Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Антоновой О.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гречушкиным И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2013 года по делу N А57-19378/2012 (судья Волкова М.А.),
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "НЕОН", город Саратов
к муниципальному образованию "Город Саратов", город Саратов,
администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов,
третьи лица: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", город Саратов,
- о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы задолженности за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 по жилищно-коммунальным услугам: "ремонт жилья" в размере 6 901,92 рублей; "содержание жилья" в размере 24 541,88 рублей; "капитальный ремонт" в размере 10 730,88 рублей; "электроэнергия МОП" в размере 3245,76 рублей; "техническое обслуживание лифтов" в размере 3 461,04 рублей; "отопление" в размере 49 412,84 рублей, а всего на общую сумму 98 294,32 рублей;
- о взыскании с муниципального образования "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 11256,70 рублей;
- о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 4 286,53 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - председателя правления В.А. Орехова, представителя Певцовой Е.Г. по доверенности от 20.07.2012,
от муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явились, извещены,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Шафеевой О.И. по доверенности N 03-02/1879 от 25.12.2012,
установил:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "НЕОН" (далее - истец, ТСЖ "НЕОН") с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчики) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы задолженности за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 по жилищно-коммунальным услугам: "ремонт жилья" в размере 6901,92 рублей; "содержание жилья" в размере 24541,88 рублей; "капитальный ремонт" в размере 10730,88 рублей; "электроэнергия МОП" в размере 3245,76 рублей; "техническое обслуживание лифтов" в размере 3461,04 рублей; "отопление" в размере 49412,84 рублей, а всего на общую сумму 98294,32 рублей; о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 11 256,70 рублей; о взыскании с муниципального образования "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 40000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 4286,53 рублей.
Третьим лицом истец указал комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов".
Определением от 06.12.2012 к участию в деле N А57-19378/2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточнял исковые требования и просил взыскать в пользу ТСЖ "НЕОН" с МО "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны МО "Город Саратов" задолженность за период с 01.09.2009 года по 01.09.2012 года по жилищно-коммунальным услугам: "ремонт жилья" в размере 6 743,38 рублей; "содержание жилья" в размере 23 978,80 рублей; "капитальный ремонт" в размере 10 484,64 рублей; "электроэнергия МОП" в размере 3 171,28 рублей; "техническое обслуживание лифтов" в размере 3 381,12 рублей; "отопление" в размере 48 505,06 рублей, а всего на общую сумму 96 264,28 рублей; о взыскании с МО "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны МО "Город Саратов" суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 11 362,70 рублей; о взыскании с МО "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны МО "Город Саратов" суммы судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 4 228, 81 рублей. От остальной части исковых требований истец отказался в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 07 марта 2013 года с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "НЕОН" взыскана задолженность по оплате за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 жилищно-коммунальных услуг - "ремонт жилья" в размере 6743 рубля 38 копеек, "содержание жилья" - 23978 рублей 80 копеек, "капитальный ремонт" - 10484 рубля 64 копейки, "электроэнергия мест общего пользования" 3171 рубль 28 копеек, "техническое обслуживание лифтов" 3381 рубль 12 копеек, оплата коммунальной услуги - отопление в размере 48 505 рублей 06 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 11362 рубля 70 копеек, государственная пошлина 4228 рублей 80 копеек, расходы по оплате услуг представителя 30000 рублей. В части взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей судом отказано, в остальной части производство по делу прекращено. ТСЖ "НЕОН" выдана справка на возврат из федерального бюджета излишне оплаченной государственной пошлины в размере 57 рублей 73 копеек.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитет правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда от 07 марта 2013 года по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявители апелляционных жалоб считают, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Кроме того, по мнению комитета правового обеспечения администрации МО "Город Саратов", ТСЖ "НЕОН" должно руководствоваться сметой расходов на соответствующий год и размером долей собственников.
Представители ответчиков: муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ТСЖ "НЕОН" возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "НЭОН" создано на основании решения общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома N 16 по 3-му Московскому проезду города Саратова от 31.08.2005.
В доме N 16 по 3-му Московскому проезду города Саратова находится нежилое помещение общей площадью 80,9 кв. м, собственником которого является муниципальное образование "Город Саратов".
В реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" по адресу: город Саратов, 3 Московский проезд, 16, значится нежилое помещение общей площадью 80,9 кв. м, которое постановлением главы администрации города Саратова от 30.10.1998 N 587 "О внесении дополнений в реестр муниципального нежилого фонда г. Саратова" включено в реестр муниципальной собственности.
В период с 01.09.2009 по настоящее время, данное нежилое помещение являлось свободным от пользователей и арендаторов.
Между ТСЖ "Неон" и ОАО "ВТГК" заключен договор на поставку тепловой энергии в горячей воде N 56067Т от 20.11.2008.
Тариф на тепловую энергию на 2009 год установлен Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29.12.2008 года N 17/2, стоимость 1 ГКЛ составляет 939,36 рублей с учетом НДС.
Тариф на тепловую энергию на 2010 год установлен Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2009 года N 24/1, стоимость 1 ГКЛ составляет 1054,24 рублей с учетом НДС.
Тариф на тепловую энергию на 2011-2012 год установлен Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28.11.2010 года N 20/18, стоимость 1 ГКЛ составляет 1171,29 рублей с учетом НДС.
Норматив потребления тепловой энергии Гкл/кв. м 0,03 установлен Решением Саратовской городской думы от 31.01.2007 года N 14-118.
Расчет стоимости тепловой энергии произведен согласно п. 20 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Тарифы на содержание жилья, ремонт жилья, капитальный ремонт установлен решением общего собрания членов ТСЖ "НЕОН".
Полагая, что за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 у ответчика МО "Город Саратов" образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги на общую сумму 96264,28 рублей, включающие "ремонт жилья" в размере 6 743,38 рублей; "содержание жилья" в размере 23 978,80 рублей; "капитальный ремонт" в размере 10 484,64 рублей; "электроэнергия МОП" в размере 3 171,28 рублей; "техническое обслуживание лифтов" в размере 3 381,12 рублей; "отопление" в размере 48 505,06 рублей, истец обратился в суд первой инстанции с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Тарифы на жилищные услуги: ремонт жилья, содержание жилья, капитальный ремонт, установлены решениями общего собрания собственников помещений дома N 16 по 3-му Московскому проезду города Саратова.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с этим бремя расходов на содержание данного имущества возложено на всех без исключения собственников и нанимателей жилых помещений дома.
Плата по статье "техническое обслуживание лифтов" является дифференцированной и устанавливается в зависимости от цены договора, с организацией занимающейся обслуживанием лифтов.
Для оказания услуги - "Электроэнергия МОП" между ТСЖ "Неон" и ООО "СПГЭС" заключен Договор энергоснабжения N 7142 от 01.01.2007.
Электроэнергия МОП включает в себя - освещение и другое энергопотребление в доме межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети.
Министерство Регионального развития России в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 разъяснило, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
На освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс - электроэнергия. И расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме.
Согласно Жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
Однако МО "Город Саратов" не производит соответствующую оплату.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией осуществляющей управление многоквартирным домом. В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании части 14 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет нежилым помещением в этом доме на праве собственности. Отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения ответчика от участия в таких расходах.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец неоднократно информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке.
Однако ответчиком данные требования проигнорированы, задолженность перед истцом на настоящий момент не погашена.
Ответчик в ответе на претензию мотивировал факт неоплаты тем, что решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 N 58-706 "О бюджете муниципального образования "город Саратов" бюджетом не предусмотрено выделение денежных средств на покрытие затрат, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг по объектам муниципального нежилого фонда, свободным от пользователей.
Истец считает, что данное объяснение факта невнесения денежных средств за жилищно-коммунальные услуги не может являться законным, так как жилищным законодательством РФ не предусмотрена возможность освобождения от такой оплаты в связи с отсутствием денежных средств.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Указанные выводы соответствуют сложившейся судебной практике по аналогичным делам: N А57-2807/2009, N А57-1300/2010, N А57-7993/2010, N А57-2162/2011, N А57-2160/2011.
Ответчик не оспаривает, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном последним размере - не вносились.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "НЕОН". Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов ", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думой, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007 года комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части взыскания с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ТСЖ "НЕОН" задолженности по оплате за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 жилищно-коммунальных услуг - "ремонт жилья" в размере 6743 рубля 38 копеек, "содержание жилья" - 23978 рублей 80 копеек, "капитальный ремонт" - 10484 рубля 64 копейки, "электроэнергия мест общего пользования" 3171 рубль 28 копеек, "техническое обслуживание лифтов" 3381 рубль 12 копеек, оплата коммунальной услуги - отопление в размере 48 505 рублей 06 копеек.
В пунктах 5, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 года N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами разъяснено, что в денежных обязательствах, на просроченную уплатой сумму подлежат начислению проценты на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с пунктом 51 совместного Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" судам рекомендовано учитывать, что если на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено должником, в решении суда о взыскании с должника процентов за пользование чужими денежными средствами должны содержаться сведения о денежной сумме, на которую начислены проценты; дате, начиная с которой производится начисление процентов; размере процентов, исходя из учетной ставки банковского процента соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения; указание на то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитором денежных средств. При выборе соответствующей учетной ставки банковского процента целесообразно отдавать предпочтение той из них, которая наиболее близка по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение периода пользования чужими денежными средствами.
Истцом представлен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами за период с сентября 2009 года по июль 2012 года в размере 11362,70 рублей, исчисленных по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 8% годовых на день подачи искового заявления в суд.
Проверив расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, суд апелляционной инстанции считает его правильным.
Доводы апелляционных жалоб не содержат оснований, на основании которых решение суда в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит отмене или изменению.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности принятого решения суда первой инстанции в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами за период просрочки платежа в сумме 11362,70 рублей.
В части взыскания судебных расходов в апелляционных жалобах не приведены доводы, свидетельствующие о незаконности принятого судебного акта, в связи с чем оснований для пересмотра судебного акта в этой части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционные жалобы комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2013 года по делу N А57-19378/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
О.И.АНТОНОВА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2013 ПО ДЕЛУ N А57-19378/12
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу N А57-19378/12
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Антоновой О.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гречушкиным И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2013 года по делу N А57-19378/2012 (судья Волкова М.А.),
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "НЕОН", город Саратов
к муниципальному образованию "Город Саратов", город Саратов,
администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов,
третьи лица: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", город Саратов,
- о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы задолженности за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 по жилищно-коммунальным услугам: "ремонт жилья" в размере 6 901,92 рублей; "содержание жилья" в размере 24 541,88 рублей; "капитальный ремонт" в размере 10 730,88 рублей; "электроэнергия МОП" в размере 3245,76 рублей; "техническое обслуживание лифтов" в размере 3 461,04 рублей; "отопление" в размере 49 412,84 рублей, а всего на общую сумму 98 294,32 рублей;
- о взыскании с муниципального образования "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 11256,70 рублей;
- о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 4 286,53 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - председателя правления В.А. Орехова, представителя Певцовой Е.Г. по доверенности от 20.07.2012,
от муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явились, извещены,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Шафеевой О.И. по доверенности N 03-02/1879 от 25.12.2012,
установил:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "НЕОН" (далее - истец, ТСЖ "НЕОН") с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчики) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы задолженности за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 по жилищно-коммунальным услугам: "ремонт жилья" в размере 6901,92 рублей; "содержание жилья" в размере 24541,88 рублей; "капитальный ремонт" в размере 10730,88 рублей; "электроэнергия МОП" в размере 3245,76 рублей; "техническое обслуживание лифтов" в размере 3461,04 рублей; "отопление" в размере 49412,84 рублей, а всего на общую сумму 98294,32 рублей; о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 11 256,70 рублей; о взыскании с муниципального образования "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" суммы судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 40000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 4286,53 рублей.
Третьим лицом истец указал комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов".
Определением от 06.12.2012 к участию в деле N А57-19378/2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточнял исковые требования и просил взыскать в пользу ТСЖ "НЕОН" с МО "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны МО "Город Саратов" задолженность за период с 01.09.2009 года по 01.09.2012 года по жилищно-коммунальным услугам: "ремонт жилья" в размере 6 743,38 рублей; "содержание жилья" в размере 23 978,80 рублей; "капитальный ремонт" в размере 10 484,64 рублей; "электроэнергия МОП" в размере 3 171,28 рублей; "техническое обслуживание лифтов" в размере 3 381,12 рублей; "отопление" в размере 48 505,06 рублей, а всего на общую сумму 96 264,28 рублей; о взыскании с МО "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны МО "Город Саратов" суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 11 362,70 рублей; о взыскании с МО "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны МО "Город Саратов" суммы судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 4 228, 81 рублей. От остальной части исковых требований истец отказался в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 07 марта 2013 года с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "НЕОН" взыскана задолженность по оплате за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 жилищно-коммунальных услуг - "ремонт жилья" в размере 6743 рубля 38 копеек, "содержание жилья" - 23978 рублей 80 копеек, "капитальный ремонт" - 10484 рубля 64 копейки, "электроэнергия мест общего пользования" 3171 рубль 28 копеек, "техническое обслуживание лифтов" 3381 рубль 12 копеек, оплата коммунальной услуги - отопление в размере 48 505 рублей 06 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 11362 рубля 70 копеек, государственная пошлина 4228 рублей 80 копеек, расходы по оплате услуг представителя 30000 рублей. В части взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей судом отказано, в остальной части производство по делу прекращено. ТСЖ "НЕОН" выдана справка на возврат из федерального бюджета излишне оплаченной государственной пошлины в размере 57 рублей 73 копеек.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитет правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда от 07 марта 2013 года по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявители апелляционных жалоб считают, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Кроме того, по мнению комитета правового обеспечения администрации МО "Город Саратов", ТСЖ "НЕОН" должно руководствоваться сметой расходов на соответствующий год и размером долей собственников.
Представители ответчиков: муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ТСЖ "НЕОН" возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "НЭОН" создано на основании решения общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома N 16 по 3-му Московскому проезду города Саратова от 31.08.2005.
В доме N 16 по 3-му Московскому проезду города Саратова находится нежилое помещение общей площадью 80,9 кв. м, собственником которого является муниципальное образование "Город Саратов".
В реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" по адресу: город Саратов, 3 Московский проезд, 16, значится нежилое помещение общей площадью 80,9 кв. м, которое постановлением главы администрации города Саратова от 30.10.1998 N 587 "О внесении дополнений в реестр муниципального нежилого фонда г. Саратова" включено в реестр муниципальной собственности.
В период с 01.09.2009 по настоящее время, данное нежилое помещение являлось свободным от пользователей и арендаторов.
Между ТСЖ "Неон" и ОАО "ВТГК" заключен договор на поставку тепловой энергии в горячей воде N 56067Т от 20.11.2008.
Тариф на тепловую энергию на 2009 год установлен Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29.12.2008 года N 17/2, стоимость 1 ГКЛ составляет 939,36 рублей с учетом НДС.
Тариф на тепловую энергию на 2010 год установлен Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2009 года N 24/1, стоимость 1 ГКЛ составляет 1054,24 рублей с учетом НДС.
Тариф на тепловую энергию на 2011-2012 год установлен Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28.11.2010 года N 20/18, стоимость 1 ГКЛ составляет 1171,29 рублей с учетом НДС.
Норматив потребления тепловой энергии Гкл/кв. м 0,03 установлен Решением Саратовской городской думы от 31.01.2007 года N 14-118.
Расчет стоимости тепловой энергии произведен согласно п. 20 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Тарифы на содержание жилья, ремонт жилья, капитальный ремонт установлен решением общего собрания членов ТСЖ "НЕОН".
Полагая, что за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 у ответчика МО "Город Саратов" образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги на общую сумму 96264,28 рублей, включающие "ремонт жилья" в размере 6 743,38 рублей; "содержание жилья" в размере 23 978,80 рублей; "капитальный ремонт" в размере 10 484,64 рублей; "электроэнергия МОП" в размере 3 171,28 рублей; "техническое обслуживание лифтов" в размере 3 381,12 рублей; "отопление" в размере 48 505,06 рублей, истец обратился в суд первой инстанции с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Тарифы на жилищные услуги: ремонт жилья, содержание жилья, капитальный ремонт, установлены решениями общего собрания собственников помещений дома N 16 по 3-му Московскому проезду города Саратова.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с этим бремя расходов на содержание данного имущества возложено на всех без исключения собственников и нанимателей жилых помещений дома.
Плата по статье "техническое обслуживание лифтов" является дифференцированной и устанавливается в зависимости от цены договора, с организацией занимающейся обслуживанием лифтов.
Для оказания услуги - "Электроэнергия МОП" между ТСЖ "Неон" и ООО "СПГЭС" заключен Договор энергоснабжения N 7142 от 01.01.2007.
Электроэнергия МОП включает в себя - освещение и другое энергопотребление в доме межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети.
Министерство Регионального развития России в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 разъяснило, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
На освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс - электроэнергия. И расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме.
Согласно Жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
Однако МО "Город Саратов" не производит соответствующую оплату.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией осуществляющей управление многоквартирным домом. В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании части 14 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет нежилым помещением в этом доме на праве собственности. Отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения ответчика от участия в таких расходах.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец неоднократно информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке.
Однако ответчиком данные требования проигнорированы, задолженность перед истцом на настоящий момент не погашена.
Ответчик в ответе на претензию мотивировал факт неоплаты тем, что решением Саратовской городской Думы от 16.12.2010 N 58-706 "О бюджете муниципального образования "город Саратов" бюджетом не предусмотрено выделение денежных средств на покрытие затрат, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг по объектам муниципального нежилого фонда, свободным от пользователей.
Истец считает, что данное объяснение факта невнесения денежных средств за жилищно-коммунальные услуги не может являться законным, так как жилищным законодательством РФ не предусмотрена возможность освобождения от такой оплаты в связи с отсутствием денежных средств.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Указанные выводы соответствуют сложившейся судебной практике по аналогичным делам: N А57-2807/2009, N А57-1300/2010, N А57-7993/2010, N А57-2162/2011, N А57-2160/2011.
Ответчик не оспаривает, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном последним размере - не вносились.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "НЕОН". Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов ", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думой, утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007 года комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части взыскания с МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам МО "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу ТСЖ "НЕОН" задолженности по оплате за период с 01.09.2009 по 01.09.2012 жилищно-коммунальных услуг - "ремонт жилья" в размере 6743 рубля 38 копеек, "содержание жилья" - 23978 рублей 80 копеек, "капитальный ремонт" - 10484 рубля 64 копейки, "электроэнергия мест общего пользования" 3171 рубль 28 копеек, "техническое обслуживание лифтов" 3381 рубль 12 копеек, оплата коммунальной услуги - отопление в размере 48 505 рублей 06 копеек.
В пунктах 5, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 года N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами разъяснено, что в денежных обязательствах, на просроченную уплатой сумму подлежат начислению проценты на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с пунктом 51 совместного Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" судам рекомендовано учитывать, что если на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено должником, в решении суда о взыскании с должника процентов за пользование чужими денежными средствами должны содержаться сведения о денежной сумме, на которую начислены проценты; дате, начиная с которой производится начисление процентов; размере процентов, исходя из учетной ставки банковского процента соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения; указание на то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитором денежных средств. При выборе соответствующей учетной ставки банковского процента целесообразно отдавать предпочтение той из них, которая наиболее близка по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение периода пользования чужими денежными средствами.
Истцом представлен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами за период с сентября 2009 года по июль 2012 года в размере 11362,70 рублей, исчисленных по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 8% годовых на день подачи искового заявления в суд.
Проверив расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, суд апелляционной инстанции считает его правильным.
Доводы апелляционных жалоб не содержат оснований, на основании которых решение суда в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит отмене или изменению.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности принятого решения суда первой инстанции в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами за период просрочки платежа в сумме 11362,70 рублей.
В части взыскания судебных расходов в апелляционных жалобах не приведены доводы, свидетельствующие о незаконности принятого судебного акта, в связи с чем оснований для пересмотра судебного акта в этой части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционные жалобы комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2013 года по делу N А57-19378/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
О.И.АНТОНОВА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)