Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.П. Седова
судей: И.С. Лящевского, О.Н. Семикиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.В. Сурковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2012 по делу N А40-89034/12, принятое судьей Хайло Е.А., по иску Товарищества собственников жилья "Времена года" (ОГРН 1085077001349) к 1) Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284), 2) Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467) 3-и лица: 1) Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН 1097746358412), 2) Открытое акционерное общество "Славянка" (ОГРН 1097746264219) о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Логвиненко И.В. - по доверенности от 08.08.2012;
- от ответчиков: от N 1 - Моргун Ю.С. - по доверенности от 27.03.2013; от N 2 - Скачко В.А. - по доверенности N 141/1/7/7812 от 20.08.2012;
- от 3-х лиц: не явились, извещены;
Товарищество собственников жилья "Времена года" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик 1) 920.516 руб. 40 коп. неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 55.230 руб. 98 коп., взыскании с Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик 2) в пользу Товарищества собственников жилья "Времена года" 240.420 руб. 90 коп. неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14.425 руб. 25 коп.
Определением суда от 19 ноября 2012 года судом принят отказ ТСЖ "Времена года" от исковых требований в части взыскания основного долга и начисленных процентов в субсидиарном порядке к РФ в лице Минобороны России за счет казны РФ. Производство по делу N А40-89034/12-19-688 в данной части - прекращено.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчики обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, в удовлетворении иска отказать поскольку между сторонами отсутствуют договорные отношения, поэтому ответчик не вправе расходовать бюджетные средства. Истец не представил доказательств исполнения обязательств управляющей компании и направления платежных документов на оплату услуг. Услуги по отоплению и коммунальному обслуживанию должны оказываться ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка".
В судебном заседании апелляционного суда ответчики поддержали доводы жалоб, истец возражал против удовлетворения жалоб, просил оставить решение без изменения.
Третьи лица, которые в соответствии со ст. 123 АПК РФ были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2012 года необходимо изменить в части взыскания денежных средств с Министерства обороны РФ, указав, что взыскание должно производиться за счет казны Российской Федерации, как собственника квартир.
ТСЖ "Времена года" выполняет функции по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах N 21, 22, 23 микрорайона "Д" города Пущино Московской области, а также предоставляет собственникам коммунальные услуги.
Министерство обороны Российской Федерации приобрело квартиры для обеспечения жильем военнослужащих в домах N 22, 23 по указанному выше адресу, на основании Государственных контрактов N 071209/6 от 07.12.2009 г. и N 210410/1 от 21.04.2010 г.
Указанные квартиры были переданы ответчику 1 по Актам приема-передачи от 15.12.2009 г. и от 21.06.2010 г.
Право собственности на указанные квартиры зарегистрировано за Российской Федерацией.
Приказом Министра обороны РФ N 692 от 26.06.2010 г. квартиры в доме N 22 по указанному выше адресу закреплены в установленном порядке на праве оперативного управления за ФГУ "Подольская КЭЧ района" Министерства обороны РФ. Право оперативного управления зарегистрировано в 26.08.2010 г.
Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на основании пункта 2 ст. 58 ГК РФ является правопреемником ФГУ "Подольская КЭЧ района" Министерства обороны РФ после реорганизации в форме присоединения на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010 г.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право оперативного управления квартир в доме 23 по вышеуказанному адресу не зарегистрировано.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ст. 47 решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Министерства обороны РФ, как представителя собственника, возникла обязанность по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги согласно ст. 153 ЖК РФ, где указано, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, и его приватизации, Министерство обороны РФ осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В обоснование исковых требований, истец указывает, что ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации свои обязательства по оплате не исполняет, в связи с чем, у него образовалась задолженность по оплате за ремонт и содержание жилья, коммунальные услуги за период с 01.10.2011 г. по 30.06.2012 г. в общем размере 240.420 руб. 90 коп. в отношении квартир, находящихся у него в оперативном управлении. Также Министерство обороны РФ свои обязательства по оплате не исполняет, в связи с чем, у него образовалась задолженность по оплате за ремонт и содержание жилья, коммунальные услуги за период с 01.10.2011 г. по 30.06.2012 г. в общем размере 920.516 руб. 40 коп.
Расчет задолженности произведен исходя из действовавших тарифов и норм, является правильным.
Фактическое оказание услуг подтверждается представленными истцом первичными документами по договорам, заключенным им с ресурсоснабжающими и другими, оказывающими услуги организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 155 ЖК плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с п. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Пунктом 3 ст. 137 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
В соответствии со ст. ст. 307 - 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Поскольку истец не представил в нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств, подтверждающих направление ответчикам платежных документов, которые в силу ст. 155 ЖК РФ должны направляться не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в связи с чем отсутствует возможность установить обоснованность начисленного периода за неисполнение обязанности по оплате, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении иска. Решение в данной части не обжалуется.
Подлежат отклонению возражения ответчика со ссылками на Распоряжения Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 643-Р и N 645-Р согласно которым, единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России является ОАО "РЭУ" (государственный контракт от 14.07.2011 г. N 2-ТХ), единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России является ОАО "Славянка" (государственный контракт от 01.10.2011 г. N 2-КЖФ).
Никаких доказательств фактического оказания ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка" соответствующих услуг по обслуживанию спорных квартир, равно как и оплаты данных услуг, ответчик в материалы дела не представил.
По искам к Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации, являясь представителем, в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.
В настоящем деле Министерство обороны Российской Федерации участвовало в деле именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества Российской Федерации и, являясь надлежащим представителем ответчика, представляло не интересы собственно Минобороны России, а интересы Российской Федерации в указанном споре.
С учетом положений статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
Следовательно, при удовлетворении иска в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования - Российской Федерации, а не с государственного органа. При этом в данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Поскольку суд первой инстанции, в нарушение разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", не учел, что должником в данном случае является публично-правовое образование, а не его органы, и не указал в резолютивной части о проведении взыскания за счет казны Российской Федерации, резолютивная часть судебного акта подлежит частичному изменению.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2012 по делу N А40-89034/12 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) за счет казны Российской Федерации в пользу Товарищества собственников жилья "Времена года" (ОГРН 1085077001349) 920.516 (девятьсот двадцать тысяч пятьсот шестнадцать) руб. 40 коп. неосновательного обогащения, а также 21.240 (двадцать одну тысячу двести сорок) руб. 53 коп. судебных расходов по оплате госпошлины по иску.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467) в пользу Товарищества собственников жилья "Времена года" (ОГРН 1085077001349) 240.420 (двести сорок тысяч четыреста двадцать) руб. 90 коп. неосновательного обогащения, а также 4.065 (четыре тысячи шестьдесят пять) руб. 41 коп. судебных расходов по уплате госпошлины по иску.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.П.СЕДОВ
Судьи
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
О.Н.СЕМИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2013 N 09АП-7876/2013-ГК, 09АП-7879/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А40-89034/12
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. N 09АП-7876/2013-ГК, 09АП-7879/2013-ГК
Дело N А40-89034/12
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.П. Седова
судей: И.С. Лящевского, О.Н. Семикиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.В. Сурковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2012 по делу N А40-89034/12, принятое судьей Хайло Е.А., по иску Товарищества собственников жилья "Времена года" (ОГРН 1085077001349) к 1) Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284), 2) Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467) 3-и лица: 1) Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН 1097746358412), 2) Открытое акционерное общество "Славянка" (ОГРН 1097746264219) о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Логвиненко И.В. - по доверенности от 08.08.2012;
- от ответчиков: от N 1 - Моргун Ю.С. - по доверенности от 27.03.2013; от N 2 - Скачко В.А. - по доверенности N 141/1/7/7812 от 20.08.2012;
- от 3-х лиц: не явились, извещены;
-
установил:
установил:
Товарищество собственников жилья "Времена года" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик 1) 920.516 руб. 40 коп. неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 55.230 руб. 98 коп., взыскании с Федерального государственного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик 2) в пользу Товарищества собственников жилья "Времена года" 240.420 руб. 90 коп. неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14.425 руб. 25 коп.
Определением суда от 19 ноября 2012 года судом принят отказ ТСЖ "Времена года" от исковых требований в части взыскания основного долга и начисленных процентов в субсидиарном порядке к РФ в лице Минобороны России за счет казны РФ. Производство по делу N А40-89034/12-19-688 в данной части - прекращено.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчики обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, в удовлетворении иска отказать поскольку между сторонами отсутствуют договорные отношения, поэтому ответчик не вправе расходовать бюджетные средства. Истец не представил доказательств исполнения обязательств управляющей компании и направления платежных документов на оплату услуг. Услуги по отоплению и коммунальному обслуживанию должны оказываться ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка".
В судебном заседании апелляционного суда ответчики поддержали доводы жалоб, истец возражал против удовлетворения жалоб, просил оставить решение без изменения.
Третьи лица, которые в соответствии со ст. 123 АПК РФ были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2012 года необходимо изменить в части взыскания денежных средств с Министерства обороны РФ, указав, что взыскание должно производиться за счет казны Российской Федерации, как собственника квартир.
ТСЖ "Времена года" выполняет функции по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах N 21, 22, 23 микрорайона "Д" города Пущино Московской области, а также предоставляет собственникам коммунальные услуги.
Министерство обороны Российской Федерации приобрело квартиры для обеспечения жильем военнослужащих в домах N 22, 23 по указанному выше адресу, на основании Государственных контрактов N 071209/6 от 07.12.2009 г. и N 210410/1 от 21.04.2010 г.
Указанные квартиры были переданы ответчику 1 по Актам приема-передачи от 15.12.2009 г. и от 21.06.2010 г.
Право собственности на указанные квартиры зарегистрировано за Российской Федерацией.
Приказом Министра обороны РФ N 692 от 26.06.2010 г. квартиры в доме N 22 по указанному выше адресу закреплены в установленном порядке на праве оперативного управления за ФГУ "Подольская КЭЧ района" Министерства обороны РФ. Право оперативного управления зарегистрировано в 26.08.2010 г.
Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на основании пункта 2 ст. 58 ГК РФ является правопреемником ФГУ "Подольская КЭЧ района" Министерства обороны РФ после реорганизации в форме присоединения на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010 г.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право оперативного управления квартир в доме 23 по вышеуказанному адресу не зарегистрировано.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ст. 47 решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Министерства обороны РФ, как представителя собственника, возникла обязанность по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги согласно ст. 153 ЖК РФ, где указано, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, и его приватизации, Министерство обороны РФ осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В обоснование исковых требований, истец указывает, что ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации свои обязательства по оплате не исполняет, в связи с чем, у него образовалась задолженность по оплате за ремонт и содержание жилья, коммунальные услуги за период с 01.10.2011 г. по 30.06.2012 г. в общем размере 240.420 руб. 90 коп. в отношении квартир, находящихся у него в оперативном управлении. Также Министерство обороны РФ свои обязательства по оплате не исполняет, в связи с чем, у него образовалась задолженность по оплате за ремонт и содержание жилья, коммунальные услуги за период с 01.10.2011 г. по 30.06.2012 г. в общем размере 920.516 руб. 40 коп.
Расчет задолженности произведен исходя из действовавших тарифов и норм, является правильным.
Фактическое оказание услуг подтверждается представленными истцом первичными документами по договорам, заключенным им с ресурсоснабжающими и другими, оказывающими услуги организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 155 ЖК плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с п. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Пунктом 3 ст. 137 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
В соответствии со ст. ст. 307 - 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Поскольку истец не представил в нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств, подтверждающих направление ответчикам платежных документов, которые в силу ст. 155 ЖК РФ должны направляться не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в связи с чем отсутствует возможность установить обоснованность начисленного периода за неисполнение обязанности по оплате, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении иска. Решение в данной части не обжалуется.
Подлежат отклонению возражения ответчика со ссылками на Распоряжения Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 643-Р и N 645-Р согласно которым, единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России является ОАО "РЭУ" (государственный контракт от 14.07.2011 г. N 2-ТХ), единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России является ОАО "Славянка" (государственный контракт от 01.10.2011 г. N 2-КЖФ).
Никаких доказательств фактического оказания ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка" соответствующих услуг по обслуживанию спорных квартир, равно как и оплаты данных услуг, ответчик в материалы дела не представил.
По искам к Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации, являясь представителем, в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.
В настоящем деле Министерство обороны Российской Федерации участвовало в деле именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества Российской Федерации и, являясь надлежащим представителем ответчика, представляло не интересы собственно Минобороны России, а интересы Российской Федерации в указанном споре.
С учетом положений статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
Следовательно, при удовлетворении иска в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования - Российской Федерации, а не с государственного органа. При этом в данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Поскольку суд первой инстанции, в нарушение разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", не учел, что должником в данном случае является публично-правовое образование, а не его органы, и не указал в резолютивной части о проведении взыскания за счет казны Российской Федерации, резолютивная часть судебного акта подлежит частичному изменению.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2012 по делу N А40-89034/12 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) за счет казны Российской Федерации в пользу Товарищества собственников жилья "Времена года" (ОГРН 1085077001349) 920.516 (девятьсот двадцать тысяч пятьсот шестнадцать) руб. 40 коп. неосновательного обогащения, а также 21.240 (двадцать одну тысячу двести сорок) руб. 53 коп. судебных расходов по оплате госпошлины по иску.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467) в пользу Товарищества собственников жилья "Времена года" (ОГРН 1085077001349) 240.420 (двести сорок тысяч четыреста двадцать) руб. 90 коп. неосновательного обогащения, а также 4.065 (четыре тысячи шестьдесят пять) руб. 41 коп. судебных расходов по уплате госпошлины по иску.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.П.СЕДОВ
Судьи
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
О.Н.СЕМИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)