Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N А40-29985/13

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N А40-29985/13


Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Очтовой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2013 г.
по делу N А40-29985/13,
принятое судьей Ведерниковым М.А. (шифр судьи 15-283)
по иску Муниципального унитарного предприятия "Октябрьское Жилищное Управление" (ОГРН 1025003217216, 140060, Московская область, Люберецкий район, г.п. Октябрьский, ул. Комсомольская, д. 5)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, 125167, г. Москва, ул. Ленинградский проспект, д. 41), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании представителей:
истца: Авдеева Е.Н. по доверенности от 08.07.2013 г. N 08,
ответчиков: не явились, не извещены.
установил:

МУП "Октябрьское Жилищное Управление" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации, задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги в сумме 849 700 руб. 19 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 756 руб. 83 коп.
Решением суда от 14.05.2013 года требования МУП "Октябрьское Жилищное Управление" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на непредставление истцом доказательств в подтверждение права собственности ответчика на спорные жилые помещения и обязанности по оплате задолженности.
МУП "Октябрьское Жилищное Управление" представило письменный объяснения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ответчиков, выслушав объяснение представителей истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом, МУП "Октябрьское Жилищное Управление" на основании решения, оформленного протоколом N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 20.11.2010 года, является управляющей компанией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 140060, Московская область, Люберецкий район, г.п.Октябрьский, м-н Восточный, д. 1.
Согласно Приказа Министра обороны Российской Федерации N 242 от 18.03.2010 года "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации" было принято решение о закреплении на праве оперативного управления за ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации недвижимого имущества (425 квартир, общей площадью 25 037,10 кв. м) расположенного по адресу: 140060, Московская область, Люберецкий район, г.п. Октябрьский, м-н Восточный, д. 1.
01.12.2010 года между МУП "Октябрьское Жилищное Управление" (управляющая компания) и ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (балансодержатель) заключен договор управления многоквартирным домом, по условиям которого управляющая компания обязалась организовать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 140060, Московская область, Люберецкий район, г.п. Октябрьский, м-н Восточный, д. 1, установленные в перечнях услуг (приложения N 2, 3), организовать предоставление коммунальных услуг собственнику помещений в данном доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме в соответствии с требованиями в приложении N 3, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с условиями пункта 5.1 договора, цена договора (комплекса услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, отопление, канализование) определяется как сумма платы за содержание и ремонт жилых помещений и платы за коммунальные услуги, выплачиваемые в пользу управляющей компании в период действия договора на следующих условиях: за не переданные собственником по договорам социального найма квартиры, находящиеся в государственной собственности гражданам-нанимателям балансодержатель производит плату в объеме предоставленных услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, отопление, канализование).
На основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Минобороны России" ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации была реорганизована путем присоединения к Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Центральное ТУИО" перед управляющей компанией по оплате коммунальных услуг, а также услуг, оказанных услуг по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации жилого фонда за период с 01.10.2012 года по 28.02.2013 года в сумме 849 700 руб. 19 коп.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа следующего за расчетным месяца, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанность нести расходы по содержанию и ремонту жилого помещения (включающая в себя обязанность по внесению платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике помещений и вытекает из закона.
Сумма задолженности рассчитана истцом согласно площади ответчика, в соответствии с заключенными договорами и утвержденными тарифами.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" субсидиарную ответственность по обязательствам государственного учреждения несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, от имени которого выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета.
Собственником имущества ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является Российская Федерация, имущество учреждения является федеральной собственностью, а органом, осуществляющим полномочия в отношении учреждения, и главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета - Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств исполнения обязательств по оплате оказанных услуг, суд, с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о взыскании документально подтвержденной задолженности, а также процентов в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств о взыскании указанной суммы в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации.
Предъявление требований к основному должнику и субсидиарному должнику не противоречит требованиям Закона.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Согласно ст. 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Само по себе наличие статуса государственного органа не является основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины.
В пункте 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", в редакции Информационного письма от 11.05.2010 года N 139, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что глава 25.3 Кодекса не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса.
В данном случае ответчик не выполнял функции государственного органа, а поэтому оснований для освобождения его от уплаты государственной пошлины не имеется.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2013 г. по делу N А40-29985/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.ЯРЕМЧУК
Судьи
И.Н.БАНИН
Е.А.САЗОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)