Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2013 N 17АП-800/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-16025/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. N 17АП-800/2013-ГК

Дело N А50-16025/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Лихачевой А.Н., Рубцовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
- от истца, товарищества собственников жилья "Челюскинцев, 19/5": Жабчиков А.Н., доверенность от 27.06.2011, паспорт;
- от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания": Лежнева И.А., доверенность N 117 от 02.05.2012, паспорт;
- от третьего лица, Администрации г. Перми: Савинова А.Р., доверенность N СЭД-01-44-205 от 25.12.2012, паспорт;
- от третьих лиц, Администрации Дзержинского района г. Перми, муниципального образования г. Пермь в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 декабря 2012 года
по делу N А50-16025/2012,
принятое судьей Корляковой Ю.В.,
по иску товарищества собственников жилья "Челюскинцев, 19/5" (ОГРН 1065903003066, ИНН 5903014797)
к обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536)
третьи лица: Администрация г. Перми, Администрация Дзержинского района г. Перми, муниципальное образование г. Пермь в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми
об обязании внести изменения в договор,

установил:

Товарищество собственников жилья "Челюскинцев, 19/5" (далее - ТСЖ "Челюскинцев, 19/5", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "Пермская сетевая компания", ответчик) об обязании внести изменения в договор снабжения тепловой энергией в сетевой воде от 01.01.2008 N 62-5626, определив границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в месте соединения коллективных приборов учета ТСЖ "Челюскинцев, 19/5" с транзитными тепловыми сетями, проходящими от дома по ул. Челюскинцев, 17 до дома по ул. Челюскинцев, 21 через многоквартирный дом по ул. Челюскинцев, 19 (л.д. 4-7).
Определениями Арбитражного суда Пермского края от 15.08.2012, 23.10.2012 (л.д. 1-2, 128-130) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: Администрация г. Перми, Администрация Дзержинского района г. Перми, муниципальное образование г. Пермь в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 декабря 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 06.12.2012, судья Ю.В.Корлякова) исковые требования удовлетворены. На ООО "Пермская сетевая компания" возложена обязанность внести изменения в договор снабжения тепловой энергией в сетевой воде от 01.01.2008 N 62-5626, определив границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в месте соединения коллективных приборов учета ТСЖ "Челюскинцев, 19/5" с транзитными тепловыми сетями, проходящими от дома по ул. Челюскинцев, 17 до дома по ул. Челюскинцев, 21 через многоквартирный дом по ул. Челюскинцев, 19. С ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб. 00 коп. (л.д. 187-194).
Ответчик, ООО "Пермская сетевая компания", не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой. Находя решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что согласованная сторонами при заключении договора теплоснабжения граница эксплуатационной ответственности противоречит нормативным правовым актом. Ответчик полагает, что указанный вывод суда не соответствует нормам Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрена возможность определения внешней границы сетей теплоснабжения по соглашению собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией. Учитывая тот факт, что договор поставки тепловой энергии между сторонами заключен, имеется подписанный акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющийся неотъемлемой частью договора, сторонами достигнуто соглашение по вопросу определения границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, отличных от указанных в Постановлении N 491, ответчик полагает, что договор соответствует действующему законодательству.
Заявитель считает, что суд при разрешении спора применил не подлежащие применению (недействующие) нормы права, а именно пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Проанализировав положения статей 215, 218, 219, 225, 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность сетей от дома N 17 по ул. Челюскинцев до дома N 19 по ул. Челюскинцев, ответчик полагает, что отсутствуют законные основания для возложения бремени содержания указанных тепловых сетей на ООО "Пермская сетевая компания. По мнению ответчика, единственным доказательством принадлежности того или иного объекта недвижимости, к которым относится тепловая сеть, может являться свидетельство о праве собственности. Согласно выданного свидетельства участок транзитного трубопровода на праве собственности ООО "Пермская сетевая компания" не принадлежит.
Также заявитель считает, что при вынесении решения судом были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указал, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что на момент подачи заявления, вынесения решения, возникла совокупность указанных выше условий, предусмотренных статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции 27.03.2013 представитель ответчика на доводах жалобы настаивал, решение суда просил отменить.
Представитель истца (ТСЖ "Челюскинцев, 19/5") в судебном заседании 27.03.2013 доводы жалобы отклонил как несостоятельные. Находя решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Представитель третьего лица, Администрации г. Перми, в судебном заседании апелляционного суда с доводами жалобы не согласился. Находя их несостоятельными, просил оставить решение суда без изменения.
Третьи лица (Администрация Дзержинского района г. Перми, муниципальное образование г. Пермь в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми) в заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили. Администрация Дзержинского района г. Перми в порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации известила арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие ее представителя, полагая, что решение вынесено на законных основаниях, просила оставить его без изменения.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц (Администрации Дзержинского района г. Перми, муниципального образования г. Пермь в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Пермская сетевая компания" (Энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Челюскинцев, 19/5" (Потребитель) заключен договор снабжения тепловой энергией в сетевой воде от 01.01.2008 N 62-5626 (л.д. 11-14), в соответствии с условиями которого Энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство поставлять Потребителю тепловую энергию, а Потребитель обязался принимать и оплачивать принятый энергоресурс (пункт 1.1).
Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей Энергоснабжающей организации и Потребителя установлена актом, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение N 2).
В соответствии с подписанным сторонами актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (л.д. 14) границы эксплуатационной ответственности Абонента за состояние и обслуживание тепловых сетей установлены: от задвижек в подвале жилого дома по ул. Челюскинцев, 17 до наружной стены здания по ул. Челюскинцев, 19, включая внутридомовые системы отопления, ГВС, ХВС (исключая транзитные сети по подвалу жилого дома по ул. Челюскинцев, 17). Точка передачи Абоненту тепловой энергии Энергоснабжающей организации совпадает с границей эксплуатационной ответственности Абонента.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что тепловые потери на участке тепловых сетей Потребителя от границы эксплуатационной ответственности с Транспортирующей организацией (ООО "ПСК") до места установки прибора учета потребителя, определяются на основании "Инструкции по распределению тепловой энергии, полученной от источника тепла (ТЭЦ, котельная) между отдельными потребителями тепла", утвержденной Пермгосэнергонадзором, оплачиваются Потребителем как потребленная тепловая энергия.
Полагая, что внешние тепловые сети не могут относиться к общему имуществу собственников многоквартирного дома, письмом от 29.04.2011 (получено ответчиком 05.05.2011, л.д. 24-25) истец обратился к ответчику с предложением о внесении изменений в пункты 4.1, 8.1 договора снабжения тепловой энергией в сетевой воде от 01.01.2008 N 62-5626, о подписании дополнительного соглашения к договору, определив границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в месте соединения коллективных приборов учета потребителя с транзитными тепловыми сетями, проходящими через многоквартирный дом.
Соглашение об изменении договора между истцом и ответчиком достигнуто не было. Письмом от 07.07.2011 ответчик отказал истцу в подписании дополнительного соглашения к договору, направив вместе с письмом для согласования проект приложения N 2 к договору теплоснабжения, в соответствии с которым на истца возлагается ответственность за состояние, обслуживание и ремонт, помимо тепловых сетей дома по ул. Челюскинцев 19 (5 подъезд), тепловых сетей "совместного пользования" домов N 19 и N 21 по ул. Челюскинцев (л.д. 28).
Письмом от 08.11.2012 N 223-04/2965 (л.д. 133) ООО "Пермская сетевая компания" заявило отказ от договора энергоснабжения с 01.01.2013, в связи с истечением срока действия договора 31.12.2012.
В связи с отказом ответчика внести изменения в договор, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, для изменения договора; признания того обстоятельства, что определение границы эксплуатационной ответственности истца - от задвижек в подвале дома по ул. Челюскинцев, 17 до наружной стены здания по ул. Челюскинцев, 19, включая внутридомовые системы отопления, ГВС, ХВС (исключая транзитные сети по подвалу жилого дома по ул. Челюскинцев, 17) противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права не только истца, но и конечных потребителей - жителей многоквартирного дома, находящегося в управлении истца.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей истца, ответчика, третьего лица в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором (пункт 3 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 10.1 договора снабжения тепловой энергией в сетевой воде от 01.01.2008 N 62-5626 он заключен на срок до 31.12.2012 и считается ежегодно продленным на следующий год, если за месяц до окончания срока договора не последует заявление от одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.
Как следует из пояснений представителя истца одновременно с заявлением об отказе от договора энергоснабжения с 01.01.2013, оформленного письмом N 223-04/2965 от 08.11.2012 (л.д. 133), ответчику был направлен проект нового договора энергоснабжения, который ТСЖ "Челюскинцев, 19/5" не подписан.
Учитывая изложенное, следует признать, что на момент вынесения решения судом первой инстанции договор снабжения тепловой энергией в сетевой воде от 01.01.2008 N 62-5626 действовал.
В соответствии со статей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
- - в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
- - изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
- - исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
- - из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (пункт 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы ответчика об отсутствии предусмотренных законом оснований для изменения условий договора в судебном порядке, судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены на основании следующего.
В качестве существенно изменившихся обстоятельств ТСЖ "Челюскинцев, 19/5" указало на ставшие истцу известными факты регистрации ООО "Пермская сетевая компания" права собственности на инженерные сети, начало - здание ЦТП-10 по ул. Челюскинцев, 17, конец - жилой дом по ул. Челюскинцев, 13 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2009 59ББ 248997 - л.д. 99); передачи Администрацией города Перми ответчику на основании соглашения об исполнении условий конкурса по продаже имущества, относящегося к социально значимыми объектам, в том числе тепловой трассы: начало - жилой дом по ул. Челюскинцев, 19, конец - жилой дом по ул. Челюскинцев, 21; заключении договоров снабжения тепловой энергией в сетевой воде ответчиком с ЖСК N 44, ЖСК N 5, ЖСК N 14 (л.д. 134-172), условиями которых границы эксплуатационной ответственности указанных Абонентов за состояние и обслуживание тепловых сетей установлены: от задвижек в подвале жилого дома по ул. Челюскинцев, 17 до наружной стены здания по ул. Челюскинцев, 19, включая внутридомовые системы отопления, ГВС, ХВС (исключая транзитные сети по подвалу жилого дома по ул. Челюскинцев, 17). В ответе Администрации Дзержинского района от 08.06.2012 N СЭД-01-16-И-1036 (л.д. 23) содержится информация о том, что сети теплоснабжения от жилого дома N 17 по ул. Челюскинцев до жилого дома N 19 по ул. Челюскинцев, в том числе проходящие по техническим подвалам данных жилых домов, являются транзитными трубопроводами, являются необъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП до конечных потребителей.
Изложенные обстоятельства являются существенными, и в случае, если бы они существовали на момент заключения договора, договор ТСЖ "Челюскинцев, 19/5" был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Учитывая содержание пункта 4.1. договора, которым предусмотрена обязанность Потребителя оплачивать тепловые потери на участке тепловых сетей Потребителя от границы эксплуатационной ответственности с Транспортирующей организацией (ООО "Пермская сетевая компания") до места установки прибора учета потребителя, следует признать, что исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно уставу ТСЖ "Челюскинцев, 19/5" является добровольным объединением собственников жилых помещений для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом (л.д. 31-37).
Пунктом 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 из толкования во взаимосвязи пункта 1 статьи 135, подпункта 1 пункта 1 статьи 137, подпункта 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках рассматриваемых в настоящем споре правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ.
Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ. Заключая договоры на поставку тепловой энергии в многоквартирный дом, ТСЖ выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором.
В случаях предусмотренных законом Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307). Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), действующие с 01.09.2012.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307, пунктом 2 Правил N 354 к коммунальным ресурсам отнесены холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества многоквартирного жилого дома входят: внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, а также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 Правил N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 354 внутридомовые инженерные системы - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и(или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и(или) горячего водоснабжения). В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Аналогичные условия содержатся в пункте 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Исходя из положений изложенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что транзитные тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут быть включены в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Данный вывод содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 14801/08.
Из представленной схемы теплоснабжения следует, что от ЦТП через дом по ул. Челюскинцев, 19 запитаны и иные объекты (жилой дом по ул. Челюскинцев, 21).
Исходя из буквального толкования части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что на абонента не может быть возложена обязанность по оплате тепловых потерь в бесхозяйных тепловых сетях.
В данном случае, в нарушение требований действующего законодательства обязанность по оплате тепловых потерь в сетях от дома 17 по ул. Челюскинцев до прибора учета, установленного на сетях в подвале жилого дома по ул. Челюскинцев, 19, возложена не только на истца, но и на ЖСК N 44, ЖСК N 5, ЖСК N 14.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал, что определение границы эксплуатационной ответственности истца - от задвижек в подвале дома по ул. Челюскинцев, 17 до наружной стены здания по ул. Челюскинцев, 19, включая внутридомовые системы отопления, ГВС, ХВС (исключая транзитные сети по подвалу жилого дома по ул. Челюскинцев, 17) нарушает права не только истца, но и конечных потребителей - жителей многоквартирного дома, находящегося в управлении истца.
Признав заявленные истцом требования о внесении изменений в договор обоснованными, предложенную редакцию определения границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в месте соединения коллективных приборов учета ТСЖ "Челюскинцев, 19/5" с транзитными тепловыми сетями, проходящими от дома по ул. Челюскинцев, 17 до дома по ул. Челюскинцев, 21 через многоквартирный дом по ул. Челюскинцев, 19, соответствующей требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ТСЖ "Челюскинцев, 19/5".
Доводы ответчика о согласовании в порядке, предусмотренном Правилами N 491 границы эксплуатационной ответственности при заключении договора теплоснабжения, состоятельными не являются, соглашение собственников помещений с управляющей либо ресурсоснабжающей организациями в материалах дела отсутствуют. Кроме того, условия договора теплоснабжения не должны противоречить Правилам N 354, иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с данными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая осуществляет их содержание и обслуживание. Орган регулирования должен включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы ответчика о недопустимости возложения на него бремени содержания тепловых сетей, которые ему не принадлежат, о незаконности или необоснованности принятого судом решения не свидетельствуют.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Пермского края от 13 декабря 2012 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 декабря 2012 года по делу N А50-16025/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ

Судьи
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Л.В.РУБЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)