Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Чендракова Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Вахониной А.М.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Е. на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 05 сентября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Е. к Управлению социальной защиты населения Шекснинского муниципального района Вологодской области, Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области о признании права на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с работой в медицинской должности в медицинском учреждении, расположенном в сельской местности, возложении обязанности производить ежемесячные выплаты указанной компенсации с момента обращения в суд, отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Е., судебная коллегия
установила:
Е. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Шекснинского муниципального района и Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" о признании права на получение компенсации в оплате жилья и коммунальных услуг.
В обоснование своих требований истица указала, что с 08 мая 1980 года работала в должности помощника санитарного врача санитарно-эпидемиологической станции, являвшейся структурным подразделением .... 01 октября 1990 года в связи с централизацией санитарно-эпидемиологических служб, ... вошла в состав санитарно-эпидемиологической службы области. 04 октября 1995 года она уволилась с работы по собственному желанию.
В период работы и будучи на пенсии она получала льготы в оплате жилья и коммунальных услуг как медицинский работник, проживающий в сельской местности. С 01 февраля 2009 года выплата этой льготы прекращена, с чем она не согласна. Просит суд признать за ней право на получение компенсации в оплате жилья и коммунальных услуг и обязать ответчиков произвести причитающиеся ей выплаты денежных сумм за период с 01 февраля 2009 года по настоящее время.
В судебном заседании Е. заявленные требования уточнила, отказавшись от иска в части взыскания денежных сумм за период с 01 февраля 2009 года по дату обращения в суд, просила признать за ней право на получение компенсации расходов в оплате жилья и коммунальных услуг, обязать надлежащего ответчика производить выплату компенсации с момента обращения в суд - с 29 мая 2013 года.
Представитель Управления социальной защиты населения Шекснинского муниципального района Вологодской области Б. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что ранее истица действительно получала ежемесячную денежную выплату, установленную решениями Представительного собрания Шекснинского муниципального района от 30 марта 2005 года N 54 "О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан Шекснинского муниципального района на переходный период" и от 30 мая 2007 года N 49 "О предоставлении дополнительных льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан". Решением Представительного собрания Шекснинского района от 28 января 2009 года N 3 указанные меры социальной поддержки отменены из-за недостаточности денежных средств.
Представитель Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области, привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просит о рассмотрении без его участия.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Е. просит об отмене решения суда, полагая, что право на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за ней сохраняется.
В возражениях на апелляционную жалобу представители Управления социальной защиты населения Шекснинского муниципального района Вологодской области, Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" просят решение суда оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что судебный акт принят без учета фактических обстоятельств дела и норм материального права, подлежащих применению к правоотношениям сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Статья 63 Основ дополнена частями 4, 5, и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
Согласно части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 839 от 17 октября 2011 года установлена с 01 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Пунктом 2 вышеназванного Постановления предусмотрено осуществление в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году. Меры социальной поддержки в соответствии с указанным Постановлением предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Е. в период с 08 мая 1980 года по 31 сентября 1990 года работала помощником санитарного врача санитарно-эпидемиологической станции, являвшейся структурным подразделением ..., относящейся к муниципальным учреждениям здравоохранения.
В соответствии с Положением о работе санитарно-эпидемиологических и дезинфекционных станций в условиях централизации управления и финансирования, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РСФСР N 7 от 19 января 1989 года с 01 октября 1990 года ... вышла из состава .... В условиях централизации управления и финансирования в административном отношении и по функциям государственного санитарного надзора она стала находиться в подчинении санитарно-эпидемиологической службы области. При этом Е. продолжила выполнение прежних трудовых обязанностей в данной организации до момента увольнения 04 октября 1995 года.
В течение всего периода работы истица, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, пользовалась льготами по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Будучи на пенсии, она также получала денежную компенсацию, финансируемую из местного бюджета, на основании решений Представительного собрания Шекснинского муниципального района от 30 марта 2005 N 54 "О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан Шекснинского района на переходный период" и от 30 мая 2007 N 49 "О предоставлении дополнительных льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
При разрешении спора суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839, пришел к выводу об отказе истице в удовлетворении иска, сославшись на то, что на 01 января 2005 года Е. не являлась медицинским работником федерального учреждения здравоохранения, а решением Представительного собрания Шекснинского муниципального района от 28 января 2009 N 3 предоставляемая ей мера социальной поддержки отменена из-за недостаточности в бюджете района денежных средств.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд не учел, что Е. более 10 лет работала в должности помощника санитарного врача ..., которая по сведениям, представленным в апелляционную инстанцию БУЗ Вологодской области "Шекснинская центральная районная больница" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области", до 01 октября 1990 года ... входила в структуру муниципального учреждения здравоохранения и по состоянию на 31 декабря 2004 года истица являлась получателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу абзаца третьего пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее также Закон N 1285-ОЗ) право на меры социальной поддержки имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе медицинские работники областных государственных учреждений образования, областных государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства.
Согласно абзацу 7 пункта 9 части 1 статьи 1 названного Закона, право на меры социальной поддержки также имеют пенсионеры из числа лиц, указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта, проработавшие в учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, ветеринарной службы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 1 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.
Абзацем 8 пункта 9 части 1 той же статьи установлено, что право на меры социальной поддержки имеют, в том числе, пенсионеры из числа лиц, указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта, при условии предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Пунктом 1 решения Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 мая 2010 года N 65 "О предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" также закреплено право предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения медицинскими и фармацевтическими работниками муниципальных учреждений здравоохранения и за пенсионерами из числа медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, проработавших в учреждениях здравоохранения в сельской местности, не менее десяти лет, при условии предоставления им льгот в оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно пункту 2 решения Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 мая 2010 года N 65, лицам, указанным в пункте 1 настоящего решения, предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь и часть (долю) в общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данной коммунальной квартире, определяемую в соответствии с жилищным законодательством) и 100 процентов платы за отопление и освещение.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что пенсионеры из числа медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в случае фактического предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на меры социальной поддержки в соответствии названным решением Представительного Собрания Шекснинского муниципального района независимо от оснований, по которым данные льготы им были предоставлены.
Поскольку Е. относится к категории пенсионеров, указанных в пункте 1 решения Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 мая 2010 N 65, отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 2 названного выше решения Представительного Собрания Шекснинского муниципального района является неправомерным.
При указанных обстоятельствах решение суда об отказе Е. в признании за ней права на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных истцом требований с момента ее отказа от получения льготы в оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда.
В удовлетворении требований истицы о возложении на надлежащего ответчика обязанности выплаты денежной компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения с 29 мая 2013 года (момент обращения в суд) следует отказать ввиду того, что до настоящего времени Е. пользуется льготой в оплате жилья и коммунальных услуг как ветеран труда. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статья 10). Пунктом 3 статьи 13 названного Закона закреплено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 05 сентября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за Е. право на получение ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения на основании пункта 1 решения Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 мая 2010 года N 65 с момента ее отказа от получения льготы в оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда.
В удовлетворении требований истицы о взыскании денежной компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения с 29 мая 2013 года (момента обращения в суд) отказать.
Председательствующий
О.В.ОБРАЗЦОВ
Судьи
В.Н.БЕЛЯКОВА
А.М.ВАХОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5044/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу N 33-5044/2013
Судья: Чендракова Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Вахониной А.М.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Е. на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 05 сентября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Е. к Управлению социальной защиты населения Шекснинского муниципального района Вологодской области, Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области о признании права на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с работой в медицинской должности в медицинском учреждении, расположенном в сельской местности, возложении обязанности производить ежемесячные выплаты указанной компенсации с момента обращения в суд, отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Е., судебная коллегия
установила:
Е. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Шекснинского муниципального района и Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" о признании права на получение компенсации в оплате жилья и коммунальных услуг.
В обоснование своих требований истица указала, что с 08 мая 1980 года работала в должности помощника санитарного врача санитарно-эпидемиологической станции, являвшейся структурным подразделением .... 01 октября 1990 года в связи с централизацией санитарно-эпидемиологических служб, ... вошла в состав санитарно-эпидемиологической службы области. 04 октября 1995 года она уволилась с работы по собственному желанию.
В период работы и будучи на пенсии она получала льготы в оплате жилья и коммунальных услуг как медицинский работник, проживающий в сельской местности. С 01 февраля 2009 года выплата этой льготы прекращена, с чем она не согласна. Просит суд признать за ней право на получение компенсации в оплате жилья и коммунальных услуг и обязать ответчиков произвести причитающиеся ей выплаты денежных сумм за период с 01 февраля 2009 года по настоящее время.
В судебном заседании Е. заявленные требования уточнила, отказавшись от иска в части взыскания денежных сумм за период с 01 февраля 2009 года по дату обращения в суд, просила признать за ней право на получение компенсации расходов в оплате жилья и коммунальных услуг, обязать надлежащего ответчика производить выплату компенсации с момента обращения в суд - с 29 мая 2013 года.
Представитель Управления социальной защиты населения Шекснинского муниципального района Вологодской области Б. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что ранее истица действительно получала ежемесячную денежную выплату, установленную решениями Представительного собрания Шекснинского муниципального района от 30 марта 2005 года N 54 "О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан Шекснинского муниципального района на переходный период" и от 30 мая 2007 года N 49 "О предоставлении дополнительных льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан". Решением Представительного собрания Шекснинского района от 28 января 2009 года N 3 указанные меры социальной поддержки отменены из-за недостаточности денежных средств.
Представитель Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области, привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просит о рассмотрении без его участия.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Е. просит об отмене решения суда, полагая, что право на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг за ней сохраняется.
В возражениях на апелляционную жалобу представители Управления социальной защиты населения Шекснинского муниципального района Вологодской области, Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" просят решение суда оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что судебный акт принят без учета фактических обстоятельств дела и норм материального права, подлежащих применению к правоотношениям сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу. Статья 63 Основ дополнена частями 4, 5, и 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07 февраля 2008 года N 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
Согласно части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 839 от 17 октября 2011 года установлена с 01 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Пунктом 2 вышеназванного Постановления предусмотрено осуществление в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году. Меры социальной поддержки в соответствии с указанным Постановлением предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Е. в период с 08 мая 1980 года по 31 сентября 1990 года работала помощником санитарного врача санитарно-эпидемиологической станции, являвшейся структурным подразделением ..., относящейся к муниципальным учреждениям здравоохранения.
В соответствии с Положением о работе санитарно-эпидемиологических и дезинфекционных станций в условиях централизации управления и финансирования, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РСФСР N 7 от 19 января 1989 года с 01 октября 1990 года ... вышла из состава .... В условиях централизации управления и финансирования в административном отношении и по функциям государственного санитарного надзора она стала находиться в подчинении санитарно-эпидемиологической службы области. При этом Е. продолжила выполнение прежних трудовых обязанностей в данной организации до момента увольнения 04 октября 1995 года.
В течение всего периода работы истица, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, пользовалась льготами по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Будучи на пенсии, она также получала денежную компенсацию, финансируемую из местного бюджета, на основании решений Представительного собрания Шекснинского муниципального района от 30 марта 2005 N 54 "О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан Шекснинского района на переходный период" и от 30 мая 2007 N 49 "О предоставлении дополнительных льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
При разрешении спора суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839, пришел к выводу об отказе истице в удовлетворении иска, сославшись на то, что на 01 января 2005 года Е. не являлась медицинским работником федерального учреждения здравоохранения, а решением Представительного собрания Шекснинского муниципального района от 28 января 2009 N 3 предоставляемая ей мера социальной поддержки отменена из-за недостаточности в бюджете района денежных средств.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд не учел, что Е. более 10 лет работала в должности помощника санитарного врача ..., которая по сведениям, представленным в апелляционную инстанцию БУЗ Вологодской области "Шекснинская центральная районная больница" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области", до 01 октября 1990 года ... входила в структуру муниципального учреждения здравоохранения и по состоянию на 31 декабря 2004 года истица являлась получателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу абзаца третьего пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее также Закон N 1285-ОЗ) право на меры социальной поддержки имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе медицинские работники областных государственных учреждений образования, областных государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства.
Согласно абзацу 7 пункта 9 части 1 статьи 1 названного Закона, право на меры социальной поддержки также имеют пенсионеры из числа лиц, указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта, проработавшие в учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, ветеринарной службы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 1 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.
Абзацем 8 пункта 9 части 1 той же статьи установлено, что право на меры социальной поддержки имеют, в том числе, пенсионеры из числа лиц, указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта, при условии предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Пунктом 1 решения Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 мая 2010 года N 65 "О предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" также закреплено право предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения медицинскими и фармацевтическими работниками муниципальных учреждений здравоохранения и за пенсионерами из числа медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, проработавших в учреждениях здравоохранения в сельской местности, не менее десяти лет, при условии предоставления им льгот в оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно пункту 2 решения Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 мая 2010 года N 65, лицам, указанным в пункте 1 настоящего решения, предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь и часть (долю) в общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данной коммунальной квартире, определяемую в соответствии с жилищным законодательством) и 100 процентов платы за отопление и освещение.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что пенсионеры из числа медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в случае фактического предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на меры социальной поддержки в соответствии названным решением Представительного Собрания Шекснинского муниципального района независимо от оснований, по которым данные льготы им были предоставлены.
Поскольку Е. относится к категории пенсионеров, указанных в пункте 1 решения Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 мая 2010 N 65, отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 2 названного выше решения Представительного Собрания Шекснинского муниципального района является неправомерным.
При указанных обстоятельствах решение суда об отказе Е. в признании за ней права на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных истцом требований с момента ее отказа от получения льготы в оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда.
В удовлетворении требований истицы о возложении на надлежащего ответчика обязанности выплаты денежной компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения с 29 мая 2013 года (момент обращения в суд) следует отказать ввиду того, что до настоящего времени Е. пользуется льготой в оплате жилья и коммунальных услуг как ветеран труда. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статья 10). Пунктом 3 статьи 13 названного Закона закреплено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 05 сентября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за Е. право на получение ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения на основании пункта 1 решения Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 мая 2010 года N 65 с момента ее отказа от получения льготы в оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда.
В удовлетворении требований истицы о взыскании денежной компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения с 29 мая 2013 года (момента обращения в суд) отказать.
Председательствующий
О.В.ОБРАЗЦОВ
Судьи
В.Н.БЕЛЯКОВА
А.М.ВАХОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)