Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2013 N 18АП-3829/2012 ПО ДЕЛУ N А07-22363/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. N 18АП-3829/2012

Дело N А07-22363/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СУ - 1" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13 марта 2013 г. по делу N А07-22363/2012 (судья Гилязутдинова Р.Х.).
Общество с ограниченной ответственностью "СУ - 1" (далее - заявитель, ООО "СУ-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция Республики Башкортостан, Инспекция) о признании незаконным предписания от 07.12.2012 N ЦО-12-083.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "СУ-1" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы общество указывает на необоснованность вывода о применении части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) в случаях, когда собственники не приняли на общем собрании решение об установлении платы за "содержание".
Инспекцией не доказано и не подтверждено материалами дела, что Госжилинспекция Республики Башкортостан в рамках проводимой проверки проводила рассмотрение размеров и правомерности начислений по тарифу на техническое обслуживание запорно-переговорных устройств (далее - ЗПУ) в 2010 и 2011 годах, а также проводила какой-либо экономический анализ состава тарифа "содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома".
Также Инспекцией не доказано, что ООО "СУ-1" производило в 2010-2012 годах двойное начисление и взимание платы за "техническое обслуживание ЗПУ" (домофон), в связи с тем, что стоимость этой услуги уже включена в стоимость тарифа "содержание и ремонт".
От Госжилинспекции до судебного заседания поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не соглашается с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением гражданки Г., проживающей по адресу: г. Уфа, ул. Лесотехникума д. 26/2, Госжилинспекцией Республики Башкортостан проведена проверка в отношении ООО "СУ-1".
По итогам проведенной проверки обществу выдано предписание N ЦО-12-148-128, согласно которому указано произвести перерасчет по лицевым счетам граждан, проживающих по адресу: г. Уфа, ул. Лесотехникума, д. 26/2, за услугу домофон, в соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса и пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, за период с 01.01.2010 по 30.11.2012. Информацию об исполнении предписания представить в Инспекцию в срок до 30.01.2013 (л.д. 19-20 т. 1).
Не согласившись с данным предписанием, ООО "СУ-1" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника и нанимателя помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе квартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - Правила).
Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил в состав общего имущества включаются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 7 Правил также предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Учитывая изложенное, правомерным является вывод Инспекции и суда первой инстанции о том, что к составу общего имущества многоквартирного дома относится автоматические запирающие устройства дверей подъездов многоквартирного дома (домофон).
Согласно части 7 стать 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что металлические двери и запорно-переговорные устройства в многоквартирном доме по ул. Лесотехникума, д. 26/2 г. Уфа установлены в соответствии с проектной документацией заказчиком строительства, то есть входят в состав общего имущества многоквартирного дома и содержание ЗПУ должно входить в стоимость работ по содержанию общего имущества. При этом решение об установлении платы за замочно-переговорные устройства на общем собрании собственников помещений указанного дома не принималось.
При проверке ООО "СУ-1" представило информацию, что начисление размера платы за услуги по техническому обслуживанию замочно-переговорных устройств по лицевому счету гражданки Г. производится в размере, установленном постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа от 29.12.2011 N 7654 "Об установлении стоимости на услуги по техническому обслуживанию замочно-переговорных устройств, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Специализированное пуско-наладочное управление" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан".
При указанных обстоятельствах правильным является вывод Госжилинспекции Республики Башкортостана о том, что общество незаконно начисляло плату за техническое обслуживание замочно-переговорных устройств для жильцов дома по адресу ул. Лесотехникума, д. 26/2 г. Уфа, по тарифу, установленному Администрацией городского округа г. Уфа для другого юридического лица.
При этом отклоняется довод общества в обоснование своих действий о том, что собранием собственников многоквартирного дома по адресу ул. Лесотехникума, д. 26/2 г. Уфа, вопрос о принятии решения об установлении размера платы за техническое обслуживание ЗПУ не рассматривался, в повестку собрания не включался.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме и, следовательно, за техническое обслуживание ЗПУ, определяется с учетом предложений управляющей организации. Таким образом, ООО "СУ-1", как управляющая организация, могло выйти с инициативой к собранию жильцов многоквартирного дома о рассмотрении указанного вопроса.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы общества о том, что Инспекция превысила свои полномочия, указывая в оспариваемом предписании 2010-2011 годы, поскольку не проводила рассмотрение размеров и вопрос правомерности начислений по тарифу на техническое обслуживание ЗПУ в 2010 и 2011 годах, а также какой-либо экономический анализ состава тарифа "содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома".
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных действующим законодательством обязательных требований в соответствующей сфере.
В части 2 данной статьи указано, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 4.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 26.06.2010 N УП-367, Инспекция вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Учитывая, что обществом при проведении проверки представлен только Договор на техническое обслуживание жилых квартир, находящихся в собственности граждан, и предоставление коммунальных услуг по рассматриваемому дому от 05.12.2005, изменений и иных договоров не представлено, Инспекция пришла к обоснованному выводу о длящемся характере нарушения жилищного законодательства.
В целях предупреждения и пресечения установленного нарушения законодательства и в соответствии со своей компетенцией органа государственного жилищного надзора, Госжилинспекция Республики Башкортостан вправе была выдать предписание об устранении нарушения в пределах срока исковой давности, то есть произвести перерасчет тарифа гражданам, проживающим по адресу ул. Лесотехникума, д. 26/2 г. Уфа за услугу по содержанию домофона за 2010, 2011 и 2012 год в случае его несоответствия части 7 статьи 156 Жилищного кодекса.
При этом Инспекцией не обязана была доказывать, что ООО "СУ-1" производило в 2010-2012 годах двойное начисление и взимание платы за техническое обслуживание ЗПУ (домофона), поскольку установленное проверкой нарушение заключается во взимании платы за техническое обслуживание ЗПУ, определенное с нарушением жилищного законодательства (части 7 статьи 156 Жилищного кодекса).
На основании указанного соответствующие доводы апелляционной жалобы ООО "СУ-1" подлежат отклонению.
Иные доводы общества не принимаются, так как основаны на неверном толковании норм закона и не имеют правового значения для рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимыми отметить следующее.
В силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным предписания государственного органа необходима совокупность двух условий: его несоответствия закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В нарушение указанных норм ООО "СУ - 1" не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое по делу предписание Госжилинспекции по Республике Башкортостан нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом заинтересованным лицом доказано соответствие оспариваемого акта действующему законодательству.
Таким образом, отсутствует совокупность условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются на заявителя в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13 марта 2013 г. по делу N А07-22363/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СУ - 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)