Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 4"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.08.2012,
принятое судьей Ушаковой Е.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012,
принятое судьями Вечкановым А.И., Соловьевой М.В., Богуновой Е.А.,
по делу N А11-4592/2011
по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 4"
о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию
и
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 4" (далее - Управление). Предметом иска (с учетом его уточнения) явилось требование о взыскании с ответчика 3 947 806 рублей 81 копейки задолженности за поставленную в 2010 году в жилые дома тепловую энергию по договору энергоснабжения от 01.05.2008 N 1582.
Истец, ссылаясь на статус покупателя тепловой энергии как исполнителя коммунальных услуг и отсутствие общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах, в которые поставлялась тепловая энергия, используемая ответчиком для отопления и приготовления горячей воды для горячего водоснабжения, считал правильным применять при расчете объема поставленной тепловой энергии нормативы потребления и тарифы, установленные для граждан. Размер долга истец определил как разницу между суммой, исчисленной Обществом по нормативам (на отопление, горячее водоснабжение и подогрев холодной воды), и размером платы, начисленной населению за отопление и горячее водоснабжение по показаниям индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором от 03.06.2009 N 269/17.
Суд первой инстанции решением от 20.08.2012 удовлетворил иск. При принятии судебного акта суд исходил из доказанности фактов поставки тепловой энергии в находящиеся в управлении ответчика дома. В связи с отсутствием общедомовых приборов учета суд признал правомерным расчет стоимости отпущенной тепловой энергии по нормативам потребления коммунальных услуг (на отопление, горячее водоснабжение и подогрев холодной воды) и тарифу на тепловую энергию с учетом тарифной надбавки. Суд отклонил доводы Управления о применении при расчетах сторон показаний индивидуальных приборов учета.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 23.11.2012 оставил решение от 20.08.2012 без изменения по тем же мотивам.
Суды руководствовались статьями 309, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3 и 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 20.08.2012 и постановление от 23.11.2012.
По мнению заявителя, истец не доказал объем потребления горячей воды в помещениях, имеющих индивидуальные приборы учета. Расчет количества тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения произведен исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг с учетом показаний индивидуальных приборов учета. Те цифры расчета, которые указаны как "объем потребленной горячей воды, определенный по показаниям ИПУ", документально не подтверждены.
Ответчик обращает внимание на то, что в дома, согласованные сторонами для потребления тепловой энергии, поставлялась только тепловая энергия. Горячее водоснабжение в централизованном порядке не осуществлялось. Снабжение жилых помещений в данных многоквартирных домах горячей водой происходит путем подогрева холодной воды, поступающей по сетям МУП "Владимирводоканал", с помощью внутридомового инженерного оборудования ("бойлера"). Следовательно, обязанность по оплате за горячее водоснабжение в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена договором.
Управление полагает, что истец неверно и необоснованно применил в расчетах нормативы на подогрев воды и потребления горячей воды, установленные для централизованного водоснабжения. По мнению заявителя, нормативы не применимы, поскольку горячее водоснабжение осуществляется в децентрализованном (индивидуальном) порядке.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление осуществляло управление многоквартирными жилыми домами. Общество в 2010 году поставляло Управлению коммунальный ресурс - тепловую энергию, используемую последним для оказания коммунальных услуг жильцам многоквартирных жилых домов по отоплению и горячему водоснабжению. Горячая вода приготавливалась Управлением самостоятельно с помощью внутридомового инженерного оборудования, использующего в качестве ресурсов тепловую энергию, поставляемую истцом, и холодную воду.
В домах, по которым возникли разногласия по учету коммунального ресурса, отсутствовали общедомовые приборы учета тепловой энергии.
Правоотношения сторон регулировались договором энергоснабжения тепловой энергией от 01.05.2008 N 1582.
Расчет объема поставленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение осуществлен истцом исходя из следующих нормативов потребления:
- - тепловой энергии на отопление для граждан (утвержден постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908);
- - горячей воды для граждан (утвержден постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908) и на подогрев кубического метра холодной воды (установлен постановлением главы города Владимира от 02.12.2005 N 416).
Стоимость тепловой энергии истец рассчитал, исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 "О тарифах на тепловую энергию", и надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей, установленной постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010-2015 годы" и утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233.
Согласно сведениям Единого расчетного кассового центра за коммунальные услуги на отопление и горячее водоснабжение с 01.01.2010 по 31.12.2010 населению с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды фактически начислено 70 475 893 рубля 67 копеек.
Разница между произведенным истцом расчетом объема поставленного ресурса по нормативам и фактическим начислением населению составила 3 947 806 рублей 81 копейку.
Данную разницу истец посчитал задолженностью ответчика по оплате потребленной тепловой энергии, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, помимо прочего, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора. Теплоснабжающие организации обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения (пункт 2 статьи 13, пункты 1, 3, 7, 8, 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Правила договоров энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации). Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета расчеты за энергоресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчетные способы должны определять количество энергоресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета (статья 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу абзаца 2 пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным согласно законодательству Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пунктам 7, 19 Правил N 307 и подпункту 1 пункта 1 приложения N 2 к этим Правилам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется с применением нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан.
В спорный период Общество поставило в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика тепловую энергию, а последний как исполнитель коммунальных услуг потреблял данный коммунальный ресурс для оказания коммунальных услуг населению. Часть поставленной тепловой энергии ответчик использовал для оказания услуги по отоплению, другую часть - для приготовления горячей воды и оказания услуги по горячему водоснабжению. Доказательств того, что горячая вода приготавливалась с использованием иного энергоресурса, ответчик не представил. Отсюда следует, что суды пришли к правильному выводу об обязанности ответчика оплатить полученный коммунальный ресурс (тепловую энергию) в полном объеме.
Коммунальный ресурс поставлялся для нужд жилых домов, в которых отсутствуют приборы учета, следовательно, суды правомерно руководствовались статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 8 и 19 Правил N 307 и обоснованно пришли к выводу о том, что при разрешении спора объем и стоимость поставленной энергии должны рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, установленных для граждан.
В многоквартирный дом поставлялся только один вид коммунального ресурса - тепловая энергия, следовательно, суды обоснованно поддержали позицию истца о расчете объема поставленной тепловой энергии на подогрев воды, исходя из специального норматива, установленного органом местного самоуправления. Постановление главы города Владимира от 02.12.2005 N 416, установившее этот норматив, недействующим не признавалось. Иной величины, более достоверно отражающей объем тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубометра воды, ответчик в суд не представил.
Суды обоснованно приняли в качестве исходных данных для расчета норматив потребления горячей воды для граждан, утвержденный постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908. Из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306) следует, что норматив потребления - это объективно необходимое количество коммунального ресурса, потребляемого гражданином для бытовых целей, рассчитанного в соответствии с требованиями и методикой, установленными законодательством. Согласно пункту 27 Правил N 306 в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Проверив заявленный истцом расчет объема потребленного ресурса (тепловой энергии и горячей воды), составленный с учетом нормативов потребления коммунальных услуг для граждан, общей площади помещений и количества проживающих граждан, суды обоснованно признали его правомерным.
Доказательств оплаты указанной суммы задолженности ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в связи с чем суды правомерно удовлетворили иск.
Вопреки доводам заявителя, истец требовал взыскать с ответчика стоимость тепловой энергии, а не стоимость горячей воды. В связи с этим заявление Управления о том, что в многоквартирные дома не поставлялась горячая вода для горячего водоснабжения, не имеет значения для дела.
Предложенная истцом методика позволяет определить как объем тепловой энергии, потребленной на отопление, так и объем использованный на подогрев холодной воды с целью поставки населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Позиция ответчика, который настаивал на невозможности определения объема поставленной тепловой энергии, использованной на приготовление горячей воды, с помощью собственных технических средств и вследствие отсутствия надлежаще установленных методик и исходных данных для расчета, по существу ведет к полному освобождению потребителя энергоресурса от обязанности оплатить его и не может быть принята судом, как противоречащая статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик, как исполнитель коммунальных ресурсов, должен располагать исчерпывающими сведениями об объемах поставленных ресурсов, в связи с чем ссылка заявителя на непредоставление этой информации иными лицами несостоятельна.
Апелляционный суд в рамках дела N А11-4592/2011 рассмотрел жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 4". Апелляционных жалоб от иных лиц суд не рассматривал. Запись в судебном акте в названии заявителя "Жилищно-эксплуатационное предприятие N 4" может быть устранена в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Прочие доводы заявителя не являются основанием для отмены или изменения обжалованных судебных актов.
Судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.08.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по делу N А11-4592/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 4" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2013 ПО ДЕЛУ N А11-4592/2011
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу N А11-4592/2011
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 4"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.08.2012,
принятое судьей Ушаковой Е.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012,
принятое судьями Вечкановым А.И., Соловьевой М.В., Богуновой Е.А.,
по делу N А11-4592/2011
по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 4"
о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию
и
установил:
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 4" (далее - Управление). Предметом иска (с учетом его уточнения) явилось требование о взыскании с ответчика 3 947 806 рублей 81 копейки задолженности за поставленную в 2010 году в жилые дома тепловую энергию по договору энергоснабжения от 01.05.2008 N 1582.
Истец, ссылаясь на статус покупателя тепловой энергии как исполнителя коммунальных услуг и отсутствие общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах, в которые поставлялась тепловая энергия, используемая ответчиком для отопления и приготовления горячей воды для горячего водоснабжения, считал правильным применять при расчете объема поставленной тепловой энергии нормативы потребления и тарифы, установленные для граждан. Размер долга истец определил как разницу между суммой, исчисленной Обществом по нормативам (на отопление, горячее водоснабжение и подогрев холодной воды), и размером платы, начисленной населению за отопление и горячее водоснабжение по показаниям индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором от 03.06.2009 N 269/17.
Суд первой инстанции решением от 20.08.2012 удовлетворил иск. При принятии судебного акта суд исходил из доказанности фактов поставки тепловой энергии в находящиеся в управлении ответчика дома. В связи с отсутствием общедомовых приборов учета суд признал правомерным расчет стоимости отпущенной тепловой энергии по нормативам потребления коммунальных услуг (на отопление, горячее водоснабжение и подогрев холодной воды) и тарифу на тепловую энергию с учетом тарифной надбавки. Суд отклонил доводы Управления о применении при расчетах сторон показаний индивидуальных приборов учета.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 23.11.2012 оставил решение от 20.08.2012 без изменения по тем же мотивам.
Суды руководствовались статьями 309, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3 и 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), и положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 20.08.2012 и постановление от 23.11.2012.
По мнению заявителя, истец не доказал объем потребления горячей воды в помещениях, имеющих индивидуальные приборы учета. Расчет количества тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения произведен исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг с учетом показаний индивидуальных приборов учета. Те цифры расчета, которые указаны как "объем потребленной горячей воды, определенный по показаниям ИПУ", документально не подтверждены.
Ответчик обращает внимание на то, что в дома, согласованные сторонами для потребления тепловой энергии, поставлялась только тепловая энергия. Горячее водоснабжение в централизованном порядке не осуществлялось. Снабжение жилых помещений в данных многоквартирных домах горячей водой происходит путем подогрева холодной воды, поступающей по сетям МУП "Владимирводоканал", с помощью внутридомового инженерного оборудования ("бойлера"). Следовательно, обязанность по оплате за горячее водоснабжение в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена договором.
Управление полагает, что истец неверно и необоснованно применил в расчетах нормативы на подогрев воды и потребления горячей воды, установленные для централизованного водоснабжения. По мнению заявителя, нормативы не применимы, поскольку горячее водоснабжение осуществляется в децентрализованном (индивидуальном) порядке.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление осуществляло управление многоквартирными жилыми домами. Общество в 2010 году поставляло Управлению коммунальный ресурс - тепловую энергию, используемую последним для оказания коммунальных услуг жильцам многоквартирных жилых домов по отоплению и горячему водоснабжению. Горячая вода приготавливалась Управлением самостоятельно с помощью внутридомового инженерного оборудования, использующего в качестве ресурсов тепловую энергию, поставляемую истцом, и холодную воду.
В домах, по которым возникли разногласия по учету коммунального ресурса, отсутствовали общедомовые приборы учета тепловой энергии.
Правоотношения сторон регулировались договором энергоснабжения тепловой энергией от 01.05.2008 N 1582.
Расчет объема поставленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение осуществлен истцом исходя из следующих нормативов потребления:
- - тепловой энергии на отопление для граждан (утвержден постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908);
- - горячей воды для граждан (утвержден постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908) и на подогрев кубического метра холодной воды (установлен постановлением главы города Владимира от 02.12.2005 N 416).
Стоимость тепловой энергии истец рассчитал, исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 N 42/3 "О тарифах на тепловую энергию", и надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей, установленной постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 N 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010-2015 годы" и утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 N 233.
Согласно сведениям Единого расчетного кассового центра за коммунальные услуги на отопление и горячее водоснабжение с 01.01.2010 по 31.12.2010 населению с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды фактически начислено 70 475 893 рубля 67 копеек.
Разница между произведенным истцом расчетом объема поставленного ресурса по нормативам и фактическим начислением населению составила 3 947 806 рублей 81 копейку.
Данную разницу истец посчитал задолженностью ответчика по оплате потребленной тепловой энергии, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, помимо прочего, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора. Теплоснабжающие организации обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения (пункт 2 статьи 13, пункты 1, 3, 7, 8, 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Правила договоров энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации). Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета расчеты за энергоресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчетные способы должны определять количество энергоресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета (статья 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу абзаца 2 пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным согласно законодательству Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пунктам 7, 19 Правил N 307 и подпункту 1 пункта 1 приложения N 2 к этим Правилам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется с применением нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан.
В спорный период Общество поставило в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика тепловую энергию, а последний как исполнитель коммунальных услуг потреблял данный коммунальный ресурс для оказания коммунальных услуг населению. Часть поставленной тепловой энергии ответчик использовал для оказания услуги по отоплению, другую часть - для приготовления горячей воды и оказания услуги по горячему водоснабжению. Доказательств того, что горячая вода приготавливалась с использованием иного энергоресурса, ответчик не представил. Отсюда следует, что суды пришли к правильному выводу об обязанности ответчика оплатить полученный коммунальный ресурс (тепловую энергию) в полном объеме.
Коммунальный ресурс поставлялся для нужд жилых домов, в которых отсутствуют приборы учета, следовательно, суды правомерно руководствовались статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 8 и 19 Правил N 307 и обоснованно пришли к выводу о том, что при разрешении спора объем и стоимость поставленной энергии должны рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, установленных для граждан.
В многоквартирный дом поставлялся только один вид коммунального ресурса - тепловая энергия, следовательно, суды обоснованно поддержали позицию истца о расчете объема поставленной тепловой энергии на подогрев воды, исходя из специального норматива, установленного органом местного самоуправления. Постановление главы города Владимира от 02.12.2005 N 416, установившее этот норматив, недействующим не признавалось. Иной величины, более достоверно отражающей объем тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубометра воды, ответчик в суд не представил.
Суды обоснованно приняли в качестве исходных данных для расчета норматив потребления горячей воды для граждан, утвержденный постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908. Из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306) следует, что норматив потребления - это объективно необходимое количество коммунального ресурса, потребляемого гражданином для бытовых целей, рассчитанного в соответствии с требованиями и методикой, установленными законодательством. Согласно пункту 27 Правил N 306 в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Проверив заявленный истцом расчет объема потребленного ресурса (тепловой энергии и горячей воды), составленный с учетом нормативов потребления коммунальных услуг для граждан, общей площади помещений и количества проживающих граждан, суды обоснованно признали его правомерным.
Доказательств оплаты указанной суммы задолженности ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в связи с чем суды правомерно удовлетворили иск.
Вопреки доводам заявителя, истец требовал взыскать с ответчика стоимость тепловой энергии, а не стоимость горячей воды. В связи с этим заявление Управления о том, что в многоквартирные дома не поставлялась горячая вода для горячего водоснабжения, не имеет значения для дела.
Предложенная истцом методика позволяет определить как объем тепловой энергии, потребленной на отопление, так и объем использованный на подогрев холодной воды с целью поставки населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Позиция ответчика, который настаивал на невозможности определения объема поставленной тепловой энергии, использованной на приготовление горячей воды, с помощью собственных технических средств и вследствие отсутствия надлежаще установленных методик и исходных данных для расчета, по существу ведет к полному освобождению потребителя энергоресурса от обязанности оплатить его и не может быть принята судом, как противоречащая статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик, как исполнитель коммунальных ресурсов, должен располагать исчерпывающими сведениями об объемах поставленных ресурсов, в связи с чем ссылка заявителя на непредоставление этой информации иными лицами несостоятельна.
Апелляционный суд в рамках дела N А11-4592/2011 рассмотрел жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 4". Апелляционных жалоб от иных лиц суд не рассматривал. Запись в судебном акте в названии заявителя "Жилищно-эксплуатационное предприятие N 4" может быть устранена в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Прочие доводы заявителя не являются основанием для отмены или изменения обжалованных судебных актов.
Судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.08.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по делу N А11-4592/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 4" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.В.САМУЙЛОВ
С.В.САМУЙЛОВ
Судьи
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
А.Н.ЧИХ
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
А.Н.ЧИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)