Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителя:
истца - Вавиловой Ю.С., доверенность от 20.04.2012 N 4Д-2545,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2012 (судья Никульникова О.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Антонова О.И., Камерилова В.А.)
по делу N А57-4031/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района", третье лицо - открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", о взыскании задолженности по договору энергоснабжения от 01.07.2011 N 01188 в размере 118 486,47 руб.,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" о признании действий открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" и открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" по введению ограничения подачи электрической энергии на многоквартирный жилой дом N 1 по пр. Строителей в г. Саратове незаконными,
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее - ОАО "Саратовэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее - ООО "УК Ленинского района", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по введению ограничения и возобновления режима потребления электрической энергии в размере 118 486,47 руб.
ООО "УК Ленинского района" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области со встречным исковым заявлением, также уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании действий ОАО "Саратовэнерго" и открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги") по введению ограничения подачи электрической энергии на многоквартирный жилой дом N 1 по пр. Строителей в г. Саратове незаконными.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2012 по делу N А57-4031/2012 в удовлетворении иска ОАО "Саратовэнерго" отказано. Производство по встречному иску в отношении ОАО "МРСК Волги" прекращено. В оставшейся части встречные исковые требования ООО "УК Ленинского района" удовлетворены, действия ОАО "Саратовэнерго" по введению ограничения подачи электрической энергии в период с 21.07.2011 по 20.09.2011 на многоквартирный жилой дом N 1 по пр. Строителей в г. Саратове признаны незаконными.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 данное судебное решение оставлено без изменения.
ОАО "Саратовэнерго", не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования ОАО "Саратовэнерго" о взыскании с ООО "УК Ленинского района" задолженности за оказанные услуги по введению ограничения и возобновлению режима потребления электрической энергии в период с 21.07.2011 по 20.09.2011 по договору энергоснабжения от 01.01.2009 N 1188 в размере 118 486,47 руб., в удовлетворении встречного искового заявления ООО "УК Ленинского района" о признании незаконными действий ОАО "Саратовэнерго" по введению ограничения подачи электрической энергии в период с 21.07.2011 по 20.09.2011 на многоквартирный жилой дом N 1 по пр. Строителей в г. Саратове отказано, с ООО "УК Ленинского района" в пользу ОАО "Саратовэнерго" взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб. за подачу кассационной жалобы.
При этом ОАО "Саратовэнерго" ссылается на то, что выводы судов первой и апелляционных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, установленным в процессе рассмотрения, а также указывает на неправильное применение судами нормы материального права.
ООО "УК Ленинского района" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами ОАО "Саратовэнерго", и просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить в силе, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Своих представителей ООО "УК Ленинского района" и ОАО "МРСК Волги" в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившегося представителя истца, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит, по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, 01.01.2009 между ООО "УК Ленинского района" и ОАО "Саратовэнерго" заключен договор энергоснабжения N 1188, согласно условиям, которого, поставщик осуществляет поставку (подачу) электрической энергии в объеме необходимом потребителю, а потребитель принимает и оплачивает оказанные ему услуги, неразрывно связанные с процессом энергоснабжения, и поставленную ему электроэнергию для целей оказания коммунальных услуг по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 1.1 договора).
Договорные объемы потребления электрической энергии и мощности, адреса установки и спецификация приборов расчетного и контрольного потребителя, перечень точек поставки электрической энергии согласованы сторонами в приложениях N 2, 5, 7 к договору энергоснабжения.
Согласно пункту 7.1. договора оплата электроэнергии осуществляется потребителем по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории потребителей, платежными поручениями или иными способами не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным.
В пункте 3.2.4 договора стороны согласовали условие о том, что поставщик вправе вводить частичное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности), в том числе с применением устройств автоматического отключения (ограничения) нагрузки, в случае неоднократного неисполнения потребителем, полностью или частично, обязательств по оплате отпущенной ему электрической энергии и оказанных услуг по истечении 5 рабочих дней с даты получения потребителем уведомления о ненадлежащем исполнении своих обязательств, направленного потребителю письмом, в виде телефонограммы или по факсу, с обязательным обратным получением сообщения регистрационного номера, даты, времени принятого сообщения.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате принятой электроэнергии по договору электроснабжения в соответствии с пунктом 175 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии), в адрес ответчика 12.07.2011, 20.07.2011 направлены уведомления об ограничении подачи электрической энергии с 21.07.2011 ежедневно с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. по следующим присоединениям: жилой дом по ул. пр. Строителей, д. 1; жилые дома по ул. Тулайкова, 1А, 1Б, 2, 5; жилые дома по ул. Шехурдина, 14, 18, 20.
Поскольку ООО "УК Ленинского района" не оплатило имеющуюся у него задолженность по оплате потребленной электроэнергии, ОАО "Саратовэнерго" направило в адрес ОАО "МРСК Волги" (сетевой организации) заявку N 1286 на введение частичного ограничения режима потребления электроэнергии.
ОАО "МРСК Волги" осуществляет действия по введению полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии (мощности) потребителями и по возобновлению их электроснабжения возмездно на основании заявки заказчика (ОАО "Саратовэнерго"), что усматривается из пунктов 2.3, 3.2.2.1, 3.2.11, 3.3.13, 6.1, 7.2, 7.9, 7.11 договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.01.2009 N 90210/1/08-1190, заключенного ОАО "Саратовэнерго" в интересах ответчика.
ОАО "МРСК Волги" услуги по введению ограничения режима потребления электрической энергии и возобновлению режима потребления электрической энергии были оказаны, что подтверждается представленными в материалы дела актами ограничения режима потребления электрической энергии и возобновления режима потребления, актами об оказанных услугах, подписанными между ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "МРСК Волги".
Затраты по ограничению подачи и восстановлению режима потребления электрической энергии составили 118 486,47 руб., которые истец просил взыскать с ответчика в судебном порядке.
ООО "УК Ленинского района" считает действия ОАО "Саратовэнерго" по введению ограничения подачи электрической энергии в период с 21.07.2011 по 20.09.2011 на многоквартирный жилой дом N 1 по пр. Строителей в г. Саратове, незаконными, нарушающими права и законные интересы управляющей компании при оказании им коммунальных услуг гражданам, а также права граждан, которые не имеют задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан в том числе: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 6 Правил N 307 услуги по электроснабжению, то есть круглосуточному обеспечению потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, относятся к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю.
В силу пункта 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
По смыслу статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
ООО "УК Ленинского района" является исполнителем коммунальной услуги - электроснабжения для жителей многоквартирного жилого дома N 1 по ул. пр. Строителей в г. Саратове и предоставляет соответствующую услугу населению на основании договора с ОАО "Саратовэнерго".
Таким образом, ООО "УК Ленинского района", являясь стороной по договору энергоснабжения от 01.01.2009 N 1188, использует поставленную ОАО "Саратовэнерго" электрическую энергию не для собственных нужд или в коммерческих целях, а для целей электроснабжения, находящихся у него в управлении жилых домов.
Согласно пункту 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Подпунктом "а" пункта 80 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 85 Правил N 307).
Введение ограничения режима потребления определено Правилами N 530.
В соответствии с пунктом 170 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.
Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление (пункты 171, 172 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии).
Согласно императивной норме пункта 173 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в случае, если ограничение режима потребления, инициированного в соответствии с пунктом 171 указанных Положений, применяется по отношению к лицам, владеющим объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии, указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) объеме.
В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных возможностей (механизмов), обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неисправных потребителей (неплательщиков), реализация сбытовыми и сетевыми организациями предоставленного им статьей 328 ГК РФ права на прекращение (ограничение) подачи электроэнергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия. В противном случае применение указанного способа защиты имущественных интересов приведет (может привести) к причинению вреда, несоизмеримого с потерями сбытовой организации в рамках обязательственных (договорных) отношений с конкретным неплательщиком.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием задолженности ООО "УК Ленинского района", ОАО "Саратовэнерго" с привлечением ОАО "МРСК Волги", произведены действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении многоквартирного дома N 1 по ул. пр. Строителей, д. 1 в г. Саратове, что подтверждается актами ограничения режима потребления электрической энергии от 21.07.2011, 26.07.2011, 28.07.2011, 01.08.2011, 02.08.2011, 03.08.2011, 04.08.2011, 05.08.2011, 08.08.2011, 09.08.2011, 10.08.2011, 11.08.2011, 12.08.2011, 15.08.2011, 16.08.2011, 17.08.2011, 18.08.2011, 19.08.2011, 22.08.2011, 23.08.2011, 24.08.2011, 25.08.2011, 26.08.2011, 29.08.2011, 30.08.2011, 31.08.2011, 01.09.2011, 05.09.2011, 06.09.2011, 12.09.2011, 13.09.2011, 14.09.2011, 15.09.2011, 16.09.2011, 19.09.2011, 20.09.2011.
Таким образом, ОАО "Саратовэнерго" произвело ограничение режима потребления электроэнергии в указанном жилом доме с 21.07.2011 по 20.09.2011, при этом, возможность приостановления или прекращения подачи коммунальных ресурсов во все жилые помещения многоквартирного дома, если управляющая компания имеет задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрена.
Арбитражными судами правомерно установлено, что действия по ограничению подачи электрической энергии в многоквартирный жилой дом N 1 по ул. пр. Строителей, д. 1 в г. Саратове, одновременно повлекли ограничение подачи электрической энергии и тем жильцам, проживающим в данном доме, которые надлежащим образом исполняли свои обязанности по оплате электроэнергии, что подтверждается, имеющимися в материалах дела копиями лицевых счетов квартиросъемщиков.
Действия ОАО "Саратовэнерго" создали препятствия для исполнения управляющей компанией (ООО "УК Ленинского района) своих обязательств перед добросовестными гражданами по предоставлению коммунальной услуги.
Более того, будучи профессиональным участником розничного рынка электроэнергии (гарантирующим поставщиком), ОАО "Саратовэнерго" не могло не знать о других добросовестных потребителях, проживающих в отключенном жилом доме и как специализированная организация, имело информацию о том, что при таком способе ограничения подачи электроэнергии у ООО "УК Ленинского района" нет технической возможности подключить добросовестных потребителей к другим источникам электроэнергии.
Таким образом, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, что ОАО "Саратовэнерго" неправомерно инициировало отключение электроэнергии, не обеспечив соблюдение требований статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и Правил N 307.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у всех граждан, проживающих в жилых домах, в которых было отключено электроснабжение, задолженности по оплате за электрическую энергию, вывод арбитражных судов о незаконном отключении ОАО "Саратовэнерго" жилых домов от электроснабжения, является правильным.
Вследствие чего, является правомерным вывод судов об отсутствии оснований для взыскания затрат, понесенных ОАО "Саратовэнерго" по введению режима ограничения подачи электрической энергии и возобновлению режима потребления.
Выводы арбитражных судов соответствуют требованиям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность принятия решения арбитражного суда и постановления арбитражного апелляционного суда по настоящему делу.
Фактически кассационная жалоба направлена на переоценку представленных в дело доказательств, его обстоятельств и сделанных арбитражными судами выводов, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах при правильном применении арбитражными судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу N А57-4031/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2012 ПО ДЕЛУ N А57-4031/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2012 г. по делу N А57-4031/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителя:
истца - Вавиловой Ю.С., доверенность от 20.04.2012 N 4Д-2545,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2012 (судья Никульникова О.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Антонова О.И., Камерилова В.А.)
по делу N А57-4031/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района", третье лицо - открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", о взыскании задолженности по договору энергоснабжения от 01.07.2011 N 01188 в размере 118 486,47 руб.,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" о признании действий открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" и открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" по введению ограничения подачи электрической энергии на многоквартирный жилой дом N 1 по пр. Строителей в г. Саратове незаконными,
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее - ОАО "Саратовэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее - ООО "УК Ленинского района", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по введению ограничения и возобновления режима потребления электрической энергии в размере 118 486,47 руб.
ООО "УК Ленинского района" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области со встречным исковым заявлением, также уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании действий ОАО "Саратовэнерго" и открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги") по введению ограничения подачи электрической энергии на многоквартирный жилой дом N 1 по пр. Строителей в г. Саратове незаконными.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2012 по делу N А57-4031/2012 в удовлетворении иска ОАО "Саратовэнерго" отказано. Производство по встречному иску в отношении ОАО "МРСК Волги" прекращено. В оставшейся части встречные исковые требования ООО "УК Ленинского района" удовлетворены, действия ОАО "Саратовэнерго" по введению ограничения подачи электрической энергии в период с 21.07.2011 по 20.09.2011 на многоквартирный жилой дом N 1 по пр. Строителей в г. Саратове признаны незаконными.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 данное судебное решение оставлено без изменения.
ОАО "Саратовэнерго", не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования ОАО "Саратовэнерго" о взыскании с ООО "УК Ленинского района" задолженности за оказанные услуги по введению ограничения и возобновлению режима потребления электрической энергии в период с 21.07.2011 по 20.09.2011 по договору энергоснабжения от 01.01.2009 N 1188 в размере 118 486,47 руб., в удовлетворении встречного искового заявления ООО "УК Ленинского района" о признании незаконными действий ОАО "Саратовэнерго" по введению ограничения подачи электрической энергии в период с 21.07.2011 по 20.09.2011 на многоквартирный жилой дом N 1 по пр. Строителей в г. Саратове отказано, с ООО "УК Ленинского района" в пользу ОАО "Саратовэнерго" взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб. за подачу кассационной жалобы.
При этом ОАО "Саратовэнерго" ссылается на то, что выводы судов первой и апелляционных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, установленным в процессе рассмотрения, а также указывает на неправильное применение судами нормы материального права.
ООО "УК Ленинского района" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами ОАО "Саратовэнерго", и просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить в силе, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
Все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Своих представителей ООО "УК Ленинского района" и ОАО "МРСК Волги" в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившегося представителя истца, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит, по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, 01.01.2009 между ООО "УК Ленинского района" и ОАО "Саратовэнерго" заключен договор энергоснабжения N 1188, согласно условиям, которого, поставщик осуществляет поставку (подачу) электрической энергии в объеме необходимом потребителю, а потребитель принимает и оплачивает оказанные ему услуги, неразрывно связанные с процессом энергоснабжения, и поставленную ему электроэнергию для целей оказания коммунальных услуг по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 1.1 договора).
Договорные объемы потребления электрической энергии и мощности, адреса установки и спецификация приборов расчетного и контрольного потребителя, перечень точек поставки электрической энергии согласованы сторонами в приложениях N 2, 5, 7 к договору энергоснабжения.
Согласно пункту 7.1. договора оплата электроэнергии осуществляется потребителем по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории потребителей, платежными поручениями или иными способами не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным.
В пункте 3.2.4 договора стороны согласовали условие о том, что поставщик вправе вводить частичное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности), в том числе с применением устройств автоматического отключения (ограничения) нагрузки, в случае неоднократного неисполнения потребителем, полностью или частично, обязательств по оплате отпущенной ему электрической энергии и оказанных услуг по истечении 5 рабочих дней с даты получения потребителем уведомления о ненадлежащем исполнении своих обязательств, направленного потребителю письмом, в виде телефонограммы или по факсу, с обязательным обратным получением сообщения регистрационного номера, даты, времени принятого сообщения.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате принятой электроэнергии по договору электроснабжения в соответствии с пунктом 175 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии), в адрес ответчика 12.07.2011, 20.07.2011 направлены уведомления об ограничении подачи электрической энергии с 21.07.2011 ежедневно с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. по следующим присоединениям: жилой дом по ул. пр. Строителей, д. 1; жилые дома по ул. Тулайкова, 1А, 1Б, 2, 5; жилые дома по ул. Шехурдина, 14, 18, 20.
Поскольку ООО "УК Ленинского района" не оплатило имеющуюся у него задолженность по оплате потребленной электроэнергии, ОАО "Саратовэнерго" направило в адрес ОАО "МРСК Волги" (сетевой организации) заявку N 1286 на введение частичного ограничения режима потребления электроэнергии.
ОАО "МРСК Волги" осуществляет действия по введению полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии (мощности) потребителями и по возобновлению их электроснабжения возмездно на основании заявки заказчика (ОАО "Саратовэнерго"), что усматривается из пунктов 2.3, 3.2.2.1, 3.2.11, 3.3.13, 6.1, 7.2, 7.9, 7.11 договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.01.2009 N 90210/1/08-1190, заключенного ОАО "Саратовэнерго" в интересах ответчика.
ОАО "МРСК Волги" услуги по введению ограничения режима потребления электрической энергии и возобновлению режима потребления электрической энергии были оказаны, что подтверждается представленными в материалы дела актами ограничения режима потребления электрической энергии и возобновления режима потребления, актами об оказанных услугах, подписанными между ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "МРСК Волги".
Затраты по ограничению подачи и восстановлению режима потребления электрической энергии составили 118 486,47 руб., которые истец просил взыскать с ответчика в судебном порядке.
ООО "УК Ленинского района" считает действия ОАО "Саратовэнерго" по введению ограничения подачи электрической энергии в период с 21.07.2011 по 20.09.2011 на многоквартирный жилой дом N 1 по пр. Строителей в г. Саратове, незаконными, нарушающими права и законные интересы управляющей компании при оказании им коммунальных услуг гражданам, а также права граждан, которые не имеют задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан в том числе: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 6 Правил N 307 услуги по электроснабжению, то есть круглосуточному обеспечению потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, относятся к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю.
В силу пункта 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
По смыслу статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
ООО "УК Ленинского района" является исполнителем коммунальной услуги - электроснабжения для жителей многоквартирного жилого дома N 1 по ул. пр. Строителей в г. Саратове и предоставляет соответствующую услугу населению на основании договора с ОАО "Саратовэнерго".
Таким образом, ООО "УК Ленинского района", являясь стороной по договору энергоснабжения от 01.01.2009 N 1188, использует поставленную ОАО "Саратовэнерго" электрическую энергию не для собственных нужд или в коммерческих целях, а для целей электроснабжения, находящихся у него в управлении жилых домов.
Согласно пункту 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Подпунктом "а" пункта 80 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 85 Правил N 307).
Введение ограничения режима потребления определено Правилами N 530.
В соответствии с пунктом 170 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними.
Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление (пункты 171, 172 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии).
Согласно императивной норме пункта 173 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в случае, если ограничение режима потребления, инициированного в соответствии с пунктом 171 указанных Положений, применяется по отношению к лицам, владеющим объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии, указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) объеме.
В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных возможностей (механизмов), обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неисправных потребителей (неплательщиков), реализация сбытовыми и сетевыми организациями предоставленного им статьей 328 ГК РФ права на прекращение (ограничение) подачи электроэнергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия. В противном случае применение указанного способа защиты имущественных интересов приведет (может привести) к причинению вреда, несоизмеримого с потерями сбытовой организации в рамках обязательственных (договорных) отношений с конкретным неплательщиком.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием задолженности ООО "УК Ленинского района", ОАО "Саратовэнерго" с привлечением ОАО "МРСК Волги", произведены действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении многоквартирного дома N 1 по ул. пр. Строителей, д. 1 в г. Саратове, что подтверждается актами ограничения режима потребления электрической энергии от 21.07.2011, 26.07.2011, 28.07.2011, 01.08.2011, 02.08.2011, 03.08.2011, 04.08.2011, 05.08.2011, 08.08.2011, 09.08.2011, 10.08.2011, 11.08.2011, 12.08.2011, 15.08.2011, 16.08.2011, 17.08.2011, 18.08.2011, 19.08.2011, 22.08.2011, 23.08.2011, 24.08.2011, 25.08.2011, 26.08.2011, 29.08.2011, 30.08.2011, 31.08.2011, 01.09.2011, 05.09.2011, 06.09.2011, 12.09.2011, 13.09.2011, 14.09.2011, 15.09.2011, 16.09.2011, 19.09.2011, 20.09.2011.
Таким образом, ОАО "Саратовэнерго" произвело ограничение режима потребления электроэнергии в указанном жилом доме с 21.07.2011 по 20.09.2011, при этом, возможность приостановления или прекращения подачи коммунальных ресурсов во все жилые помещения многоквартирного дома, если управляющая компания имеет задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрена.
Арбитражными судами правомерно установлено, что действия по ограничению подачи электрической энергии в многоквартирный жилой дом N 1 по ул. пр. Строителей, д. 1 в г. Саратове, одновременно повлекли ограничение подачи электрической энергии и тем жильцам, проживающим в данном доме, которые надлежащим образом исполняли свои обязанности по оплате электроэнергии, что подтверждается, имеющимися в материалах дела копиями лицевых счетов квартиросъемщиков.
Действия ОАО "Саратовэнерго" создали препятствия для исполнения управляющей компанией (ООО "УК Ленинского района) своих обязательств перед добросовестными гражданами по предоставлению коммунальной услуги.
Более того, будучи профессиональным участником розничного рынка электроэнергии (гарантирующим поставщиком), ОАО "Саратовэнерго" не могло не знать о других добросовестных потребителях, проживающих в отключенном жилом доме и как специализированная организация, имело информацию о том, что при таком способе ограничения подачи электроэнергии у ООО "УК Ленинского района" нет технической возможности подключить добросовестных потребителей к другим источникам электроэнергии.
Таким образом, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, что ОАО "Саратовэнерго" неправомерно инициировало отключение электроэнергии, не обеспечив соблюдение требований статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и Правил N 307.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у всех граждан, проживающих в жилых домах, в которых было отключено электроснабжение, задолженности по оплате за электрическую энергию, вывод арбитражных судов о незаконном отключении ОАО "Саратовэнерго" жилых домов от электроснабжения, является правильным.
Вследствие чего, является правомерным вывод судов об отсутствии оснований для взыскания затрат, понесенных ОАО "Саратовэнерго" по введению режима ограничения подачи электрической энергии и возобновлению режима потребления.
Выводы арбитражных судов соответствуют требованиям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность принятия решения арбитражного суда и постановления арбитражного апелляционного суда по настоящему делу.
Фактически кассационная жалоба направлена на переоценку представленных в дело доказательств, его обстоятельств и сделанных арбитражными судами выводов, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах при правильном применении арбитражными судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу N А57-4031/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)