Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре К.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-37/2013 по заявлению П., Щ., К.Н.С., С. о признании частично не действующими абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7, абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год",
Правительством Москвы 27 ноября 2012 г. принято постановление N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" (далее - постановление), которое официально опубликовано в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 66, том 7, 29 ноября 2012 г., N 67, 04 декабря 2012 г.
Пунктом 1 названного постановления утверждены для расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги в 2013 году цены за содержание и ремонт жилых помещений: для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения, договору найма специализированного жилого помещения и договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, с 1 января 2013 г. согласно Приложению 7 к постановлению, с 1 июля 2013 г. согласно Приложению 8 к постановлению.
Согласно абзацу 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7 к постановлению плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, взимается с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению, согласно которому плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, взимается с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
П., Щ., К.Н.С., С. обратились в суд с заявлением, с учетом последующего уточнения заявленных требований просят о признании не действующими в части слов "нанимателей и" абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7, абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год". Заявители указывают, что занимают комнаты в коммунальных квартирах на условиях социального найма. По утверждению заявителей, оспариваемые нормативные положения, допускающие взимание с нанимателей комнат в коммунальных квартирах платы за содержание и ремонт жилого помещения не только за фактически занимаемую общую площадь комнат в коммунальных квартирах, но и за площадь общего имущества в коммунальной квартире, противоречат федеральному законодательству, в том числе статьям 15, 16, части 2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, и нарушают жилищные права и интересы заявителей, возлагая на них не предусмотренную законодательством обязанность по несению расходов на содержание общего имущества коммунальной квартиры. По мнению заявителей, при утверждении оспариваемых нормативных положений Правительство Москвы, выйдя за пределы предоставленных ему полномочий, установило не предусмотренный федеральным законодательством порядок расчета размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей, проживающих в коммунальных квартирах.
В судебном заседании заявители Щ., П., С. и представитель заявителей К.А.К. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Б. требования заявителей не признала, указала, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают жилищных прав заявителей.
Представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения заявителей и их представителя, представителя Правительства Москвы, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявление П., Щ., К.Н.С., С. о признании частично не действующими абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7, абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" является необоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Вопросы установления структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных правоотношений (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами могут быть отнесены и иные вопросы, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9).
В силу положений части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и норм пункта 16 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 г. N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", а также пункта 11 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", установление размеров платы за пользование жилым помещением, содержание и текущий ремонт жилого помещения, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, тарифов на коммунальные услуги в соответствии с федеральным законодательством, размера стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг утверждаются Правительством Москвы.
Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" регулирует механизм реализации платы за жилое помещение и коммунальные платежи, а именно: цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который на момент издания Постановления обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 19 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона г. Москвы от 08 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13".
Постановление, подписанное Мэром Москвы, и приложения к нему официально опубликованы, что соответствует требованиям вышеназванных законов.
Нормами статей 15 и 16 Жилищного кодекса РФ определены объекты жилищных прав и виды жилых помещений.
В силу частей 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав признаются жилые помещения.
Жилым помещением является изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относит: жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Жилищный кодекс РФ устанавливает, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме (часть 2 статьи 61); вводит обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, согласно части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Часть 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, раскрывая юридическое содержание понятия общей площади жилого помещения, предусматривает, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Из содержания приведенных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, в состав которой входит площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас); исключение составляют лишь граждане, проживающие в общежитиях, для которых размер платы определяется исходя из площади комнат.
Таким образом, вопреки утверждениям заявителей, наниматели жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в квартирах коммунального заселения, не отнесены к числу граждан, для которых размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется исходя лишь из площади занимаемых комнат.
В пункте 4 примечаний к Приложению 7, пункте 4 примечаний к Приложению 8 к постановлению дается определение используемого для расчета платы за содержание и ремонт жилых помещений понятия "общая площадь жилого помещения (квартиры)" как суммы площадей всех помещений квартиры, включая площади встроенных шкафов, темных комнат (кладовок), за исключением площадей летних помещений (застекленные и открытые лоджии, балконы, террасы), которое, по сути, воспроизводит определение общей площади жилого помещения, изложенное в Жилищном кодексе РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Министерству регионального развития Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению (пп. "б" пункта 4).
Во исполнение данного поручения пунктом 1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454 "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению" утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (приложение N 1) и Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (приложение N 2).
В соответствии с пунктом 7 раздела II "Заполнение раздела 1 "Сведения о плательщике и исполнителе услуг" данных Методических рекомендаций, в коммунальной квартире площадь помещения (комнат) определяется как сумма площади комнаты, собственником (нанимателем) которой является потребитель, и приходящейся на данную комнату доли площадей других помещений в коммунальной квартире, используемых для обслуживания более одной комнаты.
Платежный документ может содержать дополнительную информацию о площади, занимаемой потребителем в коммунальной квартире, а также информацию об общей площади дома и общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также иные сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг.
Сравнительный анализ оспариваемых нормативных положений с федеральными нормами права позволяет прийти к выводу о том, что оспариваемые положения федеральному законодательству не противоречат, поскольку не возлагают на граждан дополнительной обязанности по внесению платы за жилое помещение и не определяют по иному структуру, порядок внесения платы за жилое помещение.
Содержание оспариваемых в части абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7, абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" является определенным и не вызывает неясностей при их применении.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
В удовлетворении заявления П., Щ., К.Н.С., С. о признании частично не действующими абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7, абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N 3-37/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N 3-37/2013
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре К.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-37/2013 по заявлению П., Щ., К.Н.С., С. о признании частично не действующими абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7, абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год",
установил:
Правительством Москвы 27 ноября 2012 г. принято постановление N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" (далее - постановление), которое официально опубликовано в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 66, том 7, 29 ноября 2012 г., N 67, 04 декабря 2012 г.
Пунктом 1 названного постановления утверждены для расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги в 2013 году цены за содержание и ремонт жилых помещений: для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения, договору найма специализированного жилого помещения и договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, с 1 января 2013 г. согласно Приложению 7 к постановлению, с 1 июля 2013 г. согласно Приложению 8 к постановлению.
Согласно абзацу 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7 к постановлению плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, взимается с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению, согласно которому плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, взимается с 1 кв. м общей площади жилого помещения.
П., Щ., К.Н.С., С. обратились в суд с заявлением, с учетом последующего уточнения заявленных требований просят о признании не действующими в части слов "нанимателей и" абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7, абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год". Заявители указывают, что занимают комнаты в коммунальных квартирах на условиях социального найма. По утверждению заявителей, оспариваемые нормативные положения, допускающие взимание с нанимателей комнат в коммунальных квартирах платы за содержание и ремонт жилого помещения не только за фактически занимаемую общую площадь комнат в коммунальных квартирах, но и за площадь общего имущества в коммунальной квартире, противоречат федеральному законодательству, в том числе статьям 15, 16, части 2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, и нарушают жилищные права и интересы заявителей, возлагая на них не предусмотренную законодательством обязанность по несению расходов на содержание общего имущества коммунальной квартиры. По мнению заявителей, при утверждении оспариваемых нормативных положений Правительство Москвы, выйдя за пределы предоставленных ему полномочий, установило не предусмотренный федеральным законодательством порядок расчета размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей, проживающих в коммунальных квартирах.
В судебном заседании заявители Щ., П., С. и представитель заявителей К.А.К. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Б. требования заявителей не признала, указала, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают жилищных прав заявителей.
Представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения заявителей и их представителя, представителя Правительства Москвы, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявление П., Щ., К.Н.С., С. о признании частично не действующими абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7, абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" является необоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Вопросы установления структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных правоотношений (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами могут быть отнесены и иные вопросы, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9).
В силу положений части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и норм пункта 16 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 г. N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", а также пункта 11 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", установление размеров платы за пользование жилым помещением, содержание и текущий ремонт жилого помещения, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, тарифов на коммунальные услуги в соответствии с федеральным законодательством, размера стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг утверждаются Правительством Москвы.
Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" регулирует механизм реализации платы за жилое помещение и коммунальные платежи, а именно: цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который на момент издания Постановления обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 19 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона г. Москвы от 08 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13".
Постановление, подписанное Мэром Москвы, и приложения к нему официально опубликованы, что соответствует требованиям вышеназванных законов.
Нормами статей 15 и 16 Жилищного кодекса РФ определены объекты жилищных прав и виды жилых помещений.
В силу частей 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав признаются жилые помещения.
Жилым помещением является изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относит: жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Жилищный кодекс РФ устанавливает, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме (часть 2 статьи 61); вводит обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, согласно части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Часть 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, раскрывая юридическое содержание понятия общей площади жилого помещения, предусматривает, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Из содержания приведенных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, в состав которой входит площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас); исключение составляют лишь граждане, проживающие в общежитиях, для которых размер платы определяется исходя из площади комнат.
Таким образом, вопреки утверждениям заявителей, наниматели жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в квартирах коммунального заселения, не отнесены к числу граждан, для которых размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется исходя лишь из площади занимаемых комнат.
В пункте 4 примечаний к Приложению 7, пункте 4 примечаний к Приложению 8 к постановлению дается определение используемого для расчета платы за содержание и ремонт жилых помещений понятия "общая площадь жилого помещения (квартиры)" как суммы площадей всех помещений квартиры, включая площади встроенных шкафов, темных комнат (кладовок), за исключением площадей летних помещений (застекленные и открытые лоджии, балконы, террасы), которое, по сути, воспроизводит определение общей площади жилого помещения, изложенное в Жилищном кодексе РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Министерству регионального развития Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению (пп. "б" пункта 4).
Во исполнение данного поручения пунктом 1 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454 "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению" утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (приложение N 1) и Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (приложение N 2).
В соответствии с пунктом 7 раздела II "Заполнение раздела 1 "Сведения о плательщике и исполнителе услуг" данных Методических рекомендаций, в коммунальной квартире площадь помещения (комнат) определяется как сумма площади комнаты, собственником (нанимателем) которой является потребитель, и приходящейся на данную комнату доли площадей других помещений в коммунальной квартире, используемых для обслуживания более одной комнаты.
Платежный документ может содержать дополнительную информацию о площади, занимаемой потребителем в коммунальной квартире, а также информацию об общей площади дома и общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также иные сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг.
Сравнительный анализ оспариваемых нормативных положений с федеральными нормами права позволяет прийти к выводу о том, что оспариваемые положения федеральному законодательству не противоречат, поскольку не возлагают на граждан дополнительной обязанности по внесению платы за жилое помещение и не определяют по иному структуру, порядок внесения платы за жилое помещение.
Содержание оспариваемых в части абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7, абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" является определенным и не вызывает неясностей при их применении.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявления П., Щ., К.Н.С., С. о признании частично не действующими абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 7, абзаца 1 пункта 2 примечаний к Приложению 8 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья
Московского городского суда
А.С.ЛОПАТКИНА
Московского городского суда
А.С.ЛОПАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)