Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2013 N 15АП-16212/2012 ПО ДЕЛУ N А32-6339/2011

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2013 г. N 15АП-16212/2012

Дело N А32-6339/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,
при участии:
от истца - ГК "Олимпстрой" - представителя Кочановой А.В. (доверенность от 21.07.2012),
от ответчиков - Управления Росреестра по Краснодарскому краю - представителя Кабашного Е.Г. (доверенность от 26.12.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08 ноября 2012 года по делу N А32-6339/2011
по иску Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой")
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии,
при участии третьих лиц - администрации муниципального образования город-курорт Сочи, Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, общества с ограниченной ответственностью "РогСибАл", общества с ограниченной ответственностью "Экополис", общества с ограниченной ответственностью "Агентство поддержки бизнеса",
о возмещении убытков,
принятое судьей Нигоевым Р.А.,

установил:

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - ответчик) о взыскании 167 690 рублей 40 копеек убытков, причиненных в результате предоставления недостоверной информации.
Исковое заявление мотивировано следующим. Согласно выписке из ЕГРП от 01.04.2010 N 22/058/2010-311 право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:7 площадью 51 000 кв.м значилось как зарегистрированное за ООО "Экополис". На основании выписки из ЕГРП от 01.04.2010 N 22/058/2010-311 главой администрации Краснодарского края было издано распоряжение от 15.04.2010 N 244-р об изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:133 площадью 16 325 кв.м в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:7 площадью 51 000 кв.м путем прекращения права аренды ООО "Экополис". Истец произвел оплату в размере 167 690 рублей 40 копеек за оценку права аренды ООО "Экополис". Впоследствии выявлено, что права и обязанности по договору аренды от 12.08.2005 N 4900003604 арендатором ООО "Экополис" были переданы в 2006 году ЖСК "Мегаполис", который передал права и обязанности арендатора ООО "РогСибАл". Арендатором земельного участка с 2006 года является ООО "РогСибАл", в связи с чем земельный участок не подлежит изъятию для предоставления под строительство олимпийского объекта. Вследствие предоставления Росреестром недостоверной информации истец понес убытки в размере 167 690 руб. 40 коп. в результате оплаты стоимости услуг по договору на проведение оценки от 28.05.2010. Росреестр отказывается возмещать расходы, ссылаясь на техническую ошибку.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация города Сочи, департамент Краснодарского края по реализации полномочий по подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ООО "РогСибАл", ООО "Экополис", ООО "Агентство поддержки бизнеса", Министерство финансов Российской Федерации.
Определением от 23.12.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации. К участию в деле в качестве соответчика определением от 05.04.2012 привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва).
Истец уточнил формулировку предмета требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в пользу ГК "Олимпстрой" за счет казны Российской Федерации убытки, причиненные в результате предоставления недостоверной информации, в размере 167 690 рублей 40 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 030 рублей 71 копейка (т. 2, л.д. 83).
Арбитражный суд Краснодарского края прекратил производство по делу в части требований к Министерству финансов Российской Федерации в связи с отказом истца от требований к указанному ответчику, исковые требования удовлетворил, взыскав с Российской Федерации в лице Росреестра в пользу ГК "Олимпстрой" за счет казны Российской Федерации убытки, причиненные в результате предоставления недостоверной информации, в размере 167 690 рублей 40 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 030 рублей 71 копейка.
Ответчик обжаловал решение в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Земельный участок не подлежал изъятию с целью предоставления под строительство олимпийского объекта, поскольку ООО "РогСибАл" являлось арендатором земельного участка. Истец не доказал причинной связи между предоставлением недостоверной информации Управлением в виде выписки из ЕГРП и возникшими убытками. Прямым следствием предоставления недостоверной информации послужило лишь издание распоряжения от 15.04.2010 N 244-р, согласно которому подлежал изъятию для федеральных нужд земельный участок путем прекращения права аренды ООО "Экополис". Правообладатели подлежащих изъятию земельных участков обязаны были предоставить в администрацию Краснодарского края имеющиеся у них копии правоустанавливающих документов на изымаемые участки. Копии правоустанавливающих документов на земельный участок департаменту могло предоставить только ООО "РогСибАл", в связи с чем департамент был осведомлен об отсутствии необходимости заключения договора на проведение оценки от 28.05.2010. Причинная связь между предоставлением неактуальных сведений Управлением и причинением истцу убытков отсутствует.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю просил решение суда отменить, в иске отказать. Представитель истца настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года N 991, предусмотрено строительство олимпийского объекта "Комплекс зданий и сооружений для размещения Олимпийской семьи и Международного Паралимпийского комитета с уровнем сервисного обслуживания 4 звезды (на 1000 апартаментов), Имеретинская низменность (проектные и изыскательские работы, строительство)", ответственным исполнителем является ООО "РогСибАл". Земельный участок с кадастровым N 23:49:0402037:7 площадью 51 000 кв.м по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Цветочная, расположен в границах указанного олимпийского объекта. Уполномоченным органом по реализации полномочий по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края является Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.
Департаментом была получена в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю выписка из ЕГРП от 01.04.2010 N 22/058/2010-311, согласно которой право аренды на земельный участок с кадастровым N 23:49:0402037:7 площадью 51 000 кв.м зарегистрировано в ЕГРП за ООО "Экополис". На оснований сведений, содержащихся в выписке из ЕГРП от 01.04.2010 года за N 22/058/2010-31, главой администрации Краснодарского края было издано распоряжение от 15.04.2010 года N 244-р, согласно которому в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Комплекс зданий и сооружений для размещения Олимпийской семьи и Международного Паралимпийского комитета с уровнем сервисного обслуживания 4 звезды (на 1000 апартаментов), Имеретинская низменность (проектные и изыскательские работы, строительство)" изъятию для федеральных нужд подлежал земельный участок с кадастровым N 23:49:0402037:133 площадью 16 325 кв.м, который будет образован в результате раздела земельного участка с кадастровым N 23:49:0402037:7 площадью 51 000 кв.м по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Цветочная, путем прекращения права аренды на него ООО "Экополис". Между Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (заказчик), Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта (плательщик) и ООО "Агентство поддержки бизнеса" (исполнитель) 28.05.2010 года был заключен договор на проведение оценки N 2010/О-15. В соответствии с актом сдачи-приемки результата оказанных услуг от 15.06.2010 года ООО "Агентство поддержки бизнеса" оказало услуги по оценке права аренды изымаемого земельного участка с кадастровым N 23:49:0402037:133 площадью 16 325 кв.м, который будет образован в результате раздела земельного участка с кадастровым N 23:49:0402037:7 площадью 51 000 кв.м. Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года принял оказанные услуги путем подписания акта сдачи-приемки результата оказанных услуг от 15.06.2010 года, а Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта оплатила оказанные услуги в размере 167 690 рублей 40 копеек (платежное поручение N 8015 от 25.08.2010).
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что права и обязанности по договору аренды от 12.08.2005 года N 4900003604 о предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым N 23:49:0402037:7 были переданы от ООО "Экополис" (арендатор) ЖСК "Мегаполис" (новый арендатор) в соответствии с договором от 19.04.2006 года N 1 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (регистрация в ЕГРП от 03.05.2006 N 23-23-22/002/2006-236). Впоследствии ЖСК "Мегаполис" по договору от 29.09.2006 года о передаче прав и обязанностей передало в полном объеме свои права и обязанности ООО "РогСибАл" (регистрация в ЕГРП от 16.10.2006 N 23-23-22/009/2006-399). В адрес Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года 30.06.2010 года поступила выписка из ЕГРП за N 22/108/2010-385, согласно которой арендатором изымаемого земельного участка с кадастровым N 23:49:0402037:7 является ООО "РогСибАл". То есть ООО "РогСибАл" уже являлось арендатором указанного земельного участка и осуществляло организацию строительства олимпийского объекта на нем, земельный участок с кадастровым N 23:49:0402037:7 площадью 51 000 кв.м, следовательно, не подлежал изъятию у арендатора для предоставления под строительство олимпийского объекта.
В результате анализа указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вследствие предоставления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, недостоверных сведений о зарегистрированных обременениях земельного участка, предназначенного для размещения олимпийского объекта, у ГК "Олимпстрой" возникли убытки в размере 167 690 рублей 40 копеек в результате оплаты стоимости услуг по договору на проведение оценки N 2010/О-15 от 28.05.2010. При этом письмом от 08.12.2010 года N 03-74/53097 Управление Росреестра сообщило истцу о технической ошибке, допущенной по причине некорректной конвертации электронной базы ЕГРП.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о наличии оснований ответственности Росреестра в виде возмещения убытков в размере произведенной истцом оплаты оценки права аренды изымаемого земельного участка. Предоставление ответчиком недостоверной информации о субъекте зарегистрированного в ЕГРП арендного обременения обусловило принятие решения об изъятии земельного участка и о проведении оценки подлежащего прекращению права аренды этого участка. Поскольку земельный участок находился в аренде ООО "РогСибАл", он не подлежал изъятию у ООО "Экополис" с возмещением последнему стоимости права аренды изымаемого участка, то есть необходимость в проведении оценки отсутствовала изначально. Данная ситуация наступила по вине ответчика, который не обеспечил актуализацию сведений ЕГРП и дезинформировал участников гражданского оборота, тогда как последние вправе были полагаться на данные ЕГРП как на единственно достоверные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 7 упомянутого Федерального закона выписка из Единого государственного реестра прав должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них настоящим Федеральным законом обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме (пункты 1, 3 статьи 31 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает обязанность органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество предоставлять подлинную информацию о зарегистрированных правах и обременениях, постоянно актуализировать эти сведения, а также устанавливает имущественную ответственность этих органов за предоставление информации, не являющейся достоверной.
Судом первой инстанции верно установлено наличие причинно-следственной связи между предоставлением ответчиком недостоверной информации и причиненными истцу убытками в виде оказавшихся напрасными расходов на проведение оценки, размер убытков, противоправность поведения ответчика. Доводы последнего сводятся к возложению на истца обязанности перепроверять (подвергать сомнению) сведения из ЕГРП, предоставленные органом государственной регистрации, то есть устанавливать принадлежность прав на земельный участок иными, помимо запроса в ЕГРП, способами, в том числе посредством анализа правоустанавливающих документов. Однако такой подход снимает с органов государственной регистрации всякую ответственность за надлежащее ведение ЕГРП, что является их основной функцией, а также очевидно противоречит принципу публичной достоверности реестровой записи, выраженному, в том числе, в статье 3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Участники гражданского оборота, в том числе государственные органы при реализации возложенных на них законом полномочий, вправе рассчитывать на правильность сведений ЕГРП, их актуальность, действовать исходя из принципа доверия к содержащейся в ЕГРП информации о зарегистрированных правах и обременениях объектов недвижимости. В этом смысле довод заявителя жалобы о том, что истец и третьи лица якобы могли выявить наличие ошибки в ЕГРП из анализа правоустанавливающих документов, и тем самым предотвратить наступление убытков, представляется умозрительным, лишенным каких-либо разумных оснований.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для переоценки доказательств и выводов, к которым пришел суд первой инстанции в обжалуемом решении. Апелляционная жалоба подлежит отклонению с оставлением решения суда без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08 ноября 2012 года по делу N А32-6339/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ

Судьи
И.Н.ГЛАЗУНОВА
О.Х.ТИМЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)