Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующим пункта 5.4 раздела 5 долгосрочной краевой целевой программы "Адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в Камчатском крае на 2013 год", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 мая 2013 г. N 220-П по апелляционной жалобе губернатора Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 19 августа 2013 г., которым заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
29 мая 2013 г. правительством Камчатского края принято постановление N 220-п "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в Камчатском крае на 2013 год" (далее - постановление), первоначальный текст которого опубликован в издании "Официальные Ведомости" 6 июня 2013 г., N 119 - 120.
Пунктом 1 постановления утверждена долгосрочная краевая целевая программа "Адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в Камчатском крае на 2013 год" (далее - адресная программа).
Разделом 5 названной адресной программы определен порядок и условия предоставления субсидий местным бюджетам, а также критерии отбора муниципальных образований в Камчатском крае для предоставления субсидий местным бюджетам.
Пунктом 5.4 раздела 5 адресной программы установлено, что предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется на основании трехсторонних соглашений о предоставлении субсидий между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, органами местного самоуправления муниципального района в Камчатском крае и органами местного самоуправления поселения в Камчатском крае, расположенного на территории муниципального района в Камчатском крае и участвующего в Программе, в случае предоставления субсидии бюджету муниципального района в Камчатском крае для последующего перечисления средств на программные мероприятия бюджетам поселений в Камчатском крае, в форме иных межбюджетных трансфертов.
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 5.4 раздела 5 адресной программы, ссылаясь на ее противоречие статьям 28, 31, 38, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям раздела 3 и пунктам 5.1 - 5.3 раздела 5 данной адресной программы, поскольку он предусматривает предоставление из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных поселений через бюджет соответствующего муниципального района, который не является участником программы и которым не исполнялись указанные в программе условия предоставления субсидии. Кроме того, предоставление из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных районов для капитального ремонта многоквартирных домов противоречит пункту 6 части 1 статьи 14, части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Камчатского краевого суда от 19 августа 2013 г. заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворено, признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 5.4 раздела 5 адресной программы.
В апелляционной жалобе губернатор Камчатского края просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов издан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статья 14 которого содержит перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Согласно пункту 10 части 1 названной статьи Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 приведенного Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Статьей 15 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" урегулированы вопросы принятия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждаемой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Правительством Камчатского края принято постановление от 29 мая 2013 г. N 220-П, которым утверждена долгосрочная краевая целевая программа "Адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в Камчатском крае на 2013 год", отдельные положения которой оспариваются прокурором.
Основными целями принятой адресной программы являются: финансовая поддержка муниципальных образований в Камчатском крае, выполнивших предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условия предоставления финансовой поддержки для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых самостоятельно выбрали способ управления многоквартирными домами и приняли решение о проведении капитального ремонта; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах; сохранение, восстановление и повышение качества жилищного фонда в Камчатском крае (пункт 2.1 раздела 2 адресной программы).
В силу пункта 3.1 раздела 3 адресной программы перечень муниципальных образований в Камчатском крае, участвующих в Программе и претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, сформирован с учетом того, что на территории таких муниципальных образований в Камчатском крае: выполнены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; утверждены муниципальные адресные программы муниципальных образований в Камчатском крае, участвующих в Программе, по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год; предусмотрено долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств местных бюджетов и средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах.
В указанной программе по согласованию участвуют следующие муниципальные образования в Камчатском крае: Новолесновское сельское поселение; Николаевское сельское поселение; Усть-Камчатское сельское поселение; Соболевское сельское поселение; Эссовское сельское поселение (пункт 3.1 раздела 3 адресной программы).
В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 оспариваемой программы в целях софинансирования мероприятий Программы, предусмотренных приложением N 1 к Программе, и обеспечения их реализации органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, местным бюджетам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предоставляются субсидии из краевого бюджета.
Условиями предоставления субсидий местным бюджетам являются: наличие разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае аналогичных муниципальных адресных программ; обязательное софинансирование мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов в объеме не менее 2% от общего совокупного объема финансирования; использование органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае субсидий по целевому назначению; предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края отчетов об использовании субсидий (пункт 5.2 раздела 5 адресной программы).
Из изложенного выше следует, что названной адресной программой установлен конкретный перечень сельских поселений Камчатского края, которые являются получателями субсидии из краевого бюджета в целях софинансирования мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в крае, при условии соблюдения их органами местного самоуправления требований, предусмотренных пунктом 5.2 раздела 5 указанной программы, т.е. если у них разработаны и утверждены соответствующие муниципальные адресные программы, и предусмотрено их софинансирование из местных бюджетов не менее 2%, а также в 2013 году обеспечат непосредственное освоение бюджетных средств в соответствии с определенными целями, о чем будут представлены отчеты в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, проанализировав действующее законодательство, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Вывод суда мотивирован тем, что субсидии, предоставляемые из краевого бюджета бюджетам конкретных сельских поселений в целях софинансирования их расходных обязательств, не поступают напрямую в бюджет соответствующего сельского поселения, перечень которых определен пунктом 3.2 раздела 3 адресной программы, а на основании оспариваемой нормы предоставляются бюджету муниципального района в Камчатском крае, в состав которого входят указанные поселения, для последующего перечисления средств на программные мероприятия бюджетам поселений в форме иных межбюджетных трансфертов, что противоречит пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае, субсидия предоставляется бюджету муниципального района, не имеющему соответствующих расходных обязательств. При этом муниципальный район как муниципальное образование участником названной адресной программы не является, что исключает возможность получения субсидий в силу ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Предоставление субсидий через "транзитные" бюджеты, как это указывается в апелляционной жалобе, бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Решение суда мотивировано исчерпывающим образом, основано на нормах действующего законодательства, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Камчатского краевого суда от 19 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу губернатора Камчатского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.11.2013 N 60-АПГ13-8
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. N 60-АПГ13-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующим пункта 5.4 раздела 5 долгосрочной краевой целевой программы "Адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в Камчатском крае на 2013 год", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 мая 2013 г. N 220-П по апелляционной жалобе губернатора Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 19 августа 2013 г., которым заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
29 мая 2013 г. правительством Камчатского края принято постановление N 220-п "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в Камчатском крае на 2013 год" (далее - постановление), первоначальный текст которого опубликован в издании "Официальные Ведомости" 6 июня 2013 г., N 119 - 120.
Пунктом 1 постановления утверждена долгосрочная краевая целевая программа "Адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в Камчатском крае на 2013 год" (далее - адресная программа).
Разделом 5 названной адресной программы определен порядок и условия предоставления субсидий местным бюджетам, а также критерии отбора муниципальных образований в Камчатском крае для предоставления субсидий местным бюджетам.
Пунктом 5.4 раздела 5 адресной программы установлено, что предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется на основании трехсторонних соглашений о предоставлении субсидий между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, органами местного самоуправления муниципального района в Камчатском крае и органами местного самоуправления поселения в Камчатском крае, расположенного на территории муниципального района в Камчатском крае и участвующего в Программе, в случае предоставления субсидии бюджету муниципального района в Камчатском крае для последующего перечисления средств на программные мероприятия бюджетам поселений в Камчатском крае, в форме иных межбюджетных трансфертов.
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 5.4 раздела 5 адресной программы, ссылаясь на ее противоречие статьям 28, 31, 38, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям раздела 3 и пунктам 5.1 - 5.3 раздела 5 данной адресной программы, поскольку он предусматривает предоставление из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных поселений через бюджет соответствующего муниципального района, который не является участником программы и которым не исполнялись указанные в программе условия предоставления субсидии. Кроме того, предоставление из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных районов для капитального ремонта многоквартирных домов противоречит пункту 6 части 1 статьи 14, части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Камчатского краевого суда от 19 августа 2013 г. заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворено, признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 5.4 раздела 5 адресной программы.
В апелляционной жалобе губернатор Камчатского края просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов издан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статья 14 которого содержит перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Согласно пункту 10 части 1 названной статьи Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 приведенного Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Статьей 15 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" урегулированы вопросы принятия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждаемой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Правительством Камчатского края принято постановление от 29 мая 2013 г. N 220-П, которым утверждена долгосрочная краевая целевая программа "Адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов в Камчатском крае на 2013 год", отдельные положения которой оспариваются прокурором.
Основными целями принятой адресной программы являются: финансовая поддержка муниципальных образований в Камчатском крае, выполнивших предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условия предоставления финансовой поддержки для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых самостоятельно выбрали способ управления многоквартирными домами и приняли решение о проведении капитального ремонта; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах; сохранение, восстановление и повышение качества жилищного фонда в Камчатском крае (пункт 2.1 раздела 2 адресной программы).
В силу пункта 3.1 раздела 3 адресной программы перечень муниципальных образований в Камчатском крае, участвующих в Программе и претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, сформирован с учетом того, что на территории таких муниципальных образований в Камчатском крае: выполнены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; утверждены муниципальные адресные программы муниципальных образований в Камчатском крае, участвующих в Программе, по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год; предусмотрено долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств местных бюджетов и средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах.
В указанной программе по согласованию участвуют следующие муниципальные образования в Камчатском крае: Новолесновское сельское поселение; Николаевское сельское поселение; Усть-Камчатское сельское поселение; Соболевское сельское поселение; Эссовское сельское поселение (пункт 3.1 раздела 3 адресной программы).
В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 оспариваемой программы в целях софинансирования мероприятий Программы, предусмотренных приложением N 1 к Программе, и обеспечения их реализации органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, местным бюджетам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предоставляются субсидии из краевого бюджета.
Условиями предоставления субсидий местным бюджетам являются: наличие разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае аналогичных муниципальных адресных программ; обязательное софинансирование мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов в объеме не менее 2% от общего совокупного объема финансирования; использование органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае субсидий по целевому назначению; предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края отчетов об использовании субсидий (пункт 5.2 раздела 5 адресной программы).
Из изложенного выше следует, что названной адресной программой установлен конкретный перечень сельских поселений Камчатского края, которые являются получателями субсидии из краевого бюджета в целях софинансирования мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в крае, при условии соблюдения их органами местного самоуправления требований, предусмотренных пунктом 5.2 раздела 5 указанной программы, т.е. если у них разработаны и утверждены соответствующие муниципальные адресные программы, и предусмотрено их софинансирование из местных бюджетов не менее 2%, а также в 2013 году обеспечат непосредственное освоение бюджетных средств в соответствии с определенными целями, о чем будут представлены отчеты в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, проанализировав действующее законодательство, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Вывод суда мотивирован тем, что субсидии, предоставляемые из краевого бюджета бюджетам конкретных сельских поселений в целях софинансирования их расходных обязательств, не поступают напрямую в бюджет соответствующего сельского поселения, перечень которых определен пунктом 3.2 раздела 3 адресной программы, а на основании оспариваемой нормы предоставляются бюджету муниципального района в Камчатском крае, в состав которого входят указанные поселения, для последующего перечисления средств на программные мероприятия бюджетам поселений в форме иных межбюджетных трансфертов, что противоречит пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае, субсидия предоставляется бюджету муниципального района, не имеющему соответствующих расходных обязательств. При этом муниципальный район как муниципальное образование участником названной адресной программы не является, что исключает возможность получения субсидий в силу ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Предоставление субсидий через "транзитные" бюджеты, как это указывается в апелляционной жалобе, бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Решение суда мотивировано исчерпывающим образом, основано на нормах действующего законодательства, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Камчатского краевого суда от 19 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу губернатора Камчатского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)