Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.04.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2363/2011

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 апреля 2011 г. по делу N 33-2363/2011


Судья: Стойко С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Кисловой Е.А.,
Федотовой Л.Б.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Акбулакского района Оренбургской области на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 04 марта 2011 года по делу по заявлению прокурора Акбулакского района Оренбургской области в интересах муниципального образования "Акбулакский поссовет" Акбулакского района Оренбургской области опризнании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет,
заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., прокурора Толмач А.В., поддержавшего кассационное представление, объяснения представителя Совета депутатов МО Акбулакского поссовета К.Б. (доверенность от 15.03.2011 г.), просившего кассационное представление отклонить, судебная коллегия

установила:

Прокурор Акбулакского района в интересах муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области обратился в суд с иском о признании незаконными действия Совета депутатов, администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области (далее муниципальное образование Акбулакский поссовет) по приобретению и установке приборов учета используемых воды, электрической энергии, тепла.
Указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в ноябре, декабре 2010 года с лицевых счетов муниципального образования Акбулакский поссовет на банковский счет ООО "Ж" перечислено... рублей на приобретение и установку приборов учета используемых воды, электрической энергии, тепла. Перечисление денежных средств осуществлено на основании решения Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет от 29.10.2010 N 13, Постановления главы муниципального образования Акбулакский поссовет 21.12.2009 N 263-р, распоряжений главы муниципального образования Акбулакский поссовет N 148-р от 16.11.2010 года, N 147-р от 15.11.2010 года и N 149-р от 16.11.2010 года.
Прокурор полагает, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечить оснащение многоквартирных домов на территории муниципального образования Акбулакский поссовет приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию должны собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах.
Действия Совета депутатов и администрации муниципального образования Акбулакский поссовет по выделению и перечислению из бюджета муниципального образования субсидий юридическому лицу на приобретение таких приборов учета является незаконным.
Просил признать действия Совета депутатов, администрации муниципального образования Акбулакский поссовет по приобретению и установке приборов учета используемых воды, электрической энергии, тепла, незаконным.
При рассмотрении дела участвующий в деле помощник прокурора Акбулакского района Оренбургской области Дмитриев К.В. уточнил исковые требования.
Просил суд признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области N 13 от 29 октября 2010 года по выделению из бюджета муниципального образования денежных средств на приобретение и установку приборов учета используемых воды, электрической энергии, тепла.
Представитель Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области К.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора Акбулакского района не признала.
Пояснила, что в настоящее время действует областная адресная Программа "Переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета на территории Оренбургской области в 2009-2011 гг.". Данная Программа разработана на основании Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Согласно примечанию к таблице 2 данной Программы объемы финансирования за счет средств местных бюджетов подлежат уточнению при утверждении бюджетов на соответствующий год. Согласно разделу 5 указанной программы "государственный заказчик совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований обеспечивает финансирование мероприятий Программы за счет средств Фонда и местных бюджетов". Муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности.
Решением Акбулакского районного суда Оренбургской области от 04 марта 2011 года заявление прокурора Акбулакского района Оренбургской области оставлено без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор Акбулакского района Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Указал, что в соответствии с жилищным законодательством только собственник обязан нести расходы по содержанию общедомового имущества в многоквартирном доме.
Полагает, что в силу ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ не допускается выделение и перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования Акбулакский поссовет юридическому лицу на цели, не связанные с возмещением затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализаций) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.
Согласно ст. 17 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: утверждения и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещений муниципального жилищного фонда в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Частью 3.2 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что капитальный ремонт многоквартирных домов должен обязательно включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), за исключением случаев, если соответствующий многоквартирный дом оснащен такими приборами учета и узлами управления.
В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ к бюджетным полномочиям муниципальных образований, в частности, относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство входят в систему разделов и подразделов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
К принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся самостоятельность бюджета, сбалансированность бюджета, результативность и эффективность использования бюджетных средств, адресность и целевое использование бюджетных средств.
Принцип самостоятельности бюджета муниципального образования заключается, в том числе, в праве органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (ст. ст. 21, 28 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2009 года N 67-п в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" была утверждена Областная адресная Программа "Переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета на территории Оренбургской области в 2009-2011 гг.".
Согласно примечанию к таблице 2 данной Программы объемы финансирования за счет средств местных бюджетов подлежат уточнению при утверждении бюджетов на соответствующий год.
На основании раздела 5 указанной Программы государственный заказчик совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований обеспечивает финансирование мероприятий Программы за счет средств Фонда и местных бюджетов. Муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы.
Решением Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет от 21 декабря 2010 года N 17 была утверждена муниципальная целевая программа "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Акбулакского поссовета на 2011 год".
29 октября 2010 принято решение Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет за N 13 о внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет от 22 октября 2010 года N 8 "Об утверждении бюджета МО Акбулакский поссовет на 2010 года и плановый период 2011-2012 годов". Приложения N 3,4 изложены в новой редакции. В соответствии с подразделом 05 01 "Жилищное хозяйство" приложения N 4 к решению от 29.10.2010 N 13 увеличены расходы в связи с запланированным приобретением и установкой приборов учета в многоквартирных домах п. Акбулак.
Постановлением главы муниципального образования Акбулакский поссовет 21.12.2009 N 263-р в рамках реализации Областной адресной Программы "Переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета" предусматривается установка 54 общедомовых прибора учета отопления, 54 общедомовых прибора учета холодного водоснабжения и 54 общедомовых прибора учета электроснабжения.
Распоряжением главы муниципального образования Акбулакский поссовет N 148-р от 16.11.2010 года из бюджета МО Акбулакский поссовет выделена и перечислена субсидия на дополнительные работы (приобретение и установку приборов учета в многоквартирных домах) на территории Акбулакского поссовета по разделу 05 01 "Жилищное хозяйство" в сумме... рублей, в том числе на расчетный счет управляющей организации ООО "Ж" -... рублей на приобретение и установку тепловых счетчиков.
Распоряжениями главы МО Акбулакский поссовет N 147-р от 15.11.2010 года и N 149-р от 16.11.2010 года из бюджета МО Акбулакский поссовет выделена и перечислена субсидия на дополнительные работы (приобретение и установку приборов учета в многоквартирных домах) по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Акбулакского поссовета по разделу 05 01 "Жилищное хозяйство" в сумме... рублей и в сумме... рублей, которые перечислены на расчетный счет управляющей организации ООО "Жилсервис" соответственно на приобретение и установку водяных счетчиков и на приобретение и установку электрических счетчиков.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что выделение и перечисление указанных денежных средств из муниципального бюджета муниципального образования Акбулакский поссовет осуществлялось в соответствии с положениями Областной адресной программы и муниципальной целевой программы перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета в 2009-2011 годах, и не противоречит указанным выше нормам закона и положениям Бюджетного кодекса РФ.
С доводами кассационного представления о нарушении ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
Нецелевого использования денежных средств муниципального образования Акбулакский поссовет допущено не было, субсидия ООО "Ж" предоставлена из местного бюджета в целях, связанных с возмещением затрат в связи с выполнением работ по приобретению и установке приборов учета на территории муниципального образования Акбулакский поссовет, что не противоречит ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Субсидия предоставлена из местного бюджета в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В связи с этим суд правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным решения Совета депутатов МО Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области N 13 от 29 октября 2010 года по выделению из бюджета муниципального образования денежных средств на приобретение и установку приборов учета используемых воды, электрической энергии, тепла.
Доводы кассационного представления о возложении законом обязанности по установке и замене приборов учета собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения, поскольку данное обстоятельство не исключает полномочия муниципального образования самостоятельно утверждать, исполнять местный бюджет, определять формы и направления расходования средств бюджета, в том числе по обязательствам в области жилищно-коммунального хозяйства.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 04 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Акбулакского района Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)