Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2008 ПО ДЕЛУ N А12-4888/08-С30

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2008 г. по делу N А12-4888/08-С30


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поморова Н.М.,
при участии в заседании:
Муниципального учреждения "жилищно-коммунального хозяйства Краснооктябрьского района Волгограда" - не явились, извещены надлежащим образом,
от Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "жилищно-коммунального хозяйства Краснооктябрьского района Волгограда" (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "05" мая 2008 года по делу N А12-4888/08-С30, принятое судьей Назаревской В.В.,
по заявлению Муниципального учреждения "жилищно-коммунального хозяйства Краснооктябрьского района Волгограда" (г. Волгоград)
к Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Решением арбитражного суда Волгоградской области от "05" мая 2008 г. в удовлетворении требований Муниципального учреждения "жилищно-коммунального хозяйства Краснооктябрьского района Волгограда" (далее - МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района") об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности отказано в полном объеме.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Государственная жилищная инспекция по Волгоградской области(далее - ГЖИ по Волгоградской области) возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает принятое по делу решение законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 92046 4 о вручении корреспонденции 02.06.2008 года). МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
ГЖИ по Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 92047 1 о вручении корреспонденции 03.06.2008 года). ГЖИ по Волгоградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной 05.03.2008 года ГЖИ по Волгоградской области проверки на основании распоряжения N 126 от 29.02.2008 года в многоквартирных домах, расположенных по пр. Ленина, 81, по ул. Хользунова, 8, муниципальных общежитий по ул. Таращанцев, N 28, N 55, расположенных в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, где выявлены многочисленные нарушения обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (далее Правила), п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 вынесено постановление N 126 от 18.03.2008 г. о привлечении МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" к административной ответственности по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. Установленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в актах проверки от 05.03.2008 г. N 126/1-126/4 и протокол от 126 от 06.03.2008 года об административном правонарушении.
Согласно статье 7.22. нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" с 1998 года осуществляет управление многоквартирными домами в границах Краснооктябрьского района.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как верно указал суд первой инстанции, отношения, связанные с управлением многоквартирными домами, расположенными на территории Красноармейского района, возникли до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что иной способ управления собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по пр. Ленина, 81, по ул. Хользунова, 8, муниципальных общежитий по ул. Таращанцев, N 28, N 55, не избран, все права и обязанности управляющей организации, предусмотренные ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества до выбора способа управления многоквартирными домами возлагаются на Учреждение.
МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" является лицом, ответственным за содержание и ремонт вышеуказанных многоквартирных домов и общежитий и их придомовых территорий, следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с Уставом МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" учреждение осуществляет контроль за внешним состоянием многоквартирных домов, объектов внешнего благоустройства, включая инженерные коммуникации. Согласно пункту 2.2.2. Устава учреждение наделено функциями управляющей организации многоквартирными домами.
С целью выполнения уставных задач, МУ "ЖКХ", действуя как управляющая организация, заключила от имени населения договор на оказание услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 28.07.2004 г. N 1, согласно которому Управляющая компания - МУ "ЖКХ" от имени населения поручает, а Эксплуатирующая организация - ООО "ЖЭК", согласно соглашению от 24.01.2006 года о внесении изменений в договор от 28.07.2004 года N 1, принимает на себя обязательства по оказанию услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий.
В соответствии с п. 2.2 данного договора "Управляющая компания" организовывает выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда, в том числе, муниципальных общежитий N 28, 55 по ул. Таращанцев, многоквартирного дома N 8 по ул. Хользунова и их придомовых территорий.
Согласно договору на оказание услуг для муниципальных нужд по техническому обслуживанию (содержание и текущий ремонт) муниципального жилищного фонда от 01.10.2003 г. N 52, заключенному МУ "ЖКХ" с ООО "Жилье-46", МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", действуя от имени населения, выступает "Заказчиком" услуг по техническому обслуживанию и ремонту жилых домов, указанных в приложении, в том числе, многоквартирного дома N 81 по пр. Ленина.
ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" являются эксплуатирующими организациями, которые не вправе пользоваться и распоряжаться общежитиями и, соответственно, нести дополнительные расходы на проведение мероприятий по его содержанию.
ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" являются подрядными организациями, оказывающими населению Краснооктябрьского района г. Волгограда услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий на основании заключенных с МУ "ЖКХ" договоров, при нарушении обязательств которых эксплуатирующие организации несут ответственность перед МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" г. Волгограда в рамках гражданско-правовых отношений.
Имеющийся договоры МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" с ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" не освобождает МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" от административной ответственности, так как обязанностей с управляющей организации данные соглашения не снимают.
Постановлением Администрации г. Волгограда от 27.01.2006 года N 93 "Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Волгограда", представленная в разделе N V Приложения N 1 к Постановлению оплата услуг управляющей компании по управлению многоквартирным домом с 01.03.2006 года указывается отдельной строкой в адресно-именном едином платежном документе гражданина в размере 0,25 руб. за 1 кв. м, и оплачивается населением г. Волгограда, в том числе населением, проживающим в жилых помещениях вышеуказанных домов в МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района г. Волгограда".
В соответствии с требованиями ст. 162 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями.
В силу п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства от 13 августа 2006 г. N 491) в состав общего имущества включается: внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств; аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей от внешней границы до индивидуальных (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" обязано самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В соответствии с п. 5.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) на организацию, эксплуатирующую жилищный фонд, возлагается обязанность по обеспечению сохранности приборов учета электроэнергии, установленных вне квартир (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах и других общедомовых помещениях).
Согласно п. 2.11.16 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6) замену и проверку расчетных электрических счетчиков, осуществляет собственник (иной владелец) приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.
ООО "ЖЭК", ООО "Жилье-46" не являются ни собственниками, ни балансодержателями муниципального жилищного фонда.
В отношении муниципальных общежитий N 28, 55 по ул. Таращанцев МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района", согласно постановлению администрации г. Волгограда от 19 июля 2006 года N 1579 о разграничении функций наймодателя муниципального жилищного фонда на МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" выполняет функции наймодателя при заключении договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования от имени администрации Волгограда, а также функции по заключению договоров на техническое обслуживание и эксплуатацию муниципального жилищного фонда, в том числе и общежитий.
В силу ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение.
Как верно указал суд первой инстанции МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" является юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт жилых домов расположенных по пр. Ленина, 81, по ул. Хользунова, 8, муниципальных общежитий по ул. Таращанцев, N 28, N 55 и надлежащее их техническое обслуживание.
В соответствии с положениями указанных выше договоров, МУ "ЖКХ" имеет право проводить регулярные проверки качества выполненных услуг в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, установленными требованиями ГОСТ, СниПов, СаНПина, ПБУЭЛ и других нормативных документов, а также контролировать соблюдение сроков их выполнения.
В случае существенного нарушения договора стороной, контрагент вправе обратиться в суд с иском о расторжении договора. При этом факт заключения договора по конкурсу не имеет значения. Такие меры МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" не принимались (ст. 450 ГК РФ).
Из имеющихся в материалах дела доказательств видно, что МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" не были приняты исчерпывающие меры по осуществлению должного контроля за выполнением договорных обязательств ООО "Жилье-46", ООО "ЖЭК", связанных со своевременным устранением неисправностей инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий, техническим содержанием их придомовой территории, состоянием объектов внешнего благоустройства.
Нарушений порядка привлечения МУ "ЖКХ Краснооктябрьского района" к административной ответственности административным органом не допущен, штраф наложен в пределах санкции, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не влекут отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от "05" мая 2008 года по делу N А12-4888/08-С30 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
О.А.ДУБРОВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)