Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N А26-11458/2011

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N А26-11458/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бернат К.А.
при участии:
представители лиц, участвующих в деле, не явились, уведомлены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22522/2012) жилищно-строительного кооператива "Кристалл"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2012 по делу N А26-11458/2011 (судья Старовойтова И.В.), принятое
по исковому заявлению жилищно-строительного кооператива "Кристалл"
к ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
3-и лица: ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания", Государственный комитет по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, Администрация Петрозаводского городского округа
о взыскании 2 145 280 руб. 45 коп.

установил:

жилищно-строительный кооператив "Кристалл" (185003, Карелия Респ., Петрозаводск г., Ла-Рошель наб., 13, 2, ОГРН: 1031000004595, далее - ЖСК, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы" (185035, Карелия Республика, Петрозаводск Город, Ленина Проспект, 11, В, ОГРН: 1031000052335, далее - Общество) о взыскании 2 145 280 руб. 45 коп. неосновательного обогащения за период с января 2009 года по октябрь 2012 года, полученного в результате взимания платы за оказанные услуги отопления и горячего водоснабжения без учета нормативов, в том числе 1 480 894 руб. 19 коп. за отопление в период 2009, 2010, 2011 гг. (по адресам наб. Ла-Рошель, д. 13, пр. Лесной, д. 45, ул. Волховская, д. 12), 664 386 руб. 26 коп. за горячее водоснабжение в период 2009, 2010, 2011 гг. (по адресам: пр. Лесной, д. 45, ул. Волховская, д. 12), а также судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в сумме 98 400 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Администрация Петрозаводского городского округа.
Решением от 02.10.2012 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Решение обжаловано истцом в апелляционном порядке.
Производство по делу приостанавливалось.
В настоящее судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, 19.08.2005 ЖСК "Кристалл" (абонент) и ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" (энергоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 100-2-31-92440-01-01 (для потребителей с потреблением свыше 50 Гкал в месяц), по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии (Приложение N 1) в соответствии с графиком ее, а абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами в договоре.
Согласно пункту 2.1. договора энергоснабжающая организация подает тепловую энергию в объеме, установленном договором, по тепловым сетям до границ разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности. Граница эксплуатационной ответственности установлена актом разграничения балансовой принадлежности теплосетей (Приложение N 2).
В соответствии с пунктом 4.3. договора при отсутствии приборов учета, количество потребляемой тепловой энергии определяется расчетным методом согласно "Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000", утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
Приборы учета тепловой энергии, допущенные в эксплуатацию, в спорный период у истца отсутствовали.
В период с января 2009 года по октябрь 2011 года энергоснабжающая организация поставляла абоненту тепловую энергию и выставляла к оплате счета-фактуры (л.д. 35-68 том 1).
Оплата оказанных услуг отопления и горячего водоснабжения за период с января 2009 по октябрь 2011 произведена ТСЖ в полном объеме.
Полагая, что энергоснабжающая организация неправомерно взимала плату за отопление и горячее водоснабжение без учета нормативов, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что расход теплоносителя определялся ответчиком с учетом количества зарегистрированных граждан и нормы кубического метра горячей воды на человека в месяц, принятой решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2009 N XXVI/XXXI-620, а расход тепловой энергии определялся по формуле, учитывающей объем невозвращенного теплоносителя, температуру горячей воды, среднюю температуру исходной воды, удельную теплоемкость воды и ее плотность, а также коэффициент потерь тепла в трубопроводах с неизолированными стояками и полотенцесушителями. Количество тепловой энергии на отопление рассчитано в соответствии с приложением 2 пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 с учетом норматива потребления тепловой энергии на отопление кв. м общей площади квартир, где общая площадь соответствует сведениям технического паспорта на дом. Тарифы на тепловую энергию и подпиточную воду соответствуют установленным Постановлениям Госкомитета соответственно на 2009 год - N 231 от 29.12.2008, N 26 от 20.03.2009, N 139 от 22.10.2008, на 2010 год - N 176 от 13.11.2009, N 135 от 21.10.2009; на 2011 год - N 176 от 12.11.2010, N 133 от 20.10.2010. Таким образом, суд первой инстанции признал произведенный ответчиком расчет стоимости отпущенного ресурса соответствующим действующим нормативно-правовым актам, регулирующим правоотношения сторон в указанной сфере энергоснабжения.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения договора не допускается
На основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Кооператив является управляющей организацией в отношении домов, поименованных в приложении N 2 к договору.
ОАО "ПКС" является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет продажу коммунального ресурса по установленным уполномоченными органами тарифам.
На объектах, переданных Кооперативу в управление, действует открытая система теплоснабжения, технологической особенностью которой является отбор потребителями теплоносителя из системы теплоснабжения.
Общество не осуществляло в спорный период производство горячей воды для целей горячего водоснабжения жилых домов, находящихся в управлении Кооператива, и не оказывало услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Разногласия сторон касаются обоснованности применения тарифов для определения стоимости потребленной тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктами 47 и 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520), предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Пунктом 4 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России. Названные указания утверждены приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания N 47).
Абзацем девятым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Правилами N 307.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18 Правил N 307 при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Начисление платы (расчет платы) за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) гражданам, проживающим в многоквартирных домах, не входит в обязанности ресурсоснабжающей организации. В счетах-фактурах, выставленных Кооперативу, указана стоимость тепловой энергии и теплоносителя (подпиточной воды) по тарифам, утвержденным Постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам.
По условиям договора в обязанности ресурсоснабжающей организации входит отпуск тепловой энергии по тепловым сетям до границы эксплуатационной ответственности. Границей эксплуатационной ответственности является первый фланец входной задвижки до теплового узла по ходу теплоносителя.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.11.2012 N 1149 "О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса") "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Правила N 520) под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Для жилых зданий температура теплоносителя, поступающего в нагревательные приборы системы отопления жилых помещений по санитарным нормам не должна превышать 95°С, для горячего водоснабжения от 60 до 75°С, а в магистралях тепловых сетей в соответствии с температурным графиком сетевая вода (теплоноситель) достигает температуры 125°С.
Приложением к Договору согласован График температуры воды в трубопроводах тепловых сетей. Максимальная температура подающей воды - 125 °С, минимальная - 65 °С.
Понижение температуры до 60 °С достигается с использованием внутридомовых систем, расположенных в домах ответчика. Внутридомовое оборудование ОАО "ПКС" не принадлежит и не эксплуатируется им в целях доведения теплоносителя до нормативных температурных требований, установленных СанПиН 2.1.4.2496-09 (не ниже 60 градусов и не выше 75 градусов).
ОАО "ПКС" не производит самостоятельно горячую воду для потребителей.
В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 30.12.2004 N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", полномочия по утверждению тарифов организаций коммунального комплекса переданы на уровень субъектов Российской Федерации.
Согласно пояснениям Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (л.д. 17-19 том 5) государственное регулирование тарифов на горячую воду в городе Петрозаводске с 2011 года осуществляется Госкомитетом.
Постановлением Госкомитета от 24.11.2010 N 210 "О тарифах на горячую воду для открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" при осуществлении непосредственного производства горячей воды и оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения" с 1 января 2011 года установлены тарифы на горячую воду для общества. В приложении к протоколу заседания Правления Госкомитета от 24.11.2010 N 193 по вопросу утверждения тарифов на горячую воду обществу определен перечень домов в количестве 55 единиц, которым ОАО "ПКС" оказывает услугу по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, при 4-х трубной схеме теплоснабжения.
Обеспечение потребителей сетевой водой (теплоносителем), отбираемой из системы теплоснабжения, отвечает признакам теплоснабжения и не может быть квалифицировано в качестве деятельности по горячему водоснабжению. Оплата за потребляемую сетевую воду (теплоноситель) должна производиться на основании устанавливаемых органами регулирования тарифов на теплоноситель.
Обязательства общества по поставке тепловой энергии заканчиваются на границе балансовой принадлежности, которая в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, является внешняя стена многоквартирного дома.
Таким образом, Обществом используются тарифы на тепловую энергию и теплоноситель, утвержденные для ОАО "ПКС" как для ресурсоснабжающей организации. Оснований для применения иного тарифа, чем установленного для ОАО "ПКС", не имеется.
Согласно расчету ОАО "ПКС", к оплате Кооперативу предъявлена стоимость тепловой энергии, используемой кооперативом для целей отопления и горячего водоснабжения, подпиточной воды и потерь тепла. Расход теплоносителя определен с учетом количества зарегистрированных граждан и нормы кубического метра горячей воды на человека в месяц, принятой решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2009 N XXVI/XXXI-620. Расход тепловой энергии определен по формуле, учитывающей объем невозвращенного теплоносителя, температуру горячей воды, среднюю температуру исходной воды, удельную теплоемкость воды и ее плотность, а также коэффициент потерь тепла в трубопроводах с неизолированными стояками и полотенцесушителями.
Количество тепловой энергии на отопление рассчитано ОАО "ПКС" в соответствии с приложением 2 пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 (далее - Правила N 307) с учетом норматива потребления тепловой энергии на отопление кв. м общей площади квартир, где общая площадь соответствует сведениям технического паспорта на дом. Тарифы на тепловую энергию и подпиточную воду соответствуют установленным Постановлениям Госкомитета соответственно на 2009 год - N 231 от 29.12.2008, N 26 от 20.03.2009, N 139 от 22.10.2008, на 2010 год - N 176 от 13.11.2009, N 135 от 21.10.2009; на 2011 год - N 176 от 12.11.2010, N 133 от 20.10.2010.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что стоимость тепловой энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в домах, находящихся в управлении Кооператива, должна рассчитываться исходя из утвержденных тарифов на тепловую энергию в совокупности с учетом отпущенного объема этого коммунального ресурса.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил представленный истцом расчет, поскольку кооператив при осуществлении расчета учитывал лишь количество зарегистрированных граждан, норму по услуге "горячее водоснабжение" в кубических метрах и стоимость кубического метра горячей воды, что противоречит нормативным актам.
Довод жалобы на необоснованное включение в расчет стоимости потерь тепловой энергии со ссылкой на пункты 47 - 49 Правил N 520 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку Правила N 520 в редакции, действовавшей в спорный период, не регулировали отношения по горячему водоснабжению без использования системы централизованного горячего водоснабжения.
Ссылка истца на судебные акты по делу N А72-5932/2010 в подтверждение своей позиции также не обоснована, поскольку в рамках дела N А72-5932/2010 было установлено, что в жилых многоквартирных домах имеется четырехтрубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения (при которой централизованно подается подогретая вода при отсутствии связи между системами отопления и горячего водоснабжения) и установлены приборы учета.
Довод жалобы о наличии двойного учета потребления тепла на ГВС противоречит материалам дела.
Потери в полотенцесушителях в нормативе на отопление не учитывались ОАО "ПКС", поскольку расчет производился исходя из часовых проектных нагрузок на отопление жилых домов в соответствии с формулой 6, п. 13, 14, 15 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Проектные часовые нагрузки на отопление не включают расходы теплоты на потери в полотенцесушителях.
Применение ответчиком в расчетах за 2009 - 2010 годы Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Указания) следует признать обоснованным, поскольку ранее Указаний действовали Правила N 520, в развитие которых и были приняты Указания.
Довод жалобы относительного того, что ответчик выставлял счета ЖСК "Кристалл" как коммерческому предприятию, и население осуществляло оплату коммунальных услуг по завышенным ценам, в то время как расчет должен был производиться по "группе потребителей - население" противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку имеющиеся в материалах дела постановления регулирующих органов подтверждают установление одного тарифа на тепловую энергию и теплоноситель для всех потребителей данных коммунальных ресурсов.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2012 по делу N А26-11458/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Г.ГЛАЗКОВ

Судьи
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)