Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ковалева М.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Селезневой Е.Н.
судей Бакуменко Т.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 апреля 2013 года апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2012 года по делу N 2-2838/12 по заявлению В. об оспаривании решения Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости".
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения представителей заявительницы, представителя СПб ГУП "ГУИОН", судебная коллегия
установила:
В. обратилась в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании действий Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", после уточнения требований заявления просила признать незаконным отказ филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов от 27.08.2012 в проведении технического и кадастрового учета части здания, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве самостоятельного строения, обязать ГУП "ГУИОН" произвести технический учет отдельного жилого блока, являющегося отдельным одноквартирным жилым домом общей площадью <...> кв. м с последующим присвоением литеры, расположенным по адресу: <адрес>, поставить здание на кадастровый учет, изготовить технический и кадастровый паспорта.
В обоснование заявления В. указывала, что решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.12.2011 был произведен реальный раздел жилого дома, кадастровый N <...>, общей площадью <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, и за В. признано право собственности на отдельный жилой блок, являющийся отдельным одноквартирным жилым домом, общей площадью <...> кв. м, с последующим присвоением литеры, состоящий из помещений: в основном строении лит. <...>: помещения 1 этажа - на кухню <...> кв. м; ванную <...> кв. м; коридор <...> кв. м; комнату <...> кв. м; помещения 2 этажа - комнаты <...> кв. м, <...> кв. м и <...> кв. м; коридор <...> кв. м; туалет - <...> кв. м; чердачное незанятое пространство над выделяемыми помещениями. Вход в выделяемую часть существующий - через помещение коридора <...> кв. м 1 этажа литеры <...>. Отопление: существующее от электрического котла. За Л. признано право собственности на отдельный жилой блок, являющийся отдельным одноквартирным жилым домом, общей площадью <...> кв. м, с последующим присвоением литеры, состоящий из помещений: в основном строении лит. <...> на коридор площадью <...> кв. м, кладовую <...> кв. м, коридор <...> кв. м, кухню <...> кв. м, комнату <...> кв. м, ванную <...> кв. м, кладовую <...> кв. м, туалет <...> кв. м, коридор <...> кв. м, лестницу <...> кв. м, коридор <...> кв. м, кухню <...> кв. м, ванную <...> кв. м, комнату <...> кв. м, коридор <...> кв. м; помещения второго этажа: коридор <...> кв. м, комнату <...> кв. м, комнату <...> кв. м, комнату <...> кв. м, комнату <...> кв. м, комнату <...> кв. м, коридор <...> кв. м, комнату <...> кв. м, лестницу <...> кв. м, пристройку лит. <...> размером <...> кв. м и чердачное незанятое пространство над выделяемыми помещениями. Вход в выделяемые помещения мансарды лит.<...>: существующий по лестнице из коридора <...> кв. м в пристройке лит. <...>. Прекращено право общей собственности В. и Л. на жилой дом <адрес>. С В. в пользу Л. взыскано <...> рублей, с Л. в пользу В. взыскано <...> рублей. В удовлетворении остальных требований В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22.05.2012 решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.12.2011 в части взыскания с Л. в пользу В. <...> рублей - стоимости неотапливаемой пристройки лит. <...> - отменено, в удовлетворении исковых требований в данной части отказано, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
После вступления в законную силу вышеуказанного решения Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга заявительница 26.06.2012 обратилась в СПб ГУП "ГУИОН" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов с целью изготовления кадастрового паспорта и проведения технического учета дома, однако ответом от 27.08.2012 N 542/41 ей было отказано в проведении технического и кадастрового учета части здания в качестве самостоятельного строения, в связи с тем что возможность реального раздела указанного дома на два самостоятельных объекта недвижимости отсутствует, поскольку разделенные части дома не имеют собственных стен и фундамента, а также отсутствует сообщение между ними. По мнению заявительницы, данный отказ является незаконным и нарушает ее права и законные интересы.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2012 года постановлено признать незаконным отказ филиала СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов от 27.08.2012 в проведении технического и кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, обязать ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" осуществить технический учет, изготовить и выдать В. технический и кадастровый паспорта на отдельный одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе СПб ГУП "ГУИОН" просит решение суда отменить, полагает его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании тщательного анализа действующих правовых норм пришел к обоснованному выводу о том, что законодатель допускает в индивидуальном строительстве возведение блокированных жилых домов, которые представляют собой разновидность объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации если в судебном заседании будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) противоречит закону, а также то, что права либо свободы заявителя были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 15, чч. 1, 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
На основании Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 01 ноября 2008 года N 274, если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными зданиями и учитываются соответственно.
Как следует из приказа Росстата от 12 сентября 2012 года N 492 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством", автономные жилые блоки блокированных жилых домов рассматриваются как отдельные одноквартирные жилые дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем. В таких случаях по числу построенных жилых домов отражается число автономных жилых блоков.
На основании данных правовых норм судебная коллегия отвергает доводы апелляционной жалобы о том, что блокированные дома не подлежат учету в качестве объектов индивидуального жилищного строительства и что объект недвижимости истицы может быть учтен только как квартира. Также коллегия считает необходимым отметить, что квартира на основании ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ представляет собой структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме, в то время как рассматриваемый объект не имеет помещений общего пользования и, следовательно, не может быть учтен как квартира.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 18 августа 1994 N 857-р, распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 29 декабря 1994 N 1329-р "О государственном учете недвижимости на территории Санкт-Петербурга", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2000 N 921, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 N 1828 "О совершенствовании системы технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества Санкт-Петербурга" государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга осуществляет ГУИОН.
П. 1.3 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 18 августа 1994 года N 857-Р "Об утверждении Положения о технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга" под технической инвентаризацией понимается система сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местонахождении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов, на основе результатов периодических обследований в натуре.
В соответствии с п. 2.2 Устава ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 28 февраля 2006 года N 32-р, ГУИОН осуществляет в том числе деятельность по следующим направлениям: техническая инвентаризация, формирование и учет объектов недвижимого имущества, паспортизация объектов жилищного фонда. ГУИОН имеет филиалы - районные проектно-инвентаризационные бюро (ПИБ), которые действуют на основании Положений.
Согласно п. 3 Типового положения о районном (городском) проектно-инвентаризационном бюро городского управления технической инвентаризации, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 1994 года N 726-р, к функциям учреждения относятся, в том числе техническая инвентаризация, учет, оценка и переоценка объектов недвижимости независимо от форм собственности; выявление и учет изменений в составе, состоянии и стоимости объектов недвижимости независимо от форм собственности; выявление и учет владельцев объектов недвижимости независимо от форм собственности.
Материалами дела подтверждается, что в рамках гражданского дела N 2-557/11 суд признал за В. право собственности на отдельный жилой блок, являющийся отдельным одноквартирным жилым домом, общей площадью <...> кв. м с последующим присвоением литеры.
Оценивая данные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых положений, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку суд признал за В. право собственности на отдельный жилой блок, являющийся отдельным одноквартирным жилым домом, то тем самым была определена характеристика объекта недвижимого имущества, в отношении которого должен быть произведен технический учет. Объект недвижимости, присужденный истице решением по делу N 2-557/11, является блокированным жилым домом, на настоящий момент законодательство позволяет производить технический учет блокированного жилого дома как отдельного жилого дома, в связи с чем основания для отказа истице в проведении технического учета отсутствовали.
На основании изложенного постановленное решение в части признания незаконным отказа филиала СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов от 27 августа 2012 года в проведении технического учета объекта недвижимости, находящегося по адресу: <адрес>, и в части обязания СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" осуществить технический учет, изготовить и выдать В. технический паспорт на отдельный одноквартирный жилой дом по указанному адресу является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о том, что СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" не является лицом, уполномоченным производить кадастровый учет объектов недвижимости, в связи с чем решение в части признания незаконным отказа в проведении кадастрового учета и обязании данного унитарного предприятия выдать кадастровый паспорт основано на неправильном применении норм материального права и в указанной части подлежит отмене.
На основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных представленных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Из указанных правовых норм следует, что функция по осуществлению государственного кадастрового учета, выдаче кадастрового паспорта возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), проведение кадастрового учета не относится к компетенции ГУП "ГУИОН", ввиду чего постановленное решение в части обязания ГУП "ГУИОН" изготовить и выдать заявительнице кадастровый паспорт нельзя признать правильным. В данной части, а также в части признания незаконным отказа от 27 августа 2012 года в проведении кадастрового учета решение подлежит отмене, заявление В. в указанной части - отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования В. рассмотрены в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, тогда как должны быть рассмотрены в исковом производстве, являются необоснованными.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 5 Постановления Пленума от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что по правилам, предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
В абз. 3 п. 5 указанного Постановления указан лишь примерный перечень таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как следует из пп. 2.2 и 2.3 Устава Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 28.02.2006 N 32-р, предприятие осуществляет деятельность по направлению технической инвентаризации, формированию и учету объектов недвижимого имущества, паспортизации объектов жилищного фонда; предприятие осуществляет такие виды деятельности как организация и проведение работ по формированию объектов недвижимого имущества, в том числе определение физических границ объектов недвижимого имущества, состава и характеристик объектов недвижимого имущества, необходимых для их описания как объектов гражданских прав, проведение работ по технической инвентаризации, учету, оценке и переоценке, в том числе выявлению и учету изменений в составе, состоянии и стоимости, объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности.
Таким образом, ведение технического учета является государственно-властным полномочием, которое государственный орган Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга передал СПб ГУП "ГУИОН".
При таких обстоятельствах рассмотрение требований В. в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является правильным.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2012 года в части обязания ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" изготовить и выдать В. кадастровый паспорт на отдельный одноквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, и в части признания незаконным отказа филиала СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов от 27 августа 2012 года в проведении кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, - отменить.
В удовлетворении указанных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.04.2013 N 33-4787/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. N 33-4787/2013
Судья: Ковалева М.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Селезневой Е.Н.
судей Бакуменко Т.Н., Чуфистова И.В.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 апреля 2013 года апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2012 года по делу N 2-2838/12 по заявлению В. об оспаривании решения Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости".
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения представителей заявительницы, представителя СПб ГУП "ГУИОН", судебная коллегия
установила:
В. обратилась в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании действий Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", после уточнения требований заявления просила признать незаконным отказ филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов от 27.08.2012 в проведении технического и кадастрового учета части здания, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве самостоятельного строения, обязать ГУП "ГУИОН" произвести технический учет отдельного жилого блока, являющегося отдельным одноквартирным жилым домом общей площадью <...> кв. м с последующим присвоением литеры, расположенным по адресу: <адрес>, поставить здание на кадастровый учет, изготовить технический и кадастровый паспорта.
В обоснование заявления В. указывала, что решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.12.2011 был произведен реальный раздел жилого дома, кадастровый N <...>, общей площадью <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, и за В. признано право собственности на отдельный жилой блок, являющийся отдельным одноквартирным жилым домом, общей площадью <...> кв. м, с последующим присвоением литеры, состоящий из помещений: в основном строении лит. <...>: помещения 1 этажа - на кухню <...> кв. м; ванную <...> кв. м; коридор <...> кв. м; комнату <...> кв. м; помещения 2 этажа - комнаты <...> кв. м, <...> кв. м и <...> кв. м; коридор <...> кв. м; туалет - <...> кв. м; чердачное незанятое пространство над выделяемыми помещениями. Вход в выделяемую часть существующий - через помещение коридора <...> кв. м 1 этажа литеры <...>. Отопление: существующее от электрического котла. За Л. признано право собственности на отдельный жилой блок, являющийся отдельным одноквартирным жилым домом, общей площадью <...> кв. м, с последующим присвоением литеры, состоящий из помещений: в основном строении лит. <...> на коридор площадью <...> кв. м, кладовую <...> кв. м, коридор <...> кв. м, кухню <...> кв. м, комнату <...> кв. м, ванную <...> кв. м, кладовую <...> кв. м, туалет <...> кв. м, коридор <...> кв. м, лестницу <...> кв. м, коридор <...> кв. м, кухню <...> кв. м, ванную <...> кв. м, комнату <...> кв. м, коридор <...> кв. м; помещения второго этажа: коридор <...> кв. м, комнату <...> кв. м, комнату <...> кв. м, комнату <...> кв. м, комнату <...> кв. м, комнату <...> кв. м, коридор <...> кв. м, комнату <...> кв. м, лестницу <...> кв. м, пристройку лит. <...> размером <...> кв. м и чердачное незанятое пространство над выделяемыми помещениями. Вход в выделяемые помещения мансарды лит.<...>: существующий по лестнице из коридора <...> кв. м в пристройке лит. <...>. Прекращено право общей собственности В. и Л. на жилой дом <адрес>. С В. в пользу Л. взыскано <...> рублей, с Л. в пользу В. взыскано <...> рублей. В удовлетворении остальных требований В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22.05.2012 решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.12.2011 в части взыскания с Л. в пользу В. <...> рублей - стоимости неотапливаемой пристройки лит. <...> - отменено, в удовлетворении исковых требований в данной части отказано, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
После вступления в законную силу вышеуказанного решения Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга заявительница 26.06.2012 обратилась в СПб ГУП "ГУИОН" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов с целью изготовления кадастрового паспорта и проведения технического учета дома, однако ответом от 27.08.2012 N 542/41 ей было отказано в проведении технического и кадастрового учета части здания в качестве самостоятельного строения, в связи с тем что возможность реального раздела указанного дома на два самостоятельных объекта недвижимости отсутствует, поскольку разделенные части дома не имеют собственных стен и фундамента, а также отсутствует сообщение между ними. По мнению заявительницы, данный отказ является незаконным и нарушает ее права и законные интересы.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2012 года постановлено признать незаконным отказ филиала СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов от 27.08.2012 в проведении технического и кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, обязать ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" осуществить технический учет, изготовить и выдать В. технический и кадастровый паспорта на отдельный одноквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе СПб ГУП "ГУИОН" просит решение суда отменить, полагает его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании тщательного анализа действующих правовых норм пришел к обоснованному выводу о том, что законодатель допускает в индивидуальном строительстве возведение блокированных жилых домов, которые представляют собой разновидность объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации если в судебном заседании будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) противоречит закону, а также то, что права либо свободы заявителя были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 15, чч. 1, 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
На основании Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 01 ноября 2008 года N 274, если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными зданиями и учитываются соответственно.
Как следует из приказа Росстата от 12 сентября 2012 года N 492 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством", автономные жилые блоки блокированных жилых домов рассматриваются как отдельные одноквартирные жилые дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем. В таких случаях по числу построенных жилых домов отражается число автономных жилых блоков.
На основании данных правовых норм судебная коллегия отвергает доводы апелляционной жалобы о том, что блокированные дома не подлежат учету в качестве объектов индивидуального жилищного строительства и что объект недвижимости истицы может быть учтен только как квартира. Также коллегия считает необходимым отметить, что квартира на основании ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ представляет собой структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме, в то время как рассматриваемый объект не имеет помещений общего пользования и, следовательно, не может быть учтен как квартира.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 18 августа 1994 N 857-р, распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 29 декабря 1994 N 1329-р "О государственном учете недвижимости на территории Санкт-Петербурга", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2000 N 921, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 N 1828 "О совершенствовании системы технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества Санкт-Петербурга" государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга осуществляет ГУИОН.
П. 1.3 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 18 августа 1994 года N 857-Р "Об утверждении Положения о технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга" под технической инвентаризацией понимается система сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местонахождении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов, на основе результатов периодических обследований в натуре.
В соответствии с п. 2.2 Устава ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 28 февраля 2006 года N 32-р, ГУИОН осуществляет в том числе деятельность по следующим направлениям: техническая инвентаризация, формирование и учет объектов недвижимого имущества, паспортизация объектов жилищного фонда. ГУИОН имеет филиалы - районные проектно-инвентаризационные бюро (ПИБ), которые действуют на основании Положений.
Согласно п. 3 Типового положения о районном (городском) проектно-инвентаризационном бюро городского управления технической инвентаризации, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 1994 года N 726-р, к функциям учреждения относятся, в том числе техническая инвентаризация, учет, оценка и переоценка объектов недвижимости независимо от форм собственности; выявление и учет изменений в составе, состоянии и стоимости объектов недвижимости независимо от форм собственности; выявление и учет владельцев объектов недвижимости независимо от форм собственности.
Материалами дела подтверждается, что в рамках гражданского дела N 2-557/11 суд признал за В. право собственности на отдельный жилой блок, являющийся отдельным одноквартирным жилым домом, общей площадью <...> кв. м с последующим присвоением литеры.
Оценивая данные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых положений, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку суд признал за В. право собственности на отдельный жилой блок, являющийся отдельным одноквартирным жилым домом, то тем самым была определена характеристика объекта недвижимого имущества, в отношении которого должен быть произведен технический учет. Объект недвижимости, присужденный истице решением по делу N 2-557/11, является блокированным жилым домом, на настоящий момент законодательство позволяет производить технический учет блокированного жилого дома как отдельного жилого дома, в связи с чем основания для отказа истице в проведении технического учета отсутствовали.
На основании изложенного постановленное решение в части признания незаконным отказа филиала СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов от 27 августа 2012 года в проведении технического учета объекта недвижимости, находящегося по адресу: <адрес>, и в части обязания СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" осуществить технический учет, изготовить и выдать В. технический паспорт на отдельный одноквартирный жилой дом по указанному адресу является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о том, что СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" не является лицом, уполномоченным производить кадастровый учет объектов недвижимости, в связи с чем решение в части признания незаконным отказа в проведении кадастрового учета и обязании данного унитарного предприятия выдать кадастровый паспорт основано на неправильном применении норм материального права и в указанной части подлежит отмене.
На основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных представленных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Из указанных правовых норм следует, что функция по осуществлению государственного кадастрового учета, выдаче кадастрового паспорта возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), проведение кадастрового учета не относится к компетенции ГУП "ГУИОН", ввиду чего постановленное решение в части обязания ГУП "ГУИОН" изготовить и выдать заявительнице кадастровый паспорт нельзя признать правильным. В данной части, а также в части признания незаконным отказа от 27 августа 2012 года в проведении кадастрового учета решение подлежит отмене, заявление В. в указанной части - отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования В. рассмотрены в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, тогда как должны быть рассмотрены в исковом производстве, являются необоснованными.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 5 Постановления Пленума от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что по правилам, предусмотренным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
В абз. 3 п. 5 указанного Постановления указан лишь примерный перечень таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как следует из пп. 2.2 и 2.3 Устава Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 28.02.2006 N 32-р, предприятие осуществляет деятельность по направлению технической инвентаризации, формированию и учету объектов недвижимого имущества, паспортизации объектов жилищного фонда; предприятие осуществляет такие виды деятельности как организация и проведение работ по формированию объектов недвижимого имущества, в том числе определение физических границ объектов недвижимого имущества, состава и характеристик объектов недвижимого имущества, необходимых для их описания как объектов гражданских прав, проведение работ по технической инвентаризации, учету, оценке и переоценке, в том числе выявлению и учету изменений в составе, состоянии и стоимости, объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности.
Таким образом, ведение технического учета является государственно-властным полномочием, которое государственный орган Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга передал СПб ГУП "ГУИОН".
При таких обстоятельствах рассмотрение требований В. в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является правильным.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2012 года в части обязания ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" изготовить и выдать В. кадастровый паспорт на отдельный одноквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, и в части признания незаконным отказа филиала СПб ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" ПИБ Пушкинского и Колпинского районов от 27 августа 2012 года в проведении кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, - отменить.
В удовлетворении указанных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)