температура воздуха составляет +18 С°. Температура подачи теплоносителя на отопление на вводе в жилой дом в подающем трубопроводе составляет + 66,26 С°, в обратном трубопроводе +52,27 С°.
09.02.2012 в отношении ООО "ПСК" административным органом в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ.
29.02.2012 заинтересованным лицом в соответствии с компетенцией, установленной ст. 23.55 КоАП РФ, вынесено постановление N 206 о привлечении ООО "Пермская сетевая компания" к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, нарушении процессуального порядка привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, при этом отмечает следующее.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами, направленные на создание комфортных и безопасных условий проживания.
Объективную сторону правонарушения образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В соответствии с пунктом 26 Правил N 306 в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.
В силу положений действовавшего на момент проведения проверки пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, отопление - это поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Данное положение содержится в действующих в настоящее время Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) (подпункт "е" пункта 4 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 307 нормативным признается обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 град. C (в угловых комнатах - +20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 град. C и ниже - +20 (+22) град. C; отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 354 требования нормативного температурного режима изменились лишь в части конкретизации прежней температуры в угловых комнатах и допустимости снижения температуры в ночное время суток - не более 3 °C.
Аналогичные технические требования к нормативу температурного режима воздуха в жилых помещениях установлены ГОСТом Р 51617-2000. "Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия.", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, являющимся национальным стандартом и распространяющим свое действие на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, независимо от того, является ли организация либо предприниматель непосредственным исполнителем коммунальных услуг, либо участвует в создании данной коммунальной услуги на определенном этапе в пределах сферы своей деятельности.
Поскольку требования ГОСТа распространяются на жилищно-коммунальную услугу, а не непосредственно на исполнителя коммунальной услуги, соответственно подлежат исполнению всеми лицами, участвующими в процессе ее создания и формирования.
В соответствии с п. 4.16.2 ГОСТа Р 51617-2000 в отапливаемых помещениях жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должна быть обеспечена температура воздуха в соответствии с таблицей 3 и требованиями СНиП 2.08.01.
Согласно таблице 3 "Показатели микроклимата помещений" в жилой комнате квартиры или общежития температура воздуха в холодный период года должна составлять +18 (+20) град. С, то же в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31 град. С и ниже температура воздуха в холодный период года должна составлять +20 (+22) град. С.
СНиП 2.08.01-89* "Строительные нормы и правила. "Жилые здания" признаны утратившими силу и недействующими на территории Российской Федерации с 1 октября 2003 г. с введением в действие СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" на основании Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июня 2003 г. N 109.
В соответствии с пунктами 9.1 и 9.2 СНиП 31-01-2003 при проектировании и строительстве жилых зданий в соответствии с настоящими нормами и правилами должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие выполнение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране здоровья людей и окружающей природной среды (СанПиН 2.1.2.1002 и др.), расчетные параметры воздуха в помещениях жилого дома следует принимать по оптимальным нормам ГОСТ 30494.
В спорный период СанПиН 2.1.2.1002 не действовали, поскольку с 15.08.2010 были введены в действие и действуют в настоящее время СанПиН 2.1.2.2645-10, которые содержат требование к оптимальным и допустимым нормам температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий, предъявляемым к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, такие же требования содержал и национальный стандарт ГОСТ 30493-96, утративший силу с 01.01.2013 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.07.2012 N 191-ст (ГОСТ 30493-2011 введен взамен ГОСТа 30493-96).
Требования строительных норм и правил, санитарных правил и норм, национальных стандартов по своим параметрам, в частности по температуре воздуха в жилых помещениях в районах наиболее холодной пятидневки, сопоставимы с параметрами, содержащимися в правилах N 307 и N 354.
Руководствуясь вышеприведенными нормативными правовыми актами, нормами и правилами, национальными стандартами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при исчислении нормативной температуры воздуха в жилом помещении применительно к районам наиболее холодной пятидневки следует учитывать климатические параметры.
Данные климатические параметры содержатся в строительных нормах и правилах Российской Федерации СНиП 23-01-99*.
Согласно таблице 1 СНиП 23-01-99* определены климатические параметры холодного периода года для населенного пункта город Пермь, температура воздуха наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) составляет минус 35 град.С.
Доводы общества, что климатические параметры не подлежат принятию, поскольку данные строительные нормы устанавливают климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений, подлежат отклонению.
Таблица 1 СНиП 23-01-99* включена в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р).
- Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ данный Закон принят в целях: 1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- 2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
- 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- 4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях (пункт 4 части 6 статьи 3).
Поскольку климатические параметры, установленные в таблице 1 СНиП 23-01-99*, не определены иными нормами и правилами, но требования по соблюдению нормативного температурного режима для проживания граждан, в том числе применительно к районам наиболее холодной пятидневки, определены нормативными правовыми актами и направлены на создание благоприятного для проживания микроклимата, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, поскольку они подлежат применению при проектировании жилых зданий и сооружений, соответственно подлежат применению и при эксплуатации данных объектов.
Иначе теряет смысл установление нормативного температурного режима в жилых помещениях в период их эксплуатации с учетом районов наиболее холодной пятидневки при наличии определенных климатических параметров холодного периода года для проектирования.
Климатические параметры для проектирования объекта капитального строительства в определенной климатической зоне сопряжены с последующей эксплуатацией данных объектов. Изменение климатических параметров не ставится в зависимость от объекта капитального строительства, его проектирования либо последующей эксплуатации возведенного по данному проекту объекту. Данные климатических параметров зависят исключительно от климатических условий, в которых планируется строительство и фактически осуществляется эксплуатация объектов капитального строительства.
Подлежит отклонению и ссылка общества на представленную в материалы дела (л.д. 11) справку Федерального государственного бюджетного учреждения "Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ФГБУ "Пермский ЦГМС"), поскольку данный документ носит информационный характер о сведениях метрологического наблюдения, которые могут быть приняты при определении климатических параметров в установленном порядке и не могут быть приняты как итоговые расчетные величины.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о том, что СНиП 23-01-99 не подлежат применению, суд апелляционной инстанции находит ошибочным. С учетом необходимости их применения суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении нормативного уровня обеспечения жильцов дома 10 по ул. Желябова г. Перми коммунальной услугой в виде отопления (обеспечение тепловой энергией в сетевой воде), повлекшего нарушение нормативного температурного режима в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что измерение температуры воздуха проводилось в наибольшей по площади жилой комнате квартиры <...> дома 10 по ул. Желябова г. Перми, в дневное время, температура воздуха при норме +20 град. С составляла +18 град. С. Температура наружного воздуха составляла минус 22 град. С. Причину снижения нормативной температуры воздуха в жилом помещении административный орган правомерно усмотрел в изначальном занижении ООО "Пермская сетевая компания" нормативного температурного режима подачи теплоносителя на отопление на вводе в жилой дом в подающем трубопроводе до +66,26 град. С, в обратном трубопроводе до +52,27 град. С, при норме температуры воды системы отопления при температуре наружного воздуха минус 5 град. С в соответствии с приложением N 11 ПНТЭЖФ в подающем трубопроводе от 70 град. С, в обратном трубопроводе от 54 град. С.
В соответствии с п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) (далее - ПНТЭЖФ, Правила N 170), эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
В соответствии с п. 5.2.17 Правил N 170 надежная эксплуатация систем водяного отопления должна обеспечиваться, в том числе осуществлением повседневного контроля за температурой и давлением теплоносителя.
В Приложении 11 к данным Правилам определен график качественного регулирования температуры воды в системах отоплениях при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха (при расчетных перепадах температура воды в системе отопления 95-70 и 105- -70 град. С).
Согласно графику температура воды системы отопления при температуре наружного воздуха - 5 град. С должна составлять в подающем трубопроводе от + 70 град. С, в обратном трубопроводе от + 54 град. С.
Согласно температурному графику на отопительный период 2011/2012 г.г., разработанному ООО "Пермская сетевая компания", температура теплоносителя в системе отопления, подаваемого в дом при температуре наружного воздуха минус 22 град.С, в подающем трубопроводе должна составлять 88 град.С, в обратном трубопроводе должна составлять 60,8 град. С.
Таким образом, факт выявленного административным органом нарушения в указанной части является установленным.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание параметры давления подачи теплоносителя, занижение нормативных показателей которых установлено административным органом в ходе проверки, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, п. 8.17 СНиП 41-02-2003, на нарушение которого указано административным органом, предусматривает определение напора сетевых насосов при элеваторном присоединении систем отопления, тогда как в проверенном доме действует независимая схема присоединения, что подтверждается актом готовности к эксплуатации.
Однако данное обстоятельство не влияет на квалификацию действий ООО "Пермская сетевая компания".
В соответствии с п. 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Довод общества о применении температурного графика на выходе из ЦТП, что соответственно не может служить основанием для оценки качества тепловой энергии, подаваемой в жилой дом, подлежит отклонению.
У теплоснабжающей организации обязанность по поддержанию температуры сетевой воды предусмотрена на границе эксплуатационной ответственности, а не на выходе теплоносителя из ЦТП. Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 01.10.2011 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие же температуры теплоносителя в подающем трубопроводе изначально влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества. При условии того, что теплоснабжающей организацией изначально была занижена нормативная температура теплоносителя, бездействие управляющей компании по выданным сетевой компанией предписаниям, на что указывает общество, правового значения не имеет.
В соответствии с ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ N 354) договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Из договора снабжения тепловой энергией в сетевой воде от 01.06.2010 N 8-8290 следует, что указанные границы не установлены, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности отсутствует. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, при отсутствии в договоре снабжения тепловой энергией в сетевой воде указания на границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности таковыми соответственно будут являться внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Заявителем не оспаривается факт того, что тепловые сети до ввода в дом являются участком эксплуатационной ответственности общества.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях ООО "Пермская сетевая компания" события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия необходимых и своевременных мер для обеспечения жильцов дома коммунальными услугами надлежащего качества либо доказательств, безусловно подтверждающих отсутствие у общества возможности для соблюдения требований нормативных актов при содержании жилого дома, заявителем ни административному органу, ни суду не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества вины в совершении административного правонарушения.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 7.23 КоАП РФ, административным органом доказан и находит подтверждение материалами дела.
Таким образом, оспариваемое обществом постановление является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции о нарушении Инспекцией государственного жилищного надзора процессуальных требований при возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку ООО "Пермская сетевая компания" о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и составлении протокола было извещено надлежащим образом по юридическому адресу общества (согласно выписке из ЕГРЮЛ - г. Пермь, ул. Революции, 31). Общество было извещено по факсимильной связи, о чем был составлен отчет (телефонограмма), извещение было направлено 08.02.2012 по принадлежащему обществу телефону/факсу 243-69-51 (принадлежность подтверждается данными из бланка общества и обществом не оспаривается), имеется отметка о принятии извещения работником общества Губасовой Т.В. и номера регистрации входящей корреспонденции N 2119 от 08.02.2012. Организация обществом приема и выхода корреспонденции является внутренним вопросом деятельности юридического лица, которое несет последствия за ее ненадлежащее осуществление. Со стороны административного органа были приняты меры надлежащего уведомления общества. При данных обстоятельствах оснований считать о нарушении административным органом процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении в части составления протокола у суда апелляционной инстанции не имеется. Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ в Постановлении от 02.06.2004 N 10 осуществление административным органом извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи), при доказанности извещения данным способом, не является основанием для признания его ненадлежащим.
Выводы суда первой инстанции о необходимости извещения законного представителя по адресу г. Пермь, Комсомольский проспект, 48 не основан на нормах права. Извещение юридического лица по месту нахождения согласно сведениям ЕГРЮЛ является достаточным для признания его надлежащим.
Поскольку извещение общества является надлежащим, ни законный представитель общества, ни защитник общества не прибыли на составление протокола, ходатайство об отложении рассмотрения данного вопроса обществом заявлено не было, указанное процессуальное действие правомерно было совершено уполномоченным должностным лицом административного органа в отсутствие представителей общества.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2012 года по делу N А50-17913/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края N 206 от 29.02.2012 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ ООО "Пермская сетевая компания" отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2013 N 17АП-14206/2012-АК ПО ДЕЛУ N А50-17913/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2013 г. N 17АП-14206/2012-АК
Дело N А50-17913/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - ООО "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536): Мальцева М.К., паспорт, доверенность от 01.06.2012,
от заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2012 года
по делу N А50-17913/2012,
принятое судьей Кетовой А.В.,
по заявлению ООО "Пермская сетевая компания"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ООО "Пермская сетевая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо) N 206 от 29.02.2012 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
В обоснование жалобы указывает на то, что применение административным органом при определении температуры воздуха в жилых помещениях положений СНиП 23-01-99 является правомерным. Акт проверки от 23.03.2011, предписание от 27.12.2011 составлены в отношении внутридомовой системы отопления, нарушения по настоящему делу зафиксированы в области ответственности ООО "ПСК" на вводе в дом. Ссылается на то, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 09.02.2012 заявитель извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
ООО "Пермская сетевая компания" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по мотивам, изложенным в отзыве, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает, ссылаясь на отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 206 от 01.02.2012 с целью рассмотрения обращения граждан административным органом проведена внеплановая проверка в отношении Товарищества собственников жилья "Наш дом", в ходе которой установлено, что в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Желябова, 10, допущено нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, а именно: в квартире <...> в помещении комнаты, общей площадью до 20 кв. м, температура воздуха составляет +18 С°. Температура подачи теплоносителя на отопление на вводе в жилой дом в подающем трубопроводе составляет + 66,26 С°, в обратном трубопроводе +52,27 С°.
09.02.2012 в отношении ООО "ПСК" административным органом в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ.
29.02.2012 заинтересованным лицом в соответствии с компетенцией, установленной ст. 23.55 КоАП РФ, вынесено постановление N 206 о привлечении ООО "Пермская сетевая компания" к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, нарушении процессуального порядка привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, при этом отмечает следующее.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами, направленные на создание комфортных и безопасных условий проживания.
Объективную сторону правонарушения образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В соответствии с пунктом 26 Правил N 306 в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.
В силу положений действовавшего на момент проведения проверки пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, отопление - это поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Данное положение содержится в действующих в настоящее время Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) (подпункт "е" пункта 4 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 307 нормативным признается обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 град. C (в угловых комнатах - +20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 град. C и ниже - +20 (+22) град. C; отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 354 требования нормативного температурного режима изменились лишь в части конкретизации прежней температуры в угловых комнатах и допустимости снижения температуры в ночное время суток - не более 3 °C.
Аналогичные технические требования к нормативу температурного режима воздуха в жилых помещениях установлены ГОСТом Р 51617-2000. "Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия.", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, являющимся национальным стандартом и распространяющим свое действие на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, независимо от того, является ли организация либо предприниматель непосредственным исполнителем коммунальных услуг, либо участвует в создании данной коммунальной услуги на определенном этапе в пределах сферы своей деятельности.
Поскольку требования ГОСТа распространяются на жилищно-коммунальную услугу, а не непосредственно на исполнителя коммунальной услуги, соответственно подлежат исполнению всеми лицами, участвующими в процессе ее создания и формирования.
В соответствии с п. 4.16.2 ГОСТа Р 51617-2000 в отапливаемых помещениях жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должна быть обеспечена температура воздуха в соответствии с таблицей 3 и требованиями СНиП 2.08.01.
Согласно таблице 3 "Показатели микроклимата помещений" в жилой комнате квартиры или общежития температура воздуха в холодный период года должна составлять +18 (+20) град. С, то же в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31 град. С и ниже температура воздуха в холодный период года должна составлять +20 (+22) град. С.
СНиП 2.08.01-89* "Строительные нормы и правила. "Жилые здания" признаны утратившими силу и недействующими на территории Российской Федерации с 1 октября 2003 г. с введением в действие СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" на основании Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июня 2003 г. N 109.
В соответствии с пунктами 9.1 и 9.2 СНиП 31-01-2003 при проектировании и строительстве жилых зданий в соответствии с настоящими нормами и правилами должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие выполнение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране здоровья людей и окружающей природной среды (СанПиН 2.1.2.1002 и др.), расчетные параметры воздуха в помещениях жилого дома следует принимать по оптимальным нормам ГОСТ 30494.
В спорный период СанПиН 2.1.2.1002 не действовали, поскольку с 15.08.2010 были введены в действие и действуют в настоящее время СанПиН 2.1.2.2645-10, которые содержат требование к оптимальным и допустимым нормам температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий, предъявляемым к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, такие же требования содержал и национальный стандарт ГОСТ 30493-96, утративший силу с 01.01.2013 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.07.2012 N 191-ст (ГОСТ 30493-2011 введен взамен ГОСТа 30493-96).
Требования строительных норм и правил, санитарных правил и норм, национальных стандартов по своим параметрам, в частности по температуре воздуха в жилых помещениях в районах наиболее холодной пятидневки, сопоставимы с параметрами, содержащимися в правилах N 307 и N 354.
Руководствуясь вышеприведенными нормативными правовыми актами, нормами и правилами, национальными стандартами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при исчислении нормативной температуры воздуха в жилом помещении применительно к районам наиболее холодной пятидневки следует учитывать климатические параметры.
Данные климатические параметры содержатся в строительных нормах и правилах Российской Федерации СНиП 23-01-99*.
Согласно таблице 1 СНиП 23-01-99* определены климатические параметры холодного периода года для населенного пункта город Пермь, температура воздуха наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) составляет минус 35 град.С.
Доводы общества, что климатические параметры не подлежат принятию, поскольку данные строительные нормы устанавливают климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений, подлежат отклонению.
Таблица 1 СНиП 23-01-99* включена в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р).
- Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ данный Закон принят в целях: 1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- 2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
- 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- 4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях (пункт 4 части 6 статьи 3).
Поскольку климатические параметры, установленные в таблице 1 СНиП 23-01-99*, не определены иными нормами и правилами, но требования по соблюдению нормативного температурного режима для проживания граждан, в том числе применительно к районам наиболее холодной пятидневки, определены нормативными правовыми актами и направлены на создание благоприятного для проживания микроклимата, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, поскольку они подлежат применению при проектировании жилых зданий и сооружений, соответственно подлежат применению и при эксплуатации данных объектов.
Иначе теряет смысл установление нормативного температурного режима в жилых помещениях в период их эксплуатации с учетом районов наиболее холодной пятидневки при наличии определенных климатических параметров холодного периода года для проектирования.
Климатические параметры для проектирования объекта капитального строительства в определенной климатической зоне сопряжены с последующей эксплуатацией данных объектов. Изменение климатических параметров не ставится в зависимость от объекта капитального строительства, его проектирования либо последующей эксплуатации возведенного по данному проекту объекту. Данные климатических параметров зависят исключительно от климатических условий, в которых планируется строительство и фактически осуществляется эксплуатация объектов капитального строительства.
Подлежит отклонению и ссылка общества на представленную в материалы дела (л.д. 11) справку Федерального государственного бюджетного учреждения "Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ФГБУ "Пермский ЦГМС"), поскольку данный документ носит информационный характер о сведениях метрологического наблюдения, которые могут быть приняты при определении климатических параметров в установленном порядке и не могут быть приняты как итоговые расчетные величины.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о том, что СНиП 23-01-99 не подлежат применению, суд апелляционной инстанции находит ошибочным. С учетом необходимости их применения суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении нормативного уровня обеспечения жильцов дома 10 по ул. Желябова г. Перми коммунальной услугой в виде отопления (обеспечение тепловой энергией в сетевой воде), повлекшего нарушение нормативного температурного режима в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что измерение температуры воздуха проводилось в наибольшей по площади жилой комнате квартиры <...> дома 10 по ул. Желябова г. Перми, в дневное время, температура воздуха при норме +20 град. С составляла +18 град. С. Температура наружного воздуха составляла минус 22 град. С. Причину снижения нормативной температуры воздуха в жилом помещении административный орган правомерно усмотрел в изначальном занижении ООО "Пермская сетевая компания" нормативного температурного режима подачи теплоносителя на отопление на вводе в жилой дом в подающем трубопроводе до +66,26 град. С, в обратном трубопроводе до +52,27 град. С, при норме температуры воды системы отопления при температуре наружного воздуха минус 5 град. С в соответствии с приложением N 11 ПНТЭЖФ в подающем трубопроводе от 70 град. С, в обратном трубопроводе от 54 град. С.
В соответствии с п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) (далее - ПНТЭЖФ, Правила N 170), эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
В соответствии с п. 5.2.17 Правил N 170 надежная эксплуатация систем водяного отопления должна обеспечиваться, в том числе осуществлением повседневного контроля за температурой и давлением теплоносителя.
В Приложении 11 к данным Правилам определен график качественного регулирования температуры воды в системах отоплениях при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха (при расчетных перепадах температура воды в системе отопления 95-70 и 105- -70 град. С).
Согласно графику температура воды системы отопления при температуре наружного воздуха - 5 град. С должна составлять в подающем трубопроводе от + 70 град. С, в обратном трубопроводе от + 54 град. С.
Согласно температурному графику на отопительный период 2011/2012 г.г., разработанному ООО "Пермская сетевая компания", температура теплоносителя в системе отопления, подаваемого в дом при температуре наружного воздуха минус 22 град.С, в подающем трубопроводе должна составлять 88 град.С, в обратном трубопроводе должна составлять 60,8 град. С.
Таким образом, факт выявленного административным органом нарушения в указанной части является установленным.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание параметры давления подачи теплоносителя, занижение нормативных показателей которых установлено административным органом в ходе проверки, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, п. 8.17 СНиП 41-02-2003, на нарушение которого указано административным органом, предусматривает определение напора сетевых насосов при элеваторном присоединении систем отопления, тогда как в проверенном доме действует независимая схема присоединения, что подтверждается актом готовности к эксплуатации.
Однако данное обстоятельство не влияет на квалификацию действий ООО "Пермская сетевая компания".
В соответствии с п. 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Довод общества о применении температурного графика на выходе из ЦТП, что соответственно не может служить основанием для оценки качества тепловой энергии, подаваемой в жилой дом, подлежит отклонению.
У теплоснабжающей организации обязанность по поддержанию температуры сетевой воды предусмотрена на границе эксплуатационной ответственности, а не на выходе теплоносителя из ЦТП. Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 01.10.2011 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие же температуры теплоносителя в подающем трубопроводе изначально влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества. При условии того, что теплоснабжающей организацией изначально была занижена нормативная температура теплоносителя, бездействие управляющей компании по выданным сетевой компанией предписаниям, на что указывает общество, правового значения не имеет.
В соответствии с ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ N 354) договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Из договора снабжения тепловой энергией в сетевой воде от 01.06.2010 N 8-8290 следует, что указанные границы не установлены, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности отсутствует. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, при отсутствии в договоре снабжения тепловой энергией в сетевой воде указания на границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности таковыми соответственно будут являться внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Заявителем не оспаривается факт того, что тепловые сети до ввода в дом являются участком эксплуатационной ответственности общества.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях ООО "Пермская сетевая компания" события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия необходимых и своевременных мер для обеспечения жильцов дома коммунальными услугами надлежащего качества либо доказательств, безусловно подтверждающих отсутствие у общества возможности для соблюдения требований нормативных актов при содержании жилого дома, заявителем ни административному органу, ни суду не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества вины в совершении административного правонарушения.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 7.23 КоАП РФ, административным органом доказан и находит подтверждение материалами дела.
Таким образом, оспариваемое обществом постановление является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции о нарушении Инспекцией государственного жилищного надзора процессуальных требований при возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку ООО "Пермская сетевая компания" о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и составлении протокола было извещено надлежащим образом по юридическому адресу общества (согласно выписке из ЕГРЮЛ - г. Пермь, ул. Революции, 31). Общество было извещено по факсимильной связи, о чем был составлен отчет (телефонограмма), извещение было направлено 08.02.2012 по принадлежащему обществу телефону/факсу 243-69-51 (принадлежность подтверждается данными из бланка общества и обществом не оспаривается), имеется отметка о принятии извещения работником общества Губасовой Т.В. и номера регистрации входящей корреспонденции N 2119 от 08.02.2012. Организация обществом приема и выхода корреспонденции является внутренним вопросом деятельности юридического лица, которое несет последствия за ее ненадлежащее осуществление. Со стороны административного органа были приняты меры надлежащего уведомления общества. При данных обстоятельствах оснований считать о нарушении административным органом процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении в части составления протокола у суда апелляционной инстанции не имеется. Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ в Постановлении от 02.06.2004 N 10 осуществление административным органом извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи), при доказанности извещения данным способом, не является основанием для признания его ненадлежащим.
Выводы суда первой инстанции о необходимости извещения законного представителя по адресу г. Пермь, Комсомольский проспект, 48 не основан на нормах права. Извещение юридического лица по месту нахождения согласно сведениям ЕГРЮЛ является достаточным для признания его надлежащим.
Поскольку извещение общества является надлежащим, ни законный представитель общества, ни защитник общества не прибыли на составление протокола, ходатайство об отложении рассмотрения данного вопроса обществом заявлено не было, указанное процессуальное действие правомерно было совершено уполномоченным должностным лицом административного органа в отсутствие представителей общества.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2012 года по делу N А50-17913/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края N 206 от 29.02.2012 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ ООО "Пермская сетевая компания" отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)