Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей О.А. Сулименко, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился (уведомление от 09.01.13 N 53204);
- от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 13.01.13 N 53206);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донская Управляющая Компания ЖКХ Ворошиловского района" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2012 по делу N А53-28388/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Донская Управляющая Компания ЖКХ Ворошиловского района" к заинтересованному лицу Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления, принятое в составе судьи Еремина Ф.Ф.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Донская Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 29.08.12 N Р-1213 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.02 N 273-ЗС "Об административных правонарушения" (далее - Закон N 273-ЗС).
Решением суда от 07.11.12 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что в действиях общества отсутствует вина в несоблюдении Правил благоустройства г. Ростова-на-Дону. Наличие в действиях (бездействия) общества умысла и вины в совершении указанного правонарушения административным органом не доказано, что исключает состав административного правонарушения.
Отдел отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество и отдел, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и отдела.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.08.12 в 12 часов 20 минут главным специалистом отдела осмотром территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Максима Нагибина, д. 47/1 и находящегося на обслуживании управляющей компании установлено, что на фасаде здания многоквартирного жилого дома имеются трещины, разрушения штукатурки и окрасочных слоев (окрашенные поверхности неровные, присутствуют помарки, пятна, поврежденные места).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 20.08.12 и фотоснимках с использованием технических средств фотофиксации (фототаблица N 1 к указанному акту.
21.08.12 по факту выявленных нарушений главным специалистом Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области в отношении управляющей компании в присутствии ее законного представителя Комоза Э.Д. составлен протокол об административном правонарушении N Р-1213, которым было установлено, что общество не предприняло своевременных мер по выполнению работ по ремонту, окраске и содержанию фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 47/1 и находящегося у него на обслуживании, а именно: на фасаде указанного дома имеются трещины, разрушения штукатурки и окрасочных слоев (окрашенные поверхности неровные, присутствуют помарки, пятна, поврежденные места) в нарушение требований пункта 29 раздела 15 "Порядок содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений", Правил благоустройства г. Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.12 N 282, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 5.1 Закона N 273-ЗС. О времени и месте составления указанного протокола управляющей компании было направлено уведомление от 20.08.12 N 16, которое было вручено под расписку адресату 20.08.12 за вх. N 377, о чем имеется соответствующая отметка.
21.08.12 копия составленного протокола вручена представителю лица, привлекаемого к ответственности Комоза Э.Д., что подтверждается соответствующей распиской.
21.08.12 определением по делу N Р-1213 рассмотрение протокола об административном правонарушении от 21.08.12 N Р-1213 было назначено на 29.08.12 на 10 часов 00 минут, копия указанного определения, также вручена представителю Комоза Э.Д. под роспись.
29.08.12 начальником отдела в присутствии законного представителя Комоза Э.Д. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N Р-1213, которым управляющая компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Закона N 273-ЗС и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей. Копия указанного постановления вручена представителю управляющей компании Комоза Э.Д. 29.08.12, о чем имеется расписка указанного лица.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 5.1 Закона N 273-ЗС ввиду следующего.
Согласно статье 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.
В силу п. 19 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.12 N 282 утверждены Правила благоустройства территории г. Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
При этом определено, что благоустройство территории - это комплекс предусмотренных указанными Правилами благоустройства мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (раздел 2 Правил благоустройства).
Под организацией работ по благоустройству, содержанию и уборке понимается осуществление комплекса мер, направленных на создание условий для выполнения работ, включая установление видов и объемов работ, финансовое обеспечение и установление лиц (физических, должностных, юридических), ответственных за обеспечение работ.
Содержание объекта благоустройства представляет собой осуществление уборки объекта благоустройства и обеспечение безопасности, надлежащего физического, технического состояния и привлекательного внешнего вида элементов благоустройства, находящихся на объекте, в процессе их создания, размещения, эксплуатации и демонтажа.
Обеспечение работ по благоустройству, содержанию и уборке - это непосредственное выполнение работ собственником или владельцем объекта благоустройства или выполнение их путем привлечения на договорных условиях подрядной организации с обязательным установлением критериев качества работы.
Порядок содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений регламентирован разделом 15 Правил благоустройства.
Пунктом 29 раздела 15 Правил благоустройства предусмотрено, что фасады зданий, сооружений (в том числе цокольная часть) не должны иметь местных разрушений облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев (окрашенные поверхности должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест), потеков, высолов, трещин, выкрашивания раствора из швов облицовки, кирпичной и блочной кладки, разрушения герметизирующих заделов стыков панельных зданий, повреждений или разрушений металлических покрытий архитектурных элементов, водосточных труб.
В силу пункта 5 Правил благоустройства собственники и владельцы зданий и сооружений обязаны: проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада, с периодичностью в пределах 7-8 лет с учетом фактического состояния фасада.
На основании вышеизложенного, учитывая, что управляющая компания проводит осмотры (обследования) технического состояния элементов и помещений многоквартирного дома, в частности фасада многоквартирного дома в период подготовки к весенне-летней эксплуатации, с целью выявления неисправностей конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования и организации их устранения, а также накопления информации для определения объемов и планирования текущего и капитального ремонтов на основании решений общего собрания собственников многоквартирного дома, общество выступает лицом, ответственным за организацию работ по благоустройству, содержанию и уборке объектов благоустройства и их отдельных элементов, а значит, является надлежащим субъектом ответственности за нарушение Правил благоустройства, и соответственно, субъектом вмененного правонарушения.
При этом доводы обществао том, что работы по восстановлению фасада многоквартирного дома от выявленных в ходе осмотра трещин, разрушений штукатурки и недостатков окрасочных слоев - неровных поверхностей, помарок, пятен, поврежденных мест относятся исключительно к капитальному ремонту, который общество не уполномочено осуществлять по собственной инициативе и ввиду отсутствия финансирования собственников, правильно не приняты судом первой инстанции ввиду следующего.
В обосновании указанной позиции общество ссылается на определение капитального ремонта, которое содержится в п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ и в соответствии с которым капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Суд считает, что из указанного определения прямо не следует, что устранение выявленных нарушений относится строго к капитальному ремонту.
При этом, как следует из заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, основными видами работ, выполняемых при комплексом капитальном ремонте жилищного фонда без отселения жителей для фасадов является восстановление облицовки или штукатурки фасадов, герметизация межпанельных стыков, утеплительные мероприятия с целью улучшения теплотехнических характеристик ограждающих конструкций, в том числе замена оконных и балконных заполнении, ремонт балконов и лоджий с их остекленением, устройство козырьков над балконами и лоджиями верхних этажей, обустройство входов в подъезды, окраска фасадов, установка и укрепление флагодержателей, домовых знаков, уличных указателей и др.
Вместе с тем, каким образом указанный перечень работ соотносится с устранением трещин, разрушений штукатурки и недостатков окрасочных слоев фасада многоквартирного дома общество не указало. Только лишь облицовка или штукатурка фасада в отрыве от вышеперечисленного комплекса работ не может рассматриваться в качестве капитального ремонта.
Более того, как было указано выше, согласно пункту 5 Правил благоустройства окраска фасада относится к текущему ремонту.
Таким образом, общество является ответственным лицом по обеспечению надлежащего технического состояния и привлекательного внешнего вида объектов благоустройства, к которым, в частности, относится многоквартирный дом, а также отдельных элементов благоустройства, находящихся на объекте, в том числе его фасада.
Как верно установлено судом первой инстанции, в нарушение вышеуказанных Правил, управляющая компания не предприняла своевременных мер по выполнению работ по ремонту, окраске и содержанию фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 47/1. Управление многоквартирным домом возложено на общество. Факт нарушения Правил благоустройства по надлежащему содержанию фасада дома подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Доказательств невозможности соблюдения общество Правил благоустройства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Обществом представлено уведомление о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 47/1 по пр. М. Нагибина в г. Ростове-на-Дону от 16.01.12, в соответствии с которым собственникам предлагалось принять решение на общем собрании о проведении капитального ремонта, включая капитальный ремонт стен и фасада указанного многоквартирного дома. Однако составленный акт осмотра технического состояния, на основании которого было выставлено указанное уведомление от 16.01.12, в материалы дела обществом не представлено, как и не представлено иных доказательств о действительном вынесении соответствующих предложений на рассмотрение жильцов дома, размещение уведомления о необходимости проведения капитального ремонта на информационной доске на входе в подъезд дома.
При этом судом первой инстанции правильно не приняты прочие доводы общества о ее невинности, как не соответствующие обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судами первой и апелляционной инстанциями не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений прав и законных интересов управляющей компанией при производстве
При рассмотрении дела об административном правонарушении установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок административным органом не нарушен.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что административный орган в пределах своих полномочий вынес в отношении общества постановление от 29.08.12 N Р-1210 при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного диспозицией ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
При этом совершение указанного правонарушения в данном случае нельзя отнести к категории малозначительного.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в частях 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Совершенное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере обеспечения благоприятных условий жизни населения, чистоты и порядка на территории города Ростова-на-Дону.
Противоправное поведение управляющей компании препятствует осуществлению благоустройства г. Ростова-на-Дону, нарушает внешний облик расположенных на его территории зданий.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у управляющей компании реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Таким образом, совершенное обществом правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении управляющей компанией к исполнению своих публично-правовых обязанностей, непроявлении должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований областного закона в сфере внешнего благоустройства, содержания территорий городского поселения.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что совершенное обществом правонарушение, предусмотренное ст. 5.1 Закона N 273-ЗС, не может быть квалифицировано как малозначительное. Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии малозначительности правонарушения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Закона N 273-ЗС, влечет административную ответственность для юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа от 20000 до 50000 рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Общество было привлечено к ответственности по ст. 5.1 Закона N 273-ЗС в виде предупреждения и штрафа за аналогичные правонарушения, выразившиеся в непринятии своевременных мер по выполнению работ по ремонту, окраске и содержанию фасада иного многоквартирного дома, находящегося у нее в управлении и расположенного в том числе, по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 47/1 (решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2012 по делу N А53-14336/2012).
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что вышеназванные обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии смягчающего ответственность обстоятельства, что исключает возможность назначения административного наказания в виде предупреждения, учитывая альтернативный характер санкции ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое обществом постановление является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
О.А.СУЛИМЕНКО
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.01.2013 N 15АП-16783/2012 ПО ДЕЛУ N А53-28388/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2013 г. N 15АП-16783/2012
Дело N А53-28388/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей О.А. Сулименко, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился (уведомление от 09.01.13 N 53204);
- от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 13.01.13 N 53206);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донская Управляющая Компания ЖКХ Ворошиловского района" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2012 по делу N А53-28388/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Донская Управляющая Компания ЖКХ Ворошиловского района" к заинтересованному лицу Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления, принятое в составе судьи Еремина Ф.Ф.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Донская Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 29.08.12 N Р-1213 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.02 N 273-ЗС "Об административных правонарушения" (далее - Закон N 273-ЗС).
Решением суда от 07.11.12 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что в действиях общества отсутствует вина в несоблюдении Правил благоустройства г. Ростова-на-Дону. Наличие в действиях (бездействия) общества умысла и вины в совершении указанного правонарушения административным органом не доказано, что исключает состав административного правонарушения.
Отдел отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество и отдел, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и отдела.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.08.12 в 12 часов 20 минут главным специалистом отдела осмотром территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Максима Нагибина, д. 47/1 и находящегося на обслуживании управляющей компании установлено, что на фасаде здания многоквартирного жилого дома имеются трещины, разрушения штукатурки и окрасочных слоев (окрашенные поверхности неровные, присутствуют помарки, пятна, поврежденные места).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 20.08.12 и фотоснимках с использованием технических средств фотофиксации (фототаблица N 1 к указанному акту.
21.08.12 по факту выявленных нарушений главным специалистом Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области в отношении управляющей компании в присутствии ее законного представителя Комоза Э.Д. составлен протокол об административном правонарушении N Р-1213, которым было установлено, что общество не предприняло своевременных мер по выполнению работ по ремонту, окраске и содержанию фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 47/1 и находящегося у него на обслуживании, а именно: на фасаде указанного дома имеются трещины, разрушения штукатурки и окрасочных слоев (окрашенные поверхности неровные, присутствуют помарки, пятна, поврежденные места) в нарушение требований пункта 29 раздела 15 "Порядок содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений", Правил благоустройства г. Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.12 N 282, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 5.1 Закона N 273-ЗС. О времени и месте составления указанного протокола управляющей компании было направлено уведомление от 20.08.12 N 16, которое было вручено под расписку адресату 20.08.12 за вх. N 377, о чем имеется соответствующая отметка.
21.08.12 копия составленного протокола вручена представителю лица, привлекаемого к ответственности Комоза Э.Д., что подтверждается соответствующей распиской.
21.08.12 определением по делу N Р-1213 рассмотрение протокола об административном правонарушении от 21.08.12 N Р-1213 было назначено на 29.08.12 на 10 часов 00 минут, копия указанного определения, также вручена представителю Комоза Э.Д. под роспись.
29.08.12 начальником отдела в присутствии законного представителя Комоза Э.Д. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N Р-1213, которым управляющая компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Закона N 273-ЗС и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей. Копия указанного постановления вручена представителю управляющей компании Комоза Э.Д. 29.08.12, о чем имеется расписка указанного лица.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 5.1 Закона N 273-ЗС ввиду следующего.
Согласно статье 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.
В силу п. 19 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.12 N 282 утверждены Правила благоустройства территории г. Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
При этом определено, что благоустройство территории - это комплекс предусмотренных указанными Правилами благоустройства мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (раздел 2 Правил благоустройства).
Под организацией работ по благоустройству, содержанию и уборке понимается осуществление комплекса мер, направленных на создание условий для выполнения работ, включая установление видов и объемов работ, финансовое обеспечение и установление лиц (физических, должностных, юридических), ответственных за обеспечение работ.
Содержание объекта благоустройства представляет собой осуществление уборки объекта благоустройства и обеспечение безопасности, надлежащего физического, технического состояния и привлекательного внешнего вида элементов благоустройства, находящихся на объекте, в процессе их создания, размещения, эксплуатации и демонтажа.
Обеспечение работ по благоустройству, содержанию и уборке - это непосредственное выполнение работ собственником или владельцем объекта благоустройства или выполнение их путем привлечения на договорных условиях подрядной организации с обязательным установлением критериев качества работы.
Порядок содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений регламентирован разделом 15 Правил благоустройства.
Пунктом 29 раздела 15 Правил благоустройства предусмотрено, что фасады зданий, сооружений (в том числе цокольная часть) не должны иметь местных разрушений облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев (окрашенные поверхности должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест), потеков, высолов, трещин, выкрашивания раствора из швов облицовки, кирпичной и блочной кладки, разрушения герметизирующих заделов стыков панельных зданий, повреждений или разрушений металлических покрытий архитектурных элементов, водосточных труб.
В силу пункта 5 Правил благоустройства собственники и владельцы зданий и сооружений обязаны: проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада, с периодичностью в пределах 7-8 лет с учетом фактического состояния фасада.
На основании вышеизложенного, учитывая, что управляющая компания проводит осмотры (обследования) технического состояния элементов и помещений многоквартирного дома, в частности фасада многоквартирного дома в период подготовки к весенне-летней эксплуатации, с целью выявления неисправностей конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования и организации их устранения, а также накопления информации для определения объемов и планирования текущего и капитального ремонтов на основании решений общего собрания собственников многоквартирного дома, общество выступает лицом, ответственным за организацию работ по благоустройству, содержанию и уборке объектов благоустройства и их отдельных элементов, а значит, является надлежащим субъектом ответственности за нарушение Правил благоустройства, и соответственно, субъектом вмененного правонарушения.
При этом доводы обществао том, что работы по восстановлению фасада многоквартирного дома от выявленных в ходе осмотра трещин, разрушений штукатурки и недостатков окрасочных слоев - неровных поверхностей, помарок, пятен, поврежденных мест относятся исключительно к капитальному ремонту, который общество не уполномочено осуществлять по собственной инициативе и ввиду отсутствия финансирования собственников, правильно не приняты судом первой инстанции ввиду следующего.
В обосновании указанной позиции общество ссылается на определение капитального ремонта, которое содержится в п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ и в соответствии с которым капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Суд считает, что из указанного определения прямо не следует, что устранение выявленных нарушений относится строго к капитальному ремонту.
При этом, как следует из заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, основными видами работ, выполняемых при комплексом капитальном ремонте жилищного фонда без отселения жителей для фасадов является восстановление облицовки или штукатурки фасадов, герметизация межпанельных стыков, утеплительные мероприятия с целью улучшения теплотехнических характеристик ограждающих конструкций, в том числе замена оконных и балконных заполнении, ремонт балконов и лоджий с их остекленением, устройство козырьков над балконами и лоджиями верхних этажей, обустройство входов в подъезды, окраска фасадов, установка и укрепление флагодержателей, домовых знаков, уличных указателей и др.
Вместе с тем, каким образом указанный перечень работ соотносится с устранением трещин, разрушений штукатурки и недостатков окрасочных слоев фасада многоквартирного дома общество не указало. Только лишь облицовка или штукатурка фасада в отрыве от вышеперечисленного комплекса работ не может рассматриваться в качестве капитального ремонта.
Более того, как было указано выше, согласно пункту 5 Правил благоустройства окраска фасада относится к текущему ремонту.
Таким образом, общество является ответственным лицом по обеспечению надлежащего технического состояния и привлекательного внешнего вида объектов благоустройства, к которым, в частности, относится многоквартирный дом, а также отдельных элементов благоустройства, находящихся на объекте, в том числе его фасада.
Как верно установлено судом первой инстанции, в нарушение вышеуказанных Правил, управляющая компания не предприняла своевременных мер по выполнению работ по ремонту, окраске и содержанию фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 47/1. Управление многоквартирным домом возложено на общество. Факт нарушения Правил благоустройства по надлежащему содержанию фасада дома подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Доказательств невозможности соблюдения общество Правил благоустройства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Обществом представлено уведомление о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 47/1 по пр. М. Нагибина в г. Ростове-на-Дону от 16.01.12, в соответствии с которым собственникам предлагалось принять решение на общем собрании о проведении капитального ремонта, включая капитальный ремонт стен и фасада указанного многоквартирного дома. Однако составленный акт осмотра технического состояния, на основании которого было выставлено указанное уведомление от 16.01.12, в материалы дела обществом не представлено, как и не представлено иных доказательств о действительном вынесении соответствующих предложений на рассмотрение жильцов дома, размещение уведомления о необходимости проведения капитального ремонта на информационной доске на входе в подъезд дома.
При этом судом первой инстанции правильно не приняты прочие доводы общества о ее невинности, как не соответствующие обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судами первой и апелляционной инстанциями не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений прав и законных интересов управляющей компанией при производстве
При рассмотрении дела об административном правонарушении установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок административным органом не нарушен.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что административный орган в пределах своих полномочий вынес в отношении общества постановление от 29.08.12 N Р-1210 при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного диспозицией ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
При этом совершение указанного правонарушения в данном случае нельзя отнести к категории малозначительного.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в частях 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Совершенное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере обеспечения благоприятных условий жизни населения, чистоты и порядка на территории города Ростова-на-Дону.
Противоправное поведение управляющей компании препятствует осуществлению благоустройства г. Ростова-на-Дону, нарушает внешний облик расположенных на его территории зданий.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у управляющей компании реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Таким образом, совершенное обществом правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении управляющей компанией к исполнению своих публично-правовых обязанностей, непроявлении должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований областного закона в сфере внешнего благоустройства, содержания территорий городского поселения.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что совершенное обществом правонарушение, предусмотренное ст. 5.1 Закона N 273-ЗС, не может быть квалифицировано как малозначительное. Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии малозначительности правонарушения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Закона N 273-ЗС, влечет административную ответственность для юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа от 20000 до 50000 рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Общество было привлечено к ответственности по ст. 5.1 Закона N 273-ЗС в виде предупреждения и штрафа за аналогичные правонарушения, выразившиеся в непринятии своевременных мер по выполнению работ по ремонту, окраске и содержанию фасада иного многоквартирного дома, находящегося у нее в управлении и расположенного в том числе, по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 47/1 (решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2012 по делу N А53-14336/2012).
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что вышеназванные обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии смягчающего ответственность обстоятельства, что исключает возможность назначения административного наказания в виде предупреждения, учитывая альтернативный характер санкции ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое обществом постановление является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
О.А.СУЛИМЕНКО
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)